Игра – квиз по теме «Пасха». Концепция мероприятия «От идеи до реализации»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Зимоглядова Ольга Анатольевна

     Квиз – это командное соревнование на логику, сообразительность и смекалку. В последнее время квиз стал активно входить в нашу жизнь и вовлекать в игру все большее количество участников. В дословном переводе с английского Quiz – это проверочный вопрос, предварительный экзамен. Квизы активно используются не только в развлекательных целях, но и в образовательных.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon igra-kviz_po_teme_pasha_ot_idei_do_realizatsii.doc744.18 КБ
Файл kviz_po_teme_pasha.pptx2.49 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа № 4 имени А.М. Горького»

Игра – квиз по теме «Пасха»

Концепция мероприятия «От идеи до реализации»

Автор:

Зимоглядова Ольга Анатольевна,

учитель начальных классов

г. Петропавловск-Камчатский

2022 год

Предисловие

Квиз – это командное соревнование на логику, сообразительность и смекалку. Несмотря на то, что впервые квиз появился в Великобритании в 1976 году, где его авторы, Том Портер и Шарон Бурнис организовали барную викторину под названием «Pub quiz», в России он появился в 2015 году. Но именно в последнее время квиз стал активно входить в нашу жизнь и вовлекать в игру все большее количество участников. В дословном переводе с английского Quiz – это проверочный вопрос, предварительный экзамен. Квизы активно используются не только в развлекательных целях, но и в образовательных.

Цель проведения квиз в рамках курса ОРКСЭ (модуль ОПК): формирование духовно-нравственной культуры обучающихся через командную игру

 Задачи:

  1. Формировать у обучающихся первоначальные представления об исторических и культурологических основах православной культуры.
  2. Познакомить обучающихся с понятиями и историческими личностями, связанными с темой «Пасха».
  3. Рассмотреть возможность использования современного цифрового образовательного ресурса – «Падагогическое колесо» для  создания командной игры-соревнования квиз.
  4. Использовать результаты игры квиз для оценивания  достижений планируемых результатов обучающихся по программе комплексного учебного курса ОРКСЭ.
  5. Показать способы взаимодействия с родителями обучающихся, учащимися параллельных классов в процессе игры квиз.

Идея создания квиз

В своей педагогической деятельности часто создаю с ребятами учебные проекты так как считаю, что именно через метод проектов у обучающихся появляется внутренняя мотивация к изучению нового материала, а современные информационные технологии позволяют ребятам наиболее полно раскрыться при подготовке учебных проектов.

Изучение темы «Пасха» тоже было запланировано через создание учебного проекта. Ход проекта описан в статье ниже, считаю важным ознакомиться с  описанием проекта, чтобы было ясно, откуда появились в квизе именно эти раунды и вопросы. В квиз всегда выношу вопросы, которые наиболее ярко характеризуют изученный материал, с которыми ребята сталкивались во время учебного проекта. По итогам любого учебного проекта провожу квиз, чтобы в игровой форме опросить пройденный материал, а если кто-то из ребят что-то упустил, то, играя в команде, он восполнит недостающий материал. В отличие от классического квиза, провожу не 7 раундов по 7 вопросов, а 4 раунда по 5 вопросов в каждом. Это легко объяснить тем, что внимание четвероклассников удерживать более не целесообразно. Гораздо важнее, чтобы квиз прошел динамично на высоком соревновательном и эмоциональном уровне. Тогда материал по теме запоминается надолго, ведь с ним связаны положительные эмоции и радость общения в команде!

Подготовка к игре

Первым шагом подготовки к игре, как уже было сказано выше, является учебный проект. Ведь квиз – это своего рода экзамен, а проводить экзамен у неподготовленной публики неэтично.

Вторым шагом подготовки – является планирование пространства игры. Это зависит от темы игры. Иногда требуются декорации, бывало, и темная комната. Лучше, если команды будут находиться в разных кабинетах. Жюри игры тоже находится в отдельном кабинете. Тогда ребята смогут раскованно и эмоционально обсуждать вопросы. Поэтому лучшее время для квиз – это выходной день или каникулы. В это время можно все команды рассадить по отдельным кабинетам. В каждом кабинете должен быть один экран, на который выводится табло с текущим рейтингом команд (это очень подстегивает игроков) и другой экран, на который выводится мультимедийная презентация с раундами и вопросами.

Третий шаг – организация помощников. Необходимо пригласить на игру родителей или старшеклассников, которые будут организаторами в игровых аудиториях. Также нужно продумать состав жюри. Конечно, это учитель ОПК, именно он будет оценивать ответы, но необходим еще человек, который будет вносить в кабинете жюри текущие результаты в основное табло, которое проецируется в остальных кабинетах. Чаще эту роль выполняет школьный программист, хотя этим человеком может стать любой уверенный пользователь ПК. В коридоре, напротив каждого кабинета должен быть организатор вне аудитории, который после каждого раунда будет собирать ответы команды и относить жюри.

Четвертый шаг – подготовка табло для итогов игры. Пример разработанного табло смотрите ниже. В левом крайнем столбце табло необходимо вписать заранее название команд. Это надо сделать заранее, потому что из опыта проведения игр, знаю, как много у ребят уходит времени на согласование единого названия. В верхней части табло обозначены 4 раунда квиза с вопросами стоимостью в 10, 20, 30, 40, 50 баллов. В каждом раунде есть дополнительная колонка – бонус-горизонталь. Если команда верно ответила на все вопросы раунда, то она получает бонусные 60 баллов. Предпоследняя колонка справа называется «Бонус-вертикаль». В ней тоже выставляются бонусные баллы, если команда ответила верно на все вопросы «по вертикали». Например, если команда ответила верно на все вопросы стоимостью 10 баллов, то ей ставятся в колонке «Бонус-вертикаль» в первом столбце 10 баллов и т.д.

Пятый шаг – призовой фонд. Обучающиеся начальной школы очень любят призы! Конечно, всех участников игры можно поощрить сладостями, но существенные призы получают только команда-победитель и команды-призеры. Участники этих команд награждаются медалями, а команда-победитель игры награждается еще и переходящим кубком игры квиз. Кубок переходящий, потому что мы находимся в школьной современной реальности, где выделение денег на данные расходы проблематично, да и, честно говоря, команды стараются «удержать» в своем классном кабинете кубок игры квиз, поэтому на игре всегда присутствует сильный дух соперничества.

Ну, вот все готово! Можно проводить игру!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Командная игра квиз по теме «Пасха»

Слайд 2

РАУНДЫ ЦЕНА ВОПРОСА Из истории возникновения праздника 10 20 30 40 50 Пасхальные блюда 10 20 30 40 50 Пасхальные традиции 10 20 30 40 50 Исторические личности, связанные с Пасхой 10 20 30 40 50

Слайд 3

Что обозначает слово «Пасха»? Слово «Пасха» переводится, как «проходить мимо, избавляться, освобождаться».

Слайд 4

Христова «Пасха» - это Новозаветный или Ветхозаветный праздник? Христова «Пасха» - это Новозаветный праздник. В Новом завете описываются события от Рождества Христова.

Слайд 5

С каким событием связана Ветхозаветная Пасха? С освобождением еврейского народа из египетского рабства. Именно после того, как Моисей вывел евреев из Египта, и был установлен праздник - Ветхозаветная Пасха ( Песах - «избавление »).

Слайд 6

В честь «избавления» от чего празднуется Ветхозаветная Пасха( Песах ) и Новозаветная Пасха? Ветхозаветная Пасха( Песах ) - празднуется в честь «избавления» народа от египетского плена. Новозаветная Пасха празднуется в честь «избавления» народа от грехов праотцов Адама и Евы, не позволяющих человечеству воссоединиться с Богом.

Слайд 7

Перед вами икона «Тайная вечеря». О каких библейских событиях она свидетельствует?

Слайд 8

На «Тайную вечерю» собрались Христос с учениками, чтобы отпраздновать Ветхозаветную Пасху . Но на столе мы уже не видим традиционного ветхозаветного ягненка, ведь сам Господь приносит себя в жертву, чтобы победить смерть и подарить нам возможность Жизни вечной. Здесь совершается первое причастие.

Слайд 9

Как звучит Пасхальное приветствие? Христос Воскресе! Воистину Воскресе!

Слайд 10

В какой день недели празднуют Пасху и почему? Пасху празднуют всегда в воскресенье, потому что именно в этот день Христос Воскрес из мертвых, одержав победу над смертью. Пасху часто называют «Светлое Христово воскресение», а каждое воскресенье в храмах традиционно проходит воскресная служба, на которой празднуется «маленькая Пасха». Поэтому, если Вы в любое воскресение в году придёте в храм, не удивляйтесь тому, что Вас поздравят: «С праздником!»

Слайд 11

О соблюдении какой пасхальной традиции свидетельствует «Пасхальный трезвон»? В первую пасхальную неделю все желающие могут поупражняться в колокольном звоне.

Слайд 12

Какие игры с «пасхальными яйцами» вы знаете? • игра "Катание яиц" с «красной горки»; • игра "Бой яйцами"; • игра "Раскрути яйцо"; • игра «Катание яиц навстречу друг другу».

Слайд 13

Как звучит главный Пасхальный гимн (тропарь)? Христос Воскресе из мертвых, смертию смерть поправ, и сущим во гробех живот даровав!

Слайд 14

Почему яйцо стало символом Пасхи? Яйцо считается символом новой жизни, возрождения. По преданию, первое пасхальное яйцо святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору, яйцо окрасилось в ярко красный цвет, подтверждая благую весть.

Слайд 15

Как называют самое распространенное пасхальное блюдо? Почему оно появилось на праздничном столе? Это пасхальный кулич. Традиция угощения куличами пошла с того времени, как Иисус ел хлеб со своими учениками, дабы они уверовали в его воскрешение. Поэтому на Светлую Пасху принято подавать гостям и родным кулич.

Слайд 16

Как называют это пасхальное блюдо, из чего его делают? Это традиционное пасхальное блюдо – творожная пасха. Готовят её из творога.

Слайд 17

Раньше было принято на пасхальный праздничный стол выставлять 48 различных угощений. Почему выбрано именно это количество? Раньше в зажиточных семья принято было выставлять на стол 48 различных угощений. Количество выбрано неслучайно, именно столько дней длится Великий пост. При этом еда на столе стояла все воскресенье, чтобы любой заходящий в гости человек мог свободно отведать угощение. Приглашения от хозяев в этот день не требовалось. .

Слайд 18

Как называются пресные хлебцы, которые были традиционным блюдом Ветхозаветной Пасхи (Песах)? В течение праздника Песах запрещено есть квасной хлеб. Вместо него едят мацу – хлебцы, приготовленные без дрожжей. Это связано с тем, что евреи бежали из Египта в спешке и не успели заквасить тесто, поэтому напекли пресных лепешек.

Слайд 19

С какой исторической личностью связана Новозаветная Пасха? Традиция празднования Новозаветной Пасхи пошла с Воскресения Иисуса Христа

Слайд 20

Как связано имя Марии Магдалины с традициями празднования Пасхи? Пришла она в Рим, в императорский дворец. В те далекие времена каждый приходящий к императору обязательно приносил какой-нибудь подарок: богатые — драгоценности, а бедные — что могли. У Марии ничего с собой не было, кроме веры в Христа. Протянула она императору простое куриное яйцо и сразу громко произнесла главное известие: "Христос воскрес!”. Удивился император и сказал: "Как можно поверить в то, что кто-то может воскреснуть из мертвых? Трудно в это поверить, как и в то, что это белое яйцо может стать красным!” Пока он говорил эти слова, яйцо стало менять свой цвет: оно порозовело, потемнело и, наконец, стало ярко-красным. Так было подарено первое пасхальное яйцо.

Слайд 21

С какой исторической личностью связана Ветхозаветная Пасха? Моисей вывел евреев из Египта и освободил еврейский народ из египетского рабства. После того и был установлен праздник, называемый Песах («избавление»).

Слайд 22

Назовите имя ученика Иисуса Христа, который трижды отрекся от своего учителя. Получил ли он прощение? Петр, как и предсказал ему Христос, трижды отрекся от учителя до того, как пропел петух. После Воскресения Христос трижды задает Петру один и тот же вопрос: «Любишь ли ты меня?» На что Петр трижды отвечает утвердительно, после чего Христос говорит: «Паси овцы моя!», то есть передает ему полномочия главного пастыря (пастуха) верующих христиан.

Слайд 23

Кто, даже после предательства и взятия Христа, всегда следовал за Учителем? Матерь Божия, Иоанн Богослов – младший из апостолов и Жены Мироносицы: Мария Магдалина, Мария Клеопова - мать Иакова меньшего и Иосии , Саломия , Иоанна, Марфа и Мария - сест p ы Лаза p я и иные.

Слайд 24

Жены - мироносицы Миpоносицы – носящие миpо . Это те женщины, котоpые в ночь Воскpесения Хpистова спешили ко гpобy Господню с миpом в pyках , чтобы по восточномy обычаю возлить благовонные аpоматы на бездыханное Тело своего Божественного Учителя. Вместе с Hикодимом и Иосифом, тайными учениками Христовыми, они yчаствовали в погpебении своего yчителя . И они видели, как это погребение, совеpшавшееся поспешно ввидy пpиближения пpаздника евpейской пасхи, не было завеpшено возлиянием аpоматов на бездыханное Тело доpогого yсопшего .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему: « Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения»

Разработка внеклассного мероприятия, которая поможет младшим школьним узнать много нового о православном празднике "Пасха"...

Методическая разработка внеклассного мероприятия по немецкому языку по теме "Пасха!"

Работа содержит подробный план-конмпект внеклассного мероприятия. Данная разработка может быть использована на как на уроке, так и поможет при проведении внеклассного мероприятия...

Пасха (внеклассное мероприятие)

Проект создан для учащихся 2-4-х классов. Он может быть использован как во внеурочной деятельности детей, так и в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культ...

Внеклассное мероприятие на тему: «Пасха»

Песня «КОЛОКОЛЬНЫЙ ЗВОН»Тает под весенним солнцем Долгий зимний сон. И над миром нежно льется Колокольный звон. И поет он песню, Что Христос воскресе, Что своею смертью...

Cценарий игры-путешествия по станциям в летнем лагере "Сто идей для ста друзей"

Cценарий игры-путешествия по станциям в летнем лагере...

Открытое мероприятие внеурочной деятельности : «Основы православной культуры Крыма» 2 класс Тема: Пасха – праздник светлого Христова Воскресенья!

Создать условия для расширения знаний детей о праздновании православного праздника Светлой Пасхи....

Семейная интеллектуальная игра «Квиз – тайм»

laquo;Квиз» - захватывающая командная интеллектуальная игра, в которой для победы пригодятся логика, эрудиция, интуиция, смекалка и умение работать в команде. Данная игра представляет собой нек...