Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия) по основам светской этики Технологическая карта урока «Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»
методическая разработка по орксэ (4 класс)
Данная методическая разработка позволяет познакомить обучающихся 4 класса с религиозным праздником Пасха в форме виртуальной экскурсии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
festival_idey_metodicheskaya_razarabotka.docx | 36.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Фестиваль идей
«Знакомство обучающихся с религиями»
для учителей ОРКСЭ, ОДНРК
Методическая разработка урока (виртуальная экскурсия)
по основам светской этики
Технологическая карта урока
«Знакомство обучающихся с религиями через религиозные праздники. Православная пасха»
Савинкова Светлана Анатольевна
учитель начальных классов
МАОУ « СОШ № 85»
Кемерово
Цель урока: формирование мотивации к осознанному отношению к религии как культурному явлению в жизни человека
Задачи:
Обучающие:
- познакомить с понятиями: «пасха», «пасхальные традиции», «богослужение», « крестный ход», «пасхальная трапеза»;
- познакомить с историей возникновения праздника;
- пробудить интерес к старинным православным обрядам;
- формировать умение рассуждать на тему урока с привлечением личного опыта.
Развивающие:
- развивать познавательный интерес к предмету;
- развивать коммуникативные навыки и культуру поведения;
- развивать речь, внимание, мышление, память;
- развивать творческие способности.
Воспитывающие:
- воспитывать интерес к православной культуре;
- воспитывать уважение к религиозным праздникам.
Планируемые результаты:
- смогут сделать выводы о значимости религиозного праздника для каждого человека.
Межпредметные связи: изобразительное искусство, история, литература.
Оборудование: презентация, выполненная в программе Power Point «Религиозные праздники. Православная пасха».
Основные термины и понятия: религия, религиозные праздники, пасха, традиции, богослужение.
Раздаточный материал: «Путеводитель по виртуальному музею», «Копилка мудрых мыслей», «Собери пословицы».
Технологическая карта урока.
Структура и ход урока:
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Предметные результаты | УУД | время |
1 | Организационный момент | Проверяет готовность класса к уроку. | Организуют рабочее место. | Личностные: осознание причастности к учебной деятельности. | 1 мин | |
2 | Актуализация | Введение в тему урока. Обращает внимание на слайды. Предлагает собрать слово «праздник». | Рассматривают рисунки, дают ответы.
| Анализ иллюстративного материала. | Познавательные : извлечение информации из слайда, построение логическое цепи суждений; коммуникативные :учет разных мнений; регулятивные: оценивание выполненных действий. | 1 мин |
3 | Постановка учебной задачи | Предлагает, используя иллюстрации, сформулировать тему урока. Вопрос: «О каком празднике будем говорить?» Подводит к точной теме урока, направляет обучающихся на постановку цели и задач урока, выявление направлений в работе. Вопрос: «Чем будем заниматься на уроке?» | Формулируют тему урока. Ставят цель и задачи урока, планируют деятельность на уроке (будем говорить о религиозном празднике православных христиан, узнаем историю возникновения праздника, его обычаи и традиции). | Использование в речи терминов и понятий, связанных с темой урока. | Познавательные: поиск и выделение информации, определение цели и задач урока; регулятивные: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью; коммуникативные: учет разных мнений, использование критериев для обоснования своего суждения; личностные: осознание ответственности за общее дело. | 2 мин |
4 | Открытие новых знаний (виртуальная экскурсия) | Знакомство обучающихся с религиозным праздником Пасха православных христиан через виртуальную экскурсию. Работа с материалом презентации «Религиозные праздники Православная Пасха» (экскурсия по виртуальному музею). Зал «В гостях у деда Еремея» (просмотр видеоматериала об истории праздника 01:40) Дед Еремей расскажет, что означает слово «Пасха», откуда пришел праздник и когда его празднуют православные христиане. Вопрос: «Что такое Пасха?» Вопрос: «Откуда пришел праздник? Вопрос: «Когда празднуют Пасху?» Зал «Пасхальные символы» Предлагает выполнить задания по группам «Соберите пословицы». Вопрос: «Что объединяет все пословицы?». Предшествующую неделю перед Пасхой называют Страстной. В течение всей недели, совершались основные приготовления к празднику. Начиная с Чистого четверга, начинают готовиться к встречи к Пасхе. Убирают дом, красят яйца, пекут куличи. Пасхальные блюда освящали в церкви обычно накануне праздника или в первый день Пасхи. Вопрос: « Почему красят яйца и пекут куличи на Пасху?» (просмотр сюжета «Это интересно» 01:50) Вопрос: « Какие еще есть символы Пасхи?» | Осмысливают услышанное и увиденное. Отвечают на вопросы. Составляют пословицы из предложенных слов Осмысливают услышанное и увиденное. Отвечают на вопросы. | Формирование первоначальных представлений о религиозных традициях, их роли в культуре и истории Формирование терминологических знаний. | Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, осуществление поиска необходимой информации в разных источниках; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: учатся слушать и понимать других, обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы; личностные: развитие чувства преданности и любви к истории религии. | 12 мин |
5 | Физминутка | Предлагает тематическую физминутку. | Выполняют упражнения по смыслу текста. | 1 мин | ||
6 | Открытие новых знаний (виртуальная экскурсия) | 3 зал «Пасхальные традиции» Пасхальные торжества начинались с крестного хода, когда процессия прихожан во главе со священнослужителями выходила из церкви и обходила ее, а затем возвращалась к церковному порогу. Священник объявлял о Воскресении Христовом, после чего народ возвращался в храм, где продолжалась праздничная служба. (просмотр фрагмента Пасхального богослужения 02:00) Начиная со Страстного четверга и до самой Страстной субботы все церковные колокола молчат. Считается, что в это время, когда смерть и тьма торжествуют на земле. Затем начинается Пасха- великий праздник. В колокольне зажигается свет и везде звучит пасхальный звон колоколов, который оповещает о торжестве добра и света. Прослушайте, как звучит пасхальный звон. (просмотр видеосюжета 02:20) По возвращении домой, все садятся за праздничный стол. Начинается пасхальная трапеза. Пасхальный стол отличался от праздничного великолепием, был вкусным, обильны и очень красивым. У зажиточных хозяев подавали 48 различных блюд по числу дней истекшего поста. В домах зажигали все свечи, лампады, люстры и светильники. Трапеза начинается с освященных яиц и кулича. (просмотр видеоматериала о пасхальных традициях Санкт-Петербурга в 19 веке -выставка в музее хлеба 01:50). Начиная с пасхальной ночи и последующие сорок дней принято «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами: Христо́с воскре́се! Отвечать на них следует: Вои́стину воскре́се! Раньше на Пасху устраивали массовые гуляния. Среди пасхальных развлечений основное место занимали игры с крашеными яйцами. Сюжеты на эту тему можно увидеть в творчестве русских художников, а также на старинных поздравительных открытках. (просмотр иллюстраций на тему «Пасхальные забавы в светской культуре») Вопрос: « Какие существуют пасхальные традиции?» 4 зал «Пасхальная мастерская» Делать подарки на Пасху раньше считалось почти обязательным. В день Светлого Христова Воскресения люди обычно ходили в гости, а приходить в чужой дом с пустыми руками было не принято. В этом вам поможет «Пасхальная мастерская». Создайте свой эскиз пасхального яйца. | Осмысливают услышанное и увиденное. Осмысливают услышанное и увиденное. Осмысливают услышанное и увиденное. Осмысливают услышанное и увиденное. Осмысливают услышанное и увиденное. Осмысливают услышанное и увиденное. Выполняют творческую работу. | Формирование первоначальных представлений о религиозных традициях, их роли в культуре и истории Формирование терминологических знаний. | Познавательные: извлечение необходимой информации из прослушанного объяснения учителя, осуществление поиска необходимой информации в разных источниках; регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; коммуникативные: учатся слушать и понимать других, обмениваются мнениями, строят понятные речевые высказывания, задают вопросы; личностные: развитие чувства преданности и любви к истории религии. | 12мин |
7 | Первичное закрепление | Наша экскурсия в виртуальный музей подошла к концу. Вы получили информацию об истории возникновения праздника, его символах, традициях. Заполните свой путеводитель по виртуальному музею, используя ключевые фразы из копилки мудрых мыслей. Прочитайте, что вы узнали о православной Пасхе. | Осмысливают услышанное и увиденное. | Знание, понимание и принятие ценностей. | Познавательные: перерабатывание информации из одной формы в другую; регулятивные: оценивание своей работы и работы других учащихся; коммуникативные: участвовать в коллективном обсуждении | 7мин |
8 | Рефлексия | Задает вопросы: «Что узнали? Что смогли понять? Что понравилось?» | Отвечают на вопросы, оценивают свою деятельность. | Регулятивные: оценивание свой работу, умение адекватно воспринимать высказывания учителя или товарищей, содержащие оценочный характер; коммуникативные :умение точно и полно выражать свои мысли. личностные : нравственно-этическая оценка. | 2 мин | |
9 | Информация на дом | Задания по выбору: *рисунок или коллаж «Православная Пасха» *творческая работа «Празднование Пасхи в других странах» *найти пословицы о Пасхе. | Прослушивают рекомендации по выполнению задания. | 2 мин |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
Цель урока:создание условий для понимания значения понятий добра и зла.Основные термины и понятия: добро и зло как основные этические понятия....
«Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики» Тема урока: «Добро и зло»
ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА КУРСА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ» МОДУЛЬ «СВЕТСКАЯ ЭТИКА» ПО ТЕМЕ «ДОБРО И ЗЛО» В.И.Манзебур, учитель начальных классовМБОУ «Гимназия №1», г. Ноя...
Курс: Основы религиозных культур и светской этики Модуль: Основы светской этики Тема урока "Этикет"
Урок по теме «Этикет» разработан в рамках курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики») для учащихся 5 класса. Дата проведения: 19.11.2011 г. (вторым уроком). Те...
Предмет «Основы религиозных культур и светской этики». МОДУЛЬ «Основы светской этики» Тема урока: Дружба 4 класс
Современная школа осуществляет решительный поворот к личности школьника, он становится действительно субъектом своего развития, а не средством, с помощью которого педагоги реализуют отчуждённые от дан...
«Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы светской этики», тема урока: «Добро и зло»
Добро и зло! Это особые слова. Что такое добро? И что такое зло? Над этими вопросами люди размышляют на протяжении всей истории....
Урок по Основам религиозных культур и светской этики 4 класс. Модуль: Основы светской этики.Тема урока: Урок ».Добро и зло " Зачетная работа. Урок скорректирован под свой класс из многих конспектов других учителей.
Технологическая карта урока Предмет _ Основы светской этики ________________________ Класс _____4____________________ Базовый учебник ___«Основы светской этики» А. Я.Данелюк____________________...
Урок по курсу «Основы религиозных культур и светской этики». Модуль «Основы светской этики» Тема урока:«Добро и зло»
Вашему вниманию предлагается конспект урока с презентацией по ОРКСЭ в 4-м классе по теме "Добро и зло".Цели урока:1. Обучающая: формирование у детей представления о добре и зле, о хороших, добрых пост...