Рабочая программа курса Православие.4 класс..
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Егорова Елена Анатольевна

Рабочая программа курса Православие. 4 класс.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabochaya_programma._pravoslavie_4_b_2023-2024.docx54.17 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Министерство образования Московской области‌‌

Управление образования Администрации Наро-Фоминского городского округа‌

МАОУ Селятинская СОШ № 2

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО учителей начальных классов

________________________

Жданович В.В.

Протокол № 1 от «28» августа   2023 г.

СОГЛАСОВАНО

заместитель директора по УВР

________________________

Казина М.Л.

Приказ № 1 от «29» августа   2023 г.

УТВЕРЖДЕНО

Директор МАОУ Селятинской сош № 2

________________________

Савостикова О.С.

Приказ № 100 от «29» августа   2023 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

(ID )

учебного предмета «ОРКиСЭ»

(модуль «Основы православной культуры»)

для обучающихся 14 классов

Учитель начальных классов

МАОУ Селятинская сош № 2

Егорова Е. А.

Р. п. Селятино, Наро-Фоминский г. о.‌ 2023‌

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по Основам религиозных культур и светской этики. Модуль: Основы православной культуры ориентирована на учащихся 4 класса и разработана на основе следующих документов Федерального Закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»; Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 6 октября 2009 г. N 373) с изменениями и дополнениями.

В основе учебно - воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.  

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ»

Культурологическая направленность предмета способствует развитию у обучающихся представлений о нравственных идеалах и ценностях религиозных и светских традиций народов России, формированию ценностного отношения к социальной реальности, осознанию роли буддизма, православия, ислама, иудаизма, светской этики в истории и культуре нашей страны. Коммуникативный подход к преподаванию предмета ОРКСЭ предполагает организацию коммуникативной деятельности обучающихся, требующей от них умения выслушивать позицию партнёра по деятельности, принимать её, согласовывать усилия для достижения поставленной цели, находить адекватные вербальные средства передачи информации и рефлексии. Деятельностный подход, основывающийся на принципе диалогичности, осуществляется в процессе активного взаимодействия обучающихся, сотрудничества, обмена информацией, обсуждения разных точек зрения и т. п.

Предпосылками усвоения младшими школьниками содержания курса являются психологические особенности детей, завершающих обучение в начальной школе: интерес к социальной жизни, любознательность, принятие авторитета взрослого. Психологи подчёркивают естественную открытость детей этого возраста, способность эмоционально реагировать на окружающую действительность, остро реагировать как на доброжелательность, отзывчивость, доброту других людей, так и на проявление несправедливости, нанесение обид и оскорблений. Всё это становится предпосылкой к пониманию законов существования в социуме и принятию их как руководства к собственному поведению. Вместе с тем в процессе обучения необходимо учитывать, что младшие школьники с трудом усваивают абстрактные философские сентенции, нравственные поучения, поэтому особое внимание должно быть уделено эмоциональной стороне восприятия явлений социальной жизни, связанной с проявлением или нарушением нравственных, этических норм, обсуждение конкретных жизненных ситуаций, дающих образцы нравственно ценного поведения.

Модуль «ОСНОВЫ ПРАВОСЛАВНОЙ КУЛЬТУРЫ»

Россия — наша Родина. Введение в православную традицию. Культура и религия. Во что верят православные христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ».

(модуль «Основы православной культуры»)

Цель комплексного учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» — формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважении к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

Основные задачи комплексного учебного курса:

  • знакомство обучающихся с основами православной, мусульманской, буддийской, иудейской культур, основами мировых религиозных культур и светской этики;
  • развитие представлений младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;
  • обобщение знаний, понятий и представлений о духовной культуре и морали, ранее полученных в начальной школе, формирование ценностно-смысловой сферы личности с учётом мировоззренческих и культурных особенностей и потребностей семьи;
  • развитие способностей обучающихся к общению в полиэтничной, разномировоззренческой и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога. Основной методологический принцип реализации ОРКСЭ — культурологический подход, способствующий формированию у младших школьников первоначальных представлений о культуре традиционных религий народов России (православия, ислама, буддизма, иудаизма), российской светской (гражданской) этике, основанной на конституционных правах, свободах и обязанностях человека и гражданина в Российской Федерации.

МЕСТО ПРЕДМЕТА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

В соответствии с образовательной программой начального общего образования и примерными программами начального общего образования предмет «Основы религиозной культуры и светской этики» является частью предметной области «Основы православной культуры» и изучается в 4-ом классе.

Данный курс «Основы православной культуры» используется в рамках комплексного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики». Обучение организуется с согласия обучающегося и по выбору родителей.

Курс «Основы православной культуры» рассчитан на 1 год обучения в 4 классе, на 34 часа учебного времени из расчёта один час в неделю

CОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Россия— наша Родина. (1 ч.)Обращение к детям.  О духовных ценностях жизни людей.

Культура и религия. (1 ч.) О вере,  знании и культуре.  О чем рассказывает религиозная культура?  Культура, культурный человек, историческая память,  религия,  религиозная культура.  Ценности жизни христиан.  Любовь к Родине.  Отечество.  О вере,  знании и культуре в жизни людей.  Религиозные представления разных народов.  Традиционные религии России.  Христианство - одна из основных религий мира.  Во что верят православные христиане.  Иисус Христос.  Православие —основная религия в России.

Священное Писание.  (5 ч.)

Священное Писание.  О чем рассказывает Библия?  Христианское понимание происхождения знания о Боге.  Священное Писание.  В какой книге написано о сотворении мира?  Библия.  Книги,  входящие в состав Библии.  Смысл жизни человека и правила жизни.  Сотворение мира.  Шесть дней творения.  Обращение к Богу - молитва.  Знаменитые люди - о Библии.

Священное Писание. Что говорит о Боге православная культура. Библия рассказывает о том, что Бог открыл о Себе людям. Христианское Откровение о Святой Троице. Явление

Троицы Аврааму. Размышления святых о тайне Святой Троицы.

Добро и зло. Добро и зло в православной традиции. Добро и зло в ангельском мире. Добрые и злые ангелы. Ангел Хранитель.

Что говорит о человеке православная культура. Священная история рассказывает о Боге, мире, человеке: Бог - Творец красивого мира; как Бог создавал мир; сотворение чело века; Адам - любимое чадо Божие; общение человека с Богом. Жизнь в Раю. Правила, данные человеку для жизни. Kaк зло появились в мире. Искушение Евы. Грехопадение. Изгнание из Рая. Взаимосвязь христианских понятий «послушание - радость».

Что говорит о человеке православная культура. О талантах и душе человека. Размышление маленького христианина о человеке: рождение; рост; развитие; смерть; душевные способности; способность воображения; внутренние душевные чувства; совесть; воля; вера в Бога; желание стать умнее и добрее; душа человека - свободная, разумная, бессмертная, желающая добра, верящая в Творца; сердце человека. Притча о талантах. Что такое талант? Ответственность человека за полученный дар. Чуткость, сострадательность к людям как самые главные дары Божий. Где они скрыты в человеке? Человек - образ и подобие Божие. Какими качествами украшается душа человека?

Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. (9 ч.)

Христианское учение о спасении. Спасение. Пророки. Пророк Моисей. Как Бог спасал людей: десять заповедей. ЦарьСоломон.

Спаситель. Священное Писание рассказывает о Рождестве Христовом. Рождество в вертепе. Явление Ангелов. Поклонение волхвов. Почему Спаситель пришел в мир не грозным Судьей или земным Царем, а кротким Младенцем? О дарах волхвов, которые они принесли Христу: как они выглядят где хранятся.

Христианская этика. Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства. Что нужно человеку для счастливой жизни? Учение Христа. Заповеди блаженства. Блаженство - счастье. Нагорная проповедь. Радость выполнения заповедей Апостолы и евангелисты Матфей, Марк, Лука, Иоанн. Радостная весть. Божественная благодать.

Христианская этика. Золотое правило жизни христиан. Главное правило христианской жизни: «Как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними». Почему это правило можно назвать «золотым» правилом? Какие ещеправила (заповеди) дал Христос людям (повторение заповедей Блаженства). Доброта моей души. Чем я могу поделиться? Следует ли мне ожидать ответного добра от людей? Что означают слова «круговая порука добра»? Понятия ответственности и обязанностей.

Христианская этика. Добродетели и страсти. Какой я? Что помогает и что мешает человеку подниматься по небесной лестнице? Добродетели и страсти. Как растет в человеке доброе? Притча о сеятеле. Препятствия на пути движения человека к добру. Что это такое? Какие бывают добродетели, какие -страсти. Как научиться бороться со страстями. Где находятся препятствия: внутри человека или вовне? Какие из них сильнее? «Доброе сердце - злое сердце» - как понимать это выражение? Поэма святителя Иоасафа Белгородского о сражении семи добродетелей с семью грехами. Какие добродетели с какими страстями борются? Отношение к труду. Труд души. Нелегкость духовного труда. Рассказ об этом средствами иконописи («Лествица» преподобного Иоанна Лествичника) - представление иконы; средствами светской и духовной поэзии. Древо талантов-добродетелей христианина.

Христианская этика. Милосердие. Кто мой ближний? Доброта и милосердие христианина. Притча о милосердном самарянине. Какой он - христианин? Долг и ответственность христианина. За что должен отвечать человек? Милость, милосердие, сострадание христианина. Евангельская притча о милосердном самарянине. Отражение темы милосердия в духовной поэзии (стихотворения Я.П. Полонского и М.Ю. Лермонтова).

Спаситель. Жертвенная любовь. Крестная Жертва. Христианское почитание Креста. Тайная Вечеря. Предательство Иуды. Смерть на Кресте. Погребение. Стража у Гроба. Апостол Павел о любви.

Спаситель. Победа над смертью. Самый великий праздник православного календаря. События праздника и его духовный смысл. Пасха - переход от смерти к жизни. Воскресение Христово. Русские поэты и писатели рассказывают о Воскресении Христовом. Исторические свидетельства описанных в Евангелиях событий. Туринская Плащаница. Библия о будущих Судьбах мира. Страшный суд. Ответственность христианина.

Православные традиции России (5 ч.)

Православный храм. Православные традиции жизни. Православный храм в жизни христиан. Храм – дом, посвящённый Богу. Православный храм, его духовное и культурное значение. Духовная красота. Внешняя красота храма и духовная красота его создателя. Основные части храма. Колокола. Виды звона (перезвон, благовест, трезвон, набат). Символический смысл храма. Иконостас, четверик, алтарь. Престол.

Скиния -  первый храм. Изгнание Христом из  храма торговавших там. Русские поэты рассказывают о православных храмах, их устройстве, богослужении, колокольном звоне, христианской радости.

Православные Таинства. Православный храм и Таинства Православной Церкви. Начало христианской жизни в Таинстве Крещения. Крестные родители. Таинство Причастия – центр духовной жизни христиан. Тайная Вечеря. Установление Таинств Крещения и Причастия. Таинство Исповеди. Православное богослужение. Божественная Литургия. Евхаристия – благодарение. Духовный смысл Литургии. Правило веры – символ православной веры. Православный храм в традициях жизни православной семьи: крестины, венчание, отпевание. Московский Кремль – сердце духовной жизни России. Вера русских князей и традиции почитания святынь. Успенский храм – самый главный собор Московского Кремля. Венчание на царство русских государей. Восхождение на церковный престол Патриархов. Правила поведения в храме.

Священные образы. О чём рассказывает икона. Символический язык православной культуры. Как человек воспринимает красоту окружающего мира? Христианская религия о мире материальном и нематериальном. Икона – окно в мир невидимый. Икона – христианская святыня. Кому посвящались христианские иконы? Что означает почитание иконы? Почему икона является священным изображением? История создание первой иконы. Спас Нерукотворный. Иконописные изображения. Фреска. Мозаика. Словарик иконописца. Иконография Христа. Духовная красота иконы. Картина и икона. Христианское искусство.

Христианская семья. Родина. Отчий дом – самое родное место на земле. Семья. Члены семьи. Предки и потомки семьи. Родительская любовь. Дар любви. Служение близким. Ценности жизни христианской семьи. Чему учат христиан заповеди Божии? Поучения Евангелия о любви к ближним. Добрые дела любви. Священная история о почитании родителей. Дети Ноя. Христос Отрок. Его жизнь в Назарете. Традиции освящения христианского дома. Молебен. Иконы Спаса тела и Богородицы.

Православный календарь и праздники. История церковного календаря. Устроение Церковью жизни христиан по церковному календарю. Чему посвящены православные праздники? Православные праздники жизни. Библия о посвящении седьмого дня  недели Богу. Двунадесятые праздники. Какой праздник празднуется христианами чаще всего? Иконы праздников. Пост – подготовительные дни к празднику.  В чём заключается православный пост? О духовном и телесном воздержании. Радости православного поста.

Почитание святых в православном календаре.(8 ч.)Православие в России. Святая Русь. Христианские святые. Что означает почитание святых? Христианский подвиг святых. Как христианство пришло на Русь. Лики святых. О святых юных мученицах Вере, Надежде, Любови и матери их Софии. Изображение святых в иконописи. Икона «Все святые, в Земле Российской просиявшие». Отражение подвигов святых в духовной поэзии.

Православный календарь.Почитание святых. Верность. Сыновья князя Владимира – святые братья – князья. Христианский подвиг святых князей Бориса и Глеба. За что они прославлены? Добродетели, явленные святыми. О вере и верности. Мученики – страстотерпцы. Пример кротости и послушания Богу, показанный Христом. Евангельский рассказ «В саду Гефсиманском». Любовь к Богу, кротость, любовь к ближнему – заповеди, выполнение которых святые князья засвидетельствовали мученической смертью. Рассказ о подвиге святых в житиях, иконописи, поэзии. Чтение евангельского текста и его соотнесение с подвигом святых Бориса и Глеба: «Не бойтесь убивающих тело, души же не могущих убить» (Мф. 10.28) Как почтили память святых Бориса и Глеба? Архитектурные памятники в честь святых, храмы, названия городов, посёлков, улиц в разных городах.

Православный календарь. Почитание святых. Смирение. О святом преподобном Сергии Радонежском в истории Руси. Детские годы Преподобного. Послушание родителям. Основание монастыря – центра духовной жизни Руси. Смиренный чудотворец. В чём проявляется добродетель смирения? Размышляем о добродетели смирения в жизни современного человека. О добродетелях смирения рассказывают произведения Духовной поэзии. Смирение – это сила или слабость? Объединение русских князей. Чему учил преподобный Сергий русских князей. Защита Отечества. Благословение князя Дмитрия Донского на битву. Святые воины – схимонахи Троицкой Лавры Александр Пересвет т Родион Ослябя. Что защищали святые воины? Как преподобный Сергий помогал Русским воинам на Куликовом поле. Ученики преподобного Сергия. Христианские добродетели, которые воспитывал в князьях Преподобный. О святых учениках преподобного Сергия. Представление иконы: «Видение Сергию множества птиц». Паломничество в Троице – Сергиеву лавру.

Православный календарь. Почитание святых. Ратный подвиг. Святые вожди в земле Русской. Защитники Отечества. Преподобный Илья Муромец. Как Илья Муромец богатырём стал. Что он защищал,  с чем сражался. Святой богатырь, преподобный монах. Какие христианские добродетели почитались на Руси. Князь Дмитрий Донской. Князь Александр Невский. О святом князе Александре Невском. Паломническтво в Александро – Невскую лавру. Святой Александр Невский на фреске собора Московского Кремля. О словах князя «Не в силе Бог, а в правде». В чём заключался подвиг князя? Защитник Отечества в наше время. Какие добрые дела во славу своего Отечества может совершить человек сегодня? Какие качества души ему для этого необходимы?

Православный календарь почитание святых. Мужество. Защитник русской земли святой Патриарх Ермоген. Его послания к русским людям. Оборона Троице – Сергиевой Лавры. Мученическая смерть Патриарха Ермогена. Из истории Троице – Сергиевой Лавры. Как почтили память монахов – защитников Троице – Сергиевой лавры: архимандрита Дионисия и келаря Авраамия Палицына? Надпись на гробнице Авраамия Палицына на Соловках. О мужестве в наше время. В каких делах оно проявляется?

Православный календарь. Почитание святых. Христианская радость. О святом преподобном Серафиме Саровском. Христианская радость. Отличается ли радость христианская от обычной, житейской? Что означают слова «радость о Господе»? явление Пресвятой Богородицы преподобному Серафиму. Какую главную христианскую добродетель проявил святой Серафим Саровский ? Христианское прощение. Почему Серафим Саровский  всегда радостно встречал людей? Что питало его любовь к людям? Изображение жития преподобного Серафима в иконописи. Представление житийной иконы. Почитание христианских святынь. Паломнический маршрут в Серафимо – Дивеевский монастырь. Троицкий собор. Канавка Божией Матери.

Православный календарь почитание святых подвиг веры. Что такое подвиг? Как его объяснить в христианском значении? Русская Голгофа. Новомученики Российские.  Что помогало Новомученикам сохранить мужество перед лицом злобы? Представление иконы: «Собор Новомучеников и Исповедников Российских». Как разрушили храм Христа Спасителя. Добро и зло в душе человека: созидателя и православного зодчего; разрушителя святынь – вандала.

Любовь и уважение к Отечеству. Как сохранить красивый мир? Святыни России. Что такое чудотворная икона? Почему на Руси сложились традиции почитания икон Пресвятой Богородицы? Из истории христианской культуры. «Тихвинская», «Казанская», «Владимирская», «Смоленская», «Донская», «Почаевская» иконы Божией Матери. История о том, как была спасена Москва от войск завоевателя Тамерлана. Словарик иконописца: основные иконографические типы изображений Богоматери – Умиление, Одигитрия, Оранта.

Творческие проекты «Диалог культур и поколений: сохраняем духовное, культурное наследие России». (4 ч.)Сокровища духовные. Духовные завещания. Поучения князя Владимира Мономаха детям. Какие сокровища завещали родители детям в 17-18 веках? Духовное завещание святого Митрофана Воронежского наставления святого Тихона Задонского своим духовным детям. Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

Обращение к школьникам 22 века: «Желаю тебе». Какие ценности я хотел бы передать в наследство школьникам 22 века? Какие добрые дела может выполнять современный человек, учитывая наставления святых?

По святым местам моей Родины – России. «Герои России», «Русские святые», «Золотая цепь святых», «Мои предки».

        

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА ТЕХНОЛОГИЯ

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

        

  • формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование образа мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • развитие этических чувств как регуляторов морального поведения;
  • воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам
  • других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  • развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Гражданско-патриотическое воспитание:

1) становление ценностного отношения к своей Родине — России, малой родине, проявление интереса к изучению родного языка,

истории и культуре Российской Федерации, понимание естественной связи прошлого и настоящего в культуре общества;

2) осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, сопричастности к прошлому, настоящему и будущемусвоей страны и родного края, проявление уважения к традициям и культуре своего и других народов в процессе восприятия и анализа произведений выдающихся представителей русской литературы и творчества народов России;

3) первоначальные представления о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Регулятивные:

  • освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
  • освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
  • формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • освоению начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
  • формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха.

Познавательные:

  • использование знаково-символических средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
  • активное использование речевых средств  представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебно-познавательных  и практических задач;
  • использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • использование различных способов  поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии  с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями  учебного предмета;
  • овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым  признакам, установления аналогий и  причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  • умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования в соответствии с содержанием учебного предмета.

Коммуникативные:

  • слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • умение договариваться о распределении функций и  ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль  в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
  • готовность конструктивно разрешать конфликты посредством  учёта интересов сторон и сотрудничества;
  • владеть начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Выпускник научится:

  • готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;
  • понимать значение нравственности в жизни человека и общества;
  • первоначальным представлениям о народных традициях, их роли в культуре истории и современности России;
  • первоначальным представлениям об исторической роли этики в российской культуре;
  • становлению внутренней установки личности поступать согласно совести, воспитанию нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных традициях народов России;
  • понимать литературу как явление национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций;
  • осознавать значимость чтения для личного развития; формировать представления о Родине и её людях, окружающем мире, культуре, первоначальных этических представлениях , понятиях о добре и зле, дружбе, честности, формировать потребность в систематическом чтении.

Выпускник получит возможность научиться:

  • умению самостоятельно выбирать интересующую литературу, пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации, составляя самостоятельно краткую аннотацию;
  • использовать простейшие виды  тестов, находить характерные особенности научно-познавательных, учебных и художественных  произведений; на практическом уровне овладеть некоторыми видами  письменной речи;
  • развивать художественно-творческие способности , создавать собственный текст на основе художественного произведения, репродукции картин художников, иллюстраций, на основе собственного опыта.

Воспитательный потенциал курса реализуется через:

  • приобщение обучающихся к российским традиционным духовным ценностям, включая ценности своей этнической группы, правилам и нормам поведения, принятым в российском обществе на основе российских базовых конституционных норм и ценностей;
  • историческое просвещение, формирование российской культурной и гражданской идентичности обучающихся
  • развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства;
  • формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.
  • усвоение обучающимися знаний норм, духовно-нравственных ценностей, традиций, которые выработало российское общество (социально значимых знаний);
  • формирование и развитие личностных отношений к этим нормам, ценностям, традициям (их освоение, принятие);
  • приобретение соответствующего этим нормам, ценностям, традициям социокультурного опыта поведения, общения, межличностных социальных отношений, применения полученных знаний;
  • достижение личностных результатов освоения общеобразовательных программ в соответствии с новым ФГОС НОО (осознание российской гражданской идентичности; сформированность ценностей самостоятельности и инициативы; готовность обучающихся к саморазвитию, самостоятельности и личностному самоопределению; наличие мотивации к целенаправленной социально значимой деятельности; сформированность внутренней позиции личности как особого ценностного отношения к себе, окружающим людям и жизни в целом.)

Воспитательная деятельность планируется и осуществляется на основе культурно-исторического, системно-деятельностного, личностно-ориентированного подходов и с учётом принципов воспитания: гуманистической направленности воспитания, совместной деятельности детей и взрослых, следования нравственному примеру, безопасной жизнедеятельности, инклюзивности, возрастосообразности.

Программа воспитания реализуется в единстве учебной и воспитательной деятельности по основным направлениям воспитания в соответствии с новым ФГОС НОО и отражает готовность обучающихся руководствоваться ценностями и приобретать первоначальный опыт деятельности на их основе в том числе в части:

  • Гражданского воспитания, способствующего формированию российской гражданской идентичности, принадлежности к общности граждан Российской Федерации, к народу России как источнику власти в Российском государстве и субъекту тысячелетней российской государственности, уважения к правам, свободам и обязанностям гражданина России, правовой и политической культуры.
  • Патриотического воспитания, основанного на воспитании любви к родному краю, Родине, своему народу, уважения к другим народам России; историческое просвещение, формирование российского национального исторического сознания, российской культурной идентичности.
  • Духовно-нравственного воспитания на основе духовно-нравственной культуры народов России, традиционных религий народов России, формирование традиционных российских семейных ценностей; воспитание честности, доброты, милосердия, справедливости, дружелюбия и взаимопомощи, уважения к старшим, к памяти предков.
  • Эстетического воспитания, способствующего формированию эстетической культуры на основе российских традиционных духовных ценностей, приобщение к лучшим образцам отечественного и мирового искусства.
  • Физического воспитания, ориентированного на формирование культуры здорового образа жизни и эмоционального благополучия – развитие физических способностей с учётом возможностей и состояния здоровья, навыков безопасного поведения в природной и социальной среде, чрезвычайных ситуациях.
  • Трудового воспитания, основанного на воспитании уважения к труду, трудящимся, результатам труда (своего и других людей), ориентации на трудовую деятельность, получение профессии, личностное самовыражение в продуктивном, нравственно достойном труде в российском обществе, достижение выдающихся результатов в профессиональной деятельности.
  • Экологического воспитания, способствующего формированию экологической культуры, ответственного, бережного отношения к природе, окружающей среде на основе российских традиционных духовных ценностей, навыков охраны, защиты, восстановления природы, окружающей среды.
  • Ценности научного познания, ориентированного на воспитание стремления к познанию себя и других людей, природы и общества, к получению знаний, качественного образования с учётом личностных интересов и общественных потребностей.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

  1. класс

Тема

Кол- во часов

ЭОР (электронные образовательные ресурсы)

1

Культура и религия в жизни человека

2

clever-lab.pro

http:// school-collection. edu .

http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ 

2

Священное писание

5

clever-lab.pro

http:// school-collection. edu .

http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ 

3

Христос Спаситель. Христианское учение о спасении. Христианская этика.

9

clever-lab.pro

http:// school-collection. edu .

http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ 

http://school-collection.edu

4

Православные традиции России

5

clever-lab.pro

http:// school-collection. edu .

http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ 

5

Православный календарь. Почитание Святых

8

clever-lab.pro

http:// school-collection. edu .

http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ 

6

Проверь себя. Творческий проект «Диалог культур и поколений»

3

clever-lab.pro

http:// school-collection. edu .

http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ 

Итоговый контроль (контрольные и проверочные работы)

1

ОБЩЕЕ КОЛИЧЕСТВО ЧАСОВ ПО ПРОГРАММЕ

34

ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

 4 КЛАСС

Тема

Кол-во часов

Кол-во конт/

практ. работ

Дата

проведения

ЭОР

Электронные цифровые образовательные ресурсы

план

факт

1

Россия – наша Родина

1

4.09.

http://school-collection.edu

2

О вере, знании и культуре

1

11.09.

http://school-collection.edu

3

О чём рассказывает Библия?

1

18.09.

4

Что говорит о Боге православная культура

1

25.09.

https://clever-lab.pro/mod/page/view.php?id=3

5

Добро и зло

1

02.10.

6

Что говорит о человеке православная культура

1

16.10.

7

О талантах и душе человека

1

23.10.

http://school-colletion.edu

8

Спасение

1

30.10.

9

Спаситель

1

13.11.

10

Чему Иисус Христос учил людей. Заповеди блаженства

1

27.11.

11

Золотое правило жизни христиан

1

4.012.

12

Добродетели и страсти. Какой я?

1

11.12.

13

Милосердие. Кто мой ближний?

1

18.12.

14

Жертвенная любовь

1

25.12.

15

Победа над смертью

1

08.01.

16

Проверь себя

1

15.01.

17

Проверь себя

1

22.01.

http://school-colletion.edu

18

Православный храм

1

29.01.

19

Православные таинства

1

05.02.

20

Священные образы. О чём рассказывает икона. Христианское искусство

1

12.02.

https://clever-lab.pro/mod/page/view.php?id=3

21

Христианская семья

1

26.02.

22

Православный календарь и праздники

1

4.03.

23

Святая Русь

1

11.03.

https://easyen.ru/load/orkseh/294

24

Верность

1

18.03.

25

Смирение

1

25.03.

26

Ратный подвиг

1

01.04.

27

Мужество

1

15.04.

28

Христианская радость

1

22.04.

https://m.edsoo.ru/7f410de8

29

Подвиг веры

1

29.04.

30

Как сохранить красивый мир? Святыни России

1

06.05.

Библиотека

ЦОК

https://m.edsoo.ru/7f410de8

31

Сохраняем культурное наследие, Святыни России. Проверочная работа.

1

1

13.05

32

Обращение к школьникам 22 века. Подготовка творческих проектов.

1

20.05.

33

Золотая цепь Святых.

1

27.05.

34

Презентация творческих проектных работ.

1

03.06.

8

Общее количество часов по программе

34

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

ОБЯЗАТЕЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧЕНИКА

​‌‌​​
Учебник: Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» 4 класс. М., Просвещение 2023 г.

МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЯ

Л.Л. Шевченко «Основы православной культуры» Методические рекомендации. 4 класс. Акционерное общество «Издательство «Просвещение»

‌​

ЦИФРОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ РЕСУРСЫ И РЕСУРСЫ СЕТИ ИНТЕРНЕТ

 

Электронные образовательные ресурсы.
1) Сайт Министерства образования и науки Российской Федерации: http://www.mon.gov.ru;
2) Сайт Государственные образовательные стандарты второго поколения: http://www.standart.edu.ru;
3) Сайт журнала «Вестник образования»: http://www.vestnik.edu.ru;
4) Сайт « Учительской газеты»: http://www,ug.ru;
5) Сайт журнала « Начальная школа»: http://www,n-shkola.ru;
6) Сайт журнала «Современный урок: начальная школа: http://www,ppoisk.com;
7) http://www.otdelro.ru/ отдел религиозного образования
8) http://www.hristianstvo.ru/ каталог православных ресурсов сети интернет
9) http://www.pravkniga.ru/ книги издательства «Даръ»
10) http://www.bogoslov.ru/ научный богословский портал
11) http://pravoslavie.ru/ Православие. Ру.
14) http://www.patriarchia.ru/ Официальный сайт Московского патриархата

15) https://clever-lab.pro/сообщество учителей

16) http://2berega.spb.ru/user/nizhnik65/folder/22663/ - материал (презентации, разработки уроков) по основам православной культуры


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса «Окружающий мир» разработана на основе авторской программы Н. Ф. Виноградовой 2 класс

Рабочая программа курса "Окружающий мир", разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта, Примерной программы по окружающему миру, авторской программы Н. Ф. Виноградово...

Рабочая программа ОРКСЭ Православие

Рабочая программа ОРКСЭ Православие...

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на основе типовой программы «Школа 2100»

Учебная рабочая программа для 1 класса по курсу начальной школы Общеобразовательного уровня, разработанная на  основе типовой программы «Школа 2100»...

Рабочая программа для 1 класса.РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по учебному курсу «Русский язык» (авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. ) для 1 класса на 2014-2015 уч.год УМК «Школа России»

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАпо учебному курсу «Русский язык»(авторы: Зеленина Л.М.,Хохлова Т.Е. )для 1 классана 2014-2015 уч.годУМК «Школа России».Календарно-тематическое планирование и тематическое планирование...

Рабочая программа курса «Азбука нравственности» (в рамках курса ОРКСЭ)

Рабочая программа курса "Азбука нравственности "( в рамках курса ОРКСЭ) для Внеурочной деятельности в 1 классе....

Примерная рабочая программы курса "Интеллектуальные витаминки " (полный курс)

Рабочая программа «Интеллектуальные витаминки» составлена на основе авторской программы (авт. Шпагина О.Н., Пинженина С.В., Пинженин П.С., Гордеева А.В., Центр Развития Молодёжи г. Екатери...

Рабочая программа по Православию 4 класс

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебн...