Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»
учебно-методический материал по орксэ по теме

Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Оценивание на уроках ОРКСЭ и светской этики

        Одна из особенностей курса то, что курс безоценочный, но  зачётный.

Отсутствие оценочной системы в курсе ОРКСЭ поставило многих педагогов в тупик. Как оценить уровень знаний учащихся? Как оценить полученные навыки коммуникации, критического мышления и т.д.? Как оценить воспитательные результаты курса или измерить уровень гражданской ответственности и самостоятельности?

        Несмотря на отсутствие традиционной бальной системы оценки, учителю доступны другие методы оценки уровня успеваемости, степени глубины полученных знаний и навыков, а также успешности воспитательной деятельности в классе и наличие зачатков ценностного мышления.

  1. Педагогическое наблюдение.

        Это метод, с помощью которого осуществляется целенаправленное восприятие какого-либо педагогического явления для получения конкретных данных. Этот метод развивался в рамках личносто-ориентированного принципа образования и получил большое распространение в трудах И.С. Якиманской.

  • Учитель наблюдает за учеником в естественной обстановке - на уроке. Проявление познавательных способностей наблюдаются в процессе овладе- ния учебным содержанием, с которым школьник работает на каждом уроке. Конечно, сначала знания учителя об ученике фрагментарны  и  мало стру-ктурированы, но при специальном обучении ведению наблюдений субъек-тивность снимается.
  • Каждое наблюдение имеет конкретную цель и проводится по определенной схеме.
  • Данные наблюдений фиксируются в описательной форме (на основе схемы) и носят характер конкретного факта, а не объяснения или оценки.
  • Наблюдения проводятся регулярно в течение всего учебного года, а не от слу-чая к случаю.
  • Анализ наблюдаемых проявлений ученика производится не изолированно, а в контексте всей учебной ситуации.

        Этот метод помогает наблюдать основные проявления личностных особенностей ученика, его индивидуальную познавательную активность, самостоятельность, про-извольность        и продуктивность        деятельности, избирательность форм учебной работы. Эти сведения дополняются наблюдениями особенностей усвоения учебного материала и изучением предметной избирательности. Педагогическое наблюдение дает возмож-ность проследить динамику развития ученика, устойчивость основных проявлений личностных особенностей в учебном процессе, выявлять сильные и слабые стороны и в то же время позволяет оценивать его не только по показателям учебной деятельнос-ти, но и по личностным проявлениям, что особенно важно при решении воспитатель-ных задач в рамках курса ОРКСЭ.

        Данные наблюдений  могут быть  зафиксированы в портфолио  вашего ученика. Эти же данные будут основой для подведения результатов обучения по курсу.

  1. Ведение бальной сетки.

Учитель заранее обговаривает с учениками шкалу, по которой будут начисляться баллы. Например:

  • активная работа на уроке — 1 балл,
  • выполнение домашнего задания — 2 балла,
  • активное участие в групповой работе — 2 балла,
  • выполнение творческого задания — 3 балла,
  • выполнение дополнительного задания — 3 балла,
  • составление проекта — 4 балла и т. д.
  1. Самооценка учащихся по результатам урока (или внеурочного мероприятия).

                В данном случае, используются листы самооценки учащихся, которые раздаются в начале изучения новой темы или групповой работы. Примеров таких листов доста-точно много, некоторые преподаватели составляют длинный список вопросов для самооценки.  

Базовые критерии достаточно просты:

  • Я хорошо выполнил свою работу на уроке;
  • Я мог выполнить работу значительно лучше;
  • Я плохо работал на уроке.

                Можно такие листы вести на каждом уроке. Заполняя их в форме таблицы, так как это нагляднее и легче обрабатывать учителю. Строк должно быть 34 по количеству уроков, а количество столбцов предлагает учитель сам или совместно с обучающими-ся. Можно предложить цветовое  или символическое оформление.

Дата

Я хорошо выполнил свою работу на уроке

Я мог выполнить работу значительно лучше

Я плохо работал на уроке.

06.09.12

13.09.12

20.09.12

        Для более масштабной работы могут использоваться листы самооценки своего участия  в групповой  работе. Критерии могут изменяться, в зависимости от того, что намечено проверить. Вот пример такого листа.

 Лист самооценки урока или группового мероприятия

В ходе проекта я...

Всегда

Иногда

Никогда

Предлагал новые идеи и направления

Определял цели, ставил задачи

Ждал помощи от участников группы

Принимал участие в совместной работе

Задавал вопросы, искал факты, спрашивал разъяснения

Помогал группе в выборе правильных решений

Анализировал, обобщал точки зрения, делал выводы

Находил и исправлял ошибки

Оказывал помощь, откликался на работу других

Преодолевал трудности, добивался достижения результата

Осознавал ответственность за общее дело

Стимулировал дискуссию, предлагая различные точки зрения

        Кроме того, листы самооценки могут использоваться для закрепления знаний, полученных на уроке, и стимулирования мотивации к дальнейшему поиску инфор-мации. Вместе с тем, отзывы учащихся помогут учителю разобраться в правильности построения урока и, в случае необходимости, скорректировать свой учебный план.

  1. Защита проекта.

        Завершающим этапом изучения курса является составление и защита проекта. Проект может быть групповым или индивидуальным. Защиту можно провести, соеди-нив разные модули, тем самым у обучающихся будет возможность ознакомиться с содержанием других модулей.
Защита может проходить в разных формах:

  • в форме праздника с приглашение зрителей;
  • в форме конкурса с приглашением жюри;
  • в рабочей обстановке (на уроке) и т.д.

        Работа над проектом, а затем и его защита покажет то, в какой степени у

обучающихся сформированы все группы  универсальных учебных действий.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по теме «Икона» (по модулю «Основы православной культуры» в рамках комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»)

Цель: знакомство со святыней православия – иконойЗадачи:Показать, в чём состоит отличие иконы от обычной живописной картины; почему икона так необычна; зачем изображают невидимое;Развивать иссле...

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

 Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственно...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...