Главные вкладки

    Технологическая карта урока ОРКСЭ "Чувство Родины" (4 класс)
    план-конспект урока по орксэ (4 класс)

    План-конспект урока ОРСКСЭ (4 класс)

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл okrse_2.docx30.44 КБ

    Предварительный просмотр:

    Дата: 26.09.2019

              ФИО учителя: Кошкина Ирина Ивановна

    Школа: №152

              ФИ студента: Киселева Юлия, Уржанакова Валерия

    Класс: 4-Д

               ФИО методиста: Мухина Ирина Георгиевна

    Кабинет: 210

    Время: 

    КОНСПЕКТ УРОКА ПО ОРКСЭ

    Тема: «Чувство Родины»

    Цели деятельности учителя: формирование у детей образа родной страны, Родины; закрепление понятий «Отчизна», «Мать», «Русь», «Россия», «Родина», «Малая Родина».

    Планируемые результаты

    Предметные:

    - знать основные понятия «родное», «род», «Родина», «Отчизна»

    -уметь находить связь между понятиями Родина, патриотизм, природа, человек.

    Личностные:

    -формирование  чувства гордости за свою Родину;

    -воспитывать любовь к Родине, уважение к ее символам, чувство патриотизма;

     

    Тип урока: комбинированный

    Оборудование: учебник «Основы светской этики» А.И.Шемшурина, 4 класс (УМК «Школа России»); рабочая тетрадь; учебная презентация; раздаточный материал. 

    Этап урока, методы и приемы

    Хро

    нометраж

    Содержание урока

    Формируемые УУД

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    I. Этап самоопределения к деятельности

    Словесный: беседа

    1 мин.

    Здравствуйте, ребята!

    Дружно за руки возьмемся

    И друг другу улыбнемся.

    Всем, всем добрый день

    И работать нам не лень.

    Садитесь, пожалуйста.

    - Ребята, мы - единое целое. От работы каждого из нас зависит общее дело, его результативность. У нас есть волшебные слова:

    1. Правила работы на уроке.

    Понапрасну не болтай,

    Рассуждай и убеждай.

    Здесь не нужен шум и гам.

    Ты решай задачи сам.

    Если же не сможешь вдруг,

    Пусть придёт на помощь друг!

    Готовят рабочее место

    Проговаривают правила работы на уроке

    К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

    Л: установление связи между целью учебной деятельности и ее мотивом;

    II.Актуализация знаний и мотивация

    Словесный:

    фронтальный опрос

      Практический: прослушивание песни

    9   мин.

    Давайте проверим домашнее задание. Вам нужно было найти красивое стихотворение о природе и выучить его. Кто это сделал? ( 1 человек с ряда, конкурс аплодисментами)

    -Ребята, вы большие умнички.

    - Любовь к природе - великое чувство. Любить свой край, беречь природу может лишь тот человек, кто знает и понимает ее, кто глубоко чувствует и умеет восхищаться ею. Чувство любви помогает человеку стать добрее, справедливее, великодушнее, честнее, ответственнее.

    Природа - это наш родной край, земля, которая нас растила и кормит. Чтобы научиться понимать природу, чувствовать ее красоту, беречь ее богатства, читать ее язык, нужно прививать эти качества с детства.

    Свою любовь и восхищение родной природой поэты, композиторы, художники выражали в своем творчестве. В песне «Наш край», композитор и поэт показали красоту русского леса, морей и гор, необъятные просторы нашей Родины.

    (Звучит песня «Наш край», музыка Кабалевского Д.Б., слова: Пришелец А.)

    - Отгадайте загадку: «Что краше солнца, дороже золота?»

    - Правильно, Родина!

    Рассказывают стихотворения.

    Слушают учителя

    Прослушивают песню

    - Родина

    К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами;

    К:участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 

    III. Постановка учебной задачи

    Словесный:

    беседа

    3 мин.

    - Вы, наверное, уже догадались о чем мы будем с вами говорить?

    - Правильно. О том, что дорого и свято для каждого из нас, о Родине.

    - Тема нашего урока: «Чувство Родины».

    Эпиграфом послужат нам слова М. Пришвина “Любить природу – значит любить Родину”

    -Какие задачи поставите перед собой на уроке?

    - О Родине

    Тема нашего урока: «Чувство Родины».

    - Сегодня мы постараемся затронуть откровенные чувства в сердцах каждого, высветлить в своем душевном мире искреннее, гуманное отношение к святому понятию «Родина»

    К:участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 

    Р: целеполагание;

    IV. Открытие нового знания

    Словесный: беседа

    15 мин

    - А  что для вас значит понятие «Родина»?

    -Ребята, как вы думаете, что общего в словах «родное» и «Родина»?

    -Сейчас у вас будет задание в парах

    Попробуйте подобрать к каждой букве слова «Родина» прилагательное – эпитет, которое раскрывает ваше понимание этого слова

    Подберите синонимы, подумайте, какие подойдут к слову «Родина»?

     

    Как вы думаете, слова: отчество, отец, отчий являются однокоренными

    к слову «Отчизна» 

    А как вы понимаете слова Вольтера: «Отчизна – это край, где пленница душа»?

     (На доске плакат со словами Вольтера).

    Здесь говорится о глубоких и сильных чувствах, которые выражают любовь к родному, любимому месту на Земле. Душа всегда связана с чувствами. Такое единство чувства Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом. 

    Как Вы думаете, у каждого человека есть город, деревня, где он родился, своя Малая Родина?

    -Наш дом, семья, родные – это наша малая Родина. Для кого-то малая родина – небольшой посёлок или деревушка, для других – городская улица или зелёный дворик с качелями, песочницей и деревянной горкой. Словом, малая  родина у каждого своя!

    А что значит «малая родина»? )

    - Место, где человек родился, где жили и живут его предки.

    -Родина это родной край, по которому он тоскует и готов защищать.

    -Самое дорогое и важное для каждого человека это Родина.

    Корень «род».

    Это слово «род» означает исток, начало той жизни, которую вы продолжаете, которая вызывает чувство близости и единства с родными местами, с близкими людьми.

    Р - родная, раздольная, разумная  и т.д.

    О – огромная, очаровательная, открытая  и т.д.

    Д – добрая, душевная, достойная  и т.д.

    И – интересная, известная, интеллектуальная  и т.д.

    Н – необъятная, наилучшая, ненаглядная  и т.д.

    А – авторитетная, активная, актуальная, аккуратная и т.д. 

    Предполагаемые ответы детей: родной край, Отечество, Отчизна.

    Малая родина – это место, которое нам передается от отцов, где мы родились и любим бывать. Это небольшой уголок, но самый дорогой для всех нас. Место, которое мы называем своим домом на просторах нашей большой Родины.

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    П: построение речевого высказывания

    П: построение рассуждения

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Р: осуществление итогового контроля

    П :осознание и произвольное построение речевого высказывания

    П: решение рабочих задач

    П:построение логической цепочки

    Динамическая пауза

    Практический

    Видео-физминутка

                                         

    Повторяют движения

    Р: саморегуляция как способность к  мобилизации  силы и энергии.

    VI. Самостоятельная работа с самопроверкой.

    Практический:

    работа с пословицами

    Словесный: 

    беседа

    4 мин

    • Работа в группах

    (Каждая группа получает конверт со словами, надо составить пословицу и объяснить ее значение)

    Задание на столах для каждой группы в конвертах, постарайтесь собрать из этих слов пословицы о Родине и объяснить их значение:

    • Человек без Родины, что соловей без песни.
    • На чужой стороне Родина милей вдвойне.
    • Знает весь свет — тверже русских нет.
    • Кто за Родину горой, тот истинный герой.
    • Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.
    • Русский человек добро помнит.

    Учитель переходит от одной группы к другой и корректирует обсуждение учащихся. Дети должны ответить на вопросы:

    - Почему эта пословица присутствует на сегодняшнем уроке?

    - Какую главную мысль она выражает?

    - Да, они говорят о чувстве Родины, о той незримой, но крепкой связи, которая есть у любого человека.. Такое чувство Родины и собственной судьбы в человеке называют патриотизмом.

    — Нашу прекрасную страну мы называем «отечеством», потому что наши отцы, деды, прадеды, их предки защищали свою землю от врагов, чтобы сохранить нашу Россию, нашу Родину для следующих поколений.

    На вопрос «с чего начинается Родина?» можно дать и такой ответ: «Родина начинается с памяти». Нельзя забывать тех героев, кто воевал за нашу Родину, кто подарил нам с вами счастливую жизнь.

     

    Работают в группах

    В каждой пословице присутствует чувство Родины, та незримая, но крепкая связь, которая есть у каждого человека со своим Отечеством. Пословицы учат любить Родину и защищать её.

    П: поиск и выделение необходимой информации

    К: уметь работать в группе, , участвовать в диалоге, в коллективном обсуждении, слушать и понимать других, аргументировать свое мнение. 

    П:построение логической цепочки

    К:участвуют в учебном диалоге; выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью 

    VII. Включение в систему знаний

    Словесный: беседа

    Практический: самостоятельная работа

    10 мин

    Россия – многонациональное государство. И неважно, какой национальности человек, живущий в России и защищающий её границы. Самое важное и ценное для страны – это люди.

    — В нашей стране проживают люди разных национальностей, разных культур и вероисповеданий. Они говорят на разных языках, но хорошо понимают друг друга и все вместе составляют одну большую и дружную семью народов нашей любимой Родины – России. Поэтому и победили наши прадеды в той жестокой войне 1941-1945 годов.

    Учитель- Мы абсолютно разные: в мышлениях, поступках, привычках, национальности и культурных традициях, но независимо от этого, мы - единый народ с общей исторической судьбой и у нас одна на всех Родина. - «Не спрашивай, что твоя Родина может сделать для тебя, спроси, что ты сможешь сделать для своей Родины.

    А что вы, молодое поколение, можете сделать для своей страны?

    На столе у каждого из вас лежат сердечки. Продолжите, пожалуйста, фразу: «Я буду стараться для своей Родины…».

    Например, я напишу: «Я буду стараться для своей Родины беречь природу». В ваших возможностях написать, а затем стараться дарить знания, умения, оценки, улыбки, настроение, пожелания и т.д. 

    (На доске плакат с картинкой о России. «Cердечки» учитель прикрепляет на доску в виде большого сердца в центре плаката.)

    Слушают учителя

    Выполняют работу

    К: умение полно и точно выражать мысли;

    К: выражать свои мысли с достаточной полнотой и точностью.

    Р: осуществление итогового контроля

    VIII. Рефлексия деятельности

    Словесный:

    беседа

    3 мин.

    Завершить урок хочется пожеланием всем добра,  радости и словами о Родине.

    «Нет! Человеку нельзя жить без родины, как нельзя жить без сердца» К. Паустовский.

    -  Как вы думаете, знания, полученные на этом уроке вам пригодятся в жизни или нет?

    - -Запишите домашнее задание

    - Вам понравился урок? Спасибо за урок, урок окончен.

    Оценивают свою деятельность на уроке

    -вам нужно найти пословицу, созвучную твоему чувству, которое ты испытываешь к Родине и объяснить свой выбор.

    Р: анализировать собственную работу.

    Человек без Родины, что соловей без песни.

    На чужой стороне Родина милей вдвойне.

    Знает весь свет — тверже русских нет.

    Кто за Родину горой, тот истинный герой.

    Сыновья русских матерей славятся удалью богатырей.

    Русский человек добро помнит.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Технологическая карта урока математики 4 класс "Школа России". Презентация к уроку

    Решение задач на движение в противоположных направлениях....

    Технологическая карта урока математики. 2 класс. Программа УМК «Школа России». Тема урока: «Решение задач».

       Технологическая карта урока математики, 2 класс.  Программа УМК  «Школа России».        Тема урока: «Решение задач»....

    Технологическая карта урока ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)

    Урок ОДНКНР 5 класс Тема урока: «Жизнь ратными подвигами полна» (2-й урок по теме)...

    Технологическая карта урока математики 1 класс УМК «Гармония» Тема урока. Состав числа 5. Преобразование графической модели в символическую.

    В данном материале представлена технологичческая карта урока математики 1 класс, УМК "Гармония". Тема состав числа 5.Преобразование графической модели в символическую....

    Технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока "Таблица сложения и вычитания числа 3".

    В данном материале размещена технологическая карта урока математики 1 класс УМК "Школа России". Тема урока " Таблица сложения и вычитания числа 3"...

    Технологическая карта урока математики 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро Тема урока: «Сравнение числовых выражений».

    Технологическая карта урока математики.   Математика 2 класс УМК «Школа России» М.И.Моро  Тема урока: « Сравнение числовых выражений»....