Технологическая карта "О чём рассказывают иконы"
план-конспект урока по орксэ (3 класс)

 Федотова Ольга Александровна

Тема урока «О чём рассказывают иконы». 3 класс

 

Общая информация

 

конспект урока по предмету

«Православная культура», 3 класс

Модуль

 «Православная культура»

УМК

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.

Тема урока

О чём рассказывают иконы

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

Углубление представлений учащихся о православной традиции отношения к иконам, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Задачи

Познакомить учащихся с православной иконой.

Познакомить с особенностями иконописного изображения;

 Понять различия в написании иконы и картины.

Понять, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир

Формировать положительное  отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран, колонки

Дидактическое обеспечение

Презентация, видеозапись  «Что такое икона», чистые листы бумаги, картины, иконы.

 

   

 

 

Планируемые результаты урока

 

личностные

Осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

предметные

Овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

целеполагание,  оценивание степени  успешности.

поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, создание способов решения проблем, доказательство.

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей,  понимать позицию другого, работать в парах, группах.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Устный опрос, письменная работа по карточкам.

 

Этап урока

Деятельность учителя,

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

 

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверяет готовность к уроку. Создает ситуацию успеха через график настроения.

Проверяют готовность к уроку. Желают друг другу успеха. Оценивают свое настроение.

Регулятивные УУД :

Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель подводит к теме урока через отрывок из произведения, который описывает внутреннее убранство храма.

Включаются в мыслительную деятельность:

формулируют тему урока, понравившуюся записывают в тетрадь;

ставят задачи;

прогнозируют ожидаемые результаты.

Личностные:

Осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

3. Выявление места и причины затруднения

Ставит проблемный вопрос и создает условия для поиска решения проблемы.

Что такое икона?

Какие толкования можно найти в словаре?

П/вопрос: Чем икона отличается от обычной живописной картины?

Пытаются дать ответы.

Ответы детей.

Видеозапись «Что такое икона».

Работа со словарями.

Регулятивные УУД: 
Определять и формулировать цель деятельности;
Составлять план действий по решению проблемы.

 

           

 

4. Физминутка

 

Счёт десятками с поиском глазами (поворотами туловища) карточек с их записью, развешанных по классу.

Физкультминутка для глаз «Рыбки»

Выполняют гимнастику для глаз

Личностные УУД: ориентация на здоровый образ жизни и бережное отношение к зрению.

5. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

- Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

Предлагает самостоятельную работу в группах.

( группы создаются по силам и способностям учащихся).

 

Работа в группах

Делятся на группы, знакомятся с заданиями, при необходимости задают вопросы, распределяют роли; планируют работу.

Выполняют задания, работая с различными источниками информации: учебником – 1 группа, раздаточным материалом – 2 группа.

Делают записи на предложенных цветных листах бумаги.

Познавательные УУД :
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

6.Реализация построенного проекта.

Предлагает проверить выполненное задание, сделать выводы и  подвести итоги.

Дополнительная информация по каждой группе исследования.

Знакомство со значением цветов на иконе

Каждая группа прикрепляет к большой таблице на доске свои листы с выполненным заданием, дают объяснения. Получается сравнительная таблица.

Делают выводы.

В итоге эксперты оценивают работу групп

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с иллюстративным материалом (демонстрируется презентация

Вопросы к учащимся

- Какие цвета преобладают на иконах?

- Что окружает голову святого?

- Как называют этот круг?

- Какое настроение (спокойное, умиротворенное, светлое, грустное) возникает у вас, когда вы смотрите на икону?

Учитель обобщает результаты беседы.

Общее обсуждение вопросов. Учащиеся высказывают  своё понимание.

 

 

 

 

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
4.Отстаивать свою точку зрения, аргументирую её и уважая мнение других.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает посмотреть объемную презентацию и ответить на проблемный вопрос: - Имеют ли иконы особое значение  для христианина.

Предлагает самостоятельную работу в тетрадях: составить словарик урока.

Смотрят презентацию.

 

Отвечают на поставленный вопрос, доказывая свою точку зрения.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Познавательные УУД

Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.

9. Включение в систему знаний и повторение.

Предлагает детям работу в парах: сгруппировать раздаточный материал по группам: иконы, картины.

Учитель предлагает учащимся самим выбрать вид работы: работа с тренажером;

Выполняют задание в парах.

При проверке идет обсуждение, дети доказывают свою точку зрения.

Выполняют выбранное задание.

 

Проверка.

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.

10. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагает сопоставить поставленные в начале урока задачи с уровнем своих достижений.

Вновь оценить настроение.

Закончите предложения:

1. Я сегодня узнал…

2. Самым сложным для меня было…

3. На уроке мне понравилось…

4.На уроке мне не понравилось…

Оценивают результаты деятельности.

Оценивают настроение.

Личностные:

Осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока «О чём рассказывают иконы». 3 класс

Общая информация

конспект урока по предмету

«Православная культура», 3 класс

Модуль

 «Православная культура»

УМК

Авторская программа Шевченко Л.Л. Православная культура. Концепция и программа учебного предмета. 1-11 годы обучения - М.: Центр поддержки культурно - исторических традиций Отечества, М., 2012.- 186с.

Тема урока

О чём рассказывают иконы

Тип урока

Урок изучения нового материала

Цель

Углубление представлений учащихся о православной традиции отношения к иконам, создать представление об иконописи как достоянии мировой художественной и духовной культуры.

Задачи

Познакомить учащихся с православной иконой.

Познакомить с особенностями иконописного изображения;

 Понять различия в написании иконы и картины.

Понять, какими способами и средствами в иконе изображается духовный мир

Формировать положительное  отношение к иконам, как к изображению священных для православных христиан  образов.

Необходимое оборудование

Компьютер, проектор, экран, колонки

Дидактическое обеспечение

Презентация, видеозапись  «Что такое икона», чистые листы бумаги, картины, иконы.

Планируемые результаты урока

личностные

Осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

предметные

Овладение базовыми знаниями, развитие умения искать, анализировать, сопоставлять события.

метапредметные
(регулятивные УУД, познавательные УУД, коммуникативные УУД)

целеполагание,  оценивание степени  успешности.

поиск и выделение информации, анализ объектов с целью выделения признаков, создание способов решения проблем, доказательство.

планирование учебного сотрудничества, выражение своих мыслей,  понимать позицию другого, работать в парах, группах.

Формы контроля и диагностики достижения результатов обучения

Устный опрос, письменная работа по карточкам.

Этап урока

Деятельность учителя,

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

1.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.

Проверяет готовность к уроку. Создает ситуацию успеха через график настроения.

Проверяют готовность к уроку. Желают друг другу успеха. Оценивают свое настроение.

Регулятивные УУД :

Принимать и сохранять учебную задачу.

2. Актуализация знаний и фиксация индивидуального затруднения в пробном действии.

Учитель подводит к теме урока через отрывок из произведения, который описывает внутреннее убранство храма.

Включаются в мыслительную деятельность:

формулируют тему урока, понравившуюся записывают в тетрадь;

ставят задачи;

прогнозируют ожидаемые результаты.

Личностные:

Осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа

3. Выявление места и причины затруднения

Ставит проблемный вопрос и создает условия для поиска решения проблемы.

Что такое икона?

Какие толкования можно найти в словаре?

П/вопрос: Чем икона отличается от обычной живописной картины?

Пытаются дать ответы.

Ответы детей.

Видеозапись «Что такое икона».

Работа со словарями.

Регулятивные УУД: 
Определять и формулировать цель деятельности;
Составлять план действий по решению проблемы.

        

4. Физминутка

 

Счёт десятками с поиском глазами (поворотами туловища) карточек с их записью, развешанных по классу.

Физкультминутка для глаз «Рыбки»

Выполняют гимнастику для глаз

Личностные УУД: ориентация на здоровый образ жизни и бережное отношение к зрению.

5. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания).

- Проведём исследование, а экспертная группа оценит ваши исследования.

Предлагает самостоятельную работу в группах.

( группы создаются по силам и способностям учащихся).

Работа в группах

Делятся на группы, знакомятся с заданиями, при необходимости задают вопросы, распределяют роли; планируют работу.

Выполняют задания, работая с различными источниками информации: учебником – 1 группа, раздаточным материалом – 2 группа.

Делают записи на предложенных цветных листах бумаги.

Познавательные УУД :
Составлять и отбирать информацию, полученную из различных источников;

6.Реализация построенного проекта.

Предлагает проверить выполненное задание, сделать выводы и  подвести итоги.

Дополнительная информация по каждой группе исследования.

Знакомство со значением цветов на иконе

Каждая группа прикрепляет к большой таблице на доске свои листы с выполненным заданием, дают объяснения. Получается сравнительная таблица.

Делают выводы.

В итоге эксперты оценивают работу групп

Познавательные УУД

1. Извлекать информацию из разных источников (текст, серия рисунков, схема).

2. Строить речевое высказывание в устной форме.

3. Делать выводы на основе анализа объектов

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

7. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

Работа с иллюстративным материалом (демонстрируется презентация

Вопросы к учащимся

- Какие цвета преобладают на иконах?

- Что окружает голову святого?

- Как называют этот круг?

- Какое настроение (спокойное, умиротворенное, светлое, грустное) возникает у вас, когда вы смотрите на икону?

Учитель обобщает результаты беседы.

Общее обсуждение вопросов. Учащиеся высказывают  своё понимание.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.
3.Выражать свои мысли и выступать перед аудиторией;
4.Отстаивать свою точку зрения, аргументирую её и уважая мнение других.

8. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Предлагает посмотреть объемную презентацию и ответить на проблемный вопрос: - Имеют ли иконы особое значение  для христианина.

Предлагает самостоятельную работу в тетрадях: составить словарик урока.

Смотрят презентацию.

Отвечают на поставленный вопрос, доказывая свою точку зрения.

Самостоятельная работа.

Проверка.

Познавательные УУД

Представлять свою информацию , в том числе с применением средств ИКТ.

9. Включение в систему знаний и повторение.

Предлагает детям работу в парах: сгруппировать раздаточный материал по группам: иконы, картины.

Учитель предлагает учащимся самим выбрать вид работы: работа с тренажером;

Выполняют задание в парах.

При проверке идет обсуждение, дети доказывают свою точку зрения.

Выполняют выбранное задание.

Проверка.

Коммуникативные УУД

1. Слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Договариваться о правилах общения и поведения.

5. Доказывать и аргументировать свою точку зрения, используя текст или другой источник.

10. Рефлексия учебной деятельности.

Предлагает сопоставить поставленные в начале урока задачи с уровнем своих достижений.

Вновь оценить настроение.

Закончите предложения:

1. Я сегодня узнал…

2. Самым сложным для меня было…

3. На уроке мне понравилось…

4.На уроке мне не понравилось…

Оценивают результаты деятельности.

Оценивают настроение.

Личностные:

Осознание  своей  этнической принадлежности, знание  культуры своего  народа


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока православной культуры "О чём рассказывает икона"

Знакомство с известными иконами, иконография церковных праздников....

О чём рассказывает икона

О чём рассказывает икона...

Технологическая карта урока "Билли рассказывает о себе" к УМК М.З.Биболетовой "Enjoy English-2" ФГОС

Технологическая карта урока содержит в себе подробный план урока в соответствии с ФГОС НОО....

Учебно-методический комплект (Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" 2 класс, УМК "ПНШ" + мультимедийная презентация)

Тема: Что такое новости? Кто рассказывает новости?  (2 кл)  Цели деятельности учителя: познакомить детей с тем, что такое новости и какие источники новостей существуют. Выяснить вместе с дет...

Технологическая карта урока "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"

Технологическая карта урока по предмету Основы православной культуры в 4 классе "Казанская икона Божией матери- хранительница русского дома"...

Технологическая карта урока литературного чтения "Что такое новости? Кто рассказывает новости?" (УМК "Начальная школа XXI", 2 класс)

Цель деятельности учителя: формирование представления о том, что такое новости, какие источники новостей существуют, кто распространяет новости, умение работать с информацией детских журналов.Зад...

Конспект урока по ОРКСЭ "О чем рассказывает икона" 4 класс

Иконы сопровождали православного христианина от рождения и до смерти. Как истинную святыню её богато украшали золотом, серебром и драгоценными камнями. По старинному русскому обычаю икона укреплялась ...