Рабочая программа ОРКСЭ Православие
рабочая программа (4 класс) по теме

Белявская Светлана Юрьевна

Рабочая программа ОРКСЭ Православие

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл orkse_pravoslavie.docx30.59 КБ

Предварительный просмотр:

Рабочая программа по курсу «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»

Пояснительная записка.

Рабочая программа учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования на основе авторской программы для учащихся 4 класса А. В.Кураева М., Просвещение 2012 год.

Цели и задачи курса

        Цель комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры» - формирование у младшего школьника мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других культур и мировоззрений.

       Задачи комплексного учебного курса «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры»:

-развитие представлений о значении нравственных норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

-формирование готовности к нравственному самосовершенствованию, духовному саморазвитию;

- знакомство с основными нормами светской и религиозной морали, понимание их значения в выстраивании конструктивных отношений в

семье и обществе;

-формирование первоначальных представлений о светской этике, о традиционных религиях, их роли в культуре, истории и современности

России;

-об исторической роли традиционных религий в становлении российской государственности;

-осознание ценности человеческой жизни; воспитание нравственности, основанной на свободе совести и вероисповедания, духовных

традициях народов России

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести.

Определение места и роли учебного курса

    Федеральный базисный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 34 часа для обязательного изучения учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики», из расчёта 1 учебный час в неделю. Рабочая программа модуля «Основы православной культуры» рассчитана на 34 часа.

Описание ценностных ориентиров.

В основе учебно-воспитательного процесса курса ОРКСЭ заложены базовые национальные ценности: патриотизм, социальная солидарность, гражданственность, семья, труд и творчество, наука, традиционные российские религии, искусство и литература, природа, человечество.

Информация об используемом учебнике

Для реализации цели и задач обучения русскому языку по данной программе используется учебник «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры», 4 – 5 классы (Кураев А. В.).

Содержание учебного материала.

Россия — наша Родина. Введение в православную духовную традицию. Особенности восточного христианства. Культура и религия. Во что верят православные  христиане. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь. Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Личностные, метапредметные результаты освоения учебного предмета

     Личностные результаты

  1. Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину;
  2. Формирование образа мира как единого и целостного при  разнообразии культур, национальностей, религий, воспитание доверия и уважения к истории и культуре всех народов;
  3. Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе; развитие этнических чувств как регуляторов морального поведения;
  4. Воспитание доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; развитие начальных форм регуляции своих эмоциональных состояний;
  5. Развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях, умений не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  6. Наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

      Метапредметные результаты

  1. Овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, а также находить средства её осуществления;
  2. Формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; вносить соответствующие коррективы в их выполнение на основе оценки и с учётом характера ошибок; понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности;
  3. Адекватное использование речевых средств и средств информационно-коммуникационных технологий для решения различных коммуникативных и познавательных задач; умение осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;
  4. Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров, осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  5. Овладение логическими действиями анализа, синтеза, сравнения, обобщения классификации, установление аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
  6. Готовность слушать собеседника, вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою собственную; излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  7. Определение общей цели и путей её достижения, умение договориться о распределении ролей в совместной деятельности; адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Требования к результатам обучения учащихся к концу 4-го класса:

Знать/понимать:

-основные понятия религиозных культур;

-историю возникновения религиозных культур;

-историю развития различных религиозных культур в истории России;

-особенности и традиции религий;

-описание основных содержательных составляющих священных книг, сооружений, праздников и святынь.

Уметь: 

-описывать различные явления религиозных традиций и культур;

-устанавливать взаимосвязь между религиозной культурой и поведением людей;

-излагать свое мнение по поводу значения религиозной культуры (культур) в жизни людей и общества;

-соотносить нравственные формы поведения с нормами религиозной культуры;

-строить толерантное отношение с представителями разных мировоззрений и культурных традиций;

-осуществлять поиск необходимой информации для выполнения заданий;

- участвовать в диалоге: слушать собеседника и излагать своё мнение;

- готовить сообщения по выбранным темам.

Литература и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

  1. Учебник А. В.Кураев « Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 класс. М., Просвещение 2013 год
  2. Электронное приложение  к учебнику А.В.Кураева «Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры 4-5 классы». М., Просвещение, 2013 год
  3. « Основы религиозных культур и светской этики» Книга для учителя М., Просвещение 2013

Календарно-тематический план

по предмету «Основы православной культуры»

4 класс

(1час в неделю-34 часа в учебном году)

№ урока

Дата

Тема

Дом. задание

Вид контроля

Использ ИКТ

Вид деятельности

по плану

по факту

1

Россия – наша Родина

С. 4-5

Мультимедийная

установка

Определять и формулировать цель своей деятельности, решаемую проблему, поставленную задачу. Строить предположения, прогнозировать круг возможных действий. Выбирать способы достижения цели, проверять и корректировать их. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

2

Культура и религия

С. 6-7

Мультимедийная

установка

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

3

Человек и Бог в православии

С. 8-11

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

4

Православная молитва

С. 12-15

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

5

Библия и Евангелие

С 16-19

Мультимедийная

установка

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

6

Проповедь Христа

С 20-23

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

7

Христос и Его крест

С. 24-27

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

8

Пасха

С. 28-31

Мультимедийная

установка

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

9

Православное учение о человеке

С 32-35

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

10

Совесть и раскаяние

С. 36-39

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

11

Заповеди

С. 40-41

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

12

Милосердие и сострадание

С. 42-45

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

13

Золотое правило этики

С. 46-47

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

14

Храм

С. 48-51

Мультимедийная

установка

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

15

Икона

С. 52-55

подготовить творческую работу

Мультимедийная

установка

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

16

Творческие работы учащихся

С. 56

Выступление учащихся со своими творческими работами

Оформлять свои мысли в устной и письменной речи: составлять монологические высказывания и небольшие повествовательные тексты с элементами рассуждения.

Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).

17

Подведение итогов

С. 57

Выступление учащихся со своими творческими работами

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

18

Как христианство пришло на Русь

С. 58-61

Мультимедийная

установка

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

19

Подвиг

С. 62-63

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

20

Заповеди блаженств

С. 64-67

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

21

Зачем творить добро?

С. 68-69

Открывать для себя значение этических понятий, объяснять их смысл своими словами. Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его.

22

Чудо в жизни христианина

С. 70-71

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

23

Православие о Божием суде

С. 72-75

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

24

Таинство Причастия

С. 76-79

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

25

Монастырь

С. 80-83

Мультимедийная

установка

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы.

26

Отношение христианина к природе

С. 84-85

Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами.

Находить в сплошном и несплошном тексте нужную информацию, структурировать и обобщать её, делать выводы. Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

27

Христианская семья

С. 86-87

Обсуждать разные мнения, оценивать их с точки зрения норм морали и логики. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

28

Защита Отечества

С. 88-91

Мультимедийная

установка

Анализировать свои и чужие поступки с точки зрения норм морали, сопоставлять и оценивать их. Выделять поступки, за которые человек может и должен чувствовать стыд и вину. Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей.

29

Христианин в труде

С. 92-93

Мультимедийная

установка

Формулировать смысловое содержание иллюстраций, связывать графическое и текстовое представление информации.

30

Любовь и уважение к Отечеству

С. 94-95

Делать нравственный выбор в моделях жизненных ситуаций и обосновывать его. Выделять нравственные мотивы в действиях персонажей художественных произведений, одноклассников и других людей. Встраивать этические понятия в свою систему знаний, оперировать ими в рассуждениях.

31

Подготовка творческих проектов учащихся

Разработка творческого проекта

Находить нужную информацию в печатных и электронных источниках. Анализировать текст, выделять в нём главное и формулировать своими словами. Организовывать работу в паре и в группе, сотрудничать с одноклассниками, договариваться, учитывая разные мнения и придерживаясь согласованных правил.

32

Выступление учащихся со своими творческими работами

Разработка творческого проекта

Выступление учащихся со своими творческими работами

Мультимедийная

установка

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).

33

Выступление учащихся  со своими творческими работами

Разработка творческого проекта

Выступление учащихся со своими творческими работами

Мультимедийная

установка

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).

34

Презентация творческих проектов

Презентация творческих проектов

Мультимедийная

установка

Выступать перед знакомой аудиторией (сверстников, родителей, педагогов) с сообщениями, используя иллюстративный ряд (плакаты, макеты, презентации, отдельные слайды, таблицы, графики, схемы). Представлять информацию в разных формах (текст, таблица, схема, рисунок).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

рабочая программа ОРКСЭ.docx

рабочая программа ОРКСЭ.docx...

Рабочая программа ОРКСЭ 4 класс(модуль ОПК)

Рабочая программа курса ОРКСЭ в 4 классе(Модуль "Основы православной культуры)....

Рабочая программа ОРКСЭ

Рабочая программа ОРКСЭ для 4 класса...

Рабочая программа ОРКСЭ

Включает в себя основные разделы и календарно-тематическое планирование....

Рабочая прграмма ОРКСЭ (Православие) 4 класс

Учебный предмет "Основы православной культуры" является культурологическим и направлен на развитие у школьников представлений о нравственных идеалах и ценностях....

Рабочая программа по Православию 4 класс

Рабочая программа курса «Основы православной культуры» для 4 класса разработана на основе примерной программы по «Основам православной культуры» - одного из шести модулей учебн...

Рабочая программа курса Православие.4 класс..

Рабочая программа курса Православие. 4 класс....