Рабочая программа начального общего образования по предмету «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Чернышова Ольга Ивановна

   Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010. 

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достиже­ние следующих личностных, метапредметных и предметных ре­зультатов освоения содержания.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rab_opk.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №1 р.п. Башмаково Башмаковского района Пензенской области

Рассмотрено

Утверждаю

на заседании МО учителей

Одобрено

директор школы

начальных классов

педагогическим советом

«   »               20    г.

МБОУСОШ№1р.п. Башмаково

            Дубинкин А.А.

протокол №

Протокол №   от

Приказ №

 от

Рабочая  программа

начального общего образования по предмету

«Основы православной культуры» комплексного учебного курса

«Основы религиозных культур и светской этики»

   

                                                                                                                                                                                         

                                                 

                                                     

                                                 

                         Пояснительная записка

   Рабочая программа по курсу «Основы религиозных культур и светской этики», модуль «Основы православной культуры» создана на основе федерального  государственного образовательного стандарта начального общего образования,  Концепции духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России и авторской учебной программы  «Основы религиозных культур и светской этики». Кураева А. В. «Просвещение», 2010.  

Обучение детей по программе курса должно быть направлено на достижение следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения содержания.

Требования к личностным результатам:

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Требования к метапредметным результатам:

  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  • формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;

  • адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач;
  • умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  • овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права  иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • определение общей цели и путей её достижения, умение
    договориться о распределении ролей в совместной деятельности;
  • адекватно оценивать поведение свое  и  окружающих.

Требования к предметным результатам:

  • знание, понимание и принятие обучающимися ценностей: Отечество, нравственность, долг, милосердие, миролюбие, как основы культурных традиций многонационального народа России;
  • знакомство с основами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в обществе;
  • формирование первоначальных представлений о светской этике, религиозной культуре и их роли в истории и современности России;
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

    Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной

 культуры» рассчитана на 34 часа.

Содержание учебного предмета «Основы православной культуры» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Раздел I. Введение в православную духовную традицию.

1.Россия – наша Родина. Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

 2.Культура и религия. Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

Знакомятся с историей возникновения и распространения  православной культуры.

3.Человек и Бог в православии. Какие дары Бог дал человеку. Как вера в Бога может влиять на поступки людей.

Изучают основы духовной традиции православия.

4.Православная молитва, ее происхождение и значение. Молитвенная культура Православия: виды молитв, о молитве «Отче Наш». Кто такие святые.

5.Библия и Евангелие. Кто такие христиане. Что такое Библия. Евангелие — добрая весть. Смысл Евангелия.

Дают определения основных понятий  православной культуры

6.Проповедь Христа. Чему учил Христос. Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть.

7.Христос и Его крест. Как Бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

Учатся  устанавливать взаимосвязь между религиозной  (православной) культурой и поведением людей.

8.Пасха. Воскресение Христа. Русская Пасха. Как праздную Пасху.

9.Православное учение о человеке. Душа. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке.

 10.Совесть и раскаяние. О подсказках совести. Раскаяние. Как исправить ошибки.

11.Заповеди. Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства. Как зависть гасит радость.

12.Милосердие и сострадание. Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры

 13.Золотое правило этики. Главное правило человеческих отношений. Что такое   неосуждение.

14-15.Храм. Что люди делаю в храмах. Как устроен православный храм. Посещение храма.

16.Икона. Почему икона так необычна. Зачем изображают невидимое.

Учатся описывать различные явления православной духовной традиции и культуры.

17.Творческие работы учащихся. Конкурс сочинений. Подведение итогов.    Выполнение праздничного проекта. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества

Раздел II. Православие в России.

 18.Как христианство пришло на Русь. Что такое Церковь. Что такое крещение.

19.Подвиг. О том, что такое подвиг. О человеческой жертвенности.

Знакомятся с развитием православной культуры в истории России.

20.Заповеди блаженств. Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

21.Зачем творить добро? Как подражают Христу. Чему радуются святые.

22.Чудо в жизни христианина. О Святой Троице. О христианских добродетелях.

23.Православие о Божием суде. Как видеть в людях Христа. Почему христиане верят в бессмертие.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной и др.)

24.Таинство Причастия. Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство.

25.Монастырь. Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

26.Отношение христианина к природе. Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы.

27.Христианская семья. Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо.

28.Защита Отечества. Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины.

29.Христианин в труде. О первом грехе людей. Какой труд напрасен.

30.Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Учатся толерантному отношению к представителям разных мировоззрений и культурных традиций.

32.Итоговая презентация творческих проектов учащихся.Участвуют в диспутах: учатся слушать собеседника, излагать своё мнение. Готовят сообщение по выбранной теме.

 33-34.Итоговая презентация творческих проектов учащихся 

 

    Тематическое  планирование

Тема

Характеристика деятельности

учащегося

Кол-во

часов

1

Россия — наша Родина.

Что такое духовный мир человека. Что такое культурные традиции и для чего они существуют.

 Знакомятся с историей возникновения православной религии.

1

2

Культура и религия.

Осваивать универсальные

умения о ценностях основ

духовной традиции православия

Как человек создаёт культуру. О чем говорит религия.

1

3

Человек и Бог в православии.

Определять основные

понятия православной культуры

1

4

Православная молитва.

Дают определение основных понятий православной культуры.  Что такое православие. Какие бывают молитвы. 
О молитве «отче наш».

1

5

«Отче наш»

1

6

Библия и Евангелие.

Кто такие христиане. Что такое Библия. Что такое Евангелие. Дают определения основных понятий православной культуры

1

7

Проповедь Христа.

Чему учил Христос. Что такое Нагорная проповедь. Какое сокровище нельзя украсть. Дают определения основных понятий православной культуры

1

8

Христос и Его крест.

Как бог стал человеком. Почему Христос не уклонился от казни. Какова символика креста.

1

9

Православный календарь. Праздники. Пасха.

Что воскресение не только день недели. Символ Пасхи. Как празднуют Пасху. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

1

10

Православное учение о человеке.

Чем Бог одарил человека. Когда болит душа. Что такое образ Божий в человеке. Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры.

1

11

Совесть и раскаяние

О подсказках совести. Как исправить ошибки.

1

12

Заповеди

  Какие заповеди даны людям. Что общего у убийства и воровства.

Знакомятся с описанием основных содержательных составляющих священных книг, описанием священных сооружений, православной культуры.

1

13

Милосердие и сострадание.

Чем милосердие отличается от дружбы. Кого называют ближним. Как христианин должен относиться к людям.

1

14

Золотое правило этики

 Главное правило человеческих отношений.Что такое неосуждение

1

15

Православный храм

Овладевать приемами описания

основных содержательных

составляющих священных книг,

священных сооружений, религиозных праздников и святынь православной культуры. Что люди делают в храмах. Как устроен православный храм.

1

16

Христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство).

1

17

Творческие работы обучающихся. Подведение итогов.

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении творческих проектов

1

18

Как христианство пришло на Русь.

Овладевать знаниями об истории возникновения и распространения

 православной культуры Овладевать знаниями о развитии

православной культуры в истории

России.

1

19

Подвиг.

Учатся анализировать жизненные ситуации, выбирать нравственные формы поведения, сопоставляя их с нормами религиозной культуры (православной)

1

20

Заповеди блаженств.

Когда христиане бывают счастливы. Как плач может обернуться радостью. Когда сердце бывает чистым.

1

21

Зачем творить добро?

Как подражают Христу. Чему радуются святые. Устанавливать взаимосвязь между религиозной (православной) культурой и поведением людей.

1

22

Чудо в жизни христианина.

О Святой Троице.
О христианских добродетелях.

1

23

Православие о Божием суде.

Как видеть в людях Христа. Почему христиане вверят в бессмертие.

1

24

25

Таинство причастия. Посещение храма

 Как Христос передал Себя ученикам. Что такое Причастие. Что такое церковное таинство. Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций.

2

26

Монастырь.

Почему люди идут в монахи. От чего отказываются монахи.

Учатся толерантному отношению мировоззрений и культурных православных традиций.

1

27

Отношение христианина к природе.

Что делает человека выше природы. Какую ответственность несет человек за сохранение природы. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

1

28

Христианская семья.

Что такое венчание. Что означает обручальное кольцо. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

1

29

Защита Отечества.

Когда война бывает справедливой. О святых защитниках Родины. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

1

30

Христианин в труде.

О первом грехе людей. Какой труд напрасен. Учатся приводить примеры явлений православной традиции и светской культуры и сравнивать их.

1

31

Любовь и уважение к Отечеству.

Духовные традиции России.

1

32

Подготовка творческих проектов.

Православие в России. Излагают своё мнение по поводу значения православной культуры в жизни людей, общества в России. 

1

33

34

Выступление учащихся со своими творческими работами. Презентация творческих проектов на

тему «Диалог культур во имя гражданского мира и согласия» (народное творчество, стихи, песни, кухня народов России и т.д.).

Взаимодействовать в парах и группах при выполнении творческих проектов

Осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий.

2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа комплексного учебного курса "Основы религиозных культур и светской этики" модуль "Основы светской этики"

Рабочая программа комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» модуль «Основы светской этики» составлена в соответствии с Конституцией РФ, Законом «Об образовании в РФ», К...

Рабочая программа по комплексному учебному курсу "Основы религиозных культур и светской этики". Модуль "Светская этика", 4 класс

Данный материал будет полезен учителям, преподающим в 4 классе комплексный учебный курс "Основы религиозных культур и светской этики" по модулю "Светская этика". Рабочая программа разработана на основ...

Урок по теме «Дружба» по предмету «Основы светской этики» комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

Формирование представлений о дружбе и качествах, необходимых для настоящего друга; на основе примеров и жизненного опыта детей показать важность и ценность настоящей дружбы....

Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»

Выступление на ЛПО "Оценивание учебной деятельности по комплексному учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики»...

План работы по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики»

План работы  по обеспечению введения в 2015-2016 учебном году  комплексного учебного курса  «Основы религиозных культур  и светской этики» ...

Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» по учебному курсу «Основы православной культуры и светской этики» 4 класс

Название курсаОсновы православной культурыКласс4Количество часов33ч  (1 часа в неделю)СоставителиПороло Т.А.Автор УМК А.В. КураевЦель курсаформирование российской гражданской идентичности мл...

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»

Преподавание комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» Модуль «Основы светской этики»...