Урок по ОРКСЭ "10 заповедей"
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Материалы по теме "10 заповедей" знакомят учащихся с Библейскими Заповедями, позволяют осмыслить моральные нормы, записанные в заповедях и предъявляемые к человеку в православной культуре.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 1.9 МБ | |
| 34.9 КБ | |
| 50.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Предварительный просмотр:
Цикл бесед для родителей по теме:
«Послание из глубины веков»
Цель: показать роль духовно-нравственных ценностей воспитания в семье на примере 10 заповедей Божиих в наши дни.
Задачи: обратить внимание родителей учащихся начальной школы на значимость проблемы нравственного воспитания детей в семье на примере заповедей Моисея; формировать у родителей понимание необходимости воспитания духовно-нравственных качеств младшего школьника, их приоритетности в жизни каждого человека
- Вступительное слово
Молодость — это возраст, когда перед человеком впервые встают вечные вопросы: «Кто я?», «Зачем живу?», «Что нужно сделать, чтобы мир стал лучше?». Отсутствие ответа на любой из них равносильно отказу от созидательного построения жизни. Именно в юном возрасте, когда жизненная программа еще не закрепилась в сознании окончательно, молодой человек крайне остро ощущает разрыв между реальностью и идеалом. Молодые часто не готовы ждать и учиться на ошибках. В поисках правды и ответов на жгучие вопросы жизни они обращаются туда, где чувствуют заинтересованность в себе, где ощущают присутствие истины и находят вкус духовной подлинности.
Вот почему так важно предложить молодым целостный мировоззренческий инструмент, с помощью которого они могли бы разобраться в окружающей действительности. В отечественной духовной культуре таким инструментом всегда были Божии заповеди, изложенные в библейском Десятисловии и созвучные священным текстам мусульман и буддистов. Особое отношение к храму, забота населения о том, чтобы в каждом населенном пункте был свой храм свидетельствует об особом отношении верующих к церкви. Храм в православной крестьянской традиции, способствующий приближению человека к Богу, это не только место совершения основных православных обрядов, но и духовный центр верующего православного населения. Христианские ценности играют огромную роль в духовно-нравственном воспитании человека.
Обращение к десяти заповедям позволяет сформировать структурно целостный подход к реальности, когда каждый жизненный вопрос рассматривается не по отдельности, но в духовно-нравственной связи со всеми остальными. Подобный подход актуален не только для последователей традиционных религий, но и для любого современного человека, стремящегося выработать у себя целостное нравственное мировоззрение.
- Основная часть «Что такое 10 заповедей православия»
Более 3000 лет назад появились 10 заповедей (Закон Божий, Десятисловие, Декалог) – это основные 10 законов, которые согласно библейскому преданию Бог дал Моисею. Они сохраняют свою актуальность и сегодня и фактически являются итогом, краткой сутью других предписаний, которые описаны в первых 5 книгах ветхого завета.
Исторические данные «Как появились 10 заповедей»
Самым знаменательным ветхозаветным событием является получение от Бога Десяти Заповедей. Именно с этим моментом связано само образование еврейского народа. Действительно, до получения заповедей в Египте жило семитское племя бесправных и огрубевших рабов, после Синайского законодательства возникает народ, который призван верить и служить Богу. Именно из этого народа впоследствии произошли великие пророки, апостолы и святые первых веков христианства. Из него же родился по плоти Сам Спаситель мира – Господь Иисус Христос.
В книге Исход в 19-20 и 24 главах говорится об обстоятельствах получения Десяти Заповедей. За полторы тысячи лет до Рождества Христова, после великих чудес, совершенных пророком Моисеем в Египте, фараон вынужден был отпустить еврейский народ, и тот, перейдя чудесным образом Красное море, пошел по пустыне Синайского полуострова на юг, направляясь к обещанной (Обетованной) земле. К пятидесятому дню после исхода из Египта еврейский народ подошел к подножью Синайской горы и расположился здесь станом. (Синай и Хорив – две вершины той же горы). Здесь пророк Моисей взошел на гору, и Господь объявил ему: «Скажи сынам израилевым: если будете слушаться голоса Моего и соблюдать Завет Мой, то будете Моим народом».
Когда Моисей, передал волю Божию евреям, они ответили: «Все, что сказал Господь, исполним и будем послушны».
Тогда Господь повелел Моисею к третьему дню приготовить народ для принятия Закона, и евреи постом и молитвой стали готовиться к нему. На третий день густое облако покрыло вершину горы Синай. Сверкали молнии, гремел гром и раздавался громкий звук трубы. От горы восходил дым, и вся она сильно колебалась. Народ стоял вдалеке и с трепетом наблюдал происходящее. На горе Господь сказал Моисею Свой закон в виде Десяти Заповедей, которые пророк потом пересказал народу.
Приняв заповеди, еврейский народ обещал их соблюдать, и тогда был заключен Завет (союз) между Богом и евреями, состоящий в том, что Господь обещал еврейскому народу Свои милости и покровительство, а евреи обещали праведно жить. После этого Моисей снова взошел на гору и пробыл там в посте и молитве в течение сорока дней.
Здесь Господь дал Моисею и другие законы церковные и гражданские, повелел соорудить Скинию (переносной храм-палатку) и дал правила относительно служения священников и совершения жертвоприношений. К концу сорока дней Бог написал Свои Десять Заповедей, данные раньше устно, на двух каменных плитах (скрижалях) и повелел хранить их в “Ковчеге завета” (позолоченном ящике с изображениями херувимов наверху крышки) для вечного напоминания о Завете, заключенном между Им и израильским народом. (Местонахождение каменных скрижалей с Десятью Заповедями – неизвестно).
В 6-м столетии до рождества Христова пророк Иеремия спрятал каменные скрижали и некоторые другие принадлежности храма в пещере на горе Нево. Гора эта находится в двадцати километрах на восток от места впадения реки Иордан в Мертвое море перед самым вступлением израильтян в Обетованную землю (1400 лет до Р.Х). На этой же горе был похоронен пророк Моисей. Неоднократные попытки найти скрижали с Десятью Заповедями не увенчались успехом.
Первая заповедь: «Я Господь, Бог твой»
Господь — Творец Вселенной и духовного мира. Он — Первопричина всего существующего. Весь наш прекрасный, гармоничный и очень сложно устроенный мир никак не мог возникнуть сам собой. За всей этой красотой и гармонией стоит Творческий Разум. Верить в то, что все существующее возникло само по себе, без Бога, есть не что иное как безумие. Бог не только Творец, но и Отец наш. Он заботится, промышляет о людях и обо всем созданном Им, без Его попечения мир не мог бы существовать.
Бог — Источник всех благ, и человек должен стремиться к Нему, ибо только в Боге он получает жизнь. Нам необходимо все наши поступки и действия сообразовывать с волей Божией: будут они угодны Богу или нет. Итак, едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию (1 Кор 10, 31). Главными средствами богообщения являются молитва и Святые Таинства, в которых мы получаем благодать Божию, Божественную энергию.
Несоблюдением первой заповеди являются:
- атеизм (отсутствие веры в Господа);
- маловерие, сомнение, суеверие, когда люди смешивают веру с неверием или всевозможными приметами и прочими пережитками язычества; также грешат против первой заповеди те, кто говорит: «У меня Бог в душе», а в церковь при этом не ходят и к Таинствам не приступают или приступают редко;
- язычество (многобожие), вера в ложных богов, сатанизм, оккультизм и эзотерика; к этому можно отнести магию, колдовство, целительство, экстрасенсорику, астрологию, гадание и обращение к людям, занимающимся всем этим, за помощью;
- ложные мнения, противоречащие вере православной, и отпадение от Церкви в раскол, лжеучения и секты;
- отречение от веры, надежда на свои силы и на людей больше, чем на Бога; этот грех также связан с маловерием.
Можно прийти к выводу, что первая заповедь объединяет все десять, указывая на то, что жить стоит по совести и в каждый прожитый день вкладывать смысл.
Вторая заповедь: «Не делай себе идола и никакого подобия того, что на небе вверху, что на земле внизу, что в водах под землею. Не кланяйся и не служи им»
Вторая заповедь была особенно актуальна, когда популярными были поклонения силам земли, воздуха, огня. Люди придумывали себе божества, отождествляя их с силами природы и звездами, противореча этой заповеди. Сейчас идолопоклонничество встретить достаточно трудно, многобожие, поклонение истуканам и идолам есть, например, в Индии, Африке, Южной Америке, некоторых других странах. Даже у нас, в России, где христианству вот уже более тысячи лет, кое-кто пытается возродить язычество. Это происходит, когда мы пренебрегаем заботой о духовной жизни, посвящая себя мирским вещам. Привязываясь к предметам роскоши, деньгам, мы отворачиваемся от этого святого наставления, хоть и кажется, что и не создаем себе другого Господа.
Иногда можно услышать обвинение в адрес православных: мол, иконопочитание — это идолопоклонство. Почитание святых икон никак не может быть названо идолопоклонством. Во-первых, мы возносим молитвы поклонения не самой иконе, а Лицу, Которое на иконе изображено, — Богу. Взирая на образ, мы восходим умом к Первообразу. Также мы через икону возносимся умом и сердцем к Богородице и святым.
По повелению Самого Бога священные изображения делались еще в Ветхом Завете. Господь сам повелел Моисею поставить в первом передвижном ветхозаветном храме (скинии) золотые изображения Херувимов. Уже в первые века христианства в местах собраний первых христиан можно увидеть настенные изображения Христа в виде доброго Пастыря, Матери Божией с воздетыми руками и другие священные образы. Все эти фрески найдены при раскопках.
К несоблюдению второй заповеди также можно отнести страстную привязанность к каким-либо делам, когда это увлечение становится страстью. Идолослужением является и поклонение какой-либо личности. Немало людей в современном обществе к популярным артистам, певцам, спортсменам относятся как к кумирам, идолам.
Третья заповедь: «Не произноси имени Господа напрасно»
Третья заповедь знакома нам с детства, и указывает на то, что имени Господа не место в шутливых разговорах, бесполезных перепалках, играх, сплетнях. Имя Господа следует упоминать лишь в молитве и только с пониманием того, что кроется за сказанными в молитве словами.
Грехами, связанными с Третьей заповедью считаются:
- богохульство – упоминание имя Господа в неподобающих дерзких выражениях;
- кощунство – осквернение святых предметов, к которым относятся иконы, молитвенники, святые Кресты;
- божба – клятвы в повседневной жизни, в которых упоминается Господь;
- нарушение обещаний и обетов.
Притча Святителя Николая Сербского
Один золотых дел мастер сидел в своей лавке за верстаком и, работая, непрестанно поминал имя Божие всуе: то как клятву, то как любимое словцо. Некий паломник, возвращавшийся из святых мест, проходя мимо лавки, услышал это, и душа его возмутилась. Тогда он окликнул ювелира, чтобы тот вышел на улицу.
А когда мастер вышел, паломник спрятался. Ювелир, никого не увидев, вернулся в лавку и продолжил работу. Паломник снова его окликнул, а когда ювелир вышел, тот прикинулся, что ничего не знает. Мастер, рассердившись, вернулся к себе и снова начал работать. Паломник в третий раз его окликнул и, когда мастер опять вышел, снова стоял молча, прикинувшись, что он тут ни при чем. Ювелир в бешенстве набросился на паломника:
— Зачем ты зовешь меня понапрасну? Что за шутки! У меня работы по горло!
Паломник миролюбиво ответил:
— Поистине у Господа Бога работы еще больше, но ты Его призываешь гораздо чаще, чем я тебя. Кто имеет право сердиться больше: ты или Господь Бог?
Ювелир, пристыженный, вернулся в мастерскую и с тех пор держал язык за зубами.
Четвертая заповедь: «Помни день субботний, чтобы святить его»
Господь сотворил этот мир за шесть дней и, окончив творение, благословил седьмой день как день покоя: освятил его; ибо в оный почил от всех дел Своих, которые Бог творил и созидал (Быт 2, 3).
В Ветхом Завете днем покоя была суббота. В новозаветные времена святым днем покоя стал день воскресный, когда воспоминается воскресение из мертвых Господа нашего Иисуса Христа. Именно этот день является для христиан седьмым и главным. Воскресный день также называют малой Пасхой. Обычай почитания воскресного дня идет от времен святых апостолов.
В воскресный день христиане должны быть на Божественной литургии. В этот день очень хорошо причаститься Святых Христовых Таин. День воскресный мы посвящаем молитве, духовному чтению, благочестивым занятиям. В воскресенье, как день, свободный от обычных трудов, можно помочь ближним или навестить больных, оказать помощь немощным, престарелым. Принято в этот день благодарить Бога за прошедшую неделю и молитвенно попросить благословения на труды грядущей седмицы.
Часто от людей, далеких от Церкви или малоцерковных, можно слышать о том, что у них нет времени для домашней молитвы и посещения храма. Да, современный человек подчас очень загружен, но даже у занятых людей остается немало свободного времени на то, чтобы часто и подолгу разговаривать по телефону с друзьями и родственниками, читать газеты, часами сидеть у телевизора и компьютера. Проводя так вечера, они не хотят даже очень небольшое время уделить вечернему молитвенному правилу и почитать Евангелие.
Люди, которые чтут воскресные дни и церковные праздники, молятся в храме, регулярно читают утренние и вечерние молитвы, как правило, успевают сделать гораздо больше тех, кто проводит это время в праздности. Господь благословляет их труды, умножает силы и подает им Свою помощь.
Пятая заповедь: «Почитай отца твоего и мать твою»
Тем, кто любит, почитает своих родителей, обещается не только награда в Царстве Небесном, но даже благословение, благополучие и многолетие в земной жизни. Чтить родителей — значит уважать их, проявлять послушание им, помогать им, заботиться о них в старости, молиться об их здравии и спасении, а после их смерти — о упокоении их душ.
Нередко люди спрашивают: как можно любить и почитать родителей, которые не проявляют заботу о детях, пренебрегают своими обязанностями или впадают в тяжкие грехи? Родителей мы не выбираем, то, что они у нас такие, а не какие-то другие, — воля Божия. Для чего Бог дал нам таких родителей? Для того, чтобы нам проявить лучшие христианские качества: терпение, любовь, смирение, умение прощать.
Через родителей Бог дал нам жизнь. Таким образом, никакие заботы о родителях не могут сравниться с тем, что мы от них получили. Вот что пишет по этому поводу святитель Иоанн Златоуст: «Как они родили тебя, ты не можешь родить их. Поэтому если в этом мы ниже их, то превзойдем в другом отношении посредством уважения к ним, не только по закону природы, но и преимущественно перед природой, по чувству страха Божия.
Воля Божия решительно требует, чтобы родители были почитаемы детьми, и исполняющих это награждает великими благами и дарами, а нарушающих этот закон наказывает великими и тяжкими несчастьями». Почитая отца и мать, мы научаемся почитать Самого Бога, Отца нашего Небесного. Родителей можно назвать соработниками Господу. Они дали нам тело, а Бог вложил в нас бессмертную душу.
Если человек не почитает родителей, он может очень легко прийти и к непочитанию и отрицанию Бога. Сначала он не уважает родителей, потом перестает любить Родину, затем отрицает мать-Церковь и постепенно доходит до отрицания Бога. Все это взаимосвязано. Недаром, когда хотят поколебать государство, разрушить его устои изнутри, в первую очередь ополчаются на Церковь — веру в Бога — и на семью. Семья, почитание старших, обычаи и традиции (переводится с латинского — передача) скрепляют общество, делают народ сильным.
Шестая заповедь: «Не убивай»
Убийство, лишение другого человека жизни, и самоубийство относятся к числу самых тяжких грехов.
Самоубийство — страшное духовное преступление. Это — бунт против Бога, Который дал нам драгоценный дар жизни. Совершая самоубийство, человек уходит из жизни в страшном помрачении духа, ума, в состоянии отчаяния и уныния. Он уже не может покаяться в этом грехе; за гробом покаяния нет.
Человек, лишивший другого жизни по неосторожности, также повинен в убийстве, но вина его меньше, чем у того, кто посягает на жизнь другого сознательно. Также повинен в убийстве тот, кто содействовал этому: например, муж, который не отговорил жену сделать аборт или даже сам способствовал этому.
Люди, вредными привычками, пороками и грехами сокращающие свою жизнь и наносящие вред своему здоровью, также грешат против шестой заповеди.
Грехи против шестой заповеди:
- любой вред, нанесенный ближнему;
- ненависть;
- злоба;
- побои;
- издевательства;
- оскорбления;
- проклятия;
- гнев;
- злорадство;
- злопамятство;
- зложелательство;
- непрощение обид;
Кроме убийства телесного, существует не менее страшное убийство — духовное, когда кто-то соблазняет, совращает ближнего в неверие или подталкивает к совершению греха и тем самым губит его душу.
Седьмая заповедь: «Не прелюбодействуй»
Этой заповедью запрещаются грехи против семьи, супружеская измена, все плотские отношения между мужчиной и женщиной вне законного брака, плотские извращения, а также нечистые желания и мысли.
Господь установил брачный союз и благословил плотское общение в нем, служащее деторождению. Муж и жена отныне уже не двое, а одна плоть (Быт 2, 24). Наличие брака — еще одно (пусть не самое главное) отличие нас от животных. У зверей брака нет. У людей же существует брак, взаимная ответственность, обязанности друг перед другом и перед детьми.
То, что благословляется в браке, вне брака является грехом, нарушением заповеди. Супружеский союз соединяет мужчину и женщину в одну плоть для взаимной любви, рождения и воспитания детей. Всякая попытка похитить радости брака без взаимного доверия и той ответственности, которые предполагает брачный союз, — тяжелый грех, который, по свидетельству Священного Писания, лишает человека Царства Божия (см.: 1 Кор 6, 9).
Грехом еще более тяжким является нарушение супружеской верности или разрушение чужого брака. Измена разрушает не только брак, но и оскверняет душу того, кто изменяет. На чужом горе счастья не построишь. Существует закон духовного равновесия: посеяв зло, грех, мы зло и пожнем, наш грех к нам же и вернется. Бесстыдные разговоры и нехранение своих чувств также являются нарушением седьмой заповеди.
Восьмая заповедь: «Не кради»
Нарушением этой заповеди является присвоение чужой собственности — как общественной, так и частной. Виды воровства могут быть разнообразны: грабеж, кража, обман в торговых делах, подкуп, взяточничество, уклонение от налогов, тунеядство, святотатство (то есть присвоение церковного имущества), всевозможные аферы, махинации и мошенничество. Кроме того, к грехам против восьмой заповеди можно отнести всякую нечестность: ложь, обман, лицемерие, лесть, подхалимство, человекоугодие, так как этим люди пытаются приобрести что-то (например, расположение ближнего) нечестно.
«Ворованным добром не выстроишь дом», — говорит русская пословица. И еще: «Сколь веревочка ни вейся, а конец будет». Наживаясь на присвоении чужой собственности, человек рано или поздно будет за это расплачиваться. Совершённый грех, каким бы незначительным он ни казался, обязательно возвращается. Один знакомый авторам этой книги человек во дворе случайно ударил и поцарапал крыло машины соседа. Но ничего не сказал ему и не возместил ущерб. Через некоторое время в совершенно другом месте, вдали от его дома, его собственную машину так же поцарапали и скрылись с места происшествия. Удар был нанесен в то же крыло, которое он испортил соседу.
Побеждается страсть любостяжания воспитанием в себе нестяжания, милосердием к бедным, трудолюбием, честностью и возрастанием в духовной жизни, ибо привязанность к деньгам и другим материальным ценностям всегда происходит от бездуховности.
Девятая заповедь: «Не лжесвидетельствуй»
Этой заповедью Господь запрещает не только прямое лжесвидетельство против ближнего своего, например, в суде, но и всякую ложь, сказанную в адрес других людей, как-то: клевета, ложные доносы. Грех празднословия, столь обычный и повседневный для современного человека, также очень часто бывает связан с грехами против девятой заповеди.
В праздных разговорах постоянно рождаются сплетни, пересуды, а порой наветы и клевета. Во время праздной беседы очень легко сказать лишнее, разгласить доверенные тебе чужие тайны и секреты, поставить в трудное положение ближнего. «Язык мой — враг мой», — говорят в народе, и действительно наш язык может принести большую пользу нам и ближним, а может очень сильно навредить.
Не судите, да не судимы будете (Мф 7, 1), — предупреждает Спаситель. Осуждать — значит судить, дерзко восхищать право, которое принадлежит только Богу. Лишь Господь, знающий прошлое, настоящее и будущее человека, может судить Свое создание.
Рассказ преподобного Иоанна Савваитского:
Раз пришел ко мне инок из соседнего монастыря, и я спросил его, как живут отцы. Он отвечал: «Хорошо, по молитвам вашим». Затем я спросил об иноке, который не пользовался доброй славой, и гость сказал мне: «Нисколько он не переменился, отче!»
Услышав это, я воскликнул: «Худо!» И только я сказал это, тотчас почувствовал себя как бы в восторге и увидел Иисуса Христа, распятого между двумя разбойниками. Я было устремился на поклонение Спасителю, как вдруг Он обратился к предстоящим Ангелам и сказал им: «Изриньте его вон, — это антихрист, ибо осудил брата своего прежде Моего Суда».
И когда, по слову Господа, я изгонялся, в дверях осталась моя мантия, и затем я очнулся. «Горе мне, — сказал я тогда пришедшему брату, — зол сей день мне!» «Почему так?» — спросил тот. Тогда я рассказал ему о видении и заметил, что оставленная мною мантия означает, что я лишен покрова и помощи Божией.
И с того времени семь лет провел я, блуждая по пустыням, ни хлеба не вкушая, ни под кров не заходя, ни с человеками не беседуя, пока не увидел Господа моего, возвратившего мне мантию.
Десятая заповедь: «Не желай дома, жены ближнего»
Заповедь эта запрещает зависть и ропот. Нельзя не только делать зло людям, но даже иметь греховные, завистливые мысли против них. Любой грех начинается с мысли, с помысла о чем-либо. Человек начинает завидовать имуществу и деньгам ближних, потом в его сердце зарождается помысел украсть это добро у своего брата, и вскоре он воплощает греховные мечты в действие.
Зависть к богатству, талантам, здоровью ближних убивает в нас любовь к ним, зависть как кислота разъедает душу. Завистливому человеку трудно общаться с другими. Его радуют скорбь, горе, постигшее тех, кому он завидовал. Вот почему так опасен грех зависти: он — семя других грехов. Человек завистливый также грешит против Бога, он не хочет довольствоваться тем, что ему посылает Господь, он обвиняет во всех своих бедах ближних и Бога.
Такой человек никогда не будет счастлив и доволен жизнью, ведь счастье зависит не от земных благ, а от состояния души человека. Царствие Божие внутрь вас есть (Лк 17, 21). Оно начинается здесь, на земле, с правильного духовного устроения человека. Умение видеть дары Божии в каждом дне своей жизни, ценить их и благодарить за них Бога — залог человеческого счастья.
- Заключение
«Скучно быть хорошим?»
Стоит сказать о еще одном заблуждении. К сожалению, у многих людей представление о христианской нравственности сводится исключительно к списку отрицаний — не делай того и этого; нельзя то и это. Видя такой список, человек нецерковный мысленно применяет его к своей жизни, вычитает из нее все поименованное в списке и задается вопросом: а что же, собственно, тогда от моей жизни останется и чем заполнить образовавшиеся в ней пустоты?
Отсюда, кстати, во многом проистекает такой общественный стереотип, что будто бы жизнь нравственного человека непременно скучна и пресна.
В действительности же скучна и тосклива как раз жизнь человека безнравственного. Грех — как наркотик, лишь временно помогает забыться и отвлечься от этой тоски. Неудивительно, что грешник, мысленно представивший собственную жизнь без этого наркотика, понимает, что столкнется тогда с зияющей пустотой и бессмыслицей, которую эта его жизнь и представляет собой на самом деле, и страшится этого, и снова бежит ко греху, как пес возвращается на свою блевотину, и вымытая свинья идет валяться в грязи (1 Пет 2:22).
Но Господь в Священном Писании предлагает гораздо большее — уклонись от зла и сотвори благо (1 Пет 3:11). Это вещи взаимосвязанные — творение добра помогает уклоняться от зла, а уклонение от зла оставляет больше возможностей творить добро. Заповедь «сотвори благо» показывает, что у Бога есть для каждого человека перспектива изобильной, насыщенной, интересной и благодатной жизни. Совершаемое ради Бога добро делает жизнь осмысленной.
Как человеку, погрязшему в грехах, почти некогда заниматься доброделанием, так и человеку, ради Бога и с Богом творящему благо, становится уже не до греха, — и не потому что он каждую минуту сидит и трясется: «Ох, как бы не согрешить, как бы не сделать того, как бы не впасть в это», а потому что чем больше добродетель и благодать Божия вливается в его сердце, тем меньше места в нем остается для греха.
Конечно, и христианин, серьезно вступивший на духовный путь, и даже опытный подвижник может впасть в грех. Однако, как замечал святитель Игнатий (Брянчанинов):
Величайшая разница — согрешить намеренно, по расположению к греху, и согрешить по увлечению и немощи при расположении благоугождать Богу.
Разумеется, грязен и живущий на помойке бездомный человек, и тот, кто вышел из дома в новом костюме, но споткнулся и упал в лужу, но разница между тем и другим велика, поскольку для одного быть грязным — обычное состояние и образ жизни, а для другого — досадная оплошность, которую он хочет и может немедленно исправить.
Таким образом, смысл и радость христианской жизни — реальная возможность стать лучше, чище, совершеннее и даже — стать святым. Это достигается исполнением заповедей Божиих. Без этого одно лишь словесное именование себя христианином и само признание Христа Господом не спасают, как Он Сам сказал: Не всякий, говорящий Мне: «Господи! Господи!», войдет в Царство Небесное, но исполняющий волю Отца Моего Небесного (Мф 7:21).
Литература
- Всемирный русский народный собор https://vrns.ru/documents/programmnyy-dokument-xiii-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora-budushchie-pokoleniya-natsionalnoe-do/
- Заповедено, традиции и современность https://zavedeno.com/nasuschnye-voprosy/10-zapovedey.html
Православный год https://godvgodu.ru/drugoe/zapovedi-bozhi-2.html
Приложение 1
10 заповедей: оригинальный текст
Текст Десяти заповедей по Синодальному переводу Библии (Исх. 20:2-17):
Я Господь, Бог твой, Который вывел тебя из земли Египетской, из дома рабства, да не будет у тебя других богов пред лицом Моим.
Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, что на земле внизу, и что в воде ниже земли. Не поклоняйся им и не служи им; ибо Я Господь, Бог твой, Бог ревнитель, наказывающий детей за вину отцов до третьего и четвёртого рода, ненавидящих Меня, и творящий милость до тысячи родов любящим Меня и соблюдающим заповеди Мои.
Не произноси имени Господа, Бога твоего, напрасно; ибо Господь не оставит без наказания того, кто произносит имя Его напрасно.
Помни день субботний, чтобы святить его. Шесть дней работай, и делай всякие дела твои; а день седьмой — суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих. Ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них; а в день седьмой почил. Посему благословил Господь день субботний и освятил его.
Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь, Бог твой, дает тебе.
Не убивай.
Не прелюбодействуй.
Не кради.
Не произноси ложного свидетельства на ближнего твоего.
Не желай дома ближнего твоего; не желай жены ближнего твоего, ни раба его, ни рабыни его, ни вола его, ни осла его, ничего, что у ближнего твоего.
Заповедей десять – источник один
Бог хочет, чтобы люди были счастливы, любили Его, любили друг друга и не вредили себе и другим, поэтому Он дал нам заповеди. В них выражены духовные законы, они учат, как жить и строить отношения с Богом и людьми. Как родители предупреждают своих детей об опасности и учат жизни, так и Отец наш Небесный делает нам необходимые наставления. Заповеди были даны людям еще в Ветхом Завете, об этом мы говорили в разделе о ветхозаветной библейской истории. Люди Нового Завета, христиане, обязаны соблюдать десять заповедей.
Христос сказал:
Не думайте, что Я пришел нарушить закон или пророков: не нарушить пришел Я, но исполнить (Мф 5, 17).
Главный закон духовного мира — закон любви к Богу и людям. Все десять заповедей говорят об этом. Они были даны Моисею в виде двух каменных плит — скрижалей, на одной из которых были написаны первые четыре заповеди, говорящие о любви к Господу, а на второй — остальные шесть. Они говорят об отношении к ближним. Когда Иисуса Христа спросили: Какая наибольшая заповедь в законе? — Он ответил:
Возлюби Господа Бога твоего всем сердцем твоим, и всею душою твоею и всем разумением твоим: сия есть первая и наибольшая заповедь; вторая же подобная ей: возлюби ближнего твоего, как самого себя; на сих двух заповедях утверждается весь закон и пророки (Мф 22, 36-40).
Если человек действительно достиг настоящей любви к Богу и ближним, он не может нарушить ни одну из десяти заповедей, потому что они все говорят о любви к Богу и людям. И к этой совершенной любви мы должны стремиться. А теперь более подробно рассмотрим каждую заповедей.
Предварительный просмотр:
Внеклассное мероприятие по теме «10 заповедей Божиих»
Цель:
• познакомить с основами нравственного воспитания;
• дать понятие о добродетелях; любви, вере, радости, терпении и т.п.;
• воспитывать доброту, понимание, послушание, соблюдение нравственных законов.
Задачи:
Способствовать развитию воображения, обогащению словаря детей.
Приобщать младших школьников к истокам русской культуры; воспитывать любовь к культуре своего народа.
Коммуникативные: обсуждение услышанного; выработка умения слушать и слышать других.
Личностные: умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и зла.
Познавательные: отработка терминов и понятий; работа с иллюстрациями презентациями.
Ход мероприятия:
- Организационный момент
Эмоциональный настрой. Прослушивание детской христианской песни «10 заповедей».
Ведущий: Ребята, Вы прослушали детскую христианскую песню. О чем она? (дети отвечают).
Что такое заповеди? (дети отвечают)
Заповеди – это закон, правила, которые Бог дал людям для того, чтобы они могли различать добро и зло в своих поступках и намерениях.
Первый ученик:
Давно-давно Господь оставил
Народам мира десять правил.
И каждый добрый человек
Их помнить должен весь свой век.
Господь избрал народ еврейский,
Чтоб в суете земной житейской
Законы людям принести
И души грешные спасти.
Второй ученик:
До новой христианской эры,
До нашей православной веры
Жил Моисей, святой пророк.
Тогда евреи долгий срок
В плену в Египте пребывали.
Там их младенцев избивали,
И весь народ стонал тогда
От непосильного труда.
Послушайте, как это было.
Третий ученик:
Мать Моисея так любила,
Что от злодеев укрывать
Старалась долго эта мать.
Но только стало невозможно,
Она в корзинке осторожно
Снесла младенчика к реке
И положила в тростнике.
А Моисеева сестренка
В тот час устроилась в сторонке,
Все наблюдала издали.
Тут мыться к берегу пришли
Служанки с дочкой фараона.
Вдруг видят, в тростнике ребенок
Один в корзиночке лежит
И комариный рой жужжит.
Царевне жаль, ребенок плакал.
И вот велит она за плату
Скорей кормилицу сыскать,
Вскормить дитя да воспитать.
И Моисеева сестренка
Нашла кормилицу ребенку,
Призвав на помощь мать свою.
Так Моисей в чужом краю
Рос при дворце и не был мучен,
Но был премудростям научен.
Четвертый ученик:
Он рос, не зная правды всей.
Как только вырос Моисей,
Увидел свой народ в страданьях,
Тяжелом гнете и рыданьях.
В другую землю он тогда
Пасти отправился стада.
Однажды в полдень той порою
Пас под высокою горою
Овец своих он жарким днем.
И вдруг увидел, как огнем
Терновый куст горит, пылает
И чудно-дивно не сгорает.
И ангел Божий над кустом,
И голос слышится при том:
Господь:
Я твой Господь и Я есть Сущий,
Непостижимый, Всемогущий,
Я все могу, Мне нет препон.
В Египте Я увидел стон,
Жестокий гнет, беду, стенанья
И материнские рыданья
Народа вашего и вот,
Пойди и выведи народ
Из угнетенья на свободу,
Я дам свидетельство народу,
Как на земле по правде жить
И чем на свете дорожить.
Иди теперь в Египет смело
И делай божеское дело.
Не бойся, буду Я с тобой
При трудной участи любой.
Я даровал народам время
И нахожусь Я рядом с теми,
Кто сам идет всегда со Мной
По жизни маленькой земной.
Ты людям обо Мне расскажешь
И чудеса Мои покажешь.
Пятый ученик:
Так Моисея Бог избрал,
А фараона покарал,
Наслав в Египет Своей властью
Болезни, казни да несчастья.
Но царь Египта фараон
Еще сильней со всех сторон
Добавил пленникам заботы
И тяжелей давал работы.
Трудом рабов царь богател
И отпускать их не хотел.
Как только ангелом в Египте
Все были первенцы избиты,
Свое упорство царь сломил
Народ из плена отпустил.
Шестой ученик
Тогда евреев очень много
В пустыню вышло на дорогу.
Сам Бог указывал им путь,
Куда идти, где повернуть.
В столпе из облаков шел днями
И в огненном столпе ночами.
Дорога трудная была,
Но с Божьей помощью скала
Чудесно источала воду.
Во время голода народу
Перепелов Господь давал
И манну с неба изливал.
Седьмой ученик
Пройдя дорожные невзгоды,
На третьем месяце похода
Тот многолюдный пеший строй
Остановился под горой.
Синай – у той горы названье.
И вот Господь дает заданье
Черту проделать у горы
По сторонам и до поры
Чтоб за черту не наступали.
Восьмой ученик
На третье утро засверкали
Удары молний в вышине
И Сам Господь сошел в огне.
Гремели громы, все дымилось,
Как будто печка распалилась.
Затрепетал народ вокруг.
Раздался сильный трубный звук
И становился все сильнее.
И говорил Бог с Моисеем.
Бог десять заповедей дал,
Чтоб Моисей их передал
Евреям, под горою ждущим
И всем когда-либо живущим.
Мы все должны их выполнять,
И вот что Бог велел принять:
Первая заповедь
Я твой Господь, твоя Отрада,
Тебе других богов не надо.
Божеств различных устраня,
Ты слушай, помни лишь Меня.
Ведущий.
«Я есть Господь Бог твой, и нет других богов, кроме Меня».
Это значит, что Бог Один и в Него нужно верить всей душой. Это также естественно, как верить папе и маме. Бог создал весь мир и заботится о каждом из нас. Нужно любить и почитать Бога, часто вспоминать о Нем, обращаться к Нему в молитве.
«Пусть только Господь царит в твоем сердце,
И только Ему открой сердца дверцу!
Пусть Бог будет смыслом всей жизни твоей!
Пусть Он управляет и властвует в ней!».
Вторая заповедь
Не сотвори себе кумира,
Подобия земного мира,
Ни на земле, ни на воде.
Не покланяйся им нигде.
Созвездья, солнце, звери, рыбы
И золотого камня глыбы,
Красой обманчиво звеня,
Не могут заменить Меня.
Я твой Господь, Я твой Ревнитель,
Несу Я свет в твою обитель,
И любящих Меня всегда
Храню от всякого вреда.
Ведущий.
«Не сотвори себе кумира и никакого изображения; не поклоняйся им и не служи им».
Кумир – это всё то, что становится для нас самым главным в жизни вместо Бога. Из-за кумира мы можем забыть о Боге и Его заповедях. Глупец тот, кто готов поменять маму на куклу или папу на компьютер. Например, Кай забыл о Боге – о добре и любви. Снежная королева стала для него кумиром. Разве был он счастлив в ледяном замке со своими идеальными правильными холодными игрушками? Только когда любовь Герды растопила лед в его сердце, он вспомнил о Боге и ожил. На первом месте в жизни христианина должен быть Бог, потом все близкие люди. Любые кумиры – люди или вещи опасны для нашей души, они могут сделать ее холодной и черствой.
«Господь твой пусть будет единственным Богом,
Хоть в жизни всегда разных идолов много,
Служи лишь Ему всей душою своей!
На Бога надейся, а не на людей!».
Третья заповедь
Ты имя Божие напрасно,
Ежеминутно, ежечасно
Произносить не торопись.
Напрасно всуе не божись.
Воздвигни правило простое,
Что с Богом связано святое.
Впустую Божьим не сори,
А лишний раз благодари.
Ведущий.
«Не поминай имени Господа Бога твоего всуе».
Это значит, что нельзя просто так произносить имя Бога. Произносить имя Божие следует со вниманием и благоговением. Любое обращение к Богу – это молитва. По меткому выражению одного священника, когда мы говорим: «Господи», мы как бы снимаем телефонную трубку и набираем номер, и на «том конце» нам немедленно отвечают: «Слушаю». Имя Бога надо хранить бережно в сердце и не выпускать оттуда понапрасну. Если ты по привычке в разговорной речи говоришь: «Господи», прибавь к этому слова: «помилуй» или «слава Тебе». Так упоминание имени Бога станет молитвой.
«Имя Божье напрасно ты не говори!
Уважение твое пусть в словах тех горит.
Пусть с любовью к Нему твое сердце стучит,
Благодарность и вера в нем вечно звучит!».
Четвертая заповедь
Воскресный день и праздник помни,
Его молитвами наполни.
Шесть дней весь мир Бог создавал,
А на седьмой Он почивал.
И ты в Господне воскресенье
Оставь мирское попеченье,
Старайся в Божий храм ходить,
Добро нести и находить.
Ведущий.
«Шесть дней работай и делай всякие дела свои, а седьмой есть день отдохновения, который посвяти Господу Богу твоему».
Это значит, что седьмой день должен быть посвящен Богу. Каждый день мы молимся Богу, исполняем Его заповеди, но этот день сугубо посвящаем нашему Небесному Отцу.
«С Богом жизнь для себя христианин выбирает,
И поэтому церковь всегда посещает.
Знать о Господе больше он очень стремится,
И из Библии мудрости Божьей учиться».
Посвящай время Господу – будешь успешен,
И Его вечной милостью нежно утешен».
Пятая заповедь
Чтоб дни твои подольше длились
На сердце радости теплились,
Отца и мать ты почитай,
К ним уваженье обретай.
Дари родителям внимание,
Заботу, радость, послушанье.
А как состарятся они,
Покой родителей храни.
Кто мать с отцом не забывает,
Тот свои годы продлевает.
Ведущий.
«Почитай отца твоего и мать, да будешь благословен на земле и долголетен».
Это значит, что маму и папу надо слушаться и помогать им. Родители помогают тебе, пока ты растешь и нуждаешься в их помощи и заботе, а потом дети помогают престарелым и уже немощным родителям на закате их жизни. Почитание – это не просто вежливые слова, а реальная поддержка родителей взрослыми детьми, в том числе душевным вниманием и участием. К этой же заповеди относится уважение к учителям, наставникам, старшим.
«Относись с уважением к папе и маме!
Мудрость, опыт родителей стоят внимания!
Дорожи ими, слушайся и подчиняйся!
Как у Бога характер свой сделать пытайся!
И тогда будет жизнь твоя – благополучной.
Долгой будет она, и, при этом, нескучной».
Игра «Отыскать подходящую половину фразы»
На доске прикреплены слова «Семья-это....» и даны различные варианты (любовь, взаимопонимание, забота, счастье, помощь, ссоры, уважение, слёзы, радость, внимание, улыбки).
Учитель обобщает и вместе с детьми делает вывод, какие варианты нужно взять, а какие –нет.
Шестая заповедь
Нельзя друг друга убивать.
Запомнить надо всем, и знать,
Коль где воюют, убивают
И Бога в этом обвиняют,
Что допускает Он войну,
Так это мир свою вину
Лукаво не желает видеть.
Ведь легче Бога ненавидеть.
«Не убивай людские души», -
Сказал Господь. Не хочет слушать
Его народ и губит плоть.
При чем же здесь тогда Господь?
Ведущий.
«Не убий».
Самое ужасное, что может сделать человек по отношению к другому человеку – лишить его жизни. Жизнь – это дар Божий, и мы не в праве лишать другого человека этого дара. Что касается убийства захватчиков на войне, то это тоже грех, но меньший, чем предательство ближних, отказ защищать их.
Нужно помнить, что убивать людей можно не только оружием, но и словом, делом, подлыми поступками. Также нельзя мучить зверей, птиц, насекомых, домашних животных. Всех их создал Господь, а человеку заповедовал заботиться о них.
«Людей убивает
Не только оружье!
И жизнь сокращают
Порою не ружья,
А грубое слово,
Поступок бездумный
Жизнь рушит другого,
Стар он или юный.
Людей берегите,
Заботьтесь, любите,
Всех благословляйте
И радость дарите!».
Седьмая заповедь
От сквернодейства отвращайся
И непотребства не касайся,
Того, что стыдно, не твори
Поганых слов не говори.
Старайся уходить от срама
И помни, что в телесном храме
Душе Сам Бог приют дает,
Он в нашем разуме живет.
Ведущий.
«Не прелюбодействуй».
То есть не переступай через любовь. Не предавай. Это заповедь о верности тому, кто любит тебя, и любим тобою. Верность этой заповеди – залог сохранения семьи.
«Пройдут года. Ты вырастешь. Бог даст тебе супругу(а).
Полюбишь. Вступишь в брак. Всегда будь верен, предан другу.
Над отношеньями трудись. Жди Божьего ответа.
Не изменяй своей любви. Не нарушай завета
Восьмая заповедь
Нельзя нисколько брать чужого.
Ведь от маленько до большого
Совсем короткие пути.
Спаси всех Бог по ним идти!
Нельзя выманивать обманом
И по чужим глядеть карманам,
Нельзя долги не отдавать
И даже мелочь забывать.
Воришек люди презирают,
А Бог невзгодами карает.
Ведущий.
«Не укради».
Украсть, взять чужое и не вернуть – очень плохой поступок. Некоторые думают, что взять себе вещь, которую нашел на улице – не воровство. Допустим, шел человек и нашел на улице хороший телефон. Он может взять его себе – поступить дурно, а может поступить благородно – найти хозяина этого телефона. Никогда не бери чужое и никогда не воруй – так ты сможешь проявить свою верность святому Богу.
«Тот, кто у людей забрал,
Вещи их, путем нечестным,
Человек тот вором стал,
Это станет всем известно».
Девятая заповедь
Не лги на друга твоего,
Не говори другим того,
Что злой неправдою бывает,
На сердце скорби вызывает.
Не укрывайся клеветой,
Ведь не бывает тайны той,
Что не всплывет наверх когда-то.
Не клевещи, не лги на брата.
Ведущий.
«Не лжесвидетельствуй».
Порой тебе может казаться, что ложь может помочь преодолеть отдельные неприятности, избежать наказания. Но это иллюзия, потому что рано или поздно любой обман обязательно раскроется.
Также ни в коем случае нельзя придумывать о людях то, что ты не знаешь. Такие предположения называются клеветой и часто порочат совершенно невинного человека.
«Неправду о людях – не произноси!
Для этого помощи Божьей проси,
Чтоб видеть хорошее в ближних своих.
Не злое, а доброе думать о них!
Ложь может несчастье с собой принести,
А правда к победе твоей привести».
Десятая заповедь
На все, чем ближний твой владеет,
Что в доме, во дворе имеет,
Завидный взгляд не посылай,
Ему плохого не желай.
Пусть нет богатства иль ты болен,
Что Бог дает, будь тем доволен.
Главнейшее богатство в том,
Чтоб не заботиться о нем.
От зависти душа пустеет,
Она смиреньем богатеет.
Ведущий.
«Не пожелай ничего чужого».
Никогда не завидуй. Зависть мешает радости и не знает границ, ведь всегда найдется кто-то такой, кто, как кажется, живет лучше тебя. Помни пример жадной старухи из сказки Пушкина. Радуйся всему, что у тебя есть, радуйся за близких и друзей, у которых случилось что-то хорошее, благодари за это Бога.
Как же относиться к тому, что у ближнего есть хорошая вещь или талант, которого ты не имеешь? У христиан нет выражения «белая зависть», но есть сорадование – радость о благополучии ближнего. В отличие от мучающей зависти это добродетель.
«Не желай ничего, чем владеет ближний.
Не мечтай, что предмет у кого-то лишний.
Эти мысли тебе принесут страданья,
Ведь за грех принесёшь ты себе наказанье».
Девятый ученик (выносит скрижали с Заповедями)
Такой наказ, такой урок
Господь послал на долгий срок.
Чтоб люди память освежали,
На досках каменных-скрижалях
Все десять правил выбил Он.
Вот так написан был закон.
Десятый ученик
Жизнь не бывает без страданий,
Без неудач, без испытаний,
Но с верой в Бога за спиной
Проделать легче путь земной.
И только с милосердным Богом
Поговорить легко о многом.
В печали, радости, беде
Не забывай Его нигде.
Поможет Он в борьбе любой.
Живи, расти и Бог с тобой!
Ведущий.
А сейчас мы поиграем с Вами в игру «Почтальон». Необходимо разнести письма правилами в домики, на которых написаны Заповеди. (Приложение)
Ребята играют в игру.
Наше мероприятие подошло к концу. Подведем итог. О чем сегодня мы с Вами говорили?
Рефлексия.
Добро начинается с мыслей, мысли перетекают в слова и затем в поступки. Мы сейчас вспомним как можно больше добрых слов. Будем работать в парах. Постарайтесь как можно больше сказать друг другу добрых слов.
Литература:
- Азбука воспитания https://azbyka.ru/deti/10-zapovedej-na-yazy-ke-detej
- Внеклассное занятие https://multiurok.ru/files/vnieklassnoie-zaniatiie-10-zapoviediei-osnova-zhiz.html
- Игра «Почтальон» planetadeti.lt›…content/uploads/2020…Bozhiim.docx
- Л. Ретивская «Чудо на горе Синай»
- Д.Чебаненко. Стихи
Приложение
Игра «Почтальон» по Заповедям божиим.
1 ЗАПОВЕДЬ
Верим в Господа Бога и во всем слушаемся Его.
Часто молимся – разговариваем с Господом и поклоняемся Ему.
Не забываем Бога и помним, что Бог видит и знает все, что мы делаем, думаем и говорим.
Боимся сделать что-либо плохое, чтоб не прогневать Бога.
Идем на исповедь, честно и чисто исповедуемся в грехах.
Благодарим Господа и в бедах, и в радостях за все от чистого сердца.
Не верим и не занимаемся гороскопами и гаданием.
П ЗАПОВЕДЬ
Мы не гордимся собой, потому что все хорошее у нас от Бога.
Мы избавляемся от своих плохих наклонностей и просим у Бога помощи в этом.
Носим на себе крестик и часто осеняем себя крестным знамением.
Приготовляемся постом и молитвой к причащению Святых Таин и часто причащаемся.
Окропляем себя, вещи, весь дом святой водой.
Ш Заповедь
Почитаем имя Бога и имена святых.
Произносим имена Бога, Богоматери и святых серьезно, с должным благоговением только по надобности.
Бережем святые места и освященные предметы.
Уважаем людей, посвятивших себя Богу.
Со вниманием, неторопливо читаем молитвы, думаем не о шалостях и мирских нуждах, а о Боге.
Призываем Господа, Богородицу, святых на помощь только для добрых целей, на добрые дела.
1У ЗАПОВЕДЬ
По воскресения и в праздничные дини поклоняемся Господу Богу.
В воскресные и праздничные дни участвуем в
Божественной Литургии.
Дорожим каждым богослужением в храме, со вниманием слушаем молитвословия и песнопения в Церкви.
Достойно ведем себя в Церкви.
В воскресные и праздничные дни совершаем добрые дела.
Свободное время употребляем на чтение Библии и другие священные книги, на молитву.
У ЗАПОВЕДЬ
Всегда хорошо говорим о своих родителях и молимся за них.
Уважаем, любим и слушаемся своих родителей.
Уважаем опекунов, наставников, учителей, духовника и всех старших людей.
Любим свою Родину, осознаем свою ответственность и всегда молимся о Родине.
Стараемся жить в мире , согласии и любви с родственниками и сродниками.
Всегда молимся за умерших родственников, сродников и знакомых.
У1 ЗАПОВЕДЬ
Бережем свою жизнь и здоровье.
Миримся с врагами, предотвращаем ссоры, драки, мирим других и драки.
Не подстрекаем других к мести, драке.
Удерживаемся от гнева, злых слов, оскорблений.
Бережем жизнь и здоровье других людей
Защищаем слабого от сильных, притесняющих его.
Заботимся о животных и птицах.
УП ЗАПОВЕДЬ
Ведем себя скромно и стыдливо
Наши мысли, слова и поступки чисты.
Избегаем поводов для появления нечистых мыслей и бесстыдного поведения.
Не посещаем соблазнительных зрелищ и собраний.
Не допускаем пресыщения едой, лакомством, питием.
УШ ЗАПОВЕДЬ
Не берем чужих вещей без разрешения владельца.
Ценим и бережем чужие и собственные вещи.
Возвращаем найденные или одолженные вещи.
Бережем общественное имущество.
Бережем труд людей.
Оказываем милосердие бедным и нуждающимся.
Навещаем и заботимся о больных и несчастных.
Данные Богом таланты употребляем на пользу ближним.
Прощаем обиды и молимся о ближних и врагах наших.
1Х ЗАПОВЕДЬ
Всегда честно говорим правду.
Хорошо думаем и говорим о других людях
Не разрешаем другим плохо высказываться о ближних.
Слыша о грехах другого, молимся об избавлении себя от грехов.
Х ЗАПОВЕДЬ
Всегда радуемся успехам и счастью других людей.
Считаем себя хуже всех.
Все заслуги, таланты, дарования приписываем Богу.
Чистосердечно каемся в своих грехах, не оправдывая себя, и стараемся исправиться.
Всегда довольны тем малым, что Бог нам послал и не стремимся обладать большим.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Фрагмент урока по курсу "Истоки" тема:"Священные слова. Заповеди и Заветы Божьи"
На данном уроке учащиеся знакомятся с тайнами Священных слов....
Презентация урока по теме:"Священные слова.Заповеди и Заветы Божьи"
Презентация содержит творческий материал для групповой работы....

Конспект урока по ОРКСЭ "Заповеди" 4 класс Кураева
Конспект урока по ОРКСЭ модулю "Основы православной культуры" по теме "Заповеди" 4 класс Кураева...

Разработка занятия по курсу "Социокультурные истоки" для учащихся 2 класса по теме "Десять заповедей-основа жизни.Заповедь пятая."
В конспекте отражено содержание занятия по данной теме. Тема "Семья в моей жизни" была мною рассмотрена с точки зрения 10 божьих заповедей, в частности, пятой заповеди "Почитай отца твоего...
Урок по ОПК "Заповеди" (4 класс)
Урок по ОПК "Заповеди" (4 класс)...

Урок по ОРКиСЭ "Заповеди"
Представлены конспекты по ОРКСЭ (Основы религиозных культур и светской этики) в 4 классе....











