Урок православной культуры в Боровске. От старообрядчества к православию. Памятники культуры древнего города.
статья по орксэ

Материал содержит сведения о памятниках культуры города Боровска Калужской области.Использовать материал можно на уроках по Основам Православия и на уроках краеведения. Материал может быть полезен для подготовки проектов и презентаций по истории России и ОПВ

Скачать:


Предварительный просмотр:

Памятники культуры Боровска

        Проезжавший в начале XIX века через Боровск неизвестный путешественник оборонил удивительные слова: «Этот небольшой городок лежит в долине, окруженный холмами, самой природой образованными. При подошве их протекает изгибами река Протва, придающая положению города, и без того уже картинному, много привлекательности и живости».

Боровск – один из красивейших городов Калужской области, впитавший в себя знаменательные исторические события разных эпох и сумевший сохранить свою самобытность и патриархальность в органичном сочетании с современностью.

Археологическое изучение современной части Боровска позволяет сегодня сказать о том, что здесь находились поселения разного времени и культур. Самый древний археологический памятник дотируется 7-6 тысячелетиями до н. э. и относится к эпохе мезолита. В первой половине-середине первого тысячелетия н. э. эту территорию заселяли представители дьяковской культуры, а к концу тысячелетия – славянские племена.

На протяжении нескольких веков эта земля оставалась спорной межу русскими княжествами, пока в первой половине 15 столетия не отошла к Москве. Так сложилось, что история Боровска вобрала в себя все поворотные вехи истории России: княжескую междоусобицу, становление государственности, Смуту, церковный раскол, Екатерининские преобразования, нашествие Наполеона, революционные перемены и советскую власть, войну с фашистской Германией. Это настолько близко касается Боровска, что его рассвет сменялся упадком, а надежды - очередными разочарованиями. Но, несмотря ни на что, город живее и продолжает привлекать к себе внимание красотой древних храмов, провинциальной тишиной своих улиц, неповторимым своеобразием ландшафта. Свое название город получил от дремучего бора,  окружавшего поселение.


1) Городище. Первые упоминания о Боровске.

Городище было освоено племенами дьяковской культуры во второй во второй четверти-середине I тысячелетия н. э. с последующим заселением в XI веке, в эпоху Древней Руси. Возможно, тогда здесь и появилась крепость. Место для ее строительства было выбрано удачно: здесь река Протва делала крутой поворот, образуя естественную возвышенность. Береговые склоны высотой до 30 метров от уровня воды, мощный насыпной вал и глубокий ров, существовавший на месте современной улицы Советской, делали крепость практически неприступной. Писцовая книга 1625 года рассказывает, что «…город Боровеск на реке Поротве  рублен городнями; у города двои ворота – одни к торговищу с двемя затвары да перед вороты зарублены тарасы, а у тарасов щит опускной, а другие ворота к реке к Паратве прямые с одним затвором; а на обеих воротах башни, да на городе 4 башни глухих, да у города ж к реке тайник, в длину города 115 саж, а поперек 50 саж». На территории крепости находился также воеводский двор, приказная изба, тюремный острог, Благовещенская и Николая Угодника церкви. Общая площадь городища, заключенного в крепостные стены, составляла более 20 тыс. кв. м. Вокруг городища располагались посад с улицами и слободы.

 Первое упоминание о Боровске, как пока установлено, содержится в духовной грамоте Великого князя Ивана Ивановича II Красного от 1358 г. (Вплоть до 17 века город в официальных документах имел двоякое написание: Боровск и Боровеск). Правда есть источник, указывающий, что город существовал уже в 13 веке. Это рапорт Боровской военной канцелярии за 1775 год, в котором сказано: «Но кем сей город построен и давно ли, сведений не отыскано; а из истории преподобного Пафнутия Боровского чудотворца, видно, что город Боровск был до прихода в Россию татарского царя Батыя». Тогда из Орды в Боровск приехал сборщик налогов, баскак. Он принял христианство и поселился в селе под Боровском. Его внук в возрасте 20 лет стал монахом Покровского монастыря. Под именем Пафнутий он прожил в нем 30 лет, став игуменом. Приняв великую схиму, Пафнутий оставил иегуменство и ушел в лес, на берег реки Истерьма, где основал обитель. К нему начали собираться монахи. Вскоре обитель с крепкими традициями монашества превратилась в знаменитый Свято-Пафнутьев-Боровский монастырь, с которым тесно связана история города.

 Много раз город переходил из рук в руки, был владением удельных князей, объявлялся и великокняжеским. В 1378 году сыном Ивана II великим князем Московским Дмитрием Боровск был отдан в удел своему двоюродному брату, серпуховскому князю Владимиру Андреевичу. С этого времени князь и его потомки стали именоваться серпуховско–боровскими, боровская крепость – одним  из центров удела. В 1380 году, получив известия о приближении татаро-монгольских полчищ, Владимир Андреевич своей дружиной выступил из Боровска на помощь великому князю Дмитрию и приняв активное участие в Куликовской битве, командуя Засадным полком. В честь великой победы русского воинства князь Владимир Андреевич, один из героев битвы, получил прозвище «Донской» «Храбрый».

В 1480 году, во время великого стояния на Угре, здесь некоторое время располагалась ставка Ивана III. Дважды в Боровск прибывал с войском и Василий III – во время второго похода на Литву в 1513-1515 годах, ожидая военного нападения со стороны крымских татар. В течение XVI века город продолжал оставаться важным оборонительным пунктом юго-западных границ Московского государства.

2)Период «Смутного времени».

 В период Смутного времени (1600-1618 гг.) несмотря на хорошо организованную систему укреплении Боровск подвергался сильному разорению. Первым трагическим событием для Боровска стала крестьянская война (1606-07гг.) под предводительством Ивана Болотникова. Боровчане, поддержавшие восставших, были «наказаны» войсками князя Мстиславского, а деревянная Боровская крепость – сильно разрушена. В связи с этим, в 1610 г. При подходе к городу Лжедмитрия II единственно надежным укреплением для оставшегося городского населения и вооруженного гарнизона во главе с царским воеводой князем Михаилом Волконским стали мощные стены Пафнутьев-Боровского монастыря. Здесь Лжедмитрий II встретил героическое сопротивление его защитников. Десять дней продолжалась его осада. И только в результате измены двух младших воевод – Якова Змеева  и Афанасия Чилищева, отворивших ворота, крепость была взята. По официальной версии  «..убиша и побиша всяких людей в монастыре по числу 12000,» а сам князь Волконский, приняв последний бой, у раки Преподобного Пафнутия в Рождественском храме «изнемог от великих ран и паде». Разграбленный и сожжены в ходе этих событий монастырь восстанавливался в течении нескольких десятилетий – при царях Михаиле Федоровиче и Алексее Михайловиче.

Дважды в Боровск приезжал князь Дмитрий Пожарский, посланный сюда молодым царем Михаилом Романовым: в 1615 году с целью сбора войска для похода против поляков и в 1618 году, вскоре после нападения «литовских людей», для руководства строительством «острога» недалеко от Пафнутьего монастыря. После «лихого времени» и пожара 1634 года, уничтожившего крепость, Боровск потерял значение оборонного пункта и начал развиваться как торговый центр. В основном жители занимались рыболовством, скотоводством, огородничеством, специализировались на выращивании лука  и чеснока,   сбывая продукцию в Калуге, Москве, Можайске, Нижнем Новгороде и других городах. Получили развитие кирпичное, кожевенное, пивоваренное, маслобойное, салотопное, свечное производства, были среди боровчан и серебряных дел мастера, и иконники.

3) Деревянное зодчество.

Единственным памятником деревянного храмового зодчества в городе является церковь Покрова Пресвятой Богородицы, поставленная на месте захоронения родителей преподобного Пафнутия. Она появилась в конце 17 века. Объемное построение храма было выполнено по традиционной схеме: к мощному кубическому срубу четверика с восточной стороны бала прирублена пятигранная апсида, а с противоположной стороны – более скромная по размерам трапезная, соединявшая церковь с папертью, в западной части которой поставлена небольшая шатровая колокольня. Архитектура церкви била достаточно проста и лаконична: с трех сторон храм окружали галереи, на которые вели крыльца, крыша была крыта тесом, а главка колокольни – лемехом. Имевшие место элементы наружной отделки фасадов, как и галереи с крыльцами, до настоящего времени не сохранились.

4) Памятники культуры старообрядчества.

Во второй половине XVII века Боровск оказался в центре событий, связанных с церковным расколом. Сюда были сосланы видные деятели старообрядчества: «огнепальные» Протопоп Аввакум – (дважды содержался в Пафнутьевом монастыре) и его сподвижницы сестры Соковнины – в замужестве Ф.П. Морозова и Е.П. Урусова (были заточены сначала в Боровский острог, затем и в земельную яму, в которой и скончались в 1675 году). Опасаясь массового паломничества, царь Алексей Михайлович велел немедленно их тела «внутрь острога в землю закопати». Позже на месте захоронения мучениц их братьями была положена надгробная плита.

На Торговой площади Боровска были сожжены 14 старообрядцев с инокиней Иустиной и священником Полиектом. С конца XVII века о Боровске заговорили как о старообрядческом городе (перед 1917 годом старообрядцы составляли70 процентов городского населения). Об этом свидетельствуют многие культовые постройки тех времен. В начале XIX столетия острог перевели в другое место, а на его месте выстроили учебное заведение – женскую прогимназию, а в советское время - райком. При его строительстве была уничтожена была уничтожена могила сестер Соковниных. В 2003 году, недалеко от места их погребения, началось строительство часовни памяти боярыни Морозовой и княгини Урусовой и мученикам, пострадавшим за старую веру.

В городе сохранилось немало памятников культуры тех времен.

Начало строительства Сверхсвятской церкви относится к концу XIX века, когда одноименной старообрядческой общине было выделено место под молельный дом на бывшей Успенской улице. С возведением в 1908-1909 гг. колокольни Всехсвятская церковь приобрела окончательный вид храмовой постройки. Композиционное решение церкви оказалось своеобразным. Ввиду того, что молельный дом, ставший позже церковью, был поставлен по линии застройки улицы, шатровую трехъярусную колокольню пришлось пристраивать со стороны южного фасада церкви. Богослужение в храме продолжалось до 1929 г., затем в нем расположился дом культуры. В 1970 г. Здание церкви было сильно перестроено, неизменной         осталась только колокольня, объем которой продолжает оставаться одной из вертикальных доминант исторической части города.

 Покровский собор второй старообрядческой общины строился на пожертвования купцов-старообрядцев и было священ в июне 1912 года. Он явился последней по времени культовой постройкой в городе. По масштабности и удачно выбранному месторасположению его слали именовать собором, хотя по статусу он был равен другим старообрядческим церквям Боровска. Объем собора был задуман на столько огромным, что до 1917 года не успели полностью выполнить даже его отделку. Судьба Покровского собора печальна: и без того короткая жизнь храма была прервана в 1929 году решением о его закрытии. С 1930 годов и до сих пор на прилегающей к собору территории размещается автоколонна. В настоящее время при всей своей значимости в культурном отношении собор представляет больше историческую ценность как памятник старообрядчества. Достаточно суровый вид его серых стен постоянно напоминает о незыблемости и силе старой веры.

5) Памятники культуры 18 века.

В 1708 году указом Петра I в целях укрепления аппарата власти на местах, а и также для улучшения сбора налогов и набора солдат, страна была разделена на 8 губерний. Боровск отошел к Московской губернии. В 1724 году был утвержден городской магистрат, находившийся под непосредственным руководством главного магистрата Москвы. К этому времени относится начало строительства храма во имя благоверных князей Бориса и Глеба. Храм является одним из наиболее ранних из сохранившихся культурных памятников Боровска, построенных под воздействием московского зодчества. Существующее каменное здание церкви построено в 1704 году. Одновременно с ней были возведены трапезная и придел во имя преподобного Пафнутия Боровского. Четырехъярусную колокольню пристроили позже, в 1819 году. Храм украшают многорядный карниз, венчающий ярус декоративных кокошников, искусно обработанные колонками – дудочками углы четверика и наличники из тесаного кирпича на оконных проемах. Колокольня, решенная в формах русского классицизма, так органично была вписана в остальной объем храма, что в целом две разновременные постройки представляют собой единый архитектурный ансамбль.

Место постройки Благовещенского собора – «близ торговища на горке» - было выбрано не случайно. За счет высокого коренного берега реки Протвы собор доминирует над округой и формирует силуэт Боровска со стороны Заречья, занимая самую высокую точки в нагорной части города.

Четвертик и алтарь Благовещенского собора возвели в начале 178 века, трапезную с пределами и колокольню – в 1819 году. Отделка интерьеров собора богата и изысканна. Иконостасы 19 века растительного орнамента с древними иконами»греческого письма», украшены резными коринфскими колонками и позолочены. Однако главной достопримечательностью Благовещенского собора является резная иконаНиколая Чудотворца, отличающаяся «особенною древностию» и православными жителями Боровска «признаваемая чудотворною». По местным преданиям икона относится к 14 веку, и до 1812 года она находилась водном из храмов города, который при нашествии французов был сожжен. Икону спасли и перенесли в собор, установив в правом приделе храма.

Из села Рябушинская Слобода (так она еще называлось в начале 20 века, а в 1989 году вошло в состав Боровска) происходит род известных промышленников – меценатов второй половины 19 – начала 20 веков Рябушинских. Основатель династии-Михаил_ являлся сыном служителя Пафнутьего монастыря, резчика по дереву , Якова Денисова «по прозванию» Стекольщиков. В селе сохранилась Церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Строился храм в два этапа: четверик и апсида – в 1708 году, трехъярусная колокольня и трапезная – на рубеже 18-19 в.в. Более раееяя часть храма решена в стиле «нарышкинского борокко», поздние объемы колокольни и трапезной – в формах русского классицизма. Существующий в церкви шестиярусный иконостас по времени устройства относится к началу 19 века. Он резной, позолоченный, завершен распятием с фигурой Христа. Возможно, царские врата, в резьбе которых читаются отзвуки борокко, сохранились от более раннего иконостаса. В 1881 году в храме состоялось венчание К.Э.Циолковского с В.Е.Соколовой.

В 1779 году был утвержден план застройки Боровска. Именно с этого времени в городе начинается систематическое каменное строительство. В 1772 году в городе пробивало 5175 человек. Более половины из них составляли купцы и мещане, остальную часть – казаки, пушкари, священнослужители и фабричные. По понедельникам и четвергам в городе объявлялся торг. Несколько раз в году в городе устраивались ярмарки, на которые съезжались люди из разных городов.

В конце 18- начале 19 в.в. началось строительство каменных торговых рядов.  Они представляли собой значительный по размерам комплекс построек в виде прямоугольного каре с внутренним торговым двором и состояли из десяти каменных одноэтажных корпусов, разделенных проездами. Архитектурное решение фасадов корпусов определялось стилистикой торговых построек, которая заключалась в устройстве открытых одноярусных аркад по периметру торговых лавок, что подчеркивала специфику и  особенность этих строений.  Подобные планировочные решения широко применялись в практике возведения торговых зданий второй половины 18 века.

В наши дни торговые ряды выглядят сильно измененными: из-за множества переделок они почти полностью утратили свой первоначальный облик.  

Наиболее известен в городе жилой дом Большаковых-Писаревых, построенный во второй половине 18 века. Дом мало выразителен в архитектурном отношении, более интересен в историческом плане благодаря местным преданиям. Одно из них рассказывает об обстоятельствах его возведения купцом Большаковым, решившим взять в жены невесту из дворянской среды. По условию отца девушки купец был обязан построить для нее большой каменный дом. Но пока дом строился, невеста вышла замуж за другого.

Считалось, что в этом доме останавливался император Наполеон, отступавший в октябре 1812 года через Боровск к Смоленску.

Достоверными сведениями являются время постройки дома и его посещение особами царствующего Ома Романовых. Известно, что в 1779 году дом Большаковых уже существовал в числе шести жилых каменных построек города. В 1837 году дом посетил государь наследник Александр Николаевич, а в 1910 году – великий князь Михаил Александрович, которого принимала у себя последняя хозяйка дома – купчиха М.М. Писарева.

В 1777 году был утвержден герб города, отразивший мужество и отвагу защитников Пафнутьев-Боровского монастыря во время событий 1610 года: «Герб сего города состоит в серебряном поле, изображающее невинность и чистосердие, червленое сердце, показующее верность, в середине которого крест, изъявляющий истинное усердие к Божиему закону, основанию всей добродетели, и сердце сие окружено зеленым лавровым венцом, показующим нерушимость и твердое пребывание достойной славы семо вождю и другим, погибшим за справедливую причину с ним».

6) История и культура 19 века

Мирную жизнь русской провинции нарушили война 1812 года. Боровский уезд оказался в зоне военных действий. Наполеон, оставив Москву, направился  по Новой Калужской дороге (через Боровск и Малоярославец) на Калугу, где находились огромные запасы продовольствия, собранного для русских войск. Прифронтовым городом Боровск стал еще 6 октября, корда произошло Тарутинское сражение. Варварское разграбление французами Боровска и монастыря продолжалось до 15 октября. Предположительно, 11 и 14 октября –до и после Малоярославского сражения, окончательно определившего судьбу «великой армии»,- в Боровске находился Наполеон.

«Обстоятельства 1812 года в состоянии города произвели величайшую перемену, ибо город весь почти сгорел без изъятия…, а ныне город находится в большом против прежнего уменьшения..»- отмечалось после войны. В результате почти все население Боровска разорилось, в том числе и большинство богатых купцов. Местные жители для того, чтобы прокормить себя и детей, вынуждены были отправляться на зимний период в южные губернии. Восстановление города и его окрестностей продолжалось несколько десятилетий. Но Боровск уже не смог достичь бывшего довоенного величия и к середине 19 столетия превратился в небольшой город, имевший «некоторое торговое значение». 

Вторая половина 19 века в истории Боровска связана с именем философа-космиста Н.Ф.Федорова и основоположника космонавтики ученого К.Э.Циолковского. Первый жил в Боровске 1860-годы, преподавая в уездном училище историю и географию, второй – в 1880-1892 годах, преподавая там же арифметику и геометрию. Именно в Боровске Циолковским были написаны его первые научные работы. Сейчас там музей-квартира Циолковского. Экспозиция музея рассказывает  о молодых годах ученого до его отъезда из Боровска в Калугу. Вхождение в науку, творческий поиск, семья, дружба- это основное содержание первого этажа композиции. Педагогической деятельности Циолковского уделено особое место: этой теме посвящен весь второй этаж здания музея.

В1887 году на южной окраине города было построено предприятие промышленного типа ткацкая фабрика купца П.М.Полежаева, которая на многие годы вперед предопределила приоритеты экономического развития города: тацкое и текстильное производства. Фабрика вырабатывала двусторонние платки на хлопчатобумажной основе и клетчатые шерстяные из козьего пуха платки, шарфы и одеяла. После смерти владельца фабрика перешла к его четырем сыновьям. В 1919 году фабрику национализировали и переименовали в Красный Октябрь.


7)Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев – Боровский монастырь

Главной достопримечательностью города является Рождества Пресвятой Богородицы Пафнутьев – Боровский монастырь. Это один из немногих величественных и хорошо сохранившихся русских средневековых ансамблей вблизи Москвы. Основан в 1444 году монахом Пафнутием (134-1477), учеником старца Никиты Воспитанника Сергия Радонежского). С помощью своих сподвижников Пафнутий сначала построил здесь деревянный храм в честь Рождества Пресвятой Богородицы, а затем – каменный. После преставления Пафнутий был погребен в этом храме у южного портала. В 1531 году его причислили к лику местночтимых святых, а в 1547 году- к лику всероссийских святых. На протяжении 15-20 веков монастырь являлся духовным, культурным и хозяйственным центром российского государства. Отсюда начали свой духовный путь основатель Волоколамского монастыря Иосиф Волоцкий, епискап Ростовский Вассиан, метрополит Макарий, преподобный Даниил Переяславский и другие. Монастырь пользовался покровительством богадых и знатных вкладчиков: великих князей Василия II Темного, Ивана III, Василия III, царей Ивана Грозного, Федора Ивановича, Михаила Федоровича, князей Лыковых-Оболенских, Репниных, Волконских, Щербатовых – не раз приезжавших сюда поломниками. Благодаря их пожертвованиям и вкладам, хозяйство монастыря к 1744 году состояло не только из окрестных владений, но и из земельных угодий, пустошей, рыбных ловель, торговых лавок, располагавшихся в 16 уездах Российской империи. Это позволяло монастырю энергично вести каменное стротельство и приглашать для этого известных мастеров.  Между 1467 и 1476 годам здесь риботали живописцы инок Метрофаний с Дионисием – впоследствии величайшим русским изографом (росписи, как и сам белокаенный храм не сохранились). В конце 16 века над строительством крепостных сооружений работал Федор Конь (георгиевская, Оружейная, Поваренная башни) , в первой половине 17 века – Трофим Шатурин (Сторожевая и Тайницкая Башни). В 1644 году новый соборный храм расписывали братья Еропкины.

Во второй половине 17 века в монастыре дважды находился в заточении идеолог старообрядчества протопоп Аваакум. Весной 1666 года он содержался в одной из башен, а с сентября 1666 года по апрель 1667 года – в каменном мешке подклети колокольни.

Собор Рождества Богородицы — центральное сооружение монастыря. В 1444 году здесь была построена первая деревянная церковь, освященная в честь Рождества Пресвятой Богородицы. В 1460-х годах вместо нее строится богатый белокаменный собор. Освящен он в 1467 году и расписан был иконописцами Митрофаном и Дионисием.

Собор был столь великолепен, что ему дивились даже русские самодержцы. Просуществовал он чуть более ста лет. Между 1584-м и 1586 годами по повелению и на средства царя Федора Ивановича вместо старого белокаменного строится новый кирпичный храм. После того, как был разобран белокаменный собор и уничтожены его росписи, казалось бы, они навсегда были преданы забвению, как это неоднократно происходило с произведениями древнерусской монументальной живописи. Но личность Дионисия была настолько известна в Древней Руси, живопись его настолько знаменита, что память о пребывании в монастыре и работе великого художника была жива: из поколения в поколение читалось житие Пафнутия Боровского и в нем история росписи собора и имя её автора. 

Освящен новый храм был в 1589 году также в честь Рождества Пресвятой Богородицы. Когда в 1644 году, художники расписывали новый собор, они поместили в нем изображение Дионисия. 

Собор пятикупольный, четырехстолпный. Шлемовидное оформление куполов придало ему суровость, воинственность и грандиозность. Алтарь от центральной части собора сначала отгораживала кирпичная стена, а затем был установлен иконостас. В южной стороне алтаря за кирпичной стеной устроен придел в честь Федора Стратилата, а к северной наружной стене примыкает как самостоятельная церковь — придел Великомученицы Ирины. Эти имена взяты не случайно, приделы назывались именами Небесных покровителей — царя Федора и царицы Ирины, сестры Бориса Годунова. Кресты на соборе венчаются царскими коронами, что сделано также не случайно — собор строился под покровительством царя. Царь Федор Иванович дважды приезжал сюда на богомолье в 1592-м и 1595 годах.

За 400 лет своего существования собор много раз подвергался переделкам. В середине XVII века с южной, западной и северной сторон была построена паперть. Несколько позже растесаны окна, изменена их форма. В XVIII веке надстроены главы — вместо шлемовидных окончаний были поставлены восьмерички, чтобы приблизить собор по высоте к появившейся в конце XVII века новой высокой колокольне. В целяx увеличения площади собора в 1837 году к задней стене на место бывшей ветхой паперти пристраивается кирпичная трапезная, сохранившаяся до наших дней. В 1997 году в этой трапезной части устраивается придел в честь прп. Пафнутия. 

В прошлом на стенах собора снаружи в отдельных местах была роспись, но к середине XIX века она сохранилась только над южным и северным порталами. В «Историческом описании Боровского Пафнутьева монастыря» говорится: «Ныне от той прежней живописи остаются только изображения над южными и северными дверями, под железными зонтами, и именно, над южными дверями написаны святители Пётр и Алексий Митрополиты Московские; выше их образ Рождества Пресвятой Богородицы, а по сторонам св. Антоний и Феодосий Печерский; над северными — образ преподобного Пафнутия. Но и сии изображения в недавнее время поновлены красками». 

Кроме собора Рождества Пресвятой Богородицы центральную группу строений монастыря составляют трапезная с храмом Рождества Христова и колокольня. Далее расположены Архимандричьи (Настоятельские) палаты с церковью Святителя Митрофана, Патриарха Цареградского, больничные палаты с церковью Ильи Пророка, братские кельи и Погребной корпус. Все постройки окружены крепостными стенами с башнями, что придает монастырю вид крепости. Монастырь занимает очень важное стратегическое положение на подступах к Юго-Западным границам Столицы.


К концу 19- началу 20 в.в. развитие города замедлилось из-за отсутствия дорог. Пути, проходившие через Боровск, были совершенно не благоустроены. Местные власти пытались добиться проведения через город железной дороги или постройки хорошего шоссе до ближайшей станции, но успеха не достигли. Среди жителей Боровска сохранилось предание, что купцы и старообрядческое духовенство дали большую взятку инженеру-строителю, дабы он не проводил через их город железную дорогу, которая заглушит малиновый звон местных колоколов.

                     Здесь жизни ритм размерен и спокоен,
                    Душа народа, как река, чиста.
                    Число церквей, часовен, колоколен
                    В нем совпадает с возрастом Христа.

Владимир Ксенофонтов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок православной культуры "Добро и зло"

Материал урока раскрывает христианское понимание основных категорий христианской этики: «добро» и «зло» и их источника, показывает их проявление в добродетелях и страстях человека. Добродетели о...

Классный час, посвященный возрождению памятника истории и культуры древнего города Болгар.

•         познакомить учащихся с памятниками истории и культуры города Болгар;•         формировать активную гражданскую...

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Урок православной культуры на тему "Уроки преподобного Сергия"

Урок посвящен 700 летию со дня рождения преподобного Сергия Радонежского....

Конспект урока по ОРКСЭ, модуль основы православний культуры, тема урока "Календарный год в православии"

Данный урок способствует развитию духовно-нравственной основы личности, позволяет развивать способности, анализировать и обобщать информацию. Развивает комуникативные способности учащихся....

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"

Конспект урока по изобразительному искусству для 4 класса на тему "Художественная культура Древней Греции. Архитектура. Ордер"...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...