Формирование нравственных качеств младших школьников через сочувствие, сопереживание и милосердие
учебно-методический материал по орксэ

Юрлова Светлана Анатольевна

Формирование ценностных жизненных ориентаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Формирование нравственных качеств младших школьников через сочувствие, сопереживание и милосердие.

Юрлова Светлана Анатольевна,

учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №9» г. Зима

                

        Часто мы размышляем о том, как помочь детям понять себя, построить свою жизнь в согласии с совестью и пользой для окружающих. Педагоги не исключение. Мне хочется, чтобы мои учащиеся были умными, добрыми, воспитанными, могли чувствовать и сопереживать. Поэтому каждый день старюсь создавать условия, чтобы дети становились хорошими людьми.

        На уроках литературного чтения и классных часах мы обсуждаем добрые поступки, сопоставляем, приходим к выводу что воспитанный человек - тот кому в голову не придёт солгать или ударить, украсть, сказать плохие слова как бы не было в данный момент плохо, что надо уметь прощать, проявлять сочувствие, быть милосердными. На уроках учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики» в модуле «Основы светской этики» основным направлением является формирование нравственных качеств-добродетелей, т.е. главный результат обучения - формирование ценностных жизненных ориентаций.

        Уроки, посвященные добродетелям, показывают, что все религии обладают единой этикой добродетелей, хоть и по-разному ставятся акценты. Для иудейских пророков высшая добродетель-справедливость, в буддизме-самоотречение, в исламе-послушание, а в Писаниях христиан-любовь. Любовь-это доброта. А еще В.А. Сухомлиский говорил, что только добро порождает добро.

        Уроки курса «Основы светской этики» - это уроки добра, поэтому использую небольшие рассказы В.А. Сухомлинского. И.С. Тургенева, В.А. Солоуихина и других авторов в учебнике, а также сказки, отрывки из Библии, примеры героического прошлого нашей Родины. Особенно нравятся притчи - поучительные истории, в которых заключена мудрость предков, они помогают в осознании и формировании понятий сочувствия, сопереживания и милосердия. В работе использую трогательные и поучительные песни-притчи Светланы Копыловой, например: «Брошенный камень», «Моя старенькая мама», «Окно».

        Людям сейчас очень не хватает доброты. Как посеять в душе ребенка семена добра и сострадания? Ведь мало говорить и писать о доброте, нужно еще и совершать добрые поступки. В связи с этим на уроках формы и методы работы, направленны на формирование у учащихся мотивации к осознанному проявлению милосердия и отзывчивости по отношению к людям и природе.

Формы и методы работы:

  • Игра «Лучики Добра» или «Тепло моего сердца» (ребята передают друг другу сердечко при этом называют добрые дела, которые совершили).
  • Игра «Сундучок Добра» или «дерево Добра» (совершил доброе дело - запиши на листике, помести на дереве или положи записку в сундучок).
  • Игра «Магнит». Учащимся необходимо подобрать слова, которые притягиваются к слову «милосердие» или «сочувствие» (помощь, совесть, внимательность, ненависть, сострадание, доброжелательность, злость, равнодушие, забота, доброта, любовь, сочувствие, сердечность, зависть, благодарность, жадность, чуткость).
  • Игра «Волшебная рука». Ребенок обводит на листе свою руку и пишет на пальчиках свои хорошие качества, а на ладошке – то, что хотелось бы изменить в себе.
  • Проигрывание ситуаций «Как научиться быть милосердным?» а затем обсуждение и коллективный анализ.
  • Упражнение, направленное на формулирование различных способов помощи людям или животным: вы узнали, что рядом живет одинокая бабушка или ребенок забыл в автобусе портфель; вы идете по улице, перед вами идет бабушка и вдруг она падает - ваши действия?
  • Знакомство с различными современными благотворительными фондами. Например: «Подари жизнь» Чулпан Хаматовой или фонд «Обнаженные сердца» - Натальи Водяновой. В третьем классе учащиеся в рамках проекта «Богатства, отданные людям», познакомились с благотворительным фондом имени Елизаветы Глинки и жизнью «доктора Лизы». Обязательно рассказываю про Благотворительный фонд "БлагоДарю" - помощь детям из многодетных малообеспеченных детей в нашем городе Зима. Так же ребята узнают о благотворительных фондах помощи бездомным животным.
  • Традиционно, каждый год, проводим праздники и дни Доброты. Принимаем участие в концертах, любим рисовать открытки бабушкам и дедушкам в «День пожилого человека», маме в «День Матери». Народные праздники позволяют рассказать и познакомить ребят с обычаями проявления заботы, милосердия, отзывчивости. Например, традиции милосердия на Пасху: угощение людей крашеными яйцами, сладостями; раздача милостыни, подаяния. Масленичная неделя - символ милосердного отношения людей друг к другу.

        С ребятами мы принимаем участие в акциях помощи пострадавшим от пожара, «Собери ребенка в школу», «Поздравь ветерана с праздником Победы», пишем письма одноклассникам, если они долго болеют. Недавно участвовали в сборе денежных средств в помощь учащемуся нашей школы для реабилитации после тяжелого лечения, это невозможно без участия семьи, родителей. Только собственным примером взрослые могут научить детей совершать добрые поступки и так станет наше общество добрее. Все это - проявление милосердия, доброты, терпимости.

        Если мысли будут добрыми, то поступки будут водить хоровод добрых дел.

        

Использованная литература:

1.        Аверина, Н. Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников / Н. Г. Аверина // Начальная школа. – 2005. – № 1. – С. 68–71.

2.        Бертенева Т.А. «Помочь понять себя»//Журнал «Начальная школа плюс До и После»/ООО «Баласс», г. Москва, 2010г., №7.

3.        Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России: проект/авт. А.Я. Даниюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков//Вестник образования-2009г., №17

4.        Мотовилова  О. А. Воспитание милосердия у младших школьников

5.        Шапошникова Т.Д. «Основы религиозных культур и светской этики» в контексте духовно-нравственного образования// Журнал «Начальная школа плюс До и После»/ООО «Баласс», г. Москва, 2010г., №9.

6.        Шутова, Г. А. Воспитание милосердия / Г. А. Шутова // Домашнее воспитание. – 2000г, № 1.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Инновационные формы работы по формированию нравственных качеств младших школьников.

По требованиям ФГОС очень актуальна тема формирования общей культуры обучающихся, их духовно-нравственное воспитание, социальное, личностное, интеллектуальное развитие. Данный проект сопровождения реб...

Формирование нравственных качеств младших дошкольников через художественно-эстетическое развитие.

Формирование нравственных качеств младших дошкольниковчерез художественно-эстетическое развитие....

Формирование духовно – нравственных качеств младших школьников через занятия во внеурочной деятельности.

Во все века люди высоко ценили духовно – нравственную воспитанность. Глубокие социально – экономические преобразования, происходящие в современном обществе, заставляют нас размышлять о буд...

«Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода»

Представляю обобщение своего опыта работы на тему «Формирование нравственных качеств младших школьников на уроках литературного чтения через реализацию технологии деятельностного метода&raq...