Пасха (внеклассное мероприятие)
проект ( класс) по теме

Харитончук Юлия Николаевна

Проект создан для учащихся 2-4-х классов. Он может быть использован как во внеурочной деятельности детей, так и в курсе «Основы религиозных культур и светской этики» (модуль «Основы православной культуры»).

В проекте раскрываются особенности православной культуры через празднование Пасхи. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasha.stsenariy.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Православные праздники. Пасха.

Цель: приобщение школьников к истокам русской культуры, его традициям, обычаям, обрядам.

Задачи:

  • Образовательные: знакомство с православным праздником Пасхи на основе  практических заданий и реконструкции сцен празднования Пасхи;
  • Воспитательные: формирование нравственно-эстетических качеств личности через различные формы познавательной деятельности (фронтальные, групповые, индивидуальные);
  • Развивающие: развитие актерского и исполнительского мастерства, умения анализировать, систематизировать и обобщать знания, делать выводы о предметах обсуждения; развитие познавательной активности учащихся.

Ход мероприятия

(Слайд 1)

Учитель и дети, как бы продолжая разговор

Учитель: Весна-время пробуждения, возрождения, воскрешения природы от зимнего сна. В это время у православных христиан проходят самые яркие и важные религиозные праздники. Даже поэты в своих произведениях  описывают это:

 (Слайд 2)      

Под напев молитв пасхальных

И под звон колокол

К нам летит весна из дальних,

Из полуденных краев.

                                   В зеленеющем уборе

                                   Млеют темные леса,

                                   Небо блещет, точно море,

                                   Море, словно небеса.

Сосны в бархате зеленом,

И душистая смола

По чешуйчатым колоннам

Янтарями потекла.

                                   И в саду у нас сегодня

                                   Я заметил, как тайком

                                   Похристосовался ландыш

                                   С белокрылым мотыльком.

Дети (наперебой):

— А что значит «похристосоваться»?

— И почему Пасха так названа?

— И зачем красят яйца?

— А почему провозглашают «Христос воскрес!» и отвечают «Воистину воскрес!»?

(Слайд 3)

Учитель:  Подождите, не все сразу! Когда Русь была языческой, все праздники были посвящены богам с просьбами об урожае, о здоровье близких. Когда же Русь была крещена, то все просьбы и мольбы стали обращать к одному богу.

Дети: 

— Знаем, Иисусу Христу!

— Знаем, что он был обычным человеком, которого предали и казнили (распяли на кресте).

— Умирая, он все грехи человеческие принял на себя.

— А потом ожил, воскрес, потому что за свои страдания стал святым, и вознесся на  небеса.

Учитель: Вот видите, вы сами очень многое уже объяснили. Пасха — это праздник, который по-другому называется Светлое Христово воскресение.

Выходят дети в русских костюмах.

1-й ребенок.

На Руси обрядов много.
А сегодня праздник Бога:
Пасха — Бога воскресение,
Его второй день рождения.

2-й ребенок.

Повсюду благовест гудит,
Изо всех церквей народ валит.
Заря глядит уже с небес…

Дети:  Христос Воскрес! Христос Воскрес!

1-й ребенок.

С полей уж снят покров снегов,
И руки рвутся из оков,
И зеленее ближний лес…

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

2-й ребенок.

Вот просыпается земля
И одеваются поля,
Весна идет, полна чудес!

Дети: Христос Воскрес! Христос Воскрес!

Ведущий: Вам, конечно, известен обычай: обмениваться на Пасху крашеными яйцами и троекратно христосоваться. Протягивает тебе кто-нибудь яйцо и говорит: «Христос Воскрес!», а ты в ответ: «Воистину Воскрес!». Вы меняетесь яйцами и три раза целуетесь. При этом люди прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть, и злобу. А почему яйцо красное, вы об этом сейчас узнаете.

(Слайд 4)

Сценка. «Во дворце императора».

(Голос за сценой) Мария Магдалина первой обнаружила, что гробница Иисуса Христа пуста, поняла, что он воскрес и поспешила с радостной вестью к императору Тиберию.

Все посетители должны были приносить императору дары: богатые —драгоценности и вина, а бедные — хотя бы одно яйцо.

Мария Магдалина (протягивая яйцо с поклоном): Христос воскрес!

Император: Это невозможно! Как можно воскреснуть из мертвых?! В это трудно поверить, как в то, что белое яйцо станет красным.

 (Пока император говорил, цвет яйца менялся и оно становилось красным. Мария Магдалина протянула яйцо в ладони.)

Император (потрясенный, принимая дар):  Воистину воскрес!

(Слайд 5)

Утром на рассвете

Иисус воскрес,

Прославляйте, дети,

Господа небес!

Нет Христа в гробнице,

Сорвана печать,

И щебечут птицы,-

Как же нам молчать?!

Победитель смерти

Радость нам принес.

Славьте Бога, дети,

Жив Иисус Христос!

(Слайд 6)

5-й ребенок: А знаете ли вы, что яйца, окрашенные в один цвет, назывались крашенками; если на общем цветном фоне обозначались пятна, полоски, крапинки другого цвета — это была крапанка. Еще были писанки — яйца, раскрашенные от руки сюжетными или орнаментальными узорами.

(Слайд 7)

6-й ребенок: Деревенские умельцы готовили к Пасхе деревянные писанки. В кондитерских продавали шоколадные и сахарные яйца. А известные ювелирные фирмы создавали произведения искусства из фарфора и хрусталя, золота и серебра, из цветного и прозрачного стекла, из кости и камня...

(Слайд 8)

7-й ребенок: Они могли быть самых разных размеров — от больших, в которые можно спрятать различные с юрпризы (например, пасхальные яйца фирмы Фаберже), до маленьких яичек — их прикалывали к одежде или носили на цепочке. Эти миниатюрные ювелирные украшения дарили девочкам несколько лет подряд: в следующую Пасху к старому подарку добавлялся новый, и так постепенно получалось целое ожерелье из подвешенных на цепочку разноцветных праздничных яичек.

(Слайд 9)

Ведущий: К Пасхе было приурочено и «хождение волочебников». Со всего села собирались люди толпой и ходили из дома в дом, останавливались перед окнами и распевали песни. В песнях были пасхальные поздравления, заклинания будущего урожая, приплода скота и требования даров. И хозяева пытались порадовать волочебников, чем могли. Не одарить их боялись, так как в адрес скупого хозяина могли прозвучать очень неприятные слова:

             (кричат):     Кто не даст пирога, мы корову за рога.

                                  Кто не даст хлеба, стащим с печи деда.

                                  Кто не даст лапку, стащим с печи и бабку,

                                  Кто не даст пару яиц, мы прогоним всех овец.

(Слайд 10)

Ведущий: В Великий пост всякие игры и увеселения были запрещены, а с Пасхи начинались весёлые развлечения. Гуляния проводились на открытом воздухе, сопровождались весёлыми играми, хороводными песнями. Одним из широко распространенных и любимых пасхальных развлечений было катание крашенок.

Для этого изготовлялись специальные лоточки с желобом. Играющие усаживались друг против друга на определённом расстоянии и по команде скатывали яйца по лоточкам. Если скатившееся яйцо ударялось об яйцо другого игрока и разбивало его, то разбитое яйцо играющий забирал себе. В некоторые  игры можно поиграть и сегодня.

Игра «Покрути яйцо»

По команде дети одновременно раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутится, тот и победитель, он забирает яйцо проигравшего.

Ведущий: А теперь давайте поиграем в игру «Битки»

Игра «Битки»

Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо, окрепни! К бою готов!» Игроки бьют крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобъется, или даст трещину, тот проигравший.

(Слайд 11)

Дети: Запевай качельные частушки!

            (поют):

На качелюшке качалась,

Под качелюшкой вода.

Белу юбку намочила

Мне от маменьки беда.

На святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом уж обвенчаешься.

На качелюшке качалась,

Потеряла брошку.

Никому не расскажу,

Что люблю Серёжку.

Скоро Пасха придет,

Кто нас покачает?

Как у нонешных ребят

Веревок не бывает.

(Слайд 12)

Ведущий: Пока молодежь веселилась, в русской избе мамочки и бабушки накрывали столы. Вот кулич — символ хлеба артоса. Артос — это святой хлеб. Куличи освящали во время церковной службы и преподносили с пожеланиями добра, здоровья и счастья в доме. А вот жаворонки — маленькие булочки в форме птиц,  их  показывали солнышку, пели заклички — веснянки.

(Слайд 13)

2 сцена «Жаворонки. Весна»

 (Бабушка суетится у стола, подбегают дети, бабушка раздает им жаворонков из теста)

Бабушка: Ой, озорники, пострелята! Не торопитесь, не визжите, всем жавороночков   хватит! Бегите, веселитесь, весну зовите, пташек солнышку покажите!

Дети (выбегают на улицу, поднимают птиц к небу и поют):

Жаворонки, перепелушки!

Птички-ласточки!

Прилетите к нам!

Весну ясную, весну красную

Принесите к нам!

                                     На жердочке, на бороздочке,

                                     И с сохой, и с бороной,

                                     И с кобылой вороной!

                                     С пряльцем, с донцем,

                                     С кривым веретенцем!

Уж ты, пташечка, ты залетная!

Ты слетай на сине море,

Ты возьми ключи весенние,

Замкни зиму, отомкни лето!

       (Дети убегают)

Учитель: Ох, как чудно повеселились!Много увидели! Кое-что узнали!

 (Слайд 14)

                         ПОСТ                     1.Воздержание в пище и питье, которое предшествует

                         АРТОС                   пасхальной неделе?

                    ВЕСЕЛЬЕ                    2. Святой хлеб.

                         ХРИСТОС              3. Какое настроение сопровождает все гулянья на

              ВЕСНА                              Пасху?

                                                          4. С чьим именем связан праздник Пасхи?

                                                          5. Какое время года можно назвать пасхальным?

Ведущий: Вот еще обычай, над которым следует задуматься. Во все следующие за Пасхой дни Светлой седмицы надо было заниматься благотворительностью (раздавать одежду, деньги, пищу нищим, больным людям, тем, кто сидит в тюрьме). Может быть, и сейчас в наше время особенно необходимо посещение больных, стариков, бедных, которых надо угостить пасхальными куличами, развеять их одиночество. Пусть и сейчас соблюдается этот милосердный обычай.

(Слайд 15)

8-й ребенок:

День Христова воскресенья,
Приходи скорее вновь!
До свиданья праздник Пасхи!
Дай Господь вам всем любовь!

Учитель: Даже самые популярные и известные праздники могут хранить неразгаданные тайны. Узнавая их, мы понимаем назначение и значение предметов, процессов, традиций в человеческом обществе. Раскрыть все тайны невозможно, поэтому, раскрывая их, человек учится, а значит, развивается.

Творческая рефлексия.

Учитель: Побывав в таком необыкновенном путешествии, совершенно необходимо поделиться тем, что вы узнали. Попробуйте расписать пасхальное яйцо.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие для младших школьников; "СВЕТЛЫЙ ПРАЗДНИК ПАСХИ"

Аннотация. Внеклассное мероприятие поможет создать  праздник  ПАСХИ. И вы сможете встретить и провести его, соблюдая традиции, с которыми есть возможность познакомиться на этом  заняти...

внеклассное мероприятие "Пасха"

внеклассное мероприятие для начальных классов, посвященное празднику Пасха...

Внеклассное мероприятие на тему: « Пасха – праздник Светлого Христова Воскресения»

Разработка внеклассного мероприятия, которая поможет младшим школьним узнать много нового о православном празднике "Пасха"...

Внеклассное мероприятие "Пасха - праздник праздников"

Начинается внеклассное мероприятие с беседы о празднике Светлого Христова Воскресения, затем обучающиеся поют Качульные частушки, играют на русских народных инструментах (балалайке, трещётке, деревянн...

Внеклассное мероприятие Православные традиции. Светлый праздник Пасхи

Цели: расширить знания учащихся о православных традициях русского народа;развивать у детей интерес к истории, культуре и традициям своего народа. Оборудование: празднично оформленный стол: скатер...

Внеклассное мероприятие "Пасха – праздник светлого Христова воскресения"

Внеклассное мероприятие или классный час для учеников начальной школы. Цель занятия: знакомство детей с христианским праздником Пасхи и его обычаями. Задачи: - приобщать младших школьников к истокам р...