Методическая разработка по теме: "Человек в религиозных традициях мира»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Канавец Лилия Максютовна

 Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики. Модуль: «Основы мировых религиозных культур». Тема: "Человек в религиозных традициях мира»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Гимназия № 295

Фрунзенского района Санкт-Петербурга

Методическая разработка по предмету

Основы религиозных культур и светской этики

Модуль: «Основы мировых религиозных культур»

Тема: "Человек в религиозных традициях мира»

(4 класс)

Разработчик:

Канавец Л.М.

Санкт-Петербург

2022

Цели урока: усвоение учащимися знаний об основных действиях верующего человека в религиозных традициях мира; развитие у учащихся ценностного отношения к поведению религиозных людей; содействие формированию интереса к изучению мировых культур и религий;

Задачи урока:

  • познакомить учащихся с основными действиями верующего человека в разных религиозных традициях мира;
  • познакомить учащихся с ключевыми понятиями урока.
  • сравнить различные религиозные традиции: определять схожесть и различие.
  • развивать умение устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей.

Планируемые результаты:

предметныезнать содержание понятий молитва, таинство, намаз, мантра;  рассказывать о причинах появления зла и возможностях его преодоления в контексте традиций буддизма, христианства, ислама, иудаизма;

метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; определять учебные задачи на последующие уроки;  читать и осмысливать содержание прочитанного текста, соотносить его с личным опытом; использовать ключевые понятия урока в собственной устной и письменной речи; совершенствовать навыки коммуникации и умение работать в группе.

личностныес уважением относиться к религиозным ритуалам; понимать важную роль религиозных таинств для верующего человека.

Основные средства наглядности: иллюстрации из учебника и электронного приложения.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Ни минуты не теряем

И урок наш начинаем.

Если будем мы активны,

будем думать, рассуждать,

Много сможем мы узнать.

  1. Актуализация знаний.

- Ребята, о чём мы говорили на прошлом уроке? (О добре и зле)
- Что такое «грех»? Как можно восстановить разорванную связь с Богом?
(«промах», «ошибка». Человеку нужно искренне раскаяться.)
- Просить прощения и раскаяться – это одно и то же?
(обсуждение)

  1. Обсуждение с учащимися темы урока. Постановка цели и задач урока.

Посмотрите на экран (слайд №2).

- Что вы можете сказать об этих людях? Выскажите предположение, что они совершают? (Совершают какой-то обряд. Молятся)

- Что у них общего? (Жесты, поза)

- Как вы думаете, зачем они это делают? (Испытывают потребность)

- (слайд №3)

Дети, прочитайте, пожалуйста, тему нашего урока. (Человек в религиозных традициях мира).

- Как вы понимаете тему урока? Как вы думаете, что такое религиозная традиция? Прочитайте в учебнике, о чём предстоит узнать на этом уроке и с какими основными понятиями познакомиться. Все ли слова вам понятны?

- О чем нам предстоит узнать на уроке? (узнать, что делают люди, принадлежащие к разным религиозным традициям,  для общения с Богом).

- Вы сформулировали цель нашего урока.

  1. Изучение нового материала.

- Мы говорили, что религия – это связь человека и Бога. Одним из центральных действий верующего человека является молитва.

- Термин «молитва» имеет много значений: это установленный текст, читаемый при обращении к Богу, к святым, это важная часть духовной жизни верующего человека, его связь с Богом, личная или же в сообществе других верующих.

Давайте составим план текста урока. В этом нам поможет учебник, страница 28. (слайд №4) Перед вами план с нарушенной последовательностью частей. Внимание, задание: опираясь на учебник, восстановите правильную последовательность:

· молитва в жизни христиан;

· формы служения Богу в исламе;

· таинства христианской церкви;

· хранение завета с Богом — главное религиозное предназначение иудейского народа;

· молитва в жизни буддистов;

· молитва — главное действие верующего человека.

Работа с материалами электронного приложения («Интерактивные модели», «Человек в религиях мира»). Задание для учащихся: рассмотреть иллюстрации и прочитать текст к каждой иллюстрации; постараться понять, в чём суть общения человека с Богом в каждой из религий.

Работа с иллюстративным рядом. Задание для учащихся: рассмотреть иллюстрации в учебнике, на которых изображены молящиеся люди.

- Есть ли разница в том, как молятся представители разных религий? А что общего во всех изображённых ситуациях?»

Заключительный (оценочно-рефлексивный) 1. Самоконтроль (фронтальный, индивидуальный, групповой — в зависимости от количества компьютеров в классе) и самооценка. Работа с тренажёром электронного приложения (урок 11). Если класс не оснащён компьютерами, можно распечатать тест. Обсуждение результатов самоконтроля и самооценки. 2. Беседа с учащимися. Учитель задаёт вопросы, предлагает задание: · Какие ответы на вопрос о том, как общаются люди с Богом, вы нашли в учебнике? · Сравните представления разных народов. Есть ли в них что-то общее? Есть ли различия?


Обобщение.

- Жизнь каждого человека,  культура каждого народа – большая ценность. Религиозные традиции основаны на вечных ценностях, таких, как добро, честь, справедливость, милосердие. Мы все разные, но мы вместе живем, трудимся, учимся, гордимся своей Родиной.

  1. Рефлексия.

- Дорогие ребята, вот и заканчивается наш урок.

- Продолжите фразу:

Сегодня я узнал...

Меня удивило…

Мне захотелось …

Я могу поделиться знаниями с …

- Пусть в вашей памяти останется наш урок, в вашем сердце живет доброта. Уважайте друг друга.

  1. Домашнее задание: рассказать членам семьи о том, что узнали на уроке.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка по предмету Основы религиозных культур и светской этики Модуль: «Основы мировых религиозных культур» Тема: "Человек в религиозных традициях мира» (4 класс) Государственное бюджетное образовательное учреждение Гимназия № 295 Фрунзенского района Санкт-Петербурга Разработчик: Канавец Л.М. Санкт-Петербург 2022

Слайд 4

Молитва – это важная часть духовной жизни верующего человека, его связь с Богом, личная или же в сообществе других верующих .

Слайд 5

молитва в жизни христиан; формы служения Богу в исламе; таинства христианской церкви; хранение завета с Богом — главное религиозное предназначение иудейского народа; молитва в жизни буддистов; молитва — главное действие верующего человека. План


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Человек в религиозных традициях мира

Презентация к уроку РКСЭ модуля Основы мировых религиозных культур...

Конспект урока по теме "Человек в религиозных традициях мира".

Виды деятельности на уроке - беседа, комментированное чтение, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, подготовка рассказа.Основные термины и понятия урока - молитва, таин...

Человек в религиозных традициях мира. 4 класс.

Презентация предназначена для урока по ОРКСЭ в 4 классе по теме "Человек в религиозных традициях мира"....

Конспект по предмету "Основы мировых религиозных культур", тема: "Человек в религиозных традициях мира"

Данный конспект является зачётной работой курса повышения квалификации "Научно-методические основы преподавания модуля "Основы мировых религиозных культур" комплексного курса ОРКСЭ"...