Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)
план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

Решня Вера Николаевна

 

Цель: знакомство со святыней православия – иконой

Задачи:

  1. Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;
  2. Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
  3.  Развивать познавательные и творческие способности;
  4. Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;
  5. Формировать отношение уважения к  объектам православного искусства на  территории места проживания,  воспитание любви к родному краю

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл конспект38.53 КБ
Файл часть презентации328.74 КБ
Файл pravoslavnaya_ikona.pptx2.39 МБ

Предварительный просмотр:

Учитель начальных классов

 Решня Вера Николаевна

Урок по теме «Икона»

(по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконой

Задачи: 

  1. Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;
  2. Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
  3.  Развивать познавательные и творческие способности;
  4. Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;
  5. Формировать отношение уважения к  объектам православного искусства на  территории места проживания,  воспитание любви к родному краю

Предполагаемые результаты:

В результате изученной темы дети должны:

Знать: В чём необычность иконы; как на иконах изображается её отличие от обычной живописной картины и почему. Почему изображают невидимое.

Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, исследовательская работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, активное творческое занятие, подготовка творческой беседы с членами семьи,.

Основные термины и понятия: икона, свет иконы, нимб, лик, левкас, темпера, паволока.

Средства наглядности: презентация к уроку, учебник, задания для работы в группах, предварительные индивидуальные задания

Класс разделён на 4 группы: 1 – эксперты, 2, 3, 4 – исследователи.

Ход урока

Этапы

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Мотивация

Учитель читает отрывок из “Казачьей колыбельной песни»

Самоорганизоваться, настроиться на работу

Введение

в тему

- Какова же тема нашего занятия?

Задачи урока

Определение темы урока

Анализировать и выделять основное

Актуализация знаний

Вводное слово

  1. Информация экспертной группы

Проблемная ситуация

- Чем же икона отличается от картины?  

Решение проблемной ситуации

  1. - Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

Работа в группах

Исследовать, анализировать, сравнивать

Первичное закрепление

Создание ситуации успеха

Дополнительная информация по каждой группе исследования.

Знакомство со значением цветов на иконе

В итоге эксперты оценивают работу групп.

Оценка и самооценка,
расширение словарного запаса

Минутка отдыха

На фоне музыки ученица знакомит с первой иконой «Спас Нерукотворный»

Эстетическое восприятие

Расширение кругозора

Творческая самостоятельная работа

Рассказ о создании иконы

Активное занятие «Рождение иконы»

Эксперты оценивают работу групп.

Сопоставлять, сравнивать, делать выводы

Рефлексия

- Почему иконы так дороги человеку? Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя ответы.

Размышляют

Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

Итог урока

Заключительное слово учителя

Задумываются о смысле жизни

Философствовать

Д\задание

Домашнее задание по выбору

Выбирают задание по силам и интересу

Уметь оценивать свои возможности

I.  Организационный момент. Введение в тему.

  -  “Дам тебе я на дорогу

       Образок святой:

       Ты его, моляся Богу,

       Ставь перед собой;

       Да, готовясь в бой опасный,

       Помни мать свою…

       Спи, младенец мой прекрасный,

       Баюшки-баю”

- Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной на стихи великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

- Какова же тема нашего занятия?

Слайд 1 - Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства –  иконам, исследуем, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна. Для удобства работы, мы разделились на 4 группы: 1 группа – эксперты, они же будут нас информировать по отдельным вопросам, 2. 3 и 4 группы – исследователи

  1. Вводное слово учителя.

Слайд 2  - Храм заполнен иконами… Одни - помещены на стенах. А другие стоят на полу.  Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?

Информация экспертной группы:

1.- На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”. 

Слайд 2  (щелчок)

2.- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры, в Византии, и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

3. - Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконописи нигде не достигли такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

        

  1. Создание проблемной ситуации

- Икона заметно отличается от живописной картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека

  • Чем же икона отличается от картины?  
  1. - Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

Слайд 3. 

  • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции.
  • В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, которая обожаема и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем.

(Работа по учебнику с.52- 54)  

1 группа исследует изображение света на иконе – с.52-53(заранее карандашом выделить)

2 группа исследует наличие в иконе и на картине заднего плана и горизонта (с.53-54);

3 группа исследует лики и глаза на иконе и наличие или отсутствие в ней беспорядка (с.53 -54)

 (После выступления каждой группы учитель добавляет информацию.)

1. Вставка1. Вокруг  головы  Спасителя, Божией    Матери,    святых угодников и угодниц Божиих на    иконах    изображается сияние или светлый кружок, который называется  нимб.  + Слайд

2. Отличие стилистической иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Вставка 2.Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.  +Слайд  Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке . И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. +Слайд

3 Вставка 3.   Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление,  будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. 

+Слайд  Большое значение в иконе  имеет    жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

В итоге эксперты оценивают работу групп.

  1. Знакомство со значением цветов на иконе. Слайды 4 – 7
  2.  Икона и молитва. Слайд 8

- Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Ответьте на  этот вопрос после прочтения текста. С.54

Слайд 8 (щелчок)

- Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а перед иконою.

- Ученик читает о первой иконе «Спас Нерукотворный» на фоне музыкального сопровождения.

- Глянешь, смиряется духа смятение,

Дышит свободнее грудь;

И, забывая все: горе, сомнение

Можно свободно вздохнуть.

Тайна глубокая, чудная, вечная

Скрыта здесь в ликах святых;

Теплая, чистая вера сердечная

Нам отражается в них.

  1. Рассказ о создании иконы СЛАЙДЫ 9 – 13  

- Христиане считали, что изобразить духовную (внутреннюю) красоту красками очень трудно. Поэтому к написанию икон иконописец тщательно готовился. Прежде всего, он в молитве обращался за помощью к Богу, чтобы просветил Бог разум и даровал силы отобразить священный образ. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти, стать лучше. Он внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами, не допуская в них ничего недоброго (это называлось постом), сосредоточившись на предстоящем написании иконы. Затем иконописец готовил особые краски — темперу: растирал разноцветные природные камешки — минералы, смешивал с яичным желтком, разводил водой. Для написания иконы специально готовилась доска. На неё натягивали холст (паволоку). Для прочности он покрывался смесью клея и мела (левкасом). Высохшую поверхность тщательно, до зеркального блеска полировали. Затем иконописец приступал к написанию иконы.

  1. Активное занятие «Рождение иконы» Работа в группе

Этапы работы над иконой

Экспертная оценка

Наклеить на иконную доску паволоку (ткань )

3

Загрунтовать иконную доску — нанести левкас

4

Подготовить липовые или сосновые доски, вырубить их топором

2

Написать образ

5

Украсить икону окладом (накладное украшение)

6

Освятить икону

                7

Получить благословение на написание иконы

1

IX.   Итог  урока.  Размышляем.  

- Почему иконы так дороги человеку? Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя ответы.

 Слайд 14 : ИКОНА -  это :

 особо ценная (антикварная) вещь;

произведение древнерусской живописи;

 молитва в красках;

 мировая художественная ценность;

единство смысла и красоты;

образ света;

окно в мир иной;

семейная реликвия.

Слайд 15. Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона

(У учителя в руках свеча) - Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.

В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.

6.Домашнее задание (по выбору):

  • Проведи исследование и узнай названия и историю почитаемых икон, которые находятся в храмах  города Тамбова
  • Узнай у взрослых об иконах в вашей семье, если они есть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Спас Нерукотворный Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами, тому, кого они видят на иконе.

Слайд 2

Как создаются иконы

Слайд 3

Темпера

Слайд 4

Паволока Доска

Слайд 5

Левкас


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Православная икона

Слайд 2

Икона - слово греческое. Это священное изображение (образ), который почитают.

Слайд 5

Символика цвета Цвет в иконе символичен. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный , синий и зеленый.

Слайд 6

Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

Слайд 7

Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты .

Слайд 8

. Черный цвет - цвет зла и смерти.

Слайд 9

ИКОНА - это : особо ценная (антикварная) вещь; произведение древнерусской живописи; молитва в красках; мировая художественная ценность; единство смысла и красоты; образ света; окно в мир иной; семейная реликвия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...

План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

План работы  по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году  комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур  и светской этики» ...

Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Регламент выбора  родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...