Рабочая программа внеурочной деятельности «Мир-прекрасное творение» 4 класс
рабочая программа по орксэ (4 класс)

Глызина Ольга Петровна

Программа учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» направлена на целостное духовно-нравственное формирование ученика в его главных компонентах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приложение №    _______

к основной образовательной программе

начального общего образования

Рабочая программа учебного курса

внеурочной деятельности

  «Мир – прекрасное творение»

4 класс

Содержание курса внеурочной деятельности

«Мир-прекрасное творение»

4 класс

1 раздел.

«Мир вокруг нас»

Нравственно-религиозная сторона познания окружающего мира: его богатство, красота и разнообразие. Отличие мира, созданного руками человека, от мира природы (нерукотворного). Необходимость бережного отношения ко всему живому, к природным богатствам, как единственной возможности их сохранения.

2 раздел.

«Человек среди людей»

Добро и зло, нравственная свобода человека, красота нравственных поступков, добрые влечения сердца и совести (добронравие), христианское отношение к ближним. Духовно-нравственные традиции и уклад жизни в семье.

3 Раздел.

«Православная культура»

История православных праздников. Традиции отечественной культуры. Подготовка и проведение календарных праздников, их жизненный смысл.

4 раздел.

«Наша Родина»

Родной город: природно-географические особенности, история, памятники архитектуры, историческое значение города в жизни России, святыни и памятные места родного края. История Российского государства, государственная символика. Жизнь русских героев, великих полководцев, святых подвижников, досточтимых людей земли русской. Особенности быта в русских семьях.

Планируемые результаты освоения учебного курса внеурочной деятельности «Мир-прекрасное творение»

Результатом освоения учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» является целостное духовно-нравственное формирование ученика в его главных компонентах:

– духовно-нравственное сознание, включающее в себя духовно-нравственные представления, образы, понимания, установки, смыслы и т.д.;  

– развитие эмоционально-чувственной стороны духовно-нравственной сферы школьника, включающей в себе развитие отношений ребенка к миру, его позицию к миру, его чувства: любви, доброты, честности, справедливости, милосердия, сопереживания, сострадания и т.д.;

– духовно-нравственную практическую часть духовно-нравственной сферы ученика, включающий в себя волевые характеристики: терпеливость, усидчивость и т.п., и непосредственно духовно-нравственное поведение школьника, включающее дела, поступки, действия ребенка.

Соответственно, результаты духовно-нравственного развития ученика, в целом, определяются на основании диагностики развития трёх его важнейших компонентов: сознания, выражающегося в представлениях, любознательности и заинтересованности ребёнка; духовно-нравственные чувства и сопереживание; духовно-нравственное поведение и его самостоятельность.

В ходе реализации учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение» будет обеспечено достижение учащимися воспитательных результатов и эффектов. Воспитательные результаты распределяются по трём уровням.

           Первый уровень - приобретение учениками социальных знаний (о нравственных нормах, социально одобряемых и не одобряемых формах поведения в обществе и-т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни.

           Второй уровень - получение школьниками опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом.

           Третий уровень - получение учениками начального опыта самостоятельного общественного действия, формирование у младшего школьника социально приемлемых моделей поведения. Только в самостоятельном общественном действии человек действительно становится гражданином, социальным деятелем, свободным человеком.

С переходом от одного уровня результатов к другому существенно возрастают воспитательные эффекты: на первом уровне воспитание приближено к обучению, при этом предметом воспитания как учения являются не столько научные знания, сколько знания о ценностях; на втором уровне воспитание осуществляется в контексте жизнедеятельности школьников,  и ценности могут усваиваться ими в форме отдельных нравственно ориентированных поступков; на третьем уровне создаются необходимые условия для участия обучающихся в нравственно ориентированной социально значимой деятельности и приобретения ими элементов опыта нравственного поведения и жизни.

Достижение трех уровней воспитательных результатов обеспечивает появление значимых эффектов духовно-нравственного развития и воспитания учащихся - формирование основ российской идентичности, присвоение базовых национальных ценностей, развитие нравственного самосознания, укрепление духовного и социально-психологического здоровья, позитивного отношения к жизни, доверия к людям и обществу и т.д.

У обучающихся будут сформированы универсальные учебные действия:

Личностные универсальные учебные действия

У обучающегося будут сформированы:

  • знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение;
  • развитие этических чувств (стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения), эмпатии, понимания чувств  других людей и сопереживание им;
  • признание индивидуальности каждого человека; проявление уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
  • ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;

Обучающийся  получит возможность для формирования:

  • целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
  • ценностного отношения к своей Родине — России; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности; сопричастности к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края;
  • представлений о человеке как члене общества, о правах и ответственности, уважении и достоинстве человека, о нравственно-этических нормах поведения и правилах межличностных отношений.
  • самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
  • этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
  • навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
  • установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Регулятивные универсальные учебные действия

Обучающийся  научится:

  • принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, искать средства ее осуществления;
  • решать проблемы творческого и поискового характера;
  • планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
  • понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

Обучающийся  получит возможность для формирования начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Познавательные универсальные учебные действия

Обучающийся   научится:

  • использовать различные способы поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
  • логическим действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Обучающийся научится:

  • использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
  • конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
  • определять общие цели и пути их достижения; договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих.

Обучающийся  получит возможность для формирования

  • навыков смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
  • умения осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
  • готовности слушать собеседника и вести диалог;
  • готовности признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
  • умения излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
  • начального уровня культуры пользования словарями в системе универсальных учебных действий.

  1. Тематическое планирование в с указанием количества академических  часов, отводимых на освоение каждой темы учебного курса внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение»  и возможность использования по этой теме электронных (цифровых) образовательных ресурсов

№ п/п

Наименование темы

Количество

часов

Формы проведения

Целевые приоритеты воспитания

Электронный  (цифро вой) ресурс

1

Мир вокруг нас

6

Эвристическая беседа, дискуссия, составление диалогов на тему занятия, аналитическое чтение

1, 3г, 3е, 3к

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

2

Человек среди людей

21

дискуссия, диалог-интервью, анализ проблем ных ситуаций, дидактические игры, аналитическое чтение , проект

1, 2, 3а, 3б, 3г, 3д, 3е, 3ж, 3и, 3к, 4

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

3

Православная культура

24

беседа, дискуссия, составление диалогов на тему занятия, аналитическое чтение, дидактические игры, экскурсия

1, 3а, 3б, 3в, 3д, 3ж, 3и

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

4

Наша Родина

17

дискуссия, составление путеводите

ля, аналитическое чтение, квест-игра, проект

1, 2, 3в, 3е, 3к, 4

http://window.edu.ru/

http://svetoch-opk.ru/

https://azbyka.ru/

http://vos.1september.ru/

Итого

68

Целевые приоритеты воспитания:

  1. Создание благоприятных условий для усвоения младшими школьниками социально значимых знаний – знаний основных норм и традиций того общества, в котором они живут.
  2. Создание благоприятных условий для самоутверждения их в своем новом социальном статусе - статусе школьника, то есть научиться соответствовать предъявляемым к носителям данного статуса нормам и принятым традициям поведения школьника.
  3. Создание благоприятных условий для развития умений и навыков социально значимых отношений школьников младших классов.

К наиболее важным знаниям, умениям и навыкам для этого уровня, относятся следующие:

  1. быть любящим, послушным и отзывчивым сыном (дочерью), братом (сестрой), внуком (внучкой); уважать старших и заботиться о младших членах семьи; выполнять посильную для ребенка домашнюю работу, помогать старшим;
  2. быть трудолюбивым, следуя принципу «делу — время, потехе — час» как в учебных занятиях, так и в домашних делах, доводить начатое дело до конца;
  3. знать и любить свою Родину – свой родной дом, двор, улицу, город, свою страну;
  4. беречь и охранять природу (ухаживать за комнатными растениями в классе или дома, заботиться о своих домашних питомцах и, по возможности, о бездомных животных в своем дворе; подкармливать птиц в морозные зимы; не засорять бытовым мусором улицы, леса, водоемы);
  5. проявлять миролюбие — не затевать конфликтов и стремиться решать спорные вопросы, не прибегая к силе;
  6. стремиться узнавать что-то новое, проявлять любознательность, ценить знания;
  7. быть вежливым и опрятным, скромным и приветливым;
  8. соблюдать правила личной гигиены, режим дня, вести здоровый образ жизни;
  9. уметь сопереживать, проявлять сострадание к попавшим в беду; стремиться устанавливать хорошие отношения с другими людьми; уметь прощать обиды, защищать слабых, по мере возможности помогать нуждающимся в этом людям; уважительно относиться к людям иной национальной или религиозной принадлежности, иного имущественного положения, людям с ограниченными возможностями здоровья;
  10. быть уверенным в себе, открытым и общительным, не стесняться быть в чем-то непохожим на других ребят; уметь ставить перед собой цели и проявлять инициативу, отстаивать свое мнение и действовать самостоятельно, без помощи старших.

4.Создание благоприятных условий для развития и накопления младшими школьниками опыта осуществления социально значимых дел в дальнейшем.

Календарно-тематическое планирование

занятий внеурочной деятельности «Мир – прекрасное творение»

в 4 А классе

п/п

Тема занятия

Коли чество часов

Дата проведения

Раздел 1.Мир вокруг нас

1.

Вот и лето прошло. Вводное занятие.

1

2.

Как прекрасен этот мир…

1

3.

Как возник мир, в котором мы живем?

1

4.

Православное учение о сотворении видимого мира.

1

5.

Невидимый мир вокруг нас в православном представлении.

1

6.

Православное учение о сотворении человека.

1

Раздел 2. Человек среди людей

7.

Диалог –интервью «Я и моя семья».

1

8.

Мой дом – моя крепость.

1

9.

Семьи большие и маленькие.

1

10.

Они всегда в моем сердце…

1

11.

Там, где дружат, живут не тужат. Анализ проблемных ситуаций.

1

12.

Забота о близких людях.

1

13.

Игра- драматизация «Совет и послушание».

1

14.

Все тайное становится явным. Анализ проблемных ситуаций.

1

15.

Верность данному слову.

1

16.

Дискуссия «Что легче: правда или ложь?»

1

17.

Совесть – основа нравственности.

1

18.

Покаяние. Исповедь.

1

19.

Игра- драматизация «Великий дар прощения».

1

20.

Игр-тест «Умеем ли мы слушать и понимать друг друга?»

1

21.

Самые важные правила общения.

1

22.

«Волшебные слова».

1

23.

Игра-тест «Легко ли быть другом? Как сохранить дружбу?»

1

24.

Принимаем гостей. Анализ проблемных ситуаций.

1

25.

Игра- драматизация «Мудрость рядом с нами».

1

26.

Учимся быть отзывчивыми.

1

27.

Подготовка и презентация проекта по разделу «Человек среди людей»

1

Раздел 3. Православная культура

28.

Знакомство с православным храмом.

1

29.

Сила молитвенного слова.

1

30.

Понятие об иконе в православном учении.

1

31.

Ангелы. Архангел Михаил.

1

32.

Церковный звон колоколов.

1

33.

Православный праздник Рождества Пресвятой Богородицы.

1

34.

Светлый образ. Детство Преподобного Сергия Радонежского.

1

35.

Жизнь преподобного Сергия Радонежского.

1

36.

Православный праздник Введения во  храм пресвятой Богородицы.

1

37.

Николай Чудотворец – заступник перед Богом.

1

38.

Православный праздник Рождества Христова.

1

39.

Праздничное мероприятие «Свет Вифлеемской звезды»

1

40.

«Блаженно сердце способное миловать» (о жизни прп. Серафима Саровского).

1

41.

Святые люди – добрые друзья животных.

1

42.

Святые угодники Божии. Святой Александр Невский

1

43.

Начался Великий Пост. Чин прощения обид.

1

44.

Подготовка к празднованию Пасхи.

1

45.

Праздничное мероприятие «Пасхальный звон колоколов».

1

46.

Небесный покровитель русского воинства – святой Георгий Победоносец.

1

47.

Неделя жен мироносиц – праздник мам и бабушек.

1

48.

Святые Кирилл и Мефодий – учителя словенские.

1

49.

Занятие ко дню славянской письменности и культуры «Без книги, как без окон».

1

50.

Праздничное мероприятие «Светлый праздник Троицы».

1

51.

Экскурсия в православный храм города.

1

Раздел 4. Наша Родина

52.

«Россия – священная наша держава».

1

53.

Игра-тест «Государственные символы России».

1

54.

История моей страны – история народа.

1

55.

Земля, воспетая в веках: писатели и поэты о России.

1

56.

Почему Русь православная?

1

57.

Святые места нашего Отечества.

1

58.

Кто молится за русскую землю?

1

59.

Составление путеводителя «Места воинской славы России».

1

60.

Курск – мой любимый город.

1

61.

Природные богатства Курской области.

1

62.

Духовные светильники земли Курской.

1

63.

Крестный ход с иконой «Знамения Курской Коренной» - возрождение традиций.

1

64.

Традиционные ремесла Курского края.

1

65.

Люди, прославившие мой край.

1

66.

Экскурсия в краеведческий музей Курской области.

1

67.

Подготовки и презентация проектов по разделу «Наша Родина».

1

68.

Квест-игра «Как прекрасен этот мир, посмотри».

1


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я"

Рабочая программа 2 вида по внеурочной деятельности  для учащихся 1 класса "Психологический тренинг по социализации "Большое Я".Цель программы:преодоление барьеров в общении учащихся, развитие лу...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" 1 класс

Рабочая программа внеурочной деятельности "Лего-конструирование" для 1 класса соответствует требованиям ФГОС НОО....

Рабочая программа внеурочной деятельности "Умелые ручки" (1 класс)

Общекультурное направление внеурочной деятельности. В программе представлены цели и задачи данного курса , планируемые результаты, основное содержание программы и тематическое планирование. Разви...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Зеленая планета", 2 класс

Программа "Зеленая планета" разработана с целью расширения курса "Окружающий мир" Н.Я.Дмитриевой, А.Н.Казакова для 2 класса и направлена на реализацию федерального государственного образовательного ст...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Мир прекрасного"

Внеурочная деятельность духовно-нравственного направления...

Рабочая программа внеурочной деятельности "Музей в твоём классе" 1 класс

Данная рабочая программа по внеурочной деятельности общекультурного направления «Музей в твоем классе» » для 1 класса общеобразовательного учреждения разработана на основе концептуал...