Роль женщины в Православии
статья по орксэ (4 класс)

Межуева Татьяна Анатольевна

Дисциплина 

 

«Основы религиозных культур и светской этики»

 

Эссе на тему

 

Женщина в православной церкви

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 547 г.Санкт-Петербург

  Межуева Татьяна Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение
    1. Женщина в христианстве.
    2. Об отношении Иисуса Христа к женщинам

2. Женщины в церковной жизни Древней Руси. 

2.1 «Женская тема» в росписи

 

2.2.Роль женщины в управлении церкви

3.  Заключение

4. Список использованных источников

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_zhenshchina_v_pravoslavnoy_tserkvi_.doc76.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное образовательное учреждение

Средняя общеобразовательная школа №547

 г. Санкт-Петербург

                                            Дисциплина

«Основы религиозных культур и светской этики»

Эссе на тему

Женщина в православной церкви

Выполнил учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ № 547 г.Санкт-Петербург

  Межуева Татьяна Анатольевна

Санкт-Петербург 2023

ОГЛАВЛЕНИЕ:

  1. Введение
  1. Женщина в христианстве.
  2. Об отношении Иисуса Христа к женщинам

2. Женщины в церковной жизни Древней Руси. 

2.1 «Женская тема» в росписи

2.2.Роль женщины в управлении церкви

3.  Заключение

4. Список использованных источников

  1. Введение

С давних пор существовало убеждение, что женщина по природе своей слабее и ниже мужчины и потому всегда должна находиться у него в подчинении. Это подчинение женщины, соединенное большею частью с ее угнетением и страданиями, вызвало, особенно в последнее время, множество защитников ее самостоятельности и независимости. Теперь стали доказывать, иногда даже в ущерб самобытности женской природы, что женщина во всех отношениях равна мужчине и потому существовавшее доселе подчинение ее должно быть уничтожено как остаток времен варварства.

  1. Женщина в христианстве.

В христианстве отношение к женщинам основано на Библии, в большей степени на Новом Завете как сугубо христианской части Библии. Что конкретно говорит о статусе женщин священная книга христиан?

В христианстве женщина и мужчина духовно равны, об этом пишет апостол Павел в "Послании к Галатам":

"Нет больше ни иудея, ни грека, ни раба, ни свободного, ни мужчины и ни женщины, вы все одно в Христе Иисусе!"

Послание к Галатам 3:28

В истории церкви было много святых женщин, которых почитают до сих пор. В Библии есть женщины, которые выше по значимости, чем мужчины.

Образ Девы Марии является вторым по значимости в христианстве после Иисуса Христа. В католицизме ее зачатие считают таким же непорочным, как зачатие Иисуса. Первыми, кто увидел Иисуса после воскресения, были женщины. Также они были с ним до конца во время распятия. Однако статус женщины в Новом Завете, при всей ее значимости, не равен мужчине.

Вот что сказано в новозаветной книге апостола Павла "Первое послание к Коринфянам":

"Если они хотят что-либо узнать, то могут спросить об этом дома у своих мужей, потому что в церкви женщине говорить неприлично."

1-е послание к Коринфянам 14:35

В отрывке выше показана одна из форм повиновения женщины мужчине, при которой женщина не должна задавать вопросы в церкви, вместо этого ей велено молчать. Спрашивать ей позволено уже после службы дома у мужа.

В другом послании апостола Павла, которое он направил ученику Тимофею, прямо утверждается, что женщина должна молчать и быть покорна мужчине:

"Пусть женщины учатся тихо, в полной покорности. Я не позволяю женщине учить или же руководить мужчиной; ей следует молчать. Ведь первым был сотворен Адам, а потом Ева, и обманут был не Адам, а женщина, именно она поддалась лжи и совершила грех."

1-е Тимофею 2:11-14

Так, женщине снова велено молчать, если такова воля мужчины, и совсем запрещено иметь власть над мужчиной.

Апостол Павел также пишет, что мужчина должен быть главнее женщины по отношению к Богу. Павел упоминает онтологическое преимущество мужчины над женщиной, ибо он сотворен первым. Мужчина самодостаточен, а женщина создана для мужчины:

"Я хочу, чтобы вы знали, что глава каждого мужчины – Христос, глава женщины – ее муж, а глава Христа – Бог... Мужчина , молясь, не должен покрывать свою голову, так как он является образом Божьим и Его славой. Женщина же является славой мужа. Не мужчина произошел от женщины, а женщина – от мужчины. Не мужчина был создан для женщины, а женщина – для мужчины."

1-е послание Коринфянам 11:2-9

В "Первом соборном послании Петра", которое христиане приписывают апостолу Петру, главному из 12 апостолов Иисуса, сказано:

"Также и вы, жены, будьте послушны мужьям, чтобы, если те и не повинуются слову, были бы без слова покорены Богу поведением своих жен, видя вашу чистую и богобоязненную жизнь."

1-е послание Петра 3:1-2

Таким образом, все отрывки Нового Завета, связанные с положением женщины в обществе, указывают, что женщина должна быть покорна мужчине, не должна руководить им, и должна молчать, если того потребует муж. Объясняется данное положение женщин происхождением и поступками самой первой женщины - Евы.

1.2. Об отношении Иисуса Христа к женщинам

Некоторые ученые, изучая Библию, пришли к выводу, что отношение Иисуса к женщинам было опережающим своё время.

Во времена Иисуса религиозные руководители считали, что общение с женщинами является соблазном для противоположного пола. Так как в те времена женщин считали источником искушений, им было запрещено разговаривать с мужчинами на людях. К тому же они не выходили из дома без покрывала. И самое интересное, Иисус не считал женщину только объектом для удовлетворения сексуальных желаний.
А Иисус советовал мужчинам контролировать себя: 
"Говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем"( Матфея 5:28).
Проще говоря, он побуждал мужчин видеть женщин не только, как сексуальный объект, но и находить в них интересных собеседниц.

Раввины (религиозные лидеры того времени) учили, что неверной может быть только жена. О прелюбодеянии со стороны мужа даже не допускалось мысли. Иисус же поднял статус женщин и их достоинство, сказав, что женщин нужно уважать.

И к тому же указал мужьям, что они должны соблюдать нравственные правила, как и жены.
Иисус сказал: "Кто разведется с женою своею и женится на другой, тот прелюбодействует от нее"(Марка10:11).

Иисус поручил засвидетельствовать своё воскресение именно женщинам. Воскресший Христос сначала явился женщинам, показав этим, что они достойны первыми рассказать людям о таком чуде

  1. Женщины в церковной жизни Древней Руси. 

В христианизации Древней Руси женщинам принадлежит особая роль. Княгиня Ольга, принявшая христианство, получила в традиции звание «равноапостольной». Современные исследователи, чтобы объяснить противоречие русских и византийских источников в рассказе о поездке Ольги в Царьград, предполагают две поездки Ольги в Константинополь. Положение вдовы давало ей полноту прав. Как свидетельствуют источники, Ольга пыталась организовать устройство Церкви и обращалась к императору Оттону с просьбой о епископе. Вместе с Ольгой крестились женщины из ее окружения, сопровождавшие ее в Константинополь. Археологические раскопки около Десятинной церкви открывают целый ряд захоронений с христианской символикой, причем сюда относятся и женские гробницы высшего слоя. Вообще археологи говорят об «абсолютном преобладании христианских символов в женских погребениях Х в…» и даже о «феминистическом начале христианизации» .

При установлении праздника русским святым в 1547 г. «первая предтеча к Богу от русских родов богомудрая великая княгиня Ольга» (как величает ее Степенная книга) заняла первое место.

2.1 «Женская тема» в росписи

Особо следует выделить неисследованную «женскую тему» в росписи храма Святой Софии в Киеве. Помимо хорошо известного и доминирующего в системе изображения Богородицы над алтарем, обращает на себя внимание значительное количество преподобных жен на столпах (в более поздний период на этих местах изображались, как правило, воины). Н. Н. Никитенко доказывает связь возведения храма Софии Киевской с вел. кн. Владимиром и его супругой Анной, которой принадлежит исключительная роль в крещении Руси, и усматривает «прославление ее (т. е. Анны) в западной (женской) части собора» . Среди однофигурных фресок св. Софии отмечают изображения св. Елены, матери императора Константина, мученицы Анны (в приделе Иакима и Анны и в центральном нефе), равноапостольной Марии Магдалины , св. великомученицы Ирины. В Георгиевском приделе находятся изображения четырех мучениц Софии, Веры, Надежды и Любови.

2.2.Роль женщины в управлении церкви

Возможно, на Руси княгини участвовали в назначении епископов. Под 1090 г. летопись сообщает о том, что Янка, дочь Всеволода, принявшая уже монашеский постриг, «ходила в Греки» и привела митрополита Иоанна Скопца . Как считал М. Д. Приселков, княгиня выполняла поручение своего отца, князя Всеволода, у которого возник конфликт с митрополитом из-за брака его дочери Евпраксии с Генрихом IV. Другой пример не оставляет сомнений в том, что княгини могли действовать и по собственной воле. В Киево-Печерском патерике, в послании епископа Владимирского и Суздальского к Поликарпу, говорится о письме княгини к епископу: «Пишет же ми княгиня Ростиславляя Верхуслава, хотя тя поставити епископом или Новуграду на Онтониево место, или Смоленску на Лазарево место, или Юрьеву на Алексеево место. «Аще ми и 1000 сребра, – рекше, – истеряти тебе деля и Поликарпа деля». У епископа возражение вызывает не сама постановка вопроса: определение княгиней кандидата и обещание денег (что вполне подходит под понимание симонии), а недостойность того кандидата, кого она предлагает в епископы: «И рех ей: «Дщи моя Анастасие. Дело не богоугодно хощеши сътворити. Аще бы прибыл в монастыри неисходно, с чистою совестию… не токмо бы во святительскую одежду оболчен… достоин бы был» . Анастасия-Верхуслава была дочерью Владимиро-Суздальского князя Всеволода Юрьевича Большое Гнездо и женой князя Ростислава, умершего в 1218 г. Вероятно, она в это время была уже вдовой.

Когда речь идет о создании церквей, основании монастырей, то княгини могут выступать наряду с князьями, а могут и действовать самостоятельно. Обращает на себя внимание тот факт, что в Синодальном и Варсонофьевском изводе Устава вел. кн. Владимира, определяющего область церковного суда и систему церковного обеспечения, князь Владимир выступает не один, а вместе с княгиней Анной . В волынской редакции имеется добавление о вкладах, сделанных княгиней, для церковного обеспечения: «И княгиня моя всю безценную кузнь, порты, и злато, и камение драгое, и великии жемчюг, иконы и еуангелиа, трапезы съсоуды царскими оукрасивши обогатих» . Особо выделена княгиня и в записи в Рязанской кормчей 1284 г. (древнейший восточнославянский список сербской редакции). Здесь приводятся слова княгини Анастасии, обращенные к епископу Иосифу, который возглавил ряд епископов на рязанской кафедре: «Благоверная княгини рече: да ти дась Бог, отче, за труд съ небесныи покои, не презре Бог в державе нашеи церковъ вдовьствующь, сиреч без епископа и без ученья святых отець»  

  1. Заключение

Вопрос о роли женщины в Церкви поднимался многократно на протяжении всей истории христианства, начиная с самых первых десятилетий существования Церкви. Поэтому когда в двадцать первом веке ставится вопрос о роли женщины в Церкви, то чаще всего имеется в виду  не роль—об этом проповедовал Сам Христос, и писал ещё Апостол Павел—но продолжающаяся проблема взаимоотношения полов в семье, в обществе и в Церкви.

Христианство – единственная из мировых религий, уравнивающая мужчину и женщину пред Богом. Яркое свидетельство тому – Божья Матерь (Женщина), стоящая над всем Ангельским миром и Святыми. Через женщину – Еву – мир пал, и через женщину – Божью Матерь – мир спасся. Роль женщины в Церкви можно действительно назвать особой. Причем и в Церкви как институте, и в малой Церкви – семье. История дает нам удивительные примеры женщин, которые очень многое сделали для Церкви – наши святые, помощницы, заступницы. И роль женщины в церкви действительно огромна. Вектор этой роли, ее суть выразила жизнь Матери Божией. Это служение, и это материнство. 

Роль женщины в современном мире проста, ведь женщина - помощница, партнер и товарищ мужчины. Она жертвует своими личными удовольствиями и амбициями, устанавливает стандарты нравственности, снимает стресс и напряжение, напряжение мужа, поддерживает мир и порядок в доме. Тем самым она создает необходимую среду для своего партнера-мужчины, чтобы он больше думал об экономическом подъеме семьи.

На самом деле назначение женщины во всем Мире за последние 2 тысячи лет практически не изменилось. Все, чему нас учат Священное Писание и Церковь, как и ранее актуально, жизненно, и незыблемым остается место женщины в мире, которое было определено ей Богом, который сказал: «сотворим ему (мужу) помощника по нему» (Быт. 2 , 18).

Бог говорит о женщине, как о «помощнице», и согласно православной традиции, это самое главное назначение женщине при муже. 
Данное предназначение женщины, наверное, сильнее всего раскрывает всю ее душевную красоту, приближает к Богу, чувство материнской любви ни с чем не сравнимо, это глубина нежности и любви, но и ответственности. 

Другое дело, что сейчас, в современном и надеемся всё же цивилизованном мире, наполненном гордостью за свои личные морали, ценности и желания, находящимся в оторванности от духовных корней, женщина все быстрее забывает свое «исконное» место в жизни, дарованное ей Богом ... и все более приравнивает себя к тому самому мужу, может они поменялись местами и теперь мужчина – дарованный помощник для трудной женской судьбы. Генетический код женщины никто не отменил. Ни владения высокими постами, ни успешная карьера, ни неисчерпаемые денежные запасы, власть или веселье - ничего из этого никогда не сможет заменить женщине тихого семейного счастья, возможности взаимно любить и иметь каменную опору в лице собственного мужа, счастья материнства и воспитания детей, а также честности перед Богом.

4. Список использованных источников

1.Что сказано о статусе женщин в Библии [Электронный ресурс]. Режим доступа: (дата обращения – 3 января 2023 года)

2.  Свешников Сергий, священник «О роли женщины в Церкви»–

«Женщина в православии: церковное право и российская практика / Е. В. Белякова Н. А. Белякова Е. Б. Емченко»: Кучково поле; Москва ; 2011 ISBN 978-5-9950-0165-2

https://azbyka.ru/otechnik/antropologiya-i-asketika/zhenshhina-v-pravoslavii-tserkovnoe-pravo-i-rossijskaja-praktika/#sel=1:1,2:8

3. Юрий Белановский: Женщина в православии. Что можно, а что нельзя?

https://vericon.ru/molitvoslovie/zhenshchina-v-cerkvi.html

https://infourok.ru/esse-rol-zhenschini-v-pravoslavii-3772624.html


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Классный час "Самая прекрасная из женщин- женщина с ребенком на руках""

Классный час проведен с участием мам в предверии Дня Матери....

Сценарий праздника "Самая прекрасная из женщин- женщина с ребёнком на руках"

Праздник посвящён празднованию Дня Матери (2 класс)...

Самая прекрасная из женщин – Женщина с ребенком на руках!

В последние воскресенье ноября мы отмечаем День Матери. Многие ли из нас в этот день говорят теплые слова своим мамам? Мы помним о них, когда нам становится плохо, мы вспоминаем их, когда у них день р...

РОЛЬ ПРАВОСЛАВИЯ В ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОМ ВОСПИТАНИИ ЧЕЛОВЕКА

Данный материал представляет собой лекцию для родителей....

Роль женщины в годы Великой Отечественной войны

Цель: Воспитание интереса к героическому прошлому страны.Задачи: Развивать чувство сострадания и сопереживания.Умение понимать и правильно реагировать на исторические факты и события.Развивать чувство...

Эссе на тему "Женщина в православии"

Роль женщины в православии....