Главные вкладки

    Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)
    план-конспект урока по окружающему миру (4 класс) по теме

    Решня Вера Николаевна

     

    Цель: знакомство со святыней православия – иконой

    Задачи:

    1. Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;
    2. Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
    3.  Развивать познавательные и творческие способности;
    4. Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;
    5. Формировать отношение уважения к  объектам православного искусства на  территории места проживания,  воспитание любви к родному краю

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл конспект38.53 КБ
    Файл часть презентации328.74 КБ
    Файл pravoslavnaya_ikona.pptx2.39 МБ

    Предварительный просмотр:

    Учитель начальных классов

     Решня Вера Николаевна

    Урок по теме «Икона»

    (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

    Цель: знакомство со святыней православия – иконой

    Задачи: 

    1. Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;
    2. Развивать исследовательские навыки, умение работать с книгой, умение оценивать свою работу и работу своих одноклассников;
    3.  Развивать познавательные и творческие способности;
    4. Развивать коммуникативные умения, умения работать в группе;
    5. Формировать отношение уважения к  объектам православного искусства на  территории места проживания,  воспитание любви к родному краю

    Предполагаемые результаты:

    В результате изученной темы дети должны:

    Знать: В чём необычность иконы; как на иконах изображается её отличие от обычной живописной картины и почему. Почему изображают невидимое.

    Уметь: Объяснить, как понятие света связано с пониманием Бога в христианстве. Объяснить, почему христиане считают возможным изображать невидимого Бога. Рассказать, кому молятся христиане, стоя перед иконой. Объяснить слова «нимб» и «лик».

    Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, исследовательская работа с источниками информации, участие в учебном диалоге, активное творческое занятие, подготовка творческой беседы с членами семьи,.

    Основные термины и понятия: икона, свет иконы, нимб, лик, левкас, темпера, паволока.

    Средства наглядности: презентация к уроку, учебник, задания для работы в группах, предварительные индивидуальные задания

    Класс разделён на 4 группы: 1 – эксперты, 2, 3, 4 – исследователи.

    Ход урока

    Этапы

    урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    УУД

    Мотивация

    Учитель читает отрывок из “Казачьей колыбельной песни»

    Самоорганизоваться, настроиться на работу

    Введение

    в тему

    - Какова же тема нашего занятия?

    Задачи урока

    Определение темы урока

    Анализировать и выделять основное

    Актуализация знаний

    Вводное слово

    1. Информация экспертной группы

    Проблемная ситуация

    - Чем же икона отличается от картины?  

    Решение проблемной ситуации

    1. - Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

    Работа в группах

    Исследовать, анализировать, сравнивать

    Первичное закрепление

    Создание ситуации успеха

    Дополнительная информация по каждой группе исследования.

    Знакомство со значением цветов на иконе

    В итоге эксперты оценивают работу групп.

    Оценка и самооценка,
    расширение словарного запаса

    Минутка отдыха

    На фоне музыки ученица знакомит с первой иконой «Спас Нерукотворный»

    Эстетическое восприятие

    Расширение кругозора

    Творческая самостоятельная работа

    Рассказ о создании иконы

    Активное занятие «Рождение иконы»

    Эксперты оценивают работу групп.

    Сопоставлять, сравнивать, делать выводы

    Рефлексия

    - Почему иконы так дороги человеку? Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя ответы.

    Размышляют

    Высказывать своё мнение, отстаивать свою точку зрения

    Итог урока

    Заключительное слово учителя

    Задумываются о смысле жизни

    Философствовать

    Д\задание

    Домашнее задание по выбору

    Выбирают задание по силам и интересу

    Уметь оценивать свои возможности

    I.  Организационный момент. Введение в тему.

      -  “Дам тебе я на дорогу

           Образок святой:

           Ты его, моляся Богу,

           Ставь перед собой;

           Да, готовясь в бой опасный,

           Помни мать свою…

           Спи, младенец мой прекрасный,

           Баюшки-баю”

    - Я не случайно начала наш урок отрывком из “Казачьей колыбельной песни”, написанной на стихи великого русского поэта М.Ю.Лермонтова. Из него видно, что о святом образе – иконе мать рассказывала своему ребёнку с самого рождения, даже напевая колыбельную песню. Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти.

    - Какова же тема нашего занятия?

    Слайд 1 - Сегодняшний урок мы посвятим символам христианства –  иконам, исследуем, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна. Для удобства работы, мы разделились на 4 группы: 1 группа – эксперты, они же будут нас информировать по отдельным вопросам, 2. 3 и 4 группы – исследователи

    1. Вводное слово учителя.

    Слайд 2  - Храм заполнен иконами… Одни - помещены на стенах. А другие стоят на полу.  Странные застывшие лица, вернее лики с выразительными глазами, смотрят на нас с икон, проникая прямо в душу. А знаете ли вы, что называется иконой?

    Информация экспертной группы:

    1.- На Древней Руси было много лесов. И церкви были деревянными. Украшали их с помощью дерева - на деревянных досках писали яркие картины. Их называли иконами. Икона – это картина, изображающая святых и эпизоды из Библии. “Икона” в переводе с греческого обозначает “образ”, “изображение”. На Руси иконы так и называли - “образа”. 

    Слайд 2  (щелчок)

    2.- Иконы возникли до зарождения древнерусской культуры, в Византии, и получили широкое распространение во всех православных странах. Там храмы в основном строили из камня. Каменные стены штукатурили и украшали наравне с иконами, мозаиками и фресками (картинами, написанными по сырой штукатурке), скульптурными изображениями святых.

    3. - Русская православная церковь возражала против скульптур в храмах, т.к. боялась нового идолопоклонничества (ведь раньше славяне-язычники поклонялись идолам), поэтому иконописи нигде не достигли такого развития, как на Руси. Церкви у нас были в основном деревянными. Своим удобством размещения в храме, яркостью, прочностью красок иконы, написанные на досках, как нельзя лучше подходили для убранства русских деревянных церквей.

            

    1. Создание проблемной ситуации

    - Икона заметно отличается от живописной картины. Это потому, что задача иконы – показать сокровенный мир души святого человека

    • Чем же икона отличается от картины?  
    1. - Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

    Слайд 3. 

    • Для примера можно сравнить любую, написанную по канонам, икону Божией Матери и «Мадонну» Леонардо да Винчи из эрмитажной коллекции.
    • В первом случае человек предстоит перед образом Богородицы, которая обожаема и прославлена выше чинов ангельских, а во втором – созерцает лишь земную миловидную молодую женщину с младенцем.

    (Работа по учебнику с.52- 54)  

    1 группа исследует изображение света на иконе – с.52-53(заранее карандашом выделить)

    2 группа исследует наличие в иконе и на картине заднего плана и горизонта (с.53-54);

    3 группа исследует лики и глаза на иконе и наличие или отсутствие в ней беспорядка (с.53 -54)

     (После выступления каждой группы учитель добавляет информацию.)

    1. Вставка1. Вокруг  головы  Спасителя, Божией    Матери,    святых угодников и угодниц Божиих на    иконах    изображается сияние или светлый кружок, который называется  нимб.  + Слайд

    2. Отличие стилистической иконы от реалистической картины – это принцип изображения пространства. Вставка 2.Картина построена по законам прямой перспективы. Что это такое, можно выяснить, если представить рисунок или фотографию железнодорожного полотна. Нетрудно заметить, что рельсы сходятся в одной точке, расположенной на линии горизонта.  +Слайд  Для иконы характерна обратная перспектива, где точка схода располагается не в глубине картинной плоскости, а в предстоящем перед иконой человеке . И параллельные линии на иконе не сходятся, а наоборот, расширяются в пространстве иконы. Да и самого пространства как такового нет. +Слайд

    3 Вставка 3.   Лик — это самое главное в иконе: он свидетельствует о личности святого. Особое значение имеют глаза. На древних иконах их писали широко раскрытыми. Именно через глаза икона и показывает святость изображенного. Создается впечатление,  будто не вы смотрите на икону, а она — на вас. 

    +Слайд  Большое значение в иконе  имеет    жест: благословляющий или молитвенный, воздетые к небу или прижатые к груди руки, поднесенная к уху рука слушающего Бога и т.д

    В итоге эксперты оценивают работу групп.

    1. Знакомство со значением цветов на иконе. Слайды 4 – 7
    2.  Икона и молитва. Слайд 8

    - Кому молятся православные христиане, стоя перед иконой? Ответьте на  этот вопрос после прочтения текста. С.54

    Слайд 8 (щелчок)

    - Христианин поклоняется не иконе, а тому свету, который обозначен на иконе принятыми выразительными средствами. Окно можно уничтожить, но не свет, льющийся через окно. Верующие поклоняются не окну, а Свету, молятся не иконе, а перед иконою.

    - Ученик читает о первой иконе «Спас Нерукотворный» на фоне музыкального сопровождения.

    - Глянешь, смиряется духа смятение,

    Дышит свободнее грудь;

    И, забывая все: горе, сомнение

    Можно свободно вздохнуть.

    Тайна глубокая, чудная, вечная

    Скрыта здесь в ликах святых;

    Теплая, чистая вера сердечная

    Нам отражается в них.

    1. Рассказ о создании иконы СЛАЙДЫ 9 – 13  

    - Христиане считали, что изобразить духовную (внутреннюю) красоту красками очень трудно. Поэтому к написанию икон иконописец тщательно готовился. Прежде всего, он в молитве обращался за помощью к Богу, чтобы просветил Бог разум и даровал силы отобразить священный образ. Он также старался не совершать и малейших грехов, преодолеть свои страсти, стать лучше. Он внимательно следил за своим поведением, мыслями и чувствами, не допуская в них ничего недоброго (это называлось постом), сосредоточившись на предстоящем написании иконы. Затем иконописец готовил особые краски — темперу: растирал разноцветные природные камешки — минералы, смешивал с яичным желтком, разводил водой. Для написания иконы специально готовилась доска. На неё натягивали холст (паволоку). Для прочности он покрывался смесью клея и мела (левкасом). Высохшую поверхность тщательно, до зеркального блеска полировали. Затем иконописец приступал к написанию иконы.

    1. Активное занятие «Рождение иконы» Работа в группе

    Этапы работы над иконой

    Экспертная оценка

    Наклеить на иконную доску паволоку (ткань )

    3

    Загрунтовать иконную доску — нанести левкас

    4

    Подготовить липовые или сосновые доски, вырубить их топором

    2

    Написать образ

    5

    Украсить икону окладом (накладное украшение)

    6

    Освятить икону

                    7

    Получить благословение на написание иконы

    1

    IX.   Итог  урока.  Размышляем.  

    - Почему иконы так дороги человеку? Прочти слова и выражения, определяющие смысл иконы. Выбери наиболее приемлемые для тебя ответы.

     Слайд 14 : ИКОНА -  это :

     особо ценная (антикварная) вещь;

    произведение древнерусской живописи;

     молитва в красках;

     мировая художественная ценность;

    единство смысла и красоты;

    образ света;

    окно в мир иной;

    семейная реликвия.

    Слайд 15. Итак, казалось бы, все просто: картину – произведение искусства – мы созерцаем, а перед священным изображением – иконой – предстоим в молитве. Но эта простота кажущаяся. Разница между предметом, предназначенным для целей религиозных и предметом, назначение которого – эстетическое наслаждение не всегда однозначно выражена в области человеческого восприятия. Живопись, особенно живопись на религиозные сюжеты, также может вызвать преображение души человеческой, как и икона

    (У учителя в руках свеча) - Ни икона, ни свечка не молятся вместо людей. Но они напоминают человеку о его призвании стать лучше. Ведь на иконе изображены те люди, которые прожили свою земную жизнь в любви. Как правило, им было тяжелее, чем нам. Но они смогли остаться людьми. Они никого не предали, ни от кого не отвернулись. Некоторые святые жили три тысячи лет назад (пророк Моисей). А некоторые были почти что нашими современниками. Значит, и людям 21 века этот путь тоже по силам.

    В православии это очень ясно: святым и светлым может стать любой человек. Так что только от самого человека зависит – станет он светиться или чадить.

    6.Домашнее задание (по выбору):

    • Проведи исследование и узнай названия и историю почитаемых икон, которые находятся в храмах  города Тамбова
    • Узнай у взрослых об иконах в вашей семье, если они есть.


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Спас Нерукотворный Христиане не молятся иконам. Они молятся перед иконами, тому, кого они видят на иконе.

    Слайд 2

    Как создаются иконы

    Слайд 3

    Темпера

    Слайд 4

    Паволока Доска

    Слайд 5

    Левкас


    Предварительный просмотр:

    Чтобы пользоваться предварительным просмотром презентаций создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

    Подписи к слайдам:

    Слайд 1

    Православная икона

    Слайд 2

    Икона - слово греческое. Это священное изображение (образ), который почитают.

    Слайд 5

    Символика цвета Цвет в иконе символичен. В иконах мы встречаем три основных цвета: красный , синий и зеленый.

    Слайд 6

    Красный — это цвет земной, цвет крови и жертвы, но в то же время и цвет царский. Синий цвет — это цвет небесный, божественный, он обозначает чистоту, непорочность, избранность. Зеленый — цвет Святого Духа, вечной жизни, вечного цветения (не случайно на Троицу церкви и дома на Руси украшают зеленью).

    Слайд 7

    Белый цвет - символ Божественного света. Это цвет чистоты, святости и простоты .

    Слайд 8

    . Черный цвет - цвет зла и смерти.

    Слайд 9

    ИКОНА - это : особо ценная (антикварная) вещь; произведение древнерусской живописи; молитва в красках; мировая художественная ценность; единство смысла и красоты; образ света; окно в мир иной; семейная реликвия.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»

    Памятка для родителей о комплексном учебном курсе «Основы религиозных культур и светской этики»...

    План мероприятий по введению комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Примерный план работы образовательного учреждения  по введению учебного курса  ОРКСЭ...

    Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

    Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

    Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

    Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

    Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

    Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...

    План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    План работы  по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году  комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур  и светской этики» ...

    Регламент выбора родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

    Регламент выбора  родителями (законными представителями) обучающихся одного из модулей комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур и светской этики»...