Технологическая карта урока ОРКСЭ «Чувство Родины» («Основы религиозных культур и светской этики», 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Сахарова Екатерина Валерьевна
Мои методические разработки:
 
Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «Родина», «патриотизм» и их роли в обществе.

Планируемые результаты:

Предметные: 

  1. Знать понятие «патриотизм».

  2. Уметь формулировать понятия «родное», «род», «Родина».

Личностные: 

  1. Формирование чувства гордости за свою Родину.

  2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ПО ОРКСЭ

Дата: 15.12.2023

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95»

Класс: 4-7

Урок: 2

Время: 8:55 – 9:35  Кабинет: 310

Студент: Сахарова Екатерина Валерьевна

Группа: 43

Учитель: Кирчевская Елена Юрьевна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Чувство Родины»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятиях «Родина», «патриотизм» и их роли в обществе.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Формировать у обучающихся общее представление о патриотизме.

2. Расширить представления обучающихся о понятии «Родина».

Предметные:

1. Знать понятие «патриотизм».

2. Уметь формулировать понятия «родное», «род», «Родина».

Развивающие:

1. Развивать устную монологическую речь.

2. Развивать этические чувства как регулятор морального поведения.

Личностные:

1. Формирование чувства гордости за свою Родину.

2. Формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий.

Воспитательные:

1. Воспитывать доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость.

2. Воспитывать организованность и бережливость.

УМК: учебник «Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики». 4 класс. /А. И. Шемшурина;  раздаточный материал

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

(ответы)



Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности  
(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф

Словесный: беседа, опрос

Проверяет готовность обучающихся к уроку.

Создаёт эмоциональный настрой.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Валерьевна, и сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. Проверьте, все ли есть на парте: 1 учебник на пару, дневник, пенал. Садитесь.

- Ребята, как вы понимаете смысл этих строк:

Землю красит солнце, а человека труд.

- Не случайно наш урок я начала с этой пословицы. Как вы думаете почему?

- Верно! Сегодня нас ждет большая работа. С ней смогут справиться внимательные, трудолюбивые и дружные ребята, которые умеют работать сообща.  Поднимите руку, кто готов сегодня хорошо работать на уроке.

- Посмотрите на экран, что это за место?

- Верно. И попали мы сюда не просто так. Обратите внимание на книгу.

- «Родная книжная сокровищница». Как вы думаете, что в ней хранится?

- На самом деле всё не так просто. В ней находятся и монеты, и письмена. Но это не главное. А о чем же она, мы сегодня и узнаем.

Показывают свою готовность.

Настраиваются на урок.

Отвечают на вопросы учителя.

- Потому что сегодня нам нужно будет хорошо потрудиться.

 

- Сокровищница

- Монеты, исторический письма.

УУРД: выработать учебную мотивацию.

УУКД: проявлять готовность выполнять поручения.

Карандаш

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф

Словесный: опрос, беседа.

Наглядный: презентация

Практический: работа с видеофрагментом

 Актуализирует знания обучающихся.

- Для начала обратим внимание на слово «родная». Что оно значит?

- Вы правы! Давайте заглянем в книгу и поймем, чем она нам близка.

- Ребята, сейчас я вам предлагаю посмотреть фрагмент мультфильма. Но смотреть его нужно внимательно, чтобы ответить на вопрос: Что для героя значит «Родина»?

Демонстрация видеофрагмента (90 сек).

- Что для героя значит «Родина»?

- А что для вас значит это слово?

-Отлично! Вы мыслите правильно.

Слушают учителя.

Отвечают на вопросы.

- родственная, близкая

- для героя «Родина» значит…

УУРД: выработать учебную  мотивацию.

УУПД: строить речевые высказывания в устной форме.

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Учебная презентация, видеофрагмент

Постановка учебной задачи
(4-5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф

Словесный: беседа, рассуждение

Наглядный: презентация

Формулирует вместе с детьми тему, цели и план урока.

\

эпоху ХIХ века, время очень тревожное и грозное.

-Посмотрите на слайд. Здесь зашифрованы понятия, которые понадобятся нам сегодня на уроке. Кто разгадал слова?

ОВТСВУЧ ЫНИДОР

-Отлично. Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

-Какую цель мы можем поставить на урок? Узнать…

-Чтобы у нас получилось достичь цели давайте составим план урока. Дополните план словами.

1. Познакомимся с понятием «_______________».

2. Поработаем в ________.

3. Выполним _________________ работу.

4. Сделаем ________.

-Итак, какой пункт плана нам нужно сделать?

Определяют тему урока.

- Чувство Родины

- Тема: «Чувство Родины»

- Цель: узнать, что значит «чувство Родины».

Составляют план урока.

1. Познакомимся с понятием «Родина».

2. Поработаем в группах.

3. Выполним самостоятельную работу.

4. Сделаем вывод.

- 1. Познакомимся с понятием «Родина».

УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

УУРД: планировать действия по решению учебной задачи для получения результата.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику.

Учебная презентация

"Открытие" детьми нового знания
 (7-8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф

Словесный: беседа.

Наглядный: презентация

Ф

Словесный: беседа

«Открывает» для обучающихся новые знания. 

- Ребята. Обратите внимание на слайд.

«Родина», «родной»

- Что общего у этих слов? Что их объединяет?

- Верно. Род означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами. Поэтому Родина так дорога людям.

- А какие синонимы подойдут к слову «Родина»?

- Подберите однокоренные слова к слову «Отчизна»

Отечеством мы зовём Россию потому, что в ней жили испокон веку отцы и деды наши.

- Как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

- Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

- Подумайте, чем отличаются Малая Родина и Большая Родина.

- Сейчас мы поработаем в парах. Пользуйтесь правилом 3-х «П»: понять, принять и поддержать.

- Ребята, сидящие на 1 варианте, попробуют рассказать, что для них значит «Малая Родина», а после ребята со 2-м вариантом рассказывают, что, по их мнению, значит «Большая Родина». У вас минута.

- Кто готов поделиться ответами?

- Скажите, что является нашей Малой Родиной? А Большой?

- Молодцы! Большую Родину часто называют просто Родиной.

- Вернемся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили?

- Какой следующий пункт?

- У вас на столах лежат конверты с народной мудростью, но она разделена ваша задача собрать ее и объяснить смысл.

• Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

• Человек без родины, что соловей без песни.

• Родная земля и в горсти мила.

• На чужой стороне и весна не красна.

• Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.

- Вы работаете в группах по 6 человек. Не забывайте про правило 3-х «П». У вас 2 минуты.

- Какую главную мысль выражают эти пословицы?

Слушают учителя.

- корень «род»

- родной край, Отечество, Отчизна

- Отчество, отец, отчий

- Душа всегда связана с чувствами. Здесь говорится о сильных и глубоких чувствах, которые принадлежат к родному, любимому месту на Земле.

- Малая Родина - это место, которое нам передается от отцов, где мы родились.

- Большая Родина - это страна, государство, в котором ты являешься ее составной частью, ее гражданином.

- 1. Познакомимся с понятием «Родина».

2. Поработаем в группах.

Работают в группах.

- Они говорят о чувстве Родины, о крепкой связи человека с ней.

УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

УУКД: проявлять уважительное отношение к собеседнику.

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

УУКД: корректно и аргументировано высказывать своё мнение.

Учебная презентация, раздаточный материал

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА (1 МИН)

На двери висит замок.

Кто его открыть бы смог?

Потянули, покрутили, постучали

И открыли!

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф

Словесный: беседа.

П

Практический: работа с учебником

Внешний контроль

 Закрепляет с детьми полученные знания на уроке. 

Главная сила в человеке — это сила духа...

- Знаете ли вы, кому принадлежат эти слова?

- А сейчас обратите внимание на слайд. Знакомо ли вам лицо этого героя?

- Верно, именно ему и принадлежат эти слова.

- Он не раз подтвердил свои слова поступками.

- Полёт Юрия Гагарина – это выдающееся событие, которое в ХХ веке смогло соединить всех жителей страны СССР в едином чувстве радости от победы в мирном освоении космического пространства, в желании учиться, развиваться, развивать науку, технику, всю страну.

- Он настоящий патриот.

- Знаете ли вы, что значит это слово?

- Верно! Ребята, помните, что патриотами часто являются те, чьи родители с детства прививали любовь к Родине. Это очень важно. Многое начинается с детства.

- Но также патриотом можно стать. Не все и не сразу начинают понимать, как им дорога Родина.

- Кто уже точно знает, что является патриотом, поднимите руку.

- Перед вами три высказывания. Прочитайте их.

Родина – это все, что нас окружает.

Родина – это место рождения Планеты.

Родина – это место, где я родился.

- Поднимите руку те, кто согласен с 1 утверждением, со 2, с 3?

- Вернемся к нашему плану. Какой пункт мы выполнили?

- Какой следующий пункт?

 Слушают учителя.

- Это Юрий Алексеевич Гагарин.

- Это человек, который предан и проявляет любовь к своему Отечеству.

2. Поработаем в группах.

3. Выполним самостоятельную работу.

УУПД: строить речевые высказывания в устной форме

УУПД: работать по предложенному плану, выдвигать свой план

УУПД: анализировать и создавать текстовую информацию в соответствии с учебной задачей.

Учебная презентация

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

И

Практический: самостоятельная работа

Взаимоконтроль

Организует самостоятельную работу учащихся.

- Сейчас мы будем работать самостоятельно. Подпишите листочки. Укажите фамилию и имя. На экране будут представлены предложения, ваша задача – вставить нужное слово.

1. Это место, которое нам передается от отцов, где мы родились (например, г. Челябинск)

2. Так называют чувство Родины.

3. Это страна, государство, в котором ты являешься гражданином.

4. Что объединяет слова «Родина», «родной»?

5. Как называют человека, преданного своему Отечеству?

- Давайте проверим ваши ответы. Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Если все правильно, нарисуйте красное солнышко, если есть недочеты – желтое.

Выполняют самостоятельную работу

1. Малая Родина.

2. Патриотизм.

3. Большая Родина.

4. Корень «род».

5. Патриот

Проверяют самостоятельную работу.

УУРД: осуществлять контроль процесса и результата своей деятельности;

находить ошибки в своей работе, устанавливать их причины, вести поиск путей преодоления ошибок;

Учебная презентация, раздаточный материал (самостоятельная работа)

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф

Словесный: беседа

Практический: игра

Внешний контроль

 Обобщение материала урока.

- Открываем учебник на стр.57

- Сейчас мы прочитаем с вами стихотворения разных авторов.

- Подумайте, как каждый автор выразил свою любовь к родине.

- А теперь запишите в тетради несколько строчек из стихотворения о Родине, которые нашли отклик в вашей душе.

- Кто готов поделиться ответом?

Выполняют задание.

УУПД: строить речевые высказывания в устной форме

УУКД: уметь отвечать за себя и других участников учебного процесса

Раздаточный материал (столовые приборы), доска, магниты

Рефлексия деятельности

(2-3 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф

Словесный: беседа

Внешний контроль

Подводит итоги.

- Что ж, мы узнали, в чем тайна книги, и что в ней такого особенного. А наш урок подходит к концу, давайте подведём итоги. Какая была тема урока?

-  Какую цель мы перед собой ставили?

- Ребята, скажите как вы понимаете слова русского писателя М Салтыкова-Щедрина «Люби, люби и люби свое Отечество! Ибо любовь эта даст тебе силу и все остальное без труда совершить».

-Ребята, что вы узнали нового?

- Оцените свою работу на уроке.

- Закончите фразу: «Сегодня на уроке я …»- Где мы можем применить полученные сегодня знания?

- Всем спасибо за урок. Мне было приятно с вами работать!

Отвечают на вопросы.

- Тема: «Чувство Родины»

- Цель: узнать, что значит «чувство Родины».

Дополняют предложение.

УУРД: устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;


УУКД: строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей.

Учебная презентация



Предварительный просмотр:

Родимая сторона – мать, чужая – мачеха.

Человек без родины, что соловей без песни.

Родная земля и в горсти мила.

На чужой стороне и весна не красна.

Любят Родину не за то, что она велика, а за то, что своя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" на тему: "Россия - наша Родина"

Презентация к уроку № 1 по курсу "Основы религиозных культур и светской этики" "Россия - наша Родина" (4 класс)...

Урок по учебному модулю «Основы религиозных культур и светской этики» Тема урока: « Россия наша Родина»

Тема:«Россия –наша Родина»Цель урока: __ Расширять представление о значении и ценности Родины в судьбе каждого человека. Определить отношение каждого ученика к Родине. Задачи:— Формиров...

РАЗРАБОТКА УРОКА №3 ПО КУРСУ Основы религиозных культур и светской этики (модуль «Основы буддийской культуры»)

РАЗРАБОТКА УРОКА №3ПО КУРСУОсновы религиозных культур и светской этики(модуль «Основы буддийской культуры»)...

ПРОЕКТИРОВАНИЕ УРОКА ПО УЧЕБНОМУ КУРСУ «ОСНОВЫ РЕЛИГИОЗНЫХ КУЛЬТУР И СВЕТСКОЙ ЭТИКИ «РОССИЯ – НАША РОДИНА»

Духовно-нравственное становление личности патриота своей страны подразумевает систему целенаправленной учебно-воспитательной работы. Немалую роль в этом процессе приобретают уроки учебного курса &laqu...

Урок по учебному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» по теме: «Доброта. Быть милосердным.» 4-й класс

Тема: Доброта. Быть милосердным.Цели: Ознакомить детей с одной из высших форм гуманизма - милосердием. Воспитывать у учащихся доброту, чуткость и гуманность. Вырабатывать положительные привычки поведе...

Открытый урок по комплексному курсу «Основы религиозных культур и светской этики» Учебный модуль: «Основы буддийской культуры» Тема: «Буддизм в России»

Данную разработку можно использовать при проведении классных часов и занятий по комплексному курсу "«Основы религиозных культур и светской этики» Учебный  модуль: «Основы б...