Эссе на тему «Женщина в православной церкви».
материал по орксэ (4 класс)

В данной работе рассмотрен актуальный вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл esse.docx34.78 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе на тему

Женщина в православной церкви


Оглавление

Введение        2

Женщина в православной церкви        2

Роль и место женщины в православной церкви в ретроспективе        2

Современное положение женщины в православной церкви        4

Заключение        5

Список использованных источников        6

Введение

Женщины в истории Церкви играли различные роли в жизни христианства – в частности, в качестве созерцателей, медицинских работников, педагогов и миссионеров. До недавнего времени женщины, как правило, были исключены из епископских и церковных должностей в некоторых христианских церквях; однако большое число женщин оказывали влияние на жизнь церкви, от современников Иисуса до последующих святых, богословов, врачей церкви, миссионеров, аббатис, монахинь, мистиков, основателей религиозных институтов, военачальников, монархов и мучеников.

Христианство возникло внутри окружающих патриархальных обществ, которые ставили мужчин на руководящие посты в браке, обществе и правительстве, и, хотя религия ограничивала членство в священстве только мужчинами, в первые века своего существования она предлагала женщинам более высокий социальный статус и быстро нашла широкий круг последователей среди женщин. В большинстве конфессий женщины составляли большинство прихожан церкви с начала христианской эры и по настоящее время. Позже, будучи религиозными сестрами и монахинями, женщины стали играть важную роль в христианстве через монастыри и аббатства и продолжали на протяжении всей истории проявлять активность – особенно в создании школ, больниц, домов престарелых и монастырских поселений. Женщины составляют подавляющее большинство членов посвященной жизни в Католической церкви, крупнейшей из христианских церквей. В последние десятилетия рукоположение женщин становится все более распространенным явлением в некоторых протестантских церквях. Мирянки также проявляют большую активность в более широкой жизни церквей, поддерживая общественную работу приходов.

В римском католицизме и Восточном православии особое место почитания было отведено Марии, Матери Иисуса, которая сохранила образец материнской добродетели в центре их видения христианства. Однако марианская преданность, как правило, не является особенностью протестантизма.

Женщина в православной церкви

Роль и место женщины в православной церкви в ретроспективе

С самого начала ранней христианской церкви женщины были важными членами движения, хотя большая часть информации в Новом Завете о работе женщин была упущена из виду. Поскольку источники информации, исходящие из церкви Нового Завета, были написаны и истолкованы мужчинами, многие предполагали, что это была «мужская церковь». Недавно ученые начали искать в мозаиках, фресках и надписях того периода информацию о роли женщин в ранней церкви.

Историк Джеффри Блейни писал, что женщины были более влиятельны в период краткого служения Иисуса, чем в течение следующей тысячи лет христианства. Блейни указывает на несколько евангельских рассказов об Иисусе, передающем важные учения женщинам: его встреча с самарянкой у колодца, его помазание Марией из Вифании, его публичное восхищение бедной вдовой, которая пожертвовала несколько медных монет Храму в Иерусалиме, его шаг на помощь женщине, обвиненной в прелюбодеянии, и присутствие Марии Магдалины рядом с ним, когда он был распят. Блейни приходит к выводу, что «поскольку положение женщин в Палестине было невысоким, доброта Иисуса по отношению к ним не всегда одобрялась теми, кто строго придерживался традиций».

При распятии Иисуса присутствовали ученицы–женщины (Матфея 27.55)[1]. Сообщалось, что женщины были первыми свидетелями воскресения, и главной среди них снова была Мария Магдалина. Она была не только «свидетельницей», но и называлась «посланницей» воскресшего Христа.

По мере того, как Западная Европа переходила от классической эпохи к Средневековью, мужская иерархия с Папой в качестве ее вершины стала центральным игроком в европейской политике, однако многие женщины–лидеры также появились на различных уровнях внутри Церкви. На Востоке подобная мужская иерархия господствовала вокруг константинопольского патриарха. Однако после падения Рима женщины стали играть активную роль в религии: расцвел мистицизм, а монашеские монастыри и женские общины стали мощными институтами в Европе. Преданность Мэриан расцвела, установив образец материнской добродетели в сердце западной цивилизации.

На Западе Римско–католическая церковь была основным объединяющим культурным влиянием в Европе в Средние века благодаря ее выбору из латинского обучения, сохранению искусства письма и централизованному управлению через сеть епископов. На Востоке эта роль выпала на долю Православной церкви и Византийской империи (церкви раскололись в 1054 году). В Римско–Католической и Восточной Православной церкви священство и зависящие от него служения, такие как епископ, Патриарх и Папа, были ограничены мужчинами. Первый Оранский собор (441 г.) запретил посвящение женщин в диаконский сан[2].

С установлением христианского монашества женщинам стали доступны и другие влиятельные роли. Начиная с 5–го века и далее, христианские монастыри предоставляли некоторым женщинам альтернативу пути вступления в брак и воспитания детей и позволяли им овладевать грамотой и обучением, а также играть более активную религиозную роль. В то время как неаристократические женщины во многих отношениях были исключены из политической и коммерческой жизни в Средние века, ведущие церковные женщины были исключением. Средневековые аббатисы и настоятели монастырей были влиятельными фигурами, чье влияние могло соперничать с влиянием епископов и аббатов мужского пола: «Они обращались с королями, епископами и величайшими лордами на условиях полного равенства; ... они присутствовали на всех великих религиозных и национальных торжествах, на посвящении церквей и даже, подобно королевам, принимали участие в обсуждении национальных собраний...».

Дева Мария становилась все более важной для христианского поклонения в Средние века. Ей были присвоены такие титулы, как Матерь Божья и Царица Небесная. Праздник Марии Магдалины всерьез отмечался с 8 века, и ее составные портреты были созданы на основе евангельских ссылок на других женщин, с которыми встречался Иисус.

Первым русским правителем, принявшим христианство, была Ольга Киевская около 950 года нашей эры. Она является важной фигурой в распространении христианства в России и отмечена как католической, так и православной церквями. Итальянская дворянка Матильда Тосканская (1046–1115) известна своими военными достижениями и тем, что была главной итальянской сторонницей папы Григория VII во время споров об инвеституре. Святая Гедвига Силезская (1174–1243) поддерживала бедных и церковь в Восточной Европе, а Ядвига Польская правила как монарх Польши и в католической церкви почитается как покровительница королев и «объединенной Европы». Святая Елизавета Венгерская (1207–1231) была символом христианского милосердия, которая использовала свое богатство для создания больниц и ухода за бедными.

Современное положение женщины в православной церкви

Роль женщин в Церкви, конечно, шире, чем роль рукоположенной женщины–диаконки. Действительно, в последние десятилетия мужчины и женщины во всем христианском мире стали более серьезно задумываться о роли женщин в церкви. Они понимают пастырское благо, даруемое всей общине, когда женщины более полно участвуют в жизни Церкви.

Вопреки тому, что многие могут предположить, активная роль женщин – это Церковная Традиция. Исторически сложилось так, что женщины занимали четкое место в жизни Церкви и выполняли неотъемлемые функции в ее богослужениях; многие из них были проповедниками, учителями, певчими, пророками, миссионерами, помощниками и даже совершали таинства, когда это было необходимо в соответствии с экономикой Церкви.

Некоторые из этих ролей сохранились в некоторых Восточных Церквях, в то время как другие исчезли. В Сирийской церкви, например, женщины–певчие датируются четвертым веком, когда они впервые были использованы в божественной литургии святым Ефремом Сирином. Армянская православная церковь также имеет долгую историю женщин–певчих и несколько случаев женщин–руководителей хора. Сегодня Греческая, Русская, Эфиопская, Антиохийская и РПЦЗ Церкви используют женщин–певчих, даже если для них не существует единого набора стандартов, и некоторые местные приходы этих юрисдикций не одобряют такие должности. Коптская православная церковь не имеет женских хоров (за исключением одной официальной группы в Западном полушарии) и, как правило, не поддерживает их.

В дополнение к певчим и хорам, в некоторых православных церквях работают женщины–чтецы. Но, как и певицы, эти роли тоже не стандартизированы в разных Церквях. В некоторых Церквях эта практика категорически запрещена. Женщины–читательницы (в основном в США и других частях Запада) сегодня практикуются в некоторых Армянских, Сирийских, Греческих, РПЦЗ и Антиохийских церквях.

Сегодня оппозиция санкционированным церковным ролям женщин часто выражается в неправильном и неправильном толковании наставления святого Павла о том, что женщины должны «молчать в церквях» (1 Коринфянам 14:34). Сам факт того, что женщины не молчали, подтверждается во всех Священных Писаниях – особенно в том же письме святого Павла, где он говорит о женщинах–пророках (1 Коринфянам 11:5), но также и в Деяниях (21:9); другие проповедовали и конвертировать целые города (Иоанна 4) и было повелено от Господа быть свидетелем Его Воскресения (которое по своей сути нестандартным для женщины свидетелем человек на тот момент – Иоанн 20:17–18); другие все еще исправлены ложные учения (Деян. 18:24–26), были диаконисс (διακονία) Святого Павла (послание к Римлянам 16), и вводят Евангелие с ним (к Филиппийцам 4:3 — αἵτινες ἐν τῷ εὐαγγελίῳ συνήθλησάν μοι μετὰ)[3]. Таким образом, невозможно интерпретировать указание Святого Павла как однозначное осуждение женских голосов в церкви, если мы знаем, что Писание неоднократно подтверждает такие голоса.

Как отмечает отец Джон Бер, православные христиане должны читать Священные Писания с «синхронным взглядом», то есть читать их в целом. Таким образом, ортодоксальный подход к Священным Писаниям не будет выборочно извлекать отрывки для доказательства своих аргументов, как они кажутся подходящими, и не будет строить догматический принцип из какого–либо одного библейского отрывка. Но это именно то, что происходит, когда противники женского служения выдвигают шаблонный и несостоятельный аргумент, запрещающий назначенные женщинам роли в Церкви в свете 1–го Послания к Коринфянам 14:34[4].

Действительно, хотя многие православные христиане резко критикуют протестантское понятие Sola Scriptura, некоторые по иронии судьбы используют ту же методологию в своем отрицании роли женщин в церкви.

Другими словами, использование 1 Коринфянам 14:34 для запрета активной роли женщин в Церкви (будь то хор или чтец) является не только ошибкой толкования Библии, которая не позволяет интерпретировать стих наряду со всей совокупностью Писания, но и ошибкой традиции, потому что это отрицает живую Традицию Церкви, которая утверждает, что женщины не молчали на протяжении всей истории Церкви. По сути, эта попытка заставить женщин замолчать не только обесчеловечивает половину Церкви, но и ослабляет всю Церковь (когда страдает один член, страдают все–1 Коринфянам 12:26) и уменьшает возможность управлять в Церкви Божьей[5].

Для многих, кто не знаком с реальной историей Церкви, возрождение роли женщин в Церкви иногда воспринимается как «прогрессивное», «либеральное», «феминистское» или «непредубежденное». Но эти роли в конечном счете являются Традиционными – частью нашей истории, церковной практики и живой Традиции Церкви.

Мы должны помнить, что, санкционируя (или, скорее, повторно санкционируя) неотъемлемую роль женщин в литургической жизни Церкви, мы не только возрождаем древнюю Традицию и практику, но также принимаем и признаем пастырские потребности мирян. Церковь живая и динамичная; она не застойна и является просто точкой отсчета прошлого. Это должно быть актуально, оставаясь Традиционным, и эта реальность достижима, когда мы признаем, что женщины необходимы для литургических функций и участия Церкви в целом[6].

В армянской традиции диаконисе может быть разрешено читать Евангелие во время божественной литургии. Ее литургическое облачение традиционно содержит орарь и накидку в полный рост, как у диаконата мужского пола. Ей также разрешается держать литургический веер во время службы.

Общественное православие стремится способствовать диалогу, предоставляя форум для различных точек зрения на современные проблемы, связанные с православием. Позиции, выраженные в этом эссе, принадлежат исключительно автору и не обязательно отражают взгляды редакторов или Центра православных христианских исследований.

Заключение

Долгое время считалось, что женщина по своей природе слабее и ниже мужчины и поэтому всегда должна подчиняться ему. Это подчинение женщин в сочетании по большей части с их угнетением и страданиями породило многих защитников их независимости и независимости, особенно в последнее время. Теперь они стали доказывать, иногда даже с обидой за оригинальность женской натуры, что женщина во всех отношениях равна мужчине, поэтому ее существовавшее ранее подчинение должно быть уничтожено как пережиток варварства.

Между этими крайними взглядами есть христианская точка зрения. С одной стороны, признает общее человеческое равенство мужчин и женщин, но с другой стороны, не противоречит естественным свойствам их природы, которые определяют разницу в их взаимоотношениях, социальном статусе и целью их жизни.

Старая точка зрения женщины, со всеми печальными для нее последствиями, все еще существует: она стремится найти поддержку в христианстве, часто скрывается за своим именем и остается по своей сути далеко не христианской. Что касается современной точки зрения, требующей освобождения женщины, то она либо, по сути, продолжает ссылаться на свою власть, отстраняясь от христианской; либо прямо осуждает христианскую точку зрения как отсталую, не соответствующую современному развитию человеческой жизни. Между тем такое негативное отношение к христианству часто имеет совершенно ложные причины, которые для христианства, скрывающегося за его именем, отнюдь не христианские жизненные явления, а пережитки язычества.

Христианство защищает человеческое достоинство и права женщины и в то же время отдает должное ее природным качествам, определяет ее отношение к мужчине и его значение в общественной жизни на их основе.

Положение женщины вне христианства в основном мрачное, ее значение ничтожно или ненормально, отношение к ней ложно и неестественно, ее права унижены. Только христианство–лучшее выражение нормального порядка вещей, эта высшая степень нравственного совершенства гарантирует, что женщина имеет свое истинное значение и юридически принадлежит ее правам.

Список использованных источников

  1. Белякова, Е. В. Женщина в православии: церковное право и российская практика [Текст] / Е. В. Белякова, Н. А. Белякова, Е. Б. Емченко ; Российская акад. наук, Ин–т российской истории. – Москва : Кучково поле, 2011. – 702 с.
  2. Библия. Евангелие. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2019. – 846 с.
  3. Елизавета Феодоровна. О служении женщин в Русской православной церкви : [Сборник] / Великая княгиня Елисавета Федоровна. – Н. Новгород : Ред.–изд. центр Нижегор. епарх. упр. Рус. православ. церкви, [1996?]. – 222 с.
  4. Никодим Святогорец. Пидалион [Текст] : правила Православной Церкви с толкованиями : перевод с греческого : в 4 томах / преподобный Никодим Святогорец. – Екатеринбург : Александро–Невский Ново–Тихвинский женский монастырь, 2019.
  5. Священный собор Православной Российской Церкви 1917–1918 гг. о роли женщин в церкви / составитель Р. Г. Иферов ; под общей редакцией А. И. Мраморнова. – Москва : Спасское дело ; Старая Потловка, Пензенская обл. : Храм святой Аллы, 2020. – 118 с.
  6. Чемезова, В. А. Плоды шиповника [Текст] : документальное исследование / В. Чемезова. – Нижний Тагил : Скорбященский женский монастырь, 2016. – 285 с.
  7. Черных, Н. Б. Подвижницы [Текст] : святые женщины нашего времени / Наталия Черных. – Москва : Воскресение, 2016. – 382 с.


[1] Библия. Евангелие. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2019. – 846 с.

[2] Белякова, Е. В. Женщина в православии: церковное право и российская практика [Текст] / Е. В. Белякова, Н. А. Белякова, Е. Б. Емченко ; Российская акад. наук, Ин–т российской истории. – Москва : Кучково поле, 2011. – 702 с.

[3] Библия. Евангелие. – Москва : Сибирская Благозвонница, 2019. – 846 с.

[4] Там же.

[5] Там же.

[6] Черных, Н. Б. Подвижницы [Текст] : святые женщины нашего времени / Наталия Черных. – Москва : Воскресение, 2016. – 382 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Эссе "Женщина в православной церкви"

Вопрос о роли женщины в православной церкви сохраняет свою актуальность и по сей день. Женщина - кто она? Активная соработница мужчине или «безмолвная», находящаяся «в подчинении&raq...

Статья для учителей проходящих курс ОРКСЭ "Женщина в православной церкви"

Место женщины в церки согласно обычаям и современному взгляду....

ЭССЕ на тему: «Женщина в православной церкви»

В данной работе рассмотрен актуальный вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви. Считаю, что скорее всего, верующих людей интересует даже не сама роль женщины, а ее взаимоотношен...

Женщина в православной церкви.

В статье рассмотрена тема женщины в православной церкви. Это очень глубокий и интересный вопрос, который поднимается на протяжении всей истории христианства, он достаточно полно освещен в ...

Эссе "Женщина в православной церкви"

Материал для проведения уроков Основы религиозных культур и светской этики...

Эссе на тему "Женщина в православной церкви"

В данной работе рассмотрен актуальный вопрос о том, какую роль занимают женщины в Православной Церкви....