Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Светлана Анатольевна Савинкова

Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл festival_idey_metodicheskaya_razarabotka.docx36.01 КБ

Предварительный просмотр:

Фестиваль идей

 «Знакомство обучающихся с религиями»

для учителей ОРКСЭ, ОДНРК

Методическая разработка  урока (виртуальная экскурсия)

 по основам светской этики    

                         

Технологическая карта урока

«Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»

Савинкова Светлана Анатольевна

учитель начальных классов

МАОУ « СОШ № 85»

  Кемерово

Цель урока: формирование мотивации к осознанному отношению к  религии как культурному явлению в жизни человека

Задачи:

          Обучающие:

  • познакомить с понятиями: «пасха», «пасхальные традиции»,   «богослужение», « крестный ход», «пасхальная трапеза»;
  • познакомить с историей возникновения праздника;
  • пробудить  интерес к старинным православным обрядам;
  • формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта.

Развивающие:

  • развивать познавательный интерес к предмету;
  • развивать  коммуникативные навыки и культуру поведения;
  • развивать речь, внимание, мышление, память;
  • развивать творческие способности.

Воспитывающие:    

  •   воспитывать интерес к православной культуре;
  •  воспитывать  уважение к религиозным праздникам.

Планируемые результаты:  

  • смогут сделать выводы о  значимости религиозного праздника для каждого человека.

Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература.

Оборудование: презентация,  выполненная в программе Power  Point «Религиозные праздники. Православная пасха».

  Основные термины и понятия: религия, религиозные праздники, пасха, традиции, богослужение.

 Раздаточный материал: «Путеводитель по виртуальному музею», «Копилка мудрых мыслей», «Собери пословицы».

Технологическая карта урока.

Структура и ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Предметные результаты

УУД

время

1

Организационный момент

Проверяет готовность класса к уроку.

Организуют рабочее место.

Личностные: осознание  причастности к учебной деятельности.

1 мин

2

Актуализация

Введение в тему урока.

Обращает внимание на слайды.

 Предлагает собрать слово «праздник».

Рассматривают рисунки, дают ответы.

 

Анализ иллюстративного материала.

Познавательные : извлечение информации из слайда, построение логическое цепи суждений;

коммуникативные :учет разных мнений;

регулятивные: оценивание выполненных действий.

1 мин

3

Постановка учебной задачи

Предлагает, используя  иллюстрации, сформулировать тему урока.

 Вопрос: «О каком празднике  будем говорить?»

Подводит к точной теме урока, направляет обучающихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе.

Вопрос: «Чем будем заниматься на уроке?»

Формулируют тему урока.

Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить о религиозном празднике православных христиан, узнаем историю возникновения праздника, его обычаи и традиции).

Использование в речи терминов и понятий, связанных с темой урока.

Познавательные: поиск и выделение информации, определение цели и задач урока; регулятивные: выражение своих мыслей с

достаточной полнотой и точностью;

коммуникативные: учет  разных мнений,  использование критериев для обоснования своего суждения;

личностные: осознание ответственности за общее дело.

2 мин

4

Открытие новых знаний (виртуальная экскурсия)

Знакомство обучающихся с религиозным праздником Пасха православных христиан через виртуальную экскурсию. Работа с материалом презентации «Религиозные праздники

Православная Пасха»

(экскурсия по виртуальному музею).

 Зал 

«В гостях у деда Еремея»

(просмотр видеоматериала об истории праздника 01:40)

Дед Еремей расскажет, что означает слово «Пасха», откуда пришел праздник и когда его празднуют православные христиане.

Вопрос: «Что такое Пасха?»

Вопрос: «Откуда пришел праздник?

Вопрос: «Когда празднуют Пасху?»

Зал

 «Пасхальные символы»

Предлагает выполнить

задания по группам «Соберите пословицы».

Вопрос: «Что объединяет все пословицы?».

 Предшествующую неделю перед Пасхой называют Страстной. В течение всей  недели, совершались основные приготовления к празднику.

 Начиная с Чистого четверга,  начинают готовиться к встречи к Пасхе. Убирают дом, красят яйца, пекут куличи.  Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день Пасхи.

Вопрос: « Почему красят яйца  и пекут куличи на Пасху?»

(просмотр сюжета «Это интересно» 01:50)

Вопрос: « Какие еще есть символы Пасхи?»

Осмысливают услышанное и увиденное.

Отвечают на вопросы. 

Составляют пословицы из предложенных слов

Осмысливают услышанное и увиденное.

Отвечают на вопросы.

Формирование первоначальных представлений о религиозных традициях, их роли в культуре и истории

Формирование терминологических знаний.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя,  осуществление поиска необходимой информации в разных источниках;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: учатся слушать и понимать других, обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы;

личностные: развитие чувства преданности и любви к истории религии.

12 мин

5

Физминутка

Предлагает тематическую физминутку.
Стол пасхальный накрываем, (Разводим руками в стороны)
Веткой вербы украшаем. 
(Пальцы «веером»)
Из печи несём куличики, 
(Показ ладошками)
А от курочки — яички. 
(Соединяем большой палец с остальными по очереди)
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы его распишем — будет золотое. 
(Раскрашиваем в воздухе)

Выполняют упражнения по смыслу текста.

1 мин

6

Открытие новых знаний (виртуальная экскурсия)

3 зал

«Пасхальные традиции»

Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу. Священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба.

 (просмотр фрагмента Пасхального богослужения 02:00)

Начиная со Страстного четверга и до самой Страстной субботы все церковные колокола  молчат. Считается, что в это время, когда смерть и тьма торжествуют на земле. Затем начинается Пасха- великий праздник. В колокольне зажигается свет и везде звучит пасхальный звон колоколов, который оповещает о торжестве добра и света.

Прослушайте, как звучит пасхальный звон.

(просмотр видеосюжета 02:20)

По возвращении домой, все садятся за праздничный стол. Начинается пасхальная трапеза.

Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники.

Трапеза начинается с освященных яиц и кулича.

(просмотр видеоматериала о пасхальных традициях  Санкт-Петербурга в 19 веке -выставка в музее хлеба 01:50). Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: Христо́с воскре́се!

Отвечать на них следует:

Вои́стину воскре́се!

 Раньше на Пасху устраивали массовые гуляния.

Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами.

Сюжеты на эту тему можно увидеть в творчестве русских художников, а также на старинных поздравительных открытках.

 (просмотр иллюстраций на тему «Пасхальные забавы

 в светской культуре»)

Вопрос: « Какие существуют пасхальные традиции?»

4 зал

«Пасхальная мастерская»

Делать подарки на Пасху раньше считалось почти обязательным. В день Светлого Христова Воскресения люди обычно ходили в гости, а приходить в чужой дом с пустыми руками было не принято.

В этом вам поможет

«Пасхальная мастерская».

Создайте свой эскиз пасхального яйца.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Выполняют творческую работу.

Формирование первоначальных представлений о религиозных традициях, их роли в культуре и истории

Формирование терминологических знаний.

Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя,  осуществление поиска необходимой информации в разных источниках;

регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу;

коммуникативные: учатся слушать и понимать других, обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы;

личностные: развитие чувства преданности и любви к истории религии.

12мин

7

Первичное закрепление

Наша экскурсия в виртуальный музей подошла к концу. Вы получили информацию об истории возникновения праздника, его символах, традициях.

Заполните свой путеводитель по виртуальному музею,

 используя ключевые фразы из копилки мудрых мыслей.

Прочитайте, что вы узнали о православной Пасхе.

Осмысливают услышанное и увиденное.

Знание, понимание и принятие ценностей.

Познавательные: перерабатывание информации из одной формы в другую;

регулятивные: оценивание своей работы и работы других учащихся;

коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении
личностные:  уважение к традициям.

7мин

8

Рефлексия

Задает вопросы: «Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось?»

Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность.

Регулятивные: оценивание свой работу, умение адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей, содержащие оценочный характер;

коммуникативные :умение точно и полно выражать свои мысли.

личностные : нравственно-этическая оценка.

2 мин

9

Информация на дом

Задания по выбору:

*рисунок или коллаж «Православная Пасха»

*творческая работа «Празднование Пасхи в других странах»

*найти пословицы о Пасхе.

Прослушивают рекомендации по  выполнению задания.

2 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

Цель урока:создание  условий  для понимания  значения  понятий добра и зла.Основные термины и понятия:  добро и зло как  основные  этические понятия....

«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО»  В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...

Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"

Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...

Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс

Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...

«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»

Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....

Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.

Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...

Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»

Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...