Конспект урока по ОПК на тему "Милосердие и сострадание"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Вознюк Екатерина Викторовна

Конспект урока по предмету ОРКСЭ модуль "Основы православной культуры на тему "Милосердие и сострадание"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_miloserdie_i_sostradanie.doc79.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: "Милосердие и сострадание". 4-й класс

Цель: 1. Формирование УУД при изучении темы «Милосердие и сострадание»

            2. Формирование у детей понимание сути милосердия как умения человека сострадать, сочувствовать, воспринимать чужое несчастье и горе как свое собственное

Задачи урока.

Обучающая: раскрыть понятия  «милосердие», «сострадание»;

Развивающая: создать условия для осмысления значений  «милосердие», «сострадание»,  «ближний» в жизни православного человека;  

Воспитывающая: Создать ситуацию для осознания личностного опыта в понимании «милосердия» и «сострадания».

Формирование УУД:

личностные: нравственно-этическая ориентация; развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах;

регулятивные: целеполагание, контроль, оценка;

познавательные: общеучебные (самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели), постановка и решение проблемы (самостоятельное создание способов решения проблем поискового характера); логические (анализ, классификация);

коммуникативные: управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; умение выражать свои мысли.

Планируемый результат:

1. Учащиеся знают, то такое милосердие и сострадание;

2. Понимают и определяют, чем милосердие отличается от дружбы и  кого называют ближним.

3. Осознают необходимость относиться к людям с милосердием и состраданием

Формы и виды деятельности: беседа, комментированное чтение, устный творческий рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, самостоятельная работа с источниками информации, подготовка творческой беседы с членами семьи, участие в учебном диалоге.

Основные термины и понятия: милосердие, сострадание, ближний, милостыня.

Методы: проблемно-поисковый, словесный, наглядный, практический, дедуктивный.

Приемы: беседа, рассказ, диалог.

Ресурсы:

- компьютер, проектор;

- интернет;

- презентация;

- учебник;

- текст притчи «О добром самарянине» с вопросами для анализа;

- рабочий лист учащихся;

-толковый словарь.

Ход урока

1.Мотивация. Создание  положительной  атмосферы,  подкрепление  настроя на  учебную  деятельность.                                                                                    СЛАЙД 1

2. Проверка домашнего задания.

Соотнеси пословицу и заповедь.

                  СЛАЙД 2

- Кому были даны эти заповеди? Зачем?

-С какого слова начинается каждая заповедь? (НЕ) Почему? (Люди не знали как правильно жить. Поэтому им были даны правила жизни, закон. Поэтому здесь все четко и понятно: нельзя – значит нельзя.)

3. Постановка  проблемы.

- Евангельские заповеди – наставления, указания людям, которыми нужно руководствоваться ежедневно, если человек решит жить праведно. То, к чему надо стремиться.

-Сегодня мы поговорим о том, как правильно и праведно жить с точки зрения православного человека.

1) (видеоряд)                                                                                           СЛАЙД  3  

-Что делают люди, изображенные здесь? (помогают другим, заботятся о других)

-Это их работа? (нет, они это делают по доброте душевной)

-Какие синонимы слову доброта вы знаете? (сопереживание, участие, помощь)

2)  Определение темы урока  (Запись темы урока в рабочий лист)   СЛАЙД 4

- Какие задачи мы поставим перед собой на этом уроке? (Узнать, что такое милосердие и сострадание и как его проявить в жизни) Учитель записывает задачи  на доске.

4. Усвоение новых знаний. 

1) – Что такое милосердие?  (Высказывания детей)

2) – Посмотрим, какое определение дадут словари. (Дети в группах  находят и читают статьи из словаря, остальные читают текст слайда)         СЛАЙД  5

- Как понимаете слова?

- Что общего?

Вывод: милосердие – сердоболие, сочувствие, любовь на деле, готовность делать добро всякому.

3) Исследование слова “милосердие”.                                              СЛАЙД  6

- Разберите слово милосердие по составу.

- В этом слове соединились два: милость и сердце. Милость – это добровольный дар, щедрость. Из любви к ближнему рождается милосердие.

- Подберите однокоренные слова

- Каким оно будет, милое сердце?  (работа в рабочих листках) Любящее, скандальное, родное, злое, роковое, близкое, тёплое, холодное, страшное, грозное, светлое

4) Исследовательская работа с текстом  Чтение текста А.Кураева, с. 42                                                   СЛАЙД  7

-Чтобы понять, какой смысл  вкладывают в эти слова верующие православные люди, прочитаем притчу Иисуса Христа из главной книги всех христиан – Евангелия.

- Словарная работа.                                                                               СЛАЙД  8

- Кому принес пользу поступок самарянина?

- Какими качествами обладал Самарянин?

- Так кто же оказался по - настоящему ближним для избитого человека? (Его родные и близкие, не увидели в нем своего ближнего и прошли мимо. А вот незнакомый приезжий смог усмотреть в нем своего ближнего).

- Чему учит притча?

5)- Кто такой ближний с точки зрения православия?

Читаем учебник на 43странице 2 абзац.

“…ближний - тот, кто не оставит тебя в беде. И еще тот, кто нуждается в твоей помощи…”.

Кто является  ближним православному человеку?                     СЛАЙД  9

Запись в рабочем листке (Ближний – это тот, кто нуждается в помощи)

5. Обобщение и систематизация материала.  

1) (рабочий лист) (работа в группах)

Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным.

  1. Не обращать внимания на чужие беды и горести.            
  2.  Помогать людям, которые в этом нуждаются.                                              
  3. .Помогать людям, надеясь получить награду.

Если кто-то из приятелей сплетничает,   то надо:

  1. Осудить осуждающих;      
  2. Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;                                    
  3. Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

Чтобы нас  любили люди, мы должны…

  1. Льстить им;    
  2.  Требовать любви;  
  3. Любить их.

Сострадательный и милосердный человек  помогает…

  1. Тем, кто помогал тебе;    
  2. 2. Тем, кто может оплатить  за оказанную помощь;  
  3. 3. Тем, кто нуждается в   помощи.

Добрым человека можно назвать, если:

  1. Он делает добро, чтобы стать популярным;  
  2.  Он делает добро, чтобы получить взамен награду;                                                                     3.   Он делает добро по велению сердца.

Сострадание помогает человеку:    

1. Стать лучше;  

2.  Стать замеченным;  

3. Стать ценным в глазах окружающих.

Сострадание должно быть:   1. беспричинным;   2. действенным;     3. показным.

Сострадательный и милосердный человек помогает:

  1. Тем, кто может отплатить за оказанную помощь;  
  2. Тем, кто помогал тебе;    
  3. Тем, кто нуждается в помощи.

2) – О каких делах милосердия вы знаете?

- Слышали вы такие слова – сестра милосердия?                         СЛАЙД  10

- Чем отличается сестра милосердия от медсестры? (Она не получает денег за свою работу. Она делает ее из сострадания.)   (обсуждение в группах)

- Знакомо вам слово милостыня? Учебник А.Кураева с.44

«Христос говорил: “всякому просящему у тебя – дай”. А святой Дорофей пояснял: когда ты подал милостыню, ты умножил количество добра в мире.»                             СЛАЙД  11

                                                                                                                                   

(Рабочая тетрадь) – Выполнив задание, вы узнаете, как говорили в старину о тех, кто подает милостыню, и о тех, кто ее принимает             СЛАЙД  12

НИЩИЙСПАСАЕТСЯПИТАЕТСЯАБОГАТЫЙМОЛИТВОЙНИЩЕГОБОГАТЫМ

(Нищий богатым питается, а богатый  молитвой нищего спасается)                    СЛАЙД 13

- Как вы понимаете это выражение? (богатый делится своим заработанным богатством, а тот, у кого ничего нет, молится за него)

-Каждый из нас ежедневно молится за другого человека, когда что-то получает: помощь, предмет. Что он говорит? ( Спасибо – Спаси Бог)

- Какие еще дела милосердия вы знаете и можете делать сами?

6. Контроль знаний  и самопроверка.

(рабочий лист) (обсуждение в группах). Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;   накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.  

7. Подведение итогов

-Какие задачи мы ставили  перед собой на уроке? (Дети читают написанное на доске и отвечают на вопросы).

Вывод: Мы выполнили поставленные перед собой задачи.

- Вы хорошо поработали в рабочих листках.  Молодцы те, кто справился!

  8.  Рефлексия                                                                                      СЛАЙД 14

 

Подумайте над продолжением фразы.  Кто хочет – может высказать мысль вслух.

 Я узнал ……………

На этом уроке я похвалил бы себя

На этом уроке я сумел ………………………

Я запомнил

9. Домашнее задание – по выбору.

- Приведите примеры милосердия и сострадания из своей жизни и жизни близких вам людей.

- Предложите социальную рекламу по теме “Сострадание и милосердие”, которую можно разместить в транспорте, библиотеке, на улице, в кино, предложить на телевидение.

    Не стой в стороне равнодушно,

   Когда, у кого-то беда.

   Рвануться на выручку нужно

   В любую минуту, всегда.

   И если кому-то поможет

   Твоя доброта, улыбка твоя,

   Ты счастлив, что день

   Не напрасно был прожит,

   Что годы живешь ты не зря.                                                                 СЛАЙД  15

                                                                                                                                     

 

Спасибо за урок!                                      

Приложение 1.

Рабочий лист ученика

Ф.И. класс_____________________  

  ТЕМА: ____________________________________________________________________

1. Каким оно будет милое сердце?  

Любящее, скандальное, родное, злое, роковое, близкое, тёплое, холодное, страшное, грозное, светлое

2. Ближний – это тот, _________________________________________________________

Выберите тот поступок, который можно назвать милосердным.

  1. Не обращать внимания на чужие беды и горести.            
  2.  Помогать людям, которые в этом нуждаются.                                              
  3. .Помогать людям, надеясь получить награду.

Если кто-то из приятелей сплетничает,   то надо:

  1. Осудить осуждающих;      
  2. Сказать ребятам, что осуждать других нехорошо, перевести разговор на другую тему;                                    
  3. Принять участие в обсуждении чужих недостатков.

Чтобы нас  любили люди, мы должны…

  1. Льстить им;    
  2.  Требовать любви;  
  3. Любить их.

Сострадательный и милосердный человек  помогает…

  1. Тем, кто помогал тебе;    
  2. 2. Тем, кто может оплатить  за оказанную помощь;  
  3. 3. Тем, кто нуждается в   помощи.

Добрым человека можно назвать, если:

  1. Он делает добро, чтобы стать популярным;  
  2.  Он делает добро, чтобы получить взамен награду;                                                                     3.   Он делает добро по велению сердца.

Сострадание помогает человеку:    

1. Стать лучше;  

2.  Стать замеченным;  

3. Стать ценным в глазах окружающих.

Сострадание должно быть:   1. беспричинным;   2. действенным;     3. показным.

Сострадательный и милосердный человек помогает:

  1. Тем, кто может отплатить за оказанную помощь;  
  2. Тем, кто помогал тебе;    
  3. Тем, кто нуждается в помощи.

НИЩИЙСПАСАЕТСЯПИТАЕТСЯАБОГАТЫЙМОЛИТВОЙНИЩЕГОБОГАТЫМ

Задание.  Вычеркните те утверждения, которые нельзя отнести к милосердию.

Подать милостыню;  прощать от сердца обиды;   накормить голодного;  дать из-за боязни показаться другим жадным; предупредить об опасности;  подарить то, что самому  негоже;  утешить печального, плачущего;  не мстить за зло; напоить жаждущего;  дать в обмен на что-то;  одеть бедного;  сделать доброе ради похвалы или благодарности; помочь немощному  по хозяйству;  отдать игрушку брата; поделиться последним куском хлеба;  творить добро не на показ;  посетить больного;  дать добрый совет.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

План-конспект урока музыки в 3 классе по теме: "Частушки и сострадания"

Работа предназначена для учителей музыки и начальной школы по УМК "Начальная школа 21 века" автор Усачёва, 3 класс.             План-конспект в виде урока творч...

Конспект урока ОПК для 4 кл. по теме "Милосердие и сострадание" (учебник А.Кураева)

Конспект урока ОРКСЭ (модуль "ОПК") по теме "Милосердие и сострадание" учебник А.Кураева...

Конспект урока по ОРКСЭ "Милосердие и сострадание"

КОнспект урока по ОРКСЭ модулю "ОПК" по теме "Милосердие и сострадание" 4 класс...

Конспект урока «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по Основам православной культуры. На уроке вместе с детьми ищеем ответы на вопросы: что такое милосердие и сострадание, чем милосердие отличается от дружбы, кого называют ближним, как х...

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание», 4 класс.

Конспект урока по ОРКСЭ «Милосердие и сострадание»....