Технологическая карта урока ОРКСЭ, Тема: "Мой класс – мои друзья"
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

Даргеева Прасковья Алексеевна

Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Автор: А.И. Шемшурина. «Просвещение».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_nash_klas_-_moi_druzya.docx84.16 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование функциональной грамотности на уроках ОРКСЭ (модуль «Светская этика») в 4 классе: актуальный опыт с учётом регионального компонента

Технологическая карта

по учебному предмету «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы светской этики»). Класс - 4.

Составлена: Даргеевой П.А.

Учебник: Основы религиозных культур и светской этики. Основы светской этики. Автор: А.И. Шемшурина. «Просвещение».

Тема урока

Мой класс – мои друзья

Тип урока

Урок освоения новых знаний и способов действий (изучения нового материала).

Вид урока

Межпредметный интегрированный урок

Цель урока

Создать условия для формирования у учащихся представление о дружбе, как о важнейшей нравственной ценности.

Основные термины и понятия

Индивидуальность, дружба, уважение.

Формы работы на уроке

Индивидуальная, групповая, работа в паре, этический диалог с учителем

Используемые технологии

Игровые технологии

Информационно-образовательная среда

Ресурсы:

Межпредметные связи         (наименование         предмета         и тема)

Учебник, рабочая тетрадь, автор А.И. Шемшурина

Рабочие листы, авторы: учителя начальных классов «МОУ ИРМО «Марковская СОШ»

Мультимедийная презентация

Литературное чтение (читательская грамотность)

Математика (финансовая и математическая грамотность)

 

Планируемые результаты

предметные:

ЧГ – способность понимать, использовать, оценивать текст для понимания понятий, что такое «коллектив», для осознания принадлежности себя, как единицы классного коллектива.

Е-НГ – осознание своей принадлежности к своей малой родине р.п. Маркова. Осознание на примере И. Гарбузова понятия "уважение" и осознание его, как важнейшего человеческого качества, необходимого для коллектива.

ФГ и МГ – способность применять расчёты с денежными единицами в контексте практических задач.

метапредметные:

Познавательные:

– использовать различные способы поиска, анализа и представления информации;

– овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений;

– ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

– добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебные пособия, свой жизненный опыт;

– перерабатывать полученную информацию: сравнивать и группировать объекты.

Регулятивные:

– проявлять познавательную и творческую инициативу;

– принимать и сохранять учебную цель и задачу, планировать ее реализацию;

– контролировать и оценивать свои действия.

Коммуникативные:

– выражать свои мысли в речи;

– слушать и понимать речь других;

– доносить свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной и письменной речи;

личностные:

– осознавать личную ответственность за свои поступки;

– уметь сотрудничать и сверстниками в различных учебных ситуациях;

– уметь поддерживать этический диалог с учителем;

– доброжелательно относиться к окружающим;

– ценить и принимать следующие базовые ценности: «коллектив», «уважение», «индивидуальность»;

-умение оценивать жизненные ситуации применительно к себе.

Сценарный план урока

Этапы урока

Ход урока

Формируемые у обучающихся УУД,

компоненты функциональной грамотности

  1. Организационно-мотивационный этап

Учитель: Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжим изучать важные этические понятия  и нормы, правила поведения, поговорим о каждом и всех нас вместе! Предлагаю обратиться к своему соседу назвав его  «Ласковым именем»:

- «Здравствуй, …!»

Личностные УУД  

Доброжелательно относиться к окружающим.

Познавательные УУД 

Сбор и анализ информации.

Коммуникативные УУД

Умение оформлять свои мысли в устную форму.

Высказывание предположений.

Компоненты ФГ

Ориентирование в своей системе знаний.

Регулятивные УУД

Планирование своей деятельности.

Читательская грамотность

Понимание текста, личное восприятие, работа с содержанием.

Определение темы, основной мысли текста.

  1. Актуализация знаний

Целеполагание

Учитель: «Закончите фразу» Группа лиц, объединенных общей работой, учебой или интересами - ... КОЛЛЕКТИВ

-Сколько человек в нашем классе? Скольких из них вы можете назвать своими друзьями? У вас больше друзей мальчиков или девочек?

-А наш класс можно назвать коллективом? Почему?

- В каких коллективах ты состоишь в своем поселке?

- В рабочем листе есть солнышко внутри него напишите кого из класса вы бы хотели наградить, а на  лучиках  обозначьте за что вы бы его наградили. (заслушивание нескольких ответов)

Число тех, кого вы отметили положительными характеристиками, растёт. О чем это говорит? А это говорит о том, что в вашем коллективе развиваются дружеские и тёплые отношения.

Вы сумели лучше узнать друг друга, стараетесь увидеть в одноклассниках прежде всего положительные качества, оказать необходимую помощь, поддержку, проявить своё участие.

Какие отношения существуют между людьми?

 - Послушайте стихотворение, и попробуйте назвать тему урока

«Что такое дружба»

Что такое дружба? – 
Спросила я у птицы.
Это когда коршун
Летает вместе с синицей
Спросила я, у зверя:
– Что такое дружба?
Это, когда зайцу
Лисицы боятся, не нужно
А после спросила я у девочки:
Дружба – что такое?
Радостное большое.
Это когда ребята все сразу,
Все вместе играют,
Это когда мальчишки
Девчонок не задирают.
Дружить должны все на свете:
И звери, и штат, и дети!

­ На какую тему мы сегодня будем рассуждать? (наш класс и дружба, о друзьях).

 

- О дружбе размышляли во все времена. О ней письменно и устно излагали свои мысли и поэты, и писатели, и ученые, и философы, и крестьяне, и дворяне. Например, философ Сократ так говорил: “Никакое общение между людьми невозможно без дружбы”.

-. Мы будем с вами играть и придумывать собственные законы. Мы продолжим развивать в нашем коллективе дружеские и теплые отношения, будем стараться быть доброжелательными и при необходимости помогать одноклассникам. Лучше узнаем друг друга и будем стараться в своих одноклассниках увидеть прежде всего положительные качества, оказывать поддержку.

  1. Воспроизведение и коррекция опорных знаний

Но иногда вы не замечаете, что однокласснику необходима именно ваша поддержка и понимание. Послушайте стихотворение О. Высоцкой «Ёжик» (слушают фрагмент  аудиозапись):

Сережа очень нелюдим,

Ох, как бы подружиться с ним?

А, может быть, напрасный труд?

Его не зря Ежом зовут.

Девчонки просят: «Ежик!»

Дай перочинный ножик.

А Коля крикнет всех смеша.

— Не уколитесь об Ежа!

Но Еж как будто глух и нем,

Сидит, не говорит ни с кем!

— Сережа, взять билет в кино?

А он сердито буркнет: «Нет!

— А на коньках пойдешь кататься?

— Нет, мама будет волноваться!

А вот уже под Новый год

Узнали об Еже, что Ежик с матерью живет

В подвальном этаже.

Что нет отца, а мать больна,

Давно уж не встает она.

И Ежик ходит за обедом,

И топит печь вдвоем с соседом.

И должен в комнате прибрать,

А иногда и постирать.

Конечно, трудно одному

Приходится Сереже.

Учитель: - Каково было Сереже?

Чтение концовки стихотворения учителем

Решил Алеша: мы ему

Все вместе-ка поможем.

Друзья стучатся у дверей

— Открой, Сережа, поскорей!

Мы в нашем переулке

Тебе купили булки.

И сахар взяли заодно

А здесь в пакетиках – пшено!

Давай готовить ужин.

Сережа был сконфужен.

Уж не казался он Ежом,

Он стал совсем не колкий.

Скорей за чайником пошел,

Достал посуду с полки.

Теперь хотел бы он дружить

Пожалуй, с целым светом.

Когда кому-то трудно жить —

Должны вы знать об этом!

-  Как вы поддержали бы Серёжу? Всегда ли вы знаете, кому необходима наша помощь?

- Какой вывод можно сделать?

 Внимательное душевное отношение к другому человеку может подсказать, когда и как поступить. Главное заметить неблагополучие во внутреннем состоянии человека. Это возможно лишь тогда, когда мы внимательны и отзывчивы по отношению к своим одноклассникам, то есть уметь быть чуткими.

С чем сходно понятие чуткость? Подберите синонимы. (Отзывчивый, участливый, внимательный, душевный, сердечный, бескорыстный). Чуткость схоже с состоянием чувствовать состояние другого человека. Это очень тонкое чувство. Оно бескорыстно, так как идет от души.

  • Работа с текстом с.71-72 «Ни за то и ни за это»

Работа до чтения:

- Как вы понимаете название рассказа?

- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ?

- Задание: читать и думать о главной мысли этого рассказа.

Работа после чтения:

- Чье предположение оказалось верное?  Ответ на вопрос.

Основная мысль  — Делайте добро просто так, и награда не заставит себя долго ждать.

Чему учит рассказ  — Надо быть добрым и не жадным, но в меру.

  • Работа с текстом с. 72-73 рассказ «Долг» В. Овсеевой

Работа до чтения:

- Что значит долг?

- Были ли вы когда-нибудь что-либо должны своим одноклассникам?

- По картинке, что можете сказать о рассказе?

Работа после чтения:

- Чье предположение оказалось верное?

- Сформулируйте совет самим себе.

- Что трудно вернуть? (Дружбу) Что такое дружба?

Дружба – близкие отношения, основанные на взаимном доверии, привязанности, общности интересов. (С.И. Ожегов) 

Задание. Соберите пословицы о дружбе.

Не имей сто рублей,

и все за одного.

Один за всех,

что дерево без корней.

Нет друга – ищи,

а нашёл береги.

Человек без друзей,

а имей сто друзей.

Друга ищи,

Сломаешь не починишь.

Дружба что стекло,

а нашёл береги.

Друга на

деньги не купишь.

Личностные УУД  

Уметь поддерживать этический диалог с учителем.

Познавательные УУД

Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного.

Познавательные УУД:

Овладевать логическими действиями сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Естественно-научная грамотность

Знакомство с героями нашей малой родины, достойных уважения.

  1. Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель:  - Какое важное качество должно быть в жизни коллектива? Слово зашифровано на доске:  ваужеиен

- Почему так важно уважать друг друга?

Работа в группах со словарём

Задание 1 группе. Найдите понятие друг

Задание 2 группе. Найдите понятие приятель

Задание 3 группе. Найдите понятие товарищ

Вывод: так в чем разница между этими понятиями?

Работа в группах с ситуациями.

Ситуация 1. За пять минут до первого урока все сидели в классе. Оля пришла последней. У нее был расстроенный вид, заплаканные красные глаза.

- Чего это у тебя глаза на мокром месте? громко закричала Катя.

- Что у тебя случилось, расскажи! Кто тебя обидел? Ну, давай-давай, рассказывай! — подскочила к ней Наташа.

- Что случилось? Почему слезы? — закричали все.

Оля разрыдалась и выбежала из класса. Все недоуменно пожали плечами.

- В чем была их ошибка?

- Правильно. Ребята проявили бестактность. Нельзя такие вопросы задавать при всех, громко. Иногда нужно дать человеку успокоиться, а затем проявить сочувствие.

Ситуация 2. Вместе с другом мы шли с рынка. У меня был полный пакет, а у Николая в руках маленькая коробка. Мой пакет порвался и всё содержимое рассыпалось. Колька стал смеяться в полный голос, а я - собирать всё с асфальта. Мне было очень обидно и грустно. А как бы вы поступили на моём месте и на месте Николая?

Ситуация 3. Вы выполнили задание, но ваш друг не может с ним справиться. Как вы поступите?

–Какие поступки и действия способствуют укреплению товарищеских и дружеских отношений в коллективе?

- Взаимная помощь в учебе, труде, взаимная выручка и поддержка в преодолении встречающихся трудностей в учении и делах будет содействовать укреплению товарищеских отношений. Не стоит спорить по пустякам, зазнаваться. Если что-то получается лучше, нужно научить своего одноклассника. Необходимо проявлять чуткость и внимание не только в больших делах, но и в мелочах, в повседневных отношениях.

Личностные:

Уметь сотрудничать и сверстниками в различных учебных ситуациях, соблюдать правила игры.

Познавательные:

Добывать новые знания, используя свой практический опыт взаимодействия с окружающими.

Регулятивные:

Проявлять творческую активность.

Глобальные компетенции:

Практическое использование различных умений и навыков в новой ситуации.

Финансовая и математическая грамотность:

Используем вычислительные навыки на практике.

  1. Обобщение и систематизация знаний

Тест

Я сейчас задам вам несколько вопросов, если вы отвечаете на этот вопрос “положительно”, то в тетрадке вы ставите «+», если нет – «- «

1.        Замечаешь ли ты, какое настроение у ребят, когда приходишь в класс?

2.        Приятно ли тебе называть одноклассников по имени?

3.        Во время ссоры ты стараешься обидеть одноклассника?

4.        Если кого-то из ребят незаслуженно в чём-то обвинил учитель, ты заступишься за одноклассника?

5.        Если одноклассник попросил в чём-то помочь ему, ты сделаешь это?

4-5 баллов – ты хороший товарищ.

3 балла – ещё немного присмотрись к себе, у тебя всё получится.

1-2 балла – всё зависит только от тебя, хочешь быть лучше, измени себя сам.

– У кого получилось 4 – 5 баллов? Встаньте.

- Посмотрите, сколько в нашем классе заботливых, чутких, внимательных ребят.

У вас на столе лежит карточка с заданием. На ней написаны слова - качества человека, черты характера.

- Подчеркните те качества, которые вы считаете, необходимы для дружбы:

Доброжелательность, грубость, лживость, терпимость, уступчивость, отзывчивость, равнодушие, заботливость, злопамятность, сострадание, вредность, скупость, честность, щедрость, драчливость, жадность, доброта, обидчивость, бескорыстность, зависть, ответственность, подлость, лживость, преданность, эгоизм, хвастовство, вежливость.

- Остались, какие качества?

Личностные:

Ценить и принимать следующие базовые ценности: «коллектив», «уважение», «индивидуальность».

Регулятивные:

Контролировать и оценивать свои действия.

Креативное мышление

Применение знаний в нестандартной ситуации.

  1. Этап подведения итогов

Учитель:  Задание: Давайте с вами попробуем открыть секреты дружбы. Поработайте в группах и создайте правила дружбы.

­  Законы дружбы

1. Не обзывай и не унижай своего друга.

2. Помогай другу в беде.

3. Не обманывай друга, будь с ним честен.

4. Не предавай своего друга.

5. Умей признать свои ошибки и помириться  с другом.

6. Будь внимателен к своему другу.

7. Умей уступать своему другу.

  1. Информация о домашнем задании, инструктаж

Нарисовать словесный портрет лучшего друга, написать сочинение «Мой друг»

  1. Этап рефлексии

Учитель: - Как вы считаете, тема, проблема, над которой мы работали, важна для вас? Какие выводы вы сделали для себя?

Полюби другого, сердцем чистым,

Ты ведь хочешь, чтоб тебя любили,

Засветись к другим добром лучистым,

Если хочешь, чтоб тебе светили.

Снизойди к другому в пониманье,

Если хочешь, чтоб тебя простили,

Окажи другому всё вниманье,

Коль в поддержке ждёшь от ближних силу.

Есть святая заповедь у Бога,

Та, что душу от греха укроет:

Сколь к себе любви желаешь много,

Отдавай другим её с лихвою.

- Спасибо за урок!

Регулятивные:

Самооценка.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме: "Мои друзья" 3 класс УМК М. З. Биболетовой

Конспект урока составлен в соответствии новых требований согласно ФГОС.  Содержит занимательные анимационные трюки, элементы проектной технологии....

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс. Тема:Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»

Предмет: литературное чтениеКласс: 2Тема урока: «Я и мои друзья. В. Берестов «За игрой», «Гляжу с высоты» Э. Мошковская «Я ушел в свою обиду»Цели урока: ввести учащихся в новый раздел; познакомить с п...

Технологическая карта урока по теме: «Ты и твои друзья"

Тема урока: Ты и твои друзьяЦели урока:- изучить правила приёма гостей и поведения в гостях, правила общения; развивать умения анализировать, обобщать, делать выводы, обыгрывать ситуации.Планируе...

Технологическая карта урока ОРКСЭ. Тема урока: «Совесть и раскаяние» , УМК «Перспектива» (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: Формирование представление о совести и роли покаяния в духовной жизни человека.Задачи урокаДидактические:Научить различать добро и зло ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Совесть" (4 класс)

Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений о понятии «совесть» и о её значении в жизни.Задачи урокаДидактические: 1. Знать сущность пон...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Причастие" 4 класс, УМК - "Основы православной культуры"

Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о Таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.Задачи урока: Дидактические:1) познакомиться с понятиями: &l...