Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чувство Родины» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Планируемые результаты:
Предметные:
Знать понятие «патриотизм».
Уметь формулировать понятия «родное», «род», «Родина».
Личностные:
Формирование чувства гордости за свою Родину.
Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чувство Родины» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс) | 111.5 КБ |
Раздаточный материал | 11.33 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОРКСЭ
Дата: 15.12.2023 Школа: МАОУ «Академический лицей № 95» Класс: 4-7 Урок: 2 Время: 8:55 – 9:35 Кабинет: 310 | Студент: Сахарова Екатерина Валерьевна Группа: 43 Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна Методист: Сачкова Татьяна Андреевна |
Тема урока «Чувство Родины»
Тип урока: «открытие» нового знания
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «Родина», «патриотизм» и их роли в обществе.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. Формировать у обучающихся общее представление о патриотизме. 2. Расширить представления обучающихся о понятии «Родина». | Предметные: 1. Знать понятие «патриотизм». 2. Уметь формулировать понятия «родное», «род», «Родина». |
Развивающие: 1. Развивать устную монологическую речь. 2. Развивать этические чувства как регулятор морального поведения. | Личностные: 1. Формирование чувства гордости за свою Родину. 2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий. |
Воспитательные: 1. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость. 2. Воспитывать организованность и бережливость. | |
УМК: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. /А. И. Шемшурина; раздаточный материал
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель этапа урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя | Деятельность обучающегося (ответы) |
| Дидактические средства и интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности | Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне | Ф Словесный: беседа, опрос | Проверяет готовность обучающихся к уроку. Создаёт эмоциональный настрой. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Проверьте, все ли есть на парте: 1 учебник на пару, дневник, пенал. Садитесь. - Ребята, как вы понимаете смысл этих строк: Землю красит солнце, а человека труд. - Не случайно наш урок я начала с этой пословицы. Как вы думаете почему? - Верно! Сегодня нас ждет большая работа. С ней смогут справиться внимательные, трудолюбивые и дружные ребята, которые умеют работать сообща. Поднимите руку, кто готов сегодня хорошо работать на уроке. - Посмотрите на экран, что это за место? - Верно. И попали мы сюда не просто так. Обратите внимание на книгу. - «Родная книжная сокровищница». Как вы думаете, что в ней хранится? - На самом деле всё не так просто. В ней находятся и монеты, и письмена. Но это не главное. А о чем же она, мы сегодня и узнаем. | Показывают свою готовность. Настраиваются на урок. Отвечают на вопросы учителя. - Потому что сегодня нам нужно будет хорошо потрудиться.
- Сокровищница - Монеты, исторический письма. | УУРД: выработать учебную мотивацию. УУКД: проявлять готовность выполнять поручения. | Карандаш | |
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесный: опрос, беседа. Наглядный: презентация Практический: работа с видеофрагментом | Актуализирует знания обучающихся. - Для начала обратим внимание на слово «родная». Что оно значит? - Вы правы! Давайте заглянем в книгу и поймем, чем она нам близка. - Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. Но смотреть его нужно внимательно, чтобы ответить на вопрос: Что для героя значит «Родина»? Демонстрация видеофрагмента (90 сек). - Что для героя значит «Родина»? - А что для вас значит это слово? -Отлично! Вы мыслите правильно. | Слушают учителя. Отвечают на вопросы. - родственная, близкая - для героя «Родина» значит… | УУРД: выработать учебную мотивацию. УУПД: строить речевые высказывания в устной форме. УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Учебная презентация, видеофрагмент | |
Постановка учебной задачи | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесный: беседа, рассуждение Наглядный: презентация | Формулирует вместе с детьми тему, цели и план урока. \ эпоху ХIХ века, время очень тревожное и грозное. -Посмотрите на слайд. Здесь зашифрованы понятия, которые понадобятся нам сегодня на уроке. Кто разгадал слова? ОВТСВУЧ ЫНИДОР -Отлично. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. -Какую цель мы можем поставить на урок? Узнать… -Чтобы у нас получилось достичь цели давайте составим план урока. Дополните план словами. 1. Познакомимся с понятием «_______________». 2. Поработаем в ________. 3. Выполним _________________ работу. 4. Сделаем ________. -Итак, какой пункт плана нам нужно сделать? | Определяют тему урока. - Чувство Родины - Тема: «Чувство Родины» - Цель: узнать, что значит «чувство Родины». Составляют план урока. 1. Познакомимся с понятием «Родина». 2. Поработаем в группах. 3. Выполним самостоятельную работу. 4. Сделаем вывод. - 1. Познакомимся с понятием «Родина». | УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата. УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику. | Учебная презентация | |
"Открытие" детьми нового знания | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф Словесный: беседа. Наглядный: презентация Ф Словесный: беседа | «Открывает» для обучающихся новые знания. - Ребята. Обратите внимание на слайд. «Родина», «родной» - Что общего у этих слов? Что их объединяет? - Верно. Род означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами. Поэтому Родина так дорога людям. - А какие синонимы подойдут к слову «Родина»? - Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна» Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. - Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»? - Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. - Подумайте, чем отличаются Малая Родина и Большая Родина. - Сейчас мы поработаем в парах. Пользуйтесь правилом 3-х «П»: понять, принять и поддержать. - Ребята, сидящие на 1 варианте, попробуют рассказать, что для них значит «Малая Родина», а после ребята со 2-м вариантом рассказывают, что, по их мнению, значит «Большая Родина». У вас минута. - Кто готов поделиться ответами? - Скажите, что является нашей Малой Родиной? А Большой? - Молодцы! Большую Родину часто называют просто Родиной. - Вернемся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили? - Какой следующий пункт? - У вас на столах лежат конверты с народной мудростью, но она разделена ваша задача собрать ее и объяснить смысл. • Родимая сторона – мать, чужая – мачеха. • Человек без родины, что соловей без песни. • Родная земля и в горсти мила. • На чужой стороне и весна не красна. • Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя. - Вы работаете в группах по 6 человек. Не забывайте про правило 3-х «П». У вас 2 минуты. - Какую главную мысль выражают эти пословицы? | Слушают учителя. - корень «род» - родной край, Отечество, Отчизна - Отчество, отец, отчий - Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле. - Малая Родина - это место, которое нам передается от отцов, где мы родились. - Большая Родина - это страна, государство, в котором ты являешься ее составной частью, ее гражданином. - 1. Познакомимся с понятием «Родина». 2. Поработаем в группах. Работают в группах. - Они говорят о чувстве Родины, о крепкой связи человека с ней. | УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику. УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение. | Учебная презентация, раздаточный материал | |
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 МИН) На двери висит замок. Кто его открыть бы смог? Потянули, покрутили, постучали И открыли! | |||||||
Первичное закрепление | Усвоение нового способа действий | Ф Словесный: беседа. П Практический: работа с учебником Внешний контроль | Закрепляет с детьми полученные знания на уроке. Главная сила в человеке — это сила духа... - Знаете ли вы, кому принадлежат эти слова? - А сейчас обратите внимание на слайд. Знакомо ли вам лицо этого героя? - Верно, именно ему и принадлежат эти слова. - Он не раз подтвердил свои слова поступками. - Полёт Юрия Гагарина – это выдающееся событие, которое в ХХ веке смогло соединить всех жителей страны СССР в едином чувстве радости от победы в мирном освоении космического пространства, в желании учиться, развиваться, развивать науку, технику, всю страну. - Он настоящий патриот. - Знаете ли вы, что значит это слово? - Верно! Ребята, помните, что патриотами часто являются те, чьи родители с детства прививали любовь к Родине. Это очень важно. Многое начинается с детства. - Но также патриотом можно стать. Не все и не сразу начинают понимать, как им дорога Родина. - Кто уже точно знает, что является патриотом, поднимите руку. - Перед вами три высказывания. Прочитайте их. Родина – это все, что нас окружает. Родина – это место рождения Планеты. Родина – это место, где я родился. - Поднимите руку те, кто согласен с 1 утверждением, со 2, с 3? - Вернемся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили? - Какой следующий пункт? | Слушают учителя. - Это Юрий Алексеевич Гагарин. - Это человек, который предан и проявляет любовь к своему Отечеству. 2. Поработаем в группах. 3. Выполним самостоятельную работу. | УУПД: строить речевые высказывания в устной форме УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей. | Учебная презентация | |
Самостоятельная работа с самопроверкой | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха | И Практический: самостоятельная работа Взаимоконтроль | Организует самостоятельную работу учащихся. - Сейчас мы будем работать самостоятельно. Подпишите листочки. Укажите фамилию и имя. На экране будут представлены предложения, ваша задача – вставить нужное слово. 1. Это место, которое нам передается от отцов, где мы родились (например, г. Челябинск) 2. Так называют чувство Родины. 3. Это страна, государство, в котором ты являешься гражданином. 4. Что объединяет слова «Родина», «родной»? 5. Как называют человека, преданного своему Отечеству? - Давайте проверим ваши ответы. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Если все правильно, нарисуйте красное солнышко, если есть недочеты – желтое. | Выполняют самостоятельную работу 1. Малая Родина. 2. Патриотизм. 3. Большая Родина. 4. Корень «род». 5. Патриот Проверяют самостоятельную работу. | УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности; находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок; | Учебная презентация, раздаточный материал (самостоятельная работа) | |
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесный: беседа Практический: игра Внешний контроль | Обобщение материала урока. - Открываем учебник на стр.57 - Сейчас мы прочитаем с вами стихотворения разных авторов. - Подумайте, как каждый автор выразил свою любовь к родине. - А теперь запишите в тетради несколько строчек из стихотворения о Родине, которые нашли отклик в вашей душе. - Кто готов поделиться ответом? | Выполняют задание. | УУПД: строить речевые высказывания в устной форме УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса | Раздаточный материал (столовые приборы), доска, магниты | |
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесный: беседа Внешний контроль | Подводит итоги. - Что ж, мы узнали, в чем тайна книги, и что в ней такого особенного. А наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. Какая была тема урока? - Какую цель мы перед собой ставили? - Ребята, скажите как вы понимаете слова русского писателя М Салтыкова-Щедрина «Люби, люби и люби свое Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и все остальное без труда совершить». -Ребята, что вы узнали нового? - Оцените свою работу на уроке. - Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»- Где мы можем применить полученные сегодня знания? - Всем спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать! | Отвечают на вопросы. - Тема: «Чувство Родины» - Цель: узнать, что значит «чувство Родины». Дополняют предложение. | УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;
| Учебная презентация |
Предварительный просмотр:
Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.
Человек без родины, что соловей без песни.
Родная земля и в горсти мила.
На чужой стороне и весна не красна.
Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"
Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...
Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»
Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...
РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)
РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...
ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»
Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...
Технологическая карта урока ОРКСЭ "Чувство Родины" (4 класс)
План-конспект урока ОРСКСЭ (4 класс)...
Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс
Тема: Доброта. Быть милосердным.Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведе...
Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»
Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы б...