Технологическая карта урока для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ
план-конспект урока по русскому языку (3 класс)

Кульнева Анна Владимировна

Технологическая карта по русскому языку для 3 класса помогает провести урок написания сочинения по сюжетным картинкам с использованием теории развития критического мышления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Технологическая карта31.65 КБ

Предварительный просмотр:

Урок для 3 класса. Сочинение по сюжетным картинкам с использованием ТРКМ Стратегия РАФТ

Роль: один из участников событий (выбирается учащимся)

Адресат: друг, петух, курица  и т. п. (выбирается учащимся).

Форма: письмо.

Тема: впечатления от прогулки

Тема урока: сочинение по сюжетным картинкам Н. Радлова «Добрая утка»

Тип урока: развитие речи, обучение сочинению

Вид урока: изучение нового материала

Задачи:

Учить составлять письменное высказывание на основе анализа сюжетных картинок.

Учить обозрению одной и той же ситуации с разных позиций.

Развивать мышление и фантазию.

Предполагаемые результаты:

Предметные: писать сочинение на основе анализа сюжетных картинок в форме письма, правильно применяя изученные орфограммы. Следовать определенному плану работы.

Метапредметные: самостоятельно организовывать свое рабочее место в соответствии с целью выполнения заданий, участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения на события, поступки, оформлять свои мысли в устной и письменной речи

понимать точку зрения другого.

Личностные: ценить и принимать следующие базовые ценности:  «добро», «настоящий друг», «справедливость», «желание понимать друг друга», «понимать позицию другого».

Оценка жизненных ситуаций  и поступков героев с точки зрения общечеловеческих норм, нравственных и этических ценностей.

Ресурсы урока: Сюжетные картинки Н. Радлова «Добрая утка»,  портрет почтальона Печкина, ответное письмо из Простоквашино.

Технологическая карта урока для детей с нормальным развитием

Этап урока

Формы и виды деятельности учителя

Формы и виды деятельности учащихся

Дидактическая структура

1этап.Актуализация опорных (прежних) знаний и способов действий

Методическая структура

1.Организационный этап.

Методические приемы:

Чтение стихотворения.  

2.Актуализация знаний.

Всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!

 

- Ребята, вы, случайно не знакомы с почтальоном Печкиным? (Вешает на доску его портрет, см. дидактические материалы)

  - А как называется деревня, в которой он живет?

.

 - Недавно почтальон Печкин прислал  мне письмо.  Он пишет, что люди совсем перестали писать письма, и ему стало нечего разносить. Он очень огорчен, что  его работа теперь никому  не нужна. Печкин спросил: умеют ли мои ученики писать письма. Я ответила, что вы это прекрасно умеете и даже можете придумать письмо от лица какого ни будь животного. Почтальон  очень обрадовался  и сказал, что хотел бы сам это проверить. И я для этого я кое-что придумала, но это пока секрет.

А сегодня мы будем писать сочинение по сюжетным картинкам художника Николая Радлова.(вешает картинки, см дидактические материалы)

 - Вы знаете, что такое сюжет?

- А что такое сюжетные картинки?

-Знакомы.

- Простоквашино

- Ход событий

-Это картинки

иллюстрирую-

щие сюжет.

2этап.Формирование новых понятий и способов действий

3. «Открытие» нового.

4.Первичное закрепление: беседа.

Физкультминутка

 - Давайте рассмотрим картинки и опишем то, что мы  видим.  

Что изображено на  первой (сверху)  картинке?

- Что случилось на второй картинке?

  - Как  же они вышли из затруднительного положения?

  - Понравился ли вам как поступила утка?

 - Как вы думаете, могла бы утка поплыть с утятами  через речку, похвастаться своим умением хорошо плавать и посмеяться над курицей.

  - Почему же она этого не сделала?

- Скажите, а у нас с вами в жизни бывают похожие ситуации?

 - Попробуйте привести пример.

- А теперь ответьте сами себе на вопрос: «Чаще вы поступаете, как эта утка или наоборот?» Вслух говорить не надо. А теперь скажите, если бы вы были на месте курицы, как бы вам хотелось, чтобы поступила утка?

  - Ваша дружба после этого стала бы крепче?

  - А если наоборот?

- Чему нас могут научить эти картинки?

 - Какие вы молодцы, что все правильно поняли!

 Сегодня мы будем писать сочинение по этим картинкам. Но описывать их мы будем от лица одного из участников этих событий, например -  курицы.(выбор роли)

- Вы согласны с тем, что одно и то же событие может выглядеть по-разному в зависимости от того, кто его описывает?

 А  сочинение ваше будет иметь  форму письма (определение формы текста)  адресованного  кому – ни будь.

Догадались почему?

Правильно! Темой  письма будут впечатления от прогулки (определение темы текста).  Кому, например, может написать письмо курица?

  - А если рассказывать будет утка?

 - Также письмо может писать цыпленок или утенок.  Каждый выберет для себя тот вариант, который ему понравится(выбор адресата)

  - Сейчас я прочту вам вариант письма, написанного курицей  петуху.(читает письмо курицы, см. дидактические материалы)

 - А, вот пример письма, которое пишет утенок своему другу (читает письмо утенка см. дидактические материалы)

Понравились ли вам эти письма?

  - Я думаю, что у вас получится не хуже.

Давайте придумаем как можно начать письмо (Записывает на доску):

План текста

1 Приветствие: Привет Кряк! Здравствуй соседка! Дорогой друг!

2 Начало прогулки: хочу рассказать тебе об одном приключении, прогулке;  спешу рассказать тебе один случай…; вчера мы ходили на прогулку, и случилось вот, что…

3 Происшествие: мы не могли идти дальше; и тут мы увидели речку; мы огорчились, что не можем идти вместе.

4.Нашелся выход: наша мама предложила предложила…(утенок), Я очень хотела помочь и выход нашелся (утка);  И вот, что придумала Утка (Курица); тетя Утка предложила(цыпленок).

5. Вывод: как хорошо помогать друг другу; мы подружились еще крепче; я бы тоже хотел кому-нибудь помочь.

6. Подпись: твой друг, Желтик, обнимаю, Пеструшка, пиши, буду ждать, твой Пик.

Теперь, давайте встанем и немножко отдохнем

Вышли уточки на луг
Вышли уточки на луг,
Кря-кря-кря! (Шагаем.)
Пролетел веселый жук,
Ж-ж-ж! (Машем руками-крыльями.)
Гуси шеи выгибают,
Га-га-га! (Круговые вращения шеей.)
Клювом перья расправляют. (Повороты туловища влево-вправо.)
Ветер ветки раскачал? (Качаем поднятыми вверх руками.)
Шарик тоже зарычал,
Р-р-р! (Руки на поясе, наклонились вперед, смотрим перед собой.)
Зашептал в воде камыш,
Ш-ш-ш! (Подняли вверх руки, потянулись.)
И опять настала тишь,
Ш-ш-ш. (Присели.)

-  Давайте вспомним, как оформляется письмо. Сначала пишется приветствие, затем идет текст, который делится на абзацы. В заключении обычно пишется какое-либо пожелание и ставится подпись.

 - Скажите, пожалуйста, какие стили текста вы знаете?

 - В каком стиле вы будете писать сочинение?

 Вспомните, как пишется слово «курица»?

 - Слово «цыпленок»?

 - Слово «здравствуй»?

 - Слово «привет»?

 - Слово «помогать»?

 - Слово «Пеструшка»?

-  Утка с утятами и курица с цыплятами отправились на прогулку.

 -  Они дошли до речки и остановились, не зная, как быть – ведь курица с цыплятами не умеют плавать.

- Утка перевезла курицу на спине, а каждый утенок перевез по цыпленку.

- Да.

- Могла.

- Потому, что была, доброй.

 - Потому, что она с ней дружила.

- Да.

- Например,  у одного  получается решить задачу, а у другого  - нет. Можно перед ним похвастаться, а можно помочь решить.

- Один бегает быстро, а другой медленно, можно подождать, а можно посмеяться и убежать вперед.

- Чтобы помогла.

- Да.

- Тогда бы мы поссорились.

- Дружить, помогать друг другу, не оставлять в трудном положении.

 - Да

 - Мы пошлем эти письма почтальону Печкину.

- Петуху, другой курице, своей хозяйке и т. д.

- Селезню, подружке - утке, сторожевому псу, и т. д.

 - Да.

- Научный, бытовой, публицистический, художественный, бытовой.

 - В бытовом

- Через «и», проверочное слово «куриный»

- Через «ы» -  исключение из правила: «ци» – пиши через «и» кроме  - цыган цыкнул цыпленку «цыц» и встал на цыпочки.

 - Непроизносимый согласный звук, проверочное  - «здрав»

 - Через и, словарное слово

 - Безударный гласный в корне, проверочное слово «мог».

 - Безударный.гл. в корне, проверочное слово «пестрый».

3 этап

6.Применение знаний, формирование умений и навыков: составление письменноговысказыва-ния

7.    Итог урока.

Методический прием:

Беседа

8. Рефлексия.

Методический прием: рисование картинок

Итак:

Руки? – НА МЕСТЕ

Ноги? – НА МЕСТЕ

 Локти? – У   КРАЯ

 Спина? – ПРЯМАЯ.

Все ваши письма я пошлю Печкину, чтобы его порадовать, а он обещал, что авторам писем, которые понравятся ему больше всех он пришлет ответ с последними новостями из деревни Простоквашино.

Можете начинать писать сочинения.

 - Скажите, пожалуйста, чему мы учились на уроке?

- Как зовут автора этих картинок?

- Какой была тема письма?

 - В чем была необычность задания?

 - Понравилось ли вам это задание? Чем?

Если вам понравился сегодняшний урок нарисуйте, пожалуйста, на полях тетради яблоко ВЫШИВАЙ.ру " yabloko: авторские схемы вышивки крестом, если не понравился -  нарисуйте лимонАроматизатор HANGSEN - Lemon(Лимон) -10 ml если вы затрудняетесь с ответом нарисуйте грибокСъедобные грибы белый гриб Лисички Груздь Опята Маслёнок Подберёзовик Сыроежки Подосиновик Рыжик несьедобные грибы.

  - Спасибо вам за старание, до свидания!

Пишут сочинения

-

 Писали письмо от лица одного из персонажей сюжетных картинок

Николай Радлов

 - Впечатления от прогулки.

 - В написании письма от лица одного из героев сюжета.

 - Оно было интересным, необычным, вызывало желание пофантазировать.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сочинение по сюжетным картинкам, 1 класс

Урок по созданию сочинения по сюжетным картинкам в 1 классе....

Технологическая карта урока. 2 класс.Тема:«Особенности построения текста – описание.Подготовка к сочинению – описанию игрушки».

Создание письменного текста-описания – более сложная работа, чем создание повествовательного текста. Работа на уроке направлена на формирование  аналитических умений. Знакомство с типом тек...

Сочинение по сюжетным картинкам "Накормите птиц зимой!"

Учить учащихся по сюжетным картинкам писать сочинение. Воспитывать чувство сострадания к нашим пернатым друзьям....

Технологическая карта урока подготовки к сочинению по картине «Письмо с фронта». 2-й класс

Презентация к уроку развитие речи  обучающее сочинение по картине....