Основы православной культуры и духовное развитие детей. Введение в предмет ОРКСЭ.
материал по орксэ (4 класс)

Мустафина  Альбина Анатольевна

В даннойОсновы православной культуры и духовное развитие детей. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 «Основы православной культуры, духовное развитие детей»

Введение

На протяжении всей истории человечества главным и определяющим в устроении любого общества было религиозное начало. Именно религия определяла фундаментальные основы бытия общества и человека.

Поэтому закономерно, что и в воспитании почти у всех народов главным было формирование почитания и любви к Богу. А обучение знаниям, умениям и навыкам имело хотя и очень важное, но вторичное значение. Это вполне объяснимо, так как если человек формировался как духовная и нравственная личность, то все остальное он более-менее мог освоить. Таким было на протяжении веков и воспитание в России. Однако после Октябрьской революции в России началась атеизация всей жизни страны, в том числе и воспитания. В этот период вопреки тысячелетней традиции воспитание было выстроено на атеистической основе, а из педагогической науки были искусственно изъяты знания о духовном мире ребенка и его развитии.

Это сделало невозможным и духовно-нравственное воспитание, и исследование духовно-нравственной проблематики, что самым негативным образом сказалось и на воспитании, и на науке. Осознавая катастрофические последствия атеизации, российское общество пытается сегодня восстановить систему духовно-нравственного воспитания, направленную на развитие в человеке подлинной духовности и нравственности. Однако создать систему духовно-нравственного воспитания искусственно невозможно. Само это воспитание складывалось в обществе на протяжении столетий и проявлялось в традициях, обычаях, образе жизни. Поэтому построение системы духовно-нравственного воспитания предполагает возрождение в современном российском обществе полноты православной жизни, а в образовании - восстановление системы традиционных духовно-нравственных ценностей, традиционного содержания образования, системы традиционных отношений между педагогами и детьми.

В связи с этим задача духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения имеет чрезвычайную значимость; ее, без преувеличения, необходимо осмыслить сегодня как одну из приоритетных в деле обеспечения национальной безопасности страны. Для России нет другого пути выхода из кризиса в духовно-нравственной сфере кроме возрождения самобытной российской цивилизации на традиционных ценностях отечественной культуры. А это возможно при условии восстановления духовного, нравственного и интеллектуального потенциала носителя русской культуры – русского народа.

Главным средством восстановления духовного, нравственного, интеллектуального потенциала народа является возрождение системы духовно-нравственного воспитания.

Актуальность

В настоящее время между государственными институтами и религиозными организациями формируются отношения партнерства в вопросах духовного, нравственного и культурного воспитания, просвещения и образования молодежи.

Актуальность проблемы связана с тем, что в современном мире человек живет и развивается, окруженный множеством разнообразных источников сильного воздействия на него как позитивного, так и негативного характера.

В современном обществе наблюдается смещение акцентов в развитии маленьких детей в сторону ранней интеллектуализации, в то время как природные закономерности свидетельствуют о том, что возраст от рождения до 8 лет – это сенситивный период для формирования сенсорной, эмоциональной и нравственных сфер. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений, именно детские дошкольные учреждения являются одним из резервов духовного возрождения страны, восстановления её многолетних православных традиций.

           Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации «Об образовании» и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.

Целью программы является формирование и развитие муниципальной системы духовно-нравственного воспитания детей младшего школьного возраста в традициях отечественной православной культуры.

Основными задачами духовно-нравственного воспитания в общеобразовательной школе являются:

– содействие формированию духовно-нравственной позиции школьников,

– развитие активного культурного сознания и нравственного поведения детей,

- создание необходимых условий для проявления творческой индивидуальности каждого ученика,

- развитие нравственных чувств (сопереживания, ответственности за другого человека, благодарения, уважения к старшим, терпимости, доброжелательности, милосердия) на материале положительных примеров жизни героев отечественной истории и культуры христианских святых;

- формирование системы отношений и нравственного поведения школьников на примере духовно – нравственных традиций и ценностей отечественной культуры.

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт детей. Воспитание протекает главным образом и прежде всего в повседневной жизни ребёнка, где он привыкает следовать нравственным правилам, нормам, принципам и где он может сам убедиться в их необходимости. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие, является формирование гуманистических отношений и взаимоотношений детей. Для нравственного формирования личности исключительно важны самостоятельные действия ребёнка. Когда ученик действует только по указанию учителя и взрослых и под их наблюдением, он учится прежде всего послушанию. Даже в младших классах следует избегать давать детям лишь готовые решения. Это влечёт за собой отрыв воспитания от жизни. Необходимо предусмотреть ситуации, в которых ребёнок получает возможность сделать самостоятельный выбор поступка. Кроме того, процесс воспитания, направленный на развитие всех детей должен быть построен так, чтобы обеспечить оптимальное развитие каждого ребёнка исходя из неповторимости его индивидуальности. Индивидуализация воспитания должна вести к тому, чтобы в детях проявлялись их лучшие черты и качества.

Содержание основных принципов:

  • Принцип личностно – ценностного соответствия.
  • Реализован в организации материала с учётом возрастных и индивидуальных ценностных ориентаций современных детей в целях формирования у них эмоционально – ценностных отношений к объектам православной культуры.
  • Принцип гуманности.

Предполагает формирование умения быть милосердным к своим близким; уважать и принимать людей, независимо от социального статуса и национальности.

«Надо чувствовать сердцем и созерцать из сердца, ибо зорко одно лишь сердце» (И.А. Ильин)

  • Принцип целеустремлённости.

Предполагает воспитание умения самостоятельно ставить и реализовывать задачи, принимать жизненно важные решения.

«Хорошие познания хороши для тех, которые употребляют их на добрые дела» (св. Филарет, митрополит Московский)

  • Принцип свободы.

Возврат к утерянным ценностям, познание которых освободит молодого человека от зависимости от современных модных разнообразных ценностей.

«Лишь Истина делает человека свободным» (В.А.Сухомлинский)

  • Принцип ответственности.

Воспитание ответственности за свои действия и поступки, формирование нравственной, этической, правовой, экологической культуры учащихся.

«Полезно учить наукам и художествам, но необходимо учить жить по – христиански» (св. Тихон Задонский)

  • Принцип красоты.

Предполагает формирование умения отличать красивое от безобразного и свои действия сообразовывать с прекрасным и высоким.

«…на единственную цель – раскрытие красоты и достоинства человека ориентируется истинная педагогика и от неё питает свои частные цели» (В.В.Медушевский).

Система работы по духовно – нравственному воспитанию может включать следующие логически связанные компоненты:

  • часы общения («Уроки человечности») с учётом возрастных особенностей учащихся;
  • повседневная методика «этического заряда», используемая педагогом в совместной деятельности и общении с учащимися;
  • организация коллективно – творческих дел (КТД);
  • родительский всеобуч.

Главные цели часа общения:

  • нравственное просвещение учащихся с целью выработки собственных взглядов, суждений, оценок;
  • изучение, осмысление и анализ нравственного опыта иных поколений;
  • критическое осмысление и анализ собственных поступков и поступков сверстников и одноклассников;
  • развитие у учащихся таких качеств, как умение признавать свои ошибки, анализировать их, делать выводы, учиться прощать и быть прощённым, умение доказывать свою правоту и признавать правоту других людей.

Занятия ОПК проходят в доброжелательной атмосфере, без назидания, устрашения. Учащиеся не боятся говорить о своих проблемах и неудачах, победах и поражениях.

Основой для подготовки учителя к такому занятию становятся художественные произведения, периодическая печать, события и факты реальной жизни страны и мира, школы и класса, художественные фильмы, произведения искусства, Библия. Занятия ОПК — это время совместного поиска истины, смысла существования, который станет стержнем поведения маленького человека во взрослой жизни.

Воспитание школьников будет проходить успешно только в том случае, если учитель в своей работе опирается на помощь и поддержку родителей. Важно помочь родителям заметить отклонение в нравственном развитии ребёнка и исправить поведение детей. Умело организованное и продуманное педагогическое просвещение родителей способствует развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребёнка в их глазах.

ВЫВОДЫ

Создание системы работы по духовно-нравственному воспитанию в образовательном учреждении будет успешной, если:

- будут внедрены соответствующие технологии и учебные пособия в разных видах детской деятельности, адекватные темпу психического развития детей и обеспечивающие развитие всех интегративных качеств личности, нацеленные на создание системы по духовно-нравственному воспитанию детей;

- будет создана развивающая предметно-пространственная среда в ДОУ;

- будет обеспечиваться взаимодействие педагогов, участвующих в

инновационном проекте с родителями и духовником классами.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

выступление основы православной культуры, духовное развитие детей.

Слайд 2

Из выступления Председателя Правительства РФ Д.А.Медведева «Новая российская школа должна стать важнейшим компонентом общенационального пространства духовно-нравственного развития личности гражданина России, средоточием не только интеллектуальной, но также гражданской, духовной, культурной жизни школьника».

Слайд 3

Дети в начальной школе открыты для беседы

Слайд 4

Учитель начальных классов стоит на самой первой ступеньке духовно - нравственного возрождения нашего народа

Слайд 5

В своей каждодневной деятельности учитель духовно устремляется к детским сердцам и душам.

Слайд 6

Целью работы по духовно-нравственному воспитанию является сохранение духовно-нравственного здоровья детей. В реализации этой цели ставятся следующие задачи : Воспитывать уважение к нравственным формам христианской морали, учить различать добро и зло, любить добро, творить добро. Формировать чувство любви к Родине на основе изучения национальных культурных традиций. Развивать музыкальную культуру, приобщать детей к хоровому пению, классической, духовной и народной музыке. Развивать способность воспринимать, анализировать литературные произведения, обогащать словарный запас, умение выражать свои чувства. Осуществлять целенаправленную работу по физическому воспитанию. Прививать трудовые навыки, обучать основам ручного труда, продуктивной деятельности.

Слайд 7

Работа осуществляется по следующим направлениям: 1. Духовно-образовательное. 2. Воспитательно-оздоровительное. 3. Культурно-познавательное. 4. Нравственно-трудовое. 5. Развитие творческих способностей учащихся.

Слайд 8

Основные принципы работы: 1. Принципы духовно-нравственного воспитания (гуманистическая направленность воспитания, природосообразность , культуросообразность , светский характер образования и законность). 2. Принципы отбора содержания образования (научность и каноничность, многоуровневость , учёт требований типовых программ). 3. Принципы организации занятий: (наглядность, доступность, учёт возрастных и индивидуальных особенностей детей, систематичность и последовательность, связь теории с практикой, воспитание в процессе обучения, вариативный подход).

Слайд 9

Характеристика деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания, интеграция духовно-нравственного содержания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание.

Слайд 10

Методы реализации: 1. Наглядный (иллюстративный рассказ (лекция) с обсуждением наиболее сложных вопросов темы; проведение дидактических игр; экскурсии; работа с текстами, картами, составление кроссвордов, иллюстрирование библейских сюжетов). 2. Словесный(чтение литературных произведений, фрагментов из Библии с последующим обсуждением и творческим заданием; беседа с закреплением материала в творческих работах под руководством учителя; анализ поэтического текста с раскрытием сюжетов и образов религиозного содержания; проведение сюжетно-ролевых, дидактических игр, разбор житейских ситуаций; проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров). 3. Практический(организация продуктивной деятельности учащихся).

Слайд 11

Формы работы с детьми: – Факультативные, индивидуально-групповые занятия, беседы, игры нравственного и духовного содержания. – Творческая художественная деятельность детей: рукоделие, рисование, создание предметов декоративно-прикладного творчества, развитие способностей сольного и хорового пения, музыкально-сценического движения. – Проведение праздников и мероприятий. – Использование мультимедийных технологий (заочные экскурсии, виртуальный музей, создание презентаций). – Исследовательская деятельность учащихся. – Экскурсии. – Организация выставок. – Тематические и творческие вечера. – Участие в смотрах-конкурсах, фестивалях, концертах.

Слайд 12

Предполагаемый результат: – Усвоение ребёнком добродетели, направленность и открытость его к добру. – Формирование позитивного отношения к окружающему миру, к другим людям. – Потребность к сопереживанию. – Воспитание чувства патриотизма, потребности в самоотверженном служении на благо Отечества; формировании истинных ценностей: любовь, долг, честь, Родина, вера. – Приобщение к опыту православной культуры. – Деятельное отношение к труду. – Ответственность за свои дела и поступки.

Слайд 13

Спасибо за внимание!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Т. Д. Шапошникова К. В. Савченко Основы духовно-нравственной культуры народов России Основы светской этики Основы мировых религиозных культур Основы православной культуры Основы исламской культуры Основы иудейской культуры Основы буддийской куль

Т. Д. ШапошниковаК. В. СавченкоОсновы духовно-нравственной культурынародов России Основы светской этикиОсновы мировых религиозных культурОсновы православной культурыОсновы исламской культурыОснов...

Урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры"

Методическая  разработка по ОРКСЭ на тему: Итоговый урок ОРКСЭ "Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы православной культуры".Защита проектов "Основы православн...

Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного развития детей».

Методическая разработка на тему: «Пути интеграции школьных предметов с ценностным содержанием предметного модуля «Основы православной культуры», как морального ориентира духовного ра...

Дидактический материал. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. Святые покровители Санкт-Петербурга

Дидактический материал Основы духовно-нравственной культуры народов России.Основы религиозных культур и светской этики.Основы православной культуры       ...

Доклад: «Взаимодействие школы, Курганской епархии РПЦ в духовно-нравственном воспитании детей в рамках предмета «Основы православной культуры».

Во всём мире дети изучают в школах культуру той страны, в которой они живут. Общеизвестно, что Православие сыграло ключевую роль в становлении Российской государственности. Понять отечественную истори...

Технологическая карта урока ОРКСЭ, УМК "«Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание", 4 класс, тема: "Церковнославянский язык"

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.Задачи урока Дидактические: 1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитв...