Конспект урока по ОРКСЭ «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Калинина Евгения Валерьевна

«Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta.docx531.6 КБ
Файл rabota_po_gruppam.docx498.12 КБ
Файл soobshcheniya_pro_pramaterey.docx14.48 КБ
Файл test.docx13.81 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА.    


Предмет:  Основы   иудейской культуры
Тема урока:   «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»

Тип занятия: изучение нового материала.        
Цель:    формирование    осознанного представления о ценности семейной жизни в иудейской  культуре.
Задачи.
Обучающие:
-
 познакомить  обучающихся с основами иудейской культуры, историей народа, традициями и религией;

- формировать у детей представления о религии как о важнейшей составляющей мировой культуры;

 -обобщать  знания, понятия и представления о духовной культуре и морали, формировать у детей ценностно-смысловых мировоззренческие основы, обеспечивающие целостное восприятие истории и культуры народов;

Развивающие:

-  развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную  отзывчивость, понимание и сопереживание  чувствам других людей;

- развивать  самостоятельность и личную  ответственность  за свои поступки  на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

- развивать коммуникативные умения учащихся, умения обобщать и делать выводы, работать с текстом;
- развивать внимание, память, связную монологическую речь.

Воспитывающие:
 -  воспитывать уважительное отношение к иному мнению, истории, религии  и   культуре других народов;

 - способствовать формированию навыков толерантного поведения учащихся;

 - формировать представления  младших школьников о значении нравственных  норм и ценностей для достойной жизни личности, семьи, общества;

 - формировать  осознание  безусловной ценности семьи как первоосновы нашей принадлежности к многонациональному народу Российской Федерации, Отечеству;

   - формировать понимание и поддержание таких нравственных устоев семьи, как любовь, взаимопомощь, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;

Формировать УУД:

Личностные: способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

Регулятивные УУД: умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; понимать учебную задачу урока; высказывать своё предположение; контролировать свои действия в процессе выполнения задания и исправлять ошибки, делать выводы, отвечать на итоговые вопросы урока и оценивать свои достижения; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

Воспитывать культуру поведения при фронтальной работе, при индивидуальной работе.

Коммуникативные УУД: умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других; совместно договариваться о правилах поведения и общения в школе и следовать им; умение работать в паре;

Познавательные УУД: умение ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя; добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Оборудование: учебник ОРКСЭ  М.А. Членова «Основы иудейской культуры»  – стр 84-87; презентация; видеоролик «Евреи»; карточки с вопросами и картинки; тест.

 

Ход урока

          Этапы урока

                Деятельность учителя

      Деятельность учащихся

  1. Организационный момент

 -   Прозвенел звонок весёлый

Все готовы? Всё готово?

Мы, сейчас, не отдыхаем,

Мы, работать начинаем.

- Присаживайтесь, ребята

- Приветствуют учителя, садятся.

  1. Проверка дз

  1.  Актуализация знаний

 

  - Вашим домашним заданием было нарисовать один из иудейских праздников. Давайте сделаем выставку работ  и посмотрим, у кого что получилось. Постарайтесь оценить работу каждого

- Давайте просмотрим небольшой видеоролик(Евреи) и вспомним , что мы уже проходили и знаем

 - Вспомните, как называется главная книга иудаизма

- Что прописано в Торе?

- Из скольких книг она состоит?

- Как долго евреи учат Тору?

- сколько заповедей содержит Тора?

- Как они по-другому называются?

- Сколько главных заповедей есть в Торе?

- С заповедями какой религии они совпадают?

- Какие еврейские праздники вы знаете?

- выставка работ, ребята оценивают работы друг друга

-смотрят

- Тора

- рассказывается о сотворении мира и человека, о начале еврейской истории

- из 5

- всю жизнь

- 613

- мицвот

10

- с православием

- отвечают

 3 . Целеполагание  

- Сегодня мы продолжим знакомство с еврейскими традициями. Но для того чтобы узнать  о чем мы будем говорить на уроке, вам необходимо отгадать ребусhttps://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=224e8627c5c11059a2b615e0146c6c48-l&n=13- В самом начале своей жизни каждый из нас подобен цветочному бутону - так же закрыт. Только после того, как бутон получит тепло от солнечных лучей и питание из почвы, он раскроется и станет видна вся красота таившегося в нем цветка. Точно так же человеческая личность с самого начала жизни нуждается в тепле человеческой любви и питании, то есть в родительской заботе, для того, чтобы раскрыться и обнаружить всю неповторимую красоту, какую Бог вложил в каждого человека. Все мы являемся произведениями тех, кто нас любит или отказывает нам в любви.

                                                      Джон Пауэлл.

- Сегодня на уроке мы будем говорить о еврейской семье, о ценностях семейной жизни в еврейской традиции. И тема нашего урока «Ценности семейной жизни в иудейской традиции. Праматери еврейского народа»

 - Слушают

 

- семья

- слушают

- слушают

 4  Открытие нового знания

 - -Мы уже говорили о традициях еврейского дома, а как вы думаете, какое место в жизни евреев занимает семья?

   - Брак и семья занимают важное место в традиции иудаизма. В отличие от других религий в иудаизме не существует обязательства не создавать семью. Напротив, создание семьи, рождение и воспитание детей является выполнением одной из главных заповедей  Всевышнего. О важности этой заповеди говорит то, что Господь озвучил ее в день, когда был сотворен человек.

-Как вы понимаете значение выражения семейные ценности? С чем оно у вас ассоциируется?

Говорить о ценностях семейной жизни можно говорить с момента зарождения иудаизма на примере семей патриархов Авраама, Ицхака и Яакова.

-Вспомните патриархов еврейского народа. Чем вам запомнился каждый из них?

- Какую роль в жизни патриархов еврейского народа играла семья?

- Откройте учебник на стр 84. Прочитайте тему урока  скажите, какое слова или какое слово вам показалось новым и непонятным?

- Прародители – это далекие предки. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род; родоначальница.  

- Авраам и Сарра, Ицхак и Ривка, Яаков, Рахель и Лея - три поколения наших прародителей, биологических и духовных, поэтому их принято называть "наш праотец" и "наша праматерь".  Их жизненный путь описан в Торе в книге Берешит.  Они жили более трёх тысяч лет тому назад. Праотцы и праматери заложили основы религиозной и национальной традиции народа Израиля, основы которой - вера в единого Бога и связь со страной Израиля.

- давайте прочитаем статью с 84- по 86 страницу.

- сколько праматерей еврейского народа?

- Назовите их имена

-  Назовите имена мужей каждой праматери.

- Сара – это образ чего?

- Дома з учащихся готовили сообщения про праматерей.(текст дан заранее) Итак, кто расказывает про Сару?

Сара    личность с твердой волей и сильным характером, побуждавшим ее принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа.  Авраам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить ее согласие, прежде чем принять важное решение. Иногда он действовал даже прямо по ее указаниям, побуждаемый к этому как своим собственным сознанием, так и подчиняясь воле Всевышнего, повелевшего ему: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара»

_ какой была Сара по характеру?

- Кем она являлась для мужа?

- Что говорил Всевышний Арааму?

-Ривка-  является эталоном чего?

- Кто готовил следующее сообщение?

Жена Ицхака Ривка обладала исключительной добротой. Она была женщиной, любящей помогать людям, не могущей равнодушно пройти мимо чужой беды. К тому же Ривка обладала пророческим даром. С ее приходом в дом Авраама вернулось Божественное присутствие, исчезнувшее после смерти Сары.

Характер её решительный  для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры . Она знала жизнь, знала, что такое зло, - и ценила добро и душевную чистоту

      До сих пор невестам на еврейских свадьбах повторяются раввинами пожелания, сказанные Ривке, когда она отправлялась из родного дома в дом Авраама и Ицхака: «Да родятся от тебя тысячи тысяч».

- каким даром обладала Ривка?

- Какая она по характеру?

- Какие слова Ривки повторяются до сих пор

- Как зовут первую жену Яакова?

-  Прочитайте. Что о ней говорят мудрецы?

- Лея - воплощение земной любви.

- Кто такая Рахель?

- Послушаем последнего рассказчика

     Две праведницы – Рахель и Лея стали достойными жёнами Яакову. Они родили ему двенадцать сыновей, от которых и произошел весь еврейский народ. До нынешнего дня их именами, также, как и именем их свекрови Ривки, благословляют невест в день бракосочетания. А Рахель стала в еврейской традиции олицетворением любящей матери.

 Рахель-одна из праматерей еврейского народа. В еврейской традиции именно она стала символом безутешной матери, стенающей о судьбе своих детей . Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа.

- Сколько детей родили Рахель и Лия?

- Как дети повлияли на нашу жизнь?

- Рахель являются символом какой матери?

- семья это главное для них

- слушают

- самое дорогое для семьи, самое важное

- слушают

Три основоположника иудаизма — это Авраам, его сын Ицхак и сын Ицхака Яаков.

Еврейские патриархи – Авраам, Исаак и Иаков вели образ жизни скромных кочевников. Численность потомков Авраама за это время существенно выросла.

Согласно Библии, родоначальник еврейского народа Авраам. Впоследствии внук Авраама Иаков переселился в Египет со всем своим домом (родом). Именно двенадцать сыновей Иакова дали происхождение 12 коленам (12 родам) еврейского народа.

- отвечают

- Праматерь

- слушают

- читают

- 4

- Сара, Ривка, Лея, Рахель

- Сара – жена Авраама, Ривка – жена Ицхака, Лея и  Рахель  жены Яакова

- материнской любви

- 1 уч-ся у доски

- слушают

- твердой, с сильным характером

- наставницей

- Что бы он слушался Сару

- доброты, милосердия, стремление помогать людям

- 1 ус-ся  у доски

- пророческим даром

- хитра, решительна, расчетлива

- Да родятся от тебя тысячи тысяч

- Лея

- зачитывают

- младшая сестра Леи и вторая жена Яакова

-   1 уч-ся у доски

- слушают

- 12 сыновей

- от них произошел еврейский народ

- симвод безутешной матери, стенающей о судьбе своих детей

 5. Физминутка

Выполняем упражненье,
Быстро делаем движенья.
Надо плечи нам размять,
Раз-два-три-четыре-пять. (Одна рука вверх, другая вниз, рывками руки меняются.)

- Повторяют движения за учителем.

     6. Работа по теме урока

 -  Согласно  иудейской   традиции , все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона. Только могила праматери Рахели находится в другом месте - около города Бет-Лехем. По сей день это одно из самых почитаемых иудеями мест.

    Могила Рахели в бейт-Лехеме - место паломничества всех, кого постигло горе, особенно для женщин. К могиле Рахели во все времена приходили молиться сыны Израиля. Здесь они – застигнутые собственным горем или в час всеобщего бедствия – изливали душу перед Всевышним, стараясь пробудить Его милосердие напоминанием о заслугах  Рахели.

      С давних пор могила Рахели стала местом молитвы. Всякий раз, когда еврейский народ  в  беде,  пробуждается ее  милосердие, и оно пробуждает милосердие  Всевышнего. Рахель молит Небеса о спасении своих сыновей с той самой поры, когда они впервые прошли в изгнание мимо ее могилы, и не перестанет молить, пока не сбудется древнее пророчество Ирмеягу о полном возвращении сынов Израиля, рассеянных по всему миру, в свою страну.

- где похоронены патриархи и их жены?

- чья могила находится в другом месте ? где?

- Чья могила является местом для молитв?Почему?

- Ребята  в нашем учебнике есть интересная статья. Давайте прочитаем ее стр 86

- Что вам понравилось? Что было интересным?

- Когда влюбился Яаков в Рахель , что он сделал?

- Сколько лет он работал на ее отца?

-  Скольких детей родила Рахель?

- Сейчас вы поработаете в группах. Так как вы сидите по рядам. У каждого из вас на столе лежит карточка с вопросами и иллюстрации. Совещаясь, поработайте с этими картинами.

Виктор  Бриндатч  «Ицхак и Ривка»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4d4cc2e1ebe0100c39d69c80e838f41e-l&n=13Якопо Пальма Старший. « Иаков и Рахиль.»

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9adbf07e01e179112a3884c03cec9475-l&n=13

Клод Лоррен « Бракосочетание Исаака и Ревекки

Вопросы:

1.        Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования?

2.        Охарактеризуйте  эмоциональный  настрой  иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

3.        Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои?

- 4 вопрос задаю при защите картин. Сопоставьте иллюстрации разных художников к одному сюжету. Что их объединяет? Что в них различно? Как изображены действующие лица? Какая из иллюстраций, на ваш взгляд, наиболее точно передает настроение эпизода? Обоснуйте свой ответ.

 - слушают

- все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона.

- могила праматери Рахели находится в другом месте - около города Бет-Лехем.

- Рахнли. Всякий раз, когда еврейский народ  в  беде,  пробуждается ее  милосердие, и оно пробуждает милосердие  Всевышнего

- читают

- отвечают

- стал работать за нее на ее отца

- 14

-2 сыновей

- работают по группам

- защищают у доски картины, высказывают мнения группы

    7.   Рефлексия  

 - Для того, чтобы узнать как вы усвоили тему, я подготовила небольшой тест.  Ваша зада поставить + или –

 Рядом с предложением

1. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род

2. Было 4 праматери

3 Их звали Сара, Лиля,Рива, Раль

4Сара считается образом материнской любви

5Лея вторая жена Яакова

6Рахель родила 12 сыновей

7 Ривка – эталон мудрости и милосердия

8. Все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона.

- Давайте проверим. Поменяйтесь листочками.

- слушают

+

+

-

+

-

-

+

+

- взаимопроверка

 8. Итог урока  

- Что вы нового узнали на уроке?

-  Кто такие праматери?

-  Что интересного вы узнали и хотели бы рассказать родителям?

- Какая праматерь вам понравилась больше всего почему?

- Оцените работу одноклассников на уроке

 - отвечают на вопросы

9.  Домашнее задание

-  Откройте дневники, запишите задание:  (по желанию учащихся): подобрать фотографии членов своей семьи и подготовить рассказ о них; подготовить рассказ об отношениях родителей и детей в семье.

Записывают



Предварительный просмотр:

Группа 1

Виктор  Бриндатч  «Ицхак и Ривка»

Вопросы:

1.Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования?

2.Охарактеризуйте  эмоциональный  настрой  иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

3.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои?

                                                                Группа 2

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=4d4cc2e1ebe0100c39d69c80e838f41e-l&n=13Якопо Пальма Старший. « Иаков и Рахиль.»

Вопросы:

1.Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования?

2.Охарактеризуйте  эмоциональный  настрой  иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

3.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои?

Группа 3

https://im0-tub-ru.yandex.net/i?id=9adbf07e01e179112a3884c03cec9475-l&n=13Клод Лоррен « Бракосочетание Исаака и Ревекки

Вопросы:

1.Определите, какие эпизоды нашли отражение в иллюстрациях? Как вы думаете, почему именно этот эпизод избрали художники для иллюстрирования?

2.Охарактеризуйте  эмоциональный  настрой  иллюстраций. Какое впечатление производят они на вас? Как художник передал эмоциональную и смысловую суть изображаемой сцены?

3.Как вы думаете, в какой момент развития действия изображены герои?



Предварительный просмотр:

Сара    личность с твердой волей и сильным характером, побуждавшим ее принимать самостоятельные решения и осуществлять их, когда того требуют обстоятельства. Более того, во многих случаях Сара оказывается наставницей мужа.  Авраам часто испытывал потребность обратиться к ней за советом либо считал себя обязанным получить ее согласие, прежде чем принять важное решение. Иногда он действовал даже прямо по ее указаниям, побуждаемый к этому как своим собственным сознанием, так и подчиняясь воле Всевышнего, повелевшего ему: «Слушайся всего, что скажет тебе Сара»

Жена Ицхака Ривка обладала исключительной добротой. Она была женщиной, любящей помогать людям, не могущей равнодушно пройти мимо чужой беды. К тому же Ривка обладала пророческим даром. С ее приходом в дом Авраама вернулось Божественное присутствие, исчезнувшее после смерти Сары. Характер её решительный  для достижения цели она ни перед чем не останавливается, иногда прибегает даже к хитрости; к окружающему она внимательно присматривается и прислушивается и умеет вовремя принять нужные меры . Она знала жизнь, знала, что такое зло, - и ценила добро и душевную чистоту До сих пор невестам на еврейских свадьбах повторяются раввинами пожелания, сказанные Ривке, когда она отправлялась из родного дома в дом Авраама и Ицхака: «Да родятся от тебя тысячи тысяч».

Две праведницы – Рахель и Лея стали достойными жёнами Яакову. Они родили ему двенадцать сыновей, от которых и произошел весь еврейский народ. До нынешнего дня их именами, также, как и именем их свекрови Ривки, благословляют невест в день бракосочетания. А Рахель стала в еврейской традиции олицетворением любящей матери. Рахель-одна из праматерей еврейского народа. В еврейской традиции именно она стала символом безутешной матери, стенающей о судьбе своих детей . Рахель превратилась в своего рода небесную заступницу еврейского народа.



Предварительный просмотр:

Прочитайте предложение. Если вы согласны рядом с предложением   поставьте +, ели нет -

1. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род

2. Было 4 праматери

3 Их звали Сара, Лиля,Рива, Раль

4Сара считается образом материнской любви

5Лея вторая жена Яакова

6Рахель родила 12 сыновей

7 Ривка – эталон мудрости и милосердия

8. Все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона.

Прочитайте предложение. Если вы согласны рядом с предложением   поставьте +, ели нет -

1. Праматерь-Женщина, от которой ведёт начало какой-либо род

2. Было 4 праматери

3 Их звали Сара, Лиля,Рива, Раль

4Сара считается образом материнской любви

5Лея вторая жена Яакова

6Рахель родила 12 сыновей

7 Ривка – эталон мудрости и милосердия

8. Все трое патриархов и их жены похоронены на Святой Земле в пещере Махпела близ города Хеврона.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта и презентация урока по ОРКСЭ на тему "Жизнь человека - высшая нравственная ценность"

Урок был разработан в форме "Суда". Все было по-настоящему: судья, прокурор, адвокат, свидетели со стороны защиты и со стороны обвинения, присяжные заседатели, зрители. Судили, как ни странно, саму ЖИ...

План-конспект урока по ОРКСЭ "Ценность родства и семейные ценности"

План-конспект урока включает в себя этапы:1. Организационный блок. 2. Информационный блок. 3. Аналитический блок. 4. Рефлексивный блок. 5. Оценочный блок....

Конспект урока по ОРКСЭ "Семейные традиции", 4 класс

Цели деятельности учителя: формирование  нравственной  культуры  детей; развитие интереса к истории своей семьи, семейным традициям. Планируемые результаты:Предметные:- знать ...

Конспект урока по ОРКСЭ Правила твоей жизни, 4 класс, УМК "Основы светской этики."

Цели деятельности учителя: расширение знаний учащихся о правилах и культуре поведения, формирование положительного отношение к правилам поведения, стимулирование самовоспитания и самоконтроля учащихся...

Конспект урока педагогики + презентация «Ценности нашей жизни» (2 класс)

Цели деятельности учителя: создание условий для осознания жизненных ценностей и формирование ответственного отношения к ним; привитие общечеловеческих ценностей.Планируемые результаты:Предметные:...