Христианская семья. Основы православной культуры
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Урок по Основам православной культуры - одного из модулей ОРКС. Цель урока - привить интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сформулировать общие для всех людей семейные ценности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 83.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект урока по ОРКСЭ
Ф.И.О.учителя Данилычева Светлана Евгеньевна
Образовательное учреждение ГБОУ школа № 492
Класс 4
УМК Учебник «Основы православной культуры» 4 класс Кураев А.В.
Модуль: Основы православной культуры
Раздел:
Тема урока: «Христианская семья»
Тип урока: урок формирования новых знаний
Оборудование: Мультимедийный проектор, интерактивная доска;
компьютер для воспроизведения с электронного носителя; презентация, карточки с заданиями.
Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения*
беседа, выборочное комментированное чтение, работа в группах, работа с иллюстративным материалом (презентация), работа с учебником, работа с карточками с заданиями.
Тема урока | |||
Цель урока | |||
Личностная | Метапредметные | Предметные | |
Любовь как основа семьи; ответственности членов семьи друг за друга; смысл фразы «носите бремена друг друга. Развитие понятия, о том, какие качества необходимы людям для создания надежной семьи (любовь, решимость пожертвовать собой ради любимого человека, верность) | Прививать интерес к культуре и истории своего народа, родной страны; сформулировать общие для всех людей семейные ценности. | Дать общие понятия: семья, таинство венчания, муж и жена, дети; важность семейных традиций в православном понимании и историческом процессе |
Конспект урока
Основные этапы организации учебной деятельности | Содержание педагогического взаимодействия | ||||
Деятельность учителя | Деятельность обучающихся (в виде УУД) | ||||
Личностная | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | ||
| - Тема нашего урока «Христианская семья». Ответим на вопросы, что такое «семья»; «христианская семья»; узнаем о традициях и обычаях православной семьи. | ||||
| Определить, что ученики знают по теме, которую только предстоит пройти: -Постарайтесь сформулировать самостоятельно понятие «СЕМЬЯ». - Что это для тебя? …для тебя? | Каждый ученик опирается на свой индивидуальный опыт при ответе | Т.е. сейчас мы даем толкование, - как на уроках русского языка, определяем ЛЕКСИЧЕСКОЕ значение слова «СЕМЬЯ» | Обмен мнениями: Что же такое «СЕМЬЯ»? Один ученик высказывается. Другие его слушают, соглашаются или не соглашаются, дополняют | - Найдем то общее, что прозвучало в ответах каждого из учеников |
Дать понятие о христианской семье | - Что же является ключевыми принципами христианского взгляда на семью? - Из Библии мы знаем, что семья — это не человеческое изобретение, но созданный Богом союз. Это его воля для человечества. Когда Бог создал Адама и Еву и соединил их в святом брачном союзе, - дал им назначение плодиться и размножаться по всей земле. Слайд 2 Так он создал первую семью и первый домашний очаг. Семейные отношения требуют ежедневного труда, любви и подчинения друг другу (послушанию). Эти качества и противопоставлены корню человеческих несчастий – самоволию и непослушанию. | Актуализировать и расширить у учащихся понятия: семья, таинство венчания, муж и жена, дети; важность семейных традиций в православном понимании и историческом процессе. | Формирование духовных ценностей: любовь как основа семьи; ответственность членов семьи друг за друга; смысл фразы «носите бремена друг друга» | Сформировать у учащихся представление о качествах, необходимых людям для создания надежной семьи (любовь, решимость пожертвовать собой ради любимого человека, верность) | |
| - На чем базируются отношения в христианской семье? - Отношения в семье базируются на Писании. "И сотворил Бог человека... мужчину и женщину сотворил их, и благословил их, и нарек им имя: человек". Мужчина и женщина составили вместе человека. Бог знал неполноценность Адама в его одиночестве. Он сказал: "Не хорошо быть человеку одному; сотворим ему помощника, соответственного ему". Так была сотворена Ева из ребра Адама. Она была предназначена создателем для Адама. Он привел ее к Адаму и благословил их, и они стали одной плотью». Слайд 3 Слова, написанные в Евангелии по Матфею: "Что Бог сочетал, того человек да не разлучает". Брак - это связь на всю жизнь, только смерть может разлучить. Движущей силой двух сердец, которые заключают союз, должна быть любовь. Слайд 4 Апостол Павел в Послании к Ефесянам говорил: "Жены, повинуйтесь своим мужьям, как Господу, потому что муж есть глава жены, как и Христос глава Церкви, и Он же Спаситель тела; но, как Церковь повинуется Христу, так и жены своим мужьям во всем. Мужья, любите своих жен, как и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее... Слайд 5 "…Так должны мужья любить своих жен, как свои тела: любящий свою жену любит самого себя. Ибо никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь... Так каждый из вас да любит свою жену, как самого себя; а жена да боится (своего) мужа" (из послания к Ефесянам). Слайд 6 Существует выражение «Браки заключаются на небесах!» - Как вы его понимаете? Венчание – богослужение, во время которого совершается таинство брака, церковный обряд бракосочетания. Таинство Венчания — это призывание благословения Божия на семью, приглашение Его быть частью этой семьи или, вернее, чтобы семья стала частичкой Господа. Не зря семью в этом отношении называют малой церковью, где глава семьи как священник, символизирующий Христа, а жена — как Церковь, обрученная Спасителю. Слайд 7 - Поработаем с Толковыми словарями (Ожегова, Даля, Ушакова) Ученики 1 ряда ищут толкование слова «ВЕНЧАНИЕ» Ученики 2 ряда ищут толкование слова «ОБРУЧЕНИЕ» Ученики 3 ряда ищут толкование слова «ВЕНЕЦ» Обратим внимание, что «венец» - слово многозначное. | Учащиеся смотрят презентацию и слушают комментарии учителя Умение работать с толковыми словарями, искать и анализировать информацию | Расширить и обогатить свой лексический запас | ||
| - «Венец» во время венчания возлагают на головы жениха и невесты? Символом чего он является? - Материал учебника на с. 129 поможет вам ответить на вопрос. «Брак есть таинство любви» - говорит святитель Иоанн Златоуст и поясняет, что брак является таинством уже потому, что он превышает границы нашего разума, ибо в нем два становятся одним». | Задание: найти и зачитать, как в учебнике раскрывается смысл венчания и значение «венцов» (1. Молодожены: Князь-княгина – самые почитаемые люди. 2. Хор поёт молитву о «мученическом венце» Христа. Молодожены должны быть готовы все претерпеть во имя семьи «Носите бремена друг друга, и таким образом исполните закон Христов») | Умение сопоставить материал из словаря с материалом из учебника, обобщить и резюмировать информацию | ||
| Работа с материалом учебника. Раздел «Это интересно» | Задание: прочитать Библейскую историю. -Как вы поняли, почему имя Хама стало нарицательным? - Какое поведение называют хамским? | Ученики работают с текстом Библейской истории (учебник стр. 130) Рассуждение на тему: «Как члены семьи должны относиться друг к другу?» | Ученики учатся слушать друг друга, дополнять ответы, делать вывод из своих рассуждений | |
| Каждый ученик получает карточку (печатный лист) с заданиями. Заданий пять: изложены в виде схем, ребусов. Носят игровой и творческий характер. (Приложение 1) | При выполнении каждый ученик обращается к своему личному опыту | Ученик работает самостоятельно: вставляет, сравнивает, проводит логические связи, исключает, дополняет | Обсуждение: кто как выполнил задание | |
| Христианская семья чтит православные традиции. - Расскажите, какие традиции есть в вашей семье? - Как в вашей семье относятся к пожилым членам семьи? -Какие праздники принято отмечать в вашей семье? Многие семейные праздники – это праздники православные. - Приведите примеры. (Рождество, Пасха, др.) - Какие христианские таинства, помимо венчания, вы уже знаете из предыдущих наших уроков? (таинство Причастия, таинство Крещения) 8 июля в России празднуются День семьи, любви и верности. Дом. задание: к следующему уроку подготовить рассказ об истории этого праздника; о покровителях супружеской жизни - святых Петре и Февронии. | ||||
| - Расскажите, что нового узнали на этом уроке? - Что показалось сложным или спорным? - Какие вопросы остались после занятия, которые еще хотелось бы обсудить с одноклассниками? друзьями? родителями? |
Планируемые результаты:
Личностные УУД: придут к необходимости осмысления и принятия христианских семейных ценностей; задумаются над понятиями «тактичность» и «хамство»; попробуют примерить на себя социальные роли; выстроят пример межличностных отношений в семье.
Регулятивные УУД: усовершенствуют умение осуществлять поиск необходимой информации в учебнике для выполнения заданий; попробуют соотнести свой личный опыт и знания о семье с идеалами христианской семьи
Познавательные УУД: дадут толкование общим понятиям: семья, муж и жена, дети; узнают, что такое «венчание»
Коммуникативные УУД: продолжат совершенствовать навык осознанного построения речевых высказываний в соответствии с коммуникативными задачами
Предметные УУД: расширят знания о семейных ценностях и традициях, получат опыт творческой деятельности, ценностные установки
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
"Христианская семья" урок №27. Курс ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры"
Дать понятие о христианском понимании семьи, познакомить со смыслом обряда "Венчание", особенностями семейных традиций....
Реферат по курсу основы православной культуры на тему : «Портрет христианской семьи»
Итоговая работа на курсах по ОПК...

Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" ,4 класс
Урок курса «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры») "Христианская семья" Цель: формировать у учащихся представ...