Христианская семья. Основы православной культуры
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Данилычева Светлана Евгеньевна

Урок по Основам православной культуры - одного из модулей ОРКС. Цель урока - привить интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сформулировать общие для всех людей семейные ценности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОРКСЭ

Ф.И.О.учителя Данилычева Светлана Евгеньевна

Образовательное учреждение ГБОУ школа № 492

Класс 4

УМК Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Кураев А.В.

Модуль: Основы православной культуры

Раздел: 

Тема урока: «Христианская семья»

Тип урока: урок формирования новых знаний

Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска;

компьютер для воспроизведения с электронного носителя; презентация, карточки с заданиями.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*

беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация), работа с учебником, работа с карточками с заданиями.

Тема урока

Цель урока

Личностная

Метапредметные

Предметные

Любовь как основа семьи; ответственности членов семьи друг за друга; смысл фразы «носите бремена друг друга. Развитие понятия, о том, какие качества необходимы людям для создания надежной семьи (любовь, решимость пожертвовать собой ради любимого человека, верность)

Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сформулировать общие для всех людей семейные ценности.

Дать общие понятия: семья, таинство венчания, муж и жена, дети; важность семейных традиций в православном понимании и историческом процессе

  Конспект урока  

Основные этапы организации учебной деятельности

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся (в виде УУД)

Личностная

Познавательная

Коммуникативная

Регулятивная

  1. Организационный этап 1-2 мин.

- Тема нашего урока «Христианская семья». Ответим на вопросы, что такое «семья»; «христианская семья»; узнаем о традициях и обычаях православной семьи.

  1. Актуализация знаний 4-5 мин

Определить, что ученики знают по теме, которую только предстоит пройти:

-Постарайтесь сформулировать самостоятельно понятие «СЕМЬЯ».

- Что это для тебя? …для тебя?

Каждый ученик опирается на свой индивидуальный опыт при ответе

Т.е. сейчас мы даем толкование, - как на уроках русского языка, определяем ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение слова «СЕМЬЯ»

Обмен мнениями: Что же такое «СЕМЬЯ»?

Один ученик высказывается. Другие его слушают, соглашаются или не соглашаются, дополняют

- Найдем то общее, что прозвучало в ответах каждого из учеников

  1. Постановка цели 4-5 мин.

Дать понятие о христианской семье

- Что же является ключевыми принципами христианского взгляда на семью?

- Из Библии мы знаем, что семья — это не человеческое изобретение, но созданный Богом союз. Это его воля для человечества. Когда Бог создал Адама и Еву и соединил их в святом брачном союзе, - дал им назначение плодиться и размножаться по всей земле.

Слайд 2

Так он создал первую семью и первый домашний очаг. Семейные отношения требуют ежедневного труда, любви и подчинения друг другу (послушанию).

Эти качества и противопоставлены корню человеческих несчастий – самоволию и непослушанию.

Актуализировать и расширить у учащихся понятия: семья, таинство венчания, муж и жена, дети; важность семейных традиций в православном понимании и историческом процессе.

Формирование духовных ценностей: любовь как основа семьи; ответственность членов семьи друг за друга; смысл фразы «носите бремена друг друга»

Сформировать у учащихся представление о качествах, необходимых людям для создания надежной семьи (любовь, решимость пожертвовать собой ради любимого человека, верность)

  1. Получение новых знаний 7-8 мин

- На чем базируются отношения в христианской семье? - Отношения в семье базируются на Писании.

"И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек". Мужчина и женщина составили вместе человека.

Бог знал неполноценность Адама в его одиночестве. Он сказал: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Так была сотворена Ева из ребра Адама. Она была предназначена создателем для Адама. Он привел ее к Адаму и благословил их, и они стали одной плотью».

Слайд 3

Слова, написанные в Евангелии по Матфею: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Брак - это связь на всю жизнь, только смерть может разлучить.

Движущей силой двух сердец, которые заключают союз, должна быть любовь.

Слайд 4

Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорил:

"Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее...

Слайд 5

"…Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа" (из послания к Ефесянам).

Слайд 6

Существует выражение «Браки заключаются на небесах!» - Как вы его понимаете?

Венчание – богослужение, во время которого совершается таинство брака, церковный обряд бракосочетания. Таинство Венчания — это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена — как Церковь, обрученная Спасителю.

Слайд 7

- Поработаем с Толковыми словарями (Ожегова, Даля, Ушакова)

Ученики 1 ряда ищут толкование слова «ВЕНЧАНИЕ»

Ученики 2 ряда ищут толкование слова «ОБРУЧЕНИЕ»

Ученики 3 ряда ищут толкование слова «ВЕНЕЦ»

Обратим внимание, что «венец» - слово многозначное.

Учащиеся смотрят презентацию и слушают комментарии учителя

Умение работать с толковыми словарями, искать и анализировать информацию

Расширить и обогатить свой лексический запас

  1. Реализация полученных знаний 7-8 мин.

- «Венец» во время венчания возлагают на головы жениха и невесты? Символом чего он является?

- Материал учебника на с. 129 поможет вам ответить на вопрос.

«Брак есть таинство любви» - говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним».

Задание: найти и зачитать, как в учебнике раскрывается смысл венчания и значение «венцов» (1. Молодожены: Князь-княгина – самые почитаемые люди. 2. Хор поёт молитву о «мученическом венце» Христа. Молодожены должны быть готовы все претерпеть во имя семьи «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов»)

Умение сопоставить материал из словаря с материалом из учебника, обобщить и резюмировать информацию

  1. Первичное закрепление 4-5 мин.

Работа с материалом учебника. Раздел «Это интересно»

Задание: прочитать Библейскую историю.

-Как вы поняли, почему имя Хама стало нарицательным? - Какое поведение называют хамским?

Ученики работают с текстом Библейской истории (учебник стр. 130)

Рассуждение на тему: «Как члены семьи должны относиться друг к другу?»

Ученики учатся слушать друг друга, дополнять ответы, делать вывод из своих рассуждений

  1. Самостоятельная работа 4-5 мин

Каждый ученик получает карточку (печатный лист) с заданиями. Заданий пять: изложены в виде схем, ребусов. Носят игровой и творческий характер. (Приложение 1)

При выполнении каждый ученик обращается к своему личному опыту

Ученик работает самостоятельно: вставляет, сравнивает, проводит логические связи, исключает, дополняет

Обсуждение: кто как выполнил задание

  1. Включение нового материала в систему знаний 5-7 мин.

Христианская семья чтит православные традиции.

- Расскажите, какие традиции есть в вашей семье?

- Как в вашей семье относятся к пожилым членам семьи?

-Какие праздники принято отмечать в вашей семье?

Многие семейные праздники – это праздники православные.

- Приведите примеры. (Рождество, Пасха, др.)

- Какие христианские таинства, помимо венчания, вы уже знаете из предыдущих наших уроков? (таинство Причастия, таинство Крещения)

8 июля в России празднуются День семьи, любви и верности.

Дом. задание: к следующему уроку подготовить рассказ об истории этого праздника; о покровителях супружеской жизни  - святых Петре и Февронии.

  1. Рефлексия 3-4 мин.

- Расскажите, что нового узнали на этом уроке?

- Что показалось сложным или спорным?

- Какие вопросы остались после занятия, которые еще хотелось бы обсудить с одноклассниками? друзьями? родителями?

Планируемые результаты:

Личностные УУД: придут к необходимости осмысления и принятия христианских семейных ценностей; задумаются над понятиями «тактичность» и «хамство»; попробуют примерить на себя социальные роли; выстроят пример межличностных отношений в семье.

Регулятивные УУД: усовершенствуют умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения заданий; попробуют соотнести свой личный опыт и знания о семье с идеалами христианской семьи

Познавательные УУД: дадут толкование общим понятиям: семья, муж и жена, дети; узнают, что такое «венчание»

Коммуникативные УУД: продолжат совершенствовать навык осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами

Предметные УУД: расширят знания о семейных ценностях и традициях, получат опыт творческой деятельности, ценностные установки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"

Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс

Урок  курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...