Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Методическая разработка урока ОРКСЭ модуль «Основы светской этики» «Род и семья – исток нравственных отношений»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metodicheskaya_razrabotka_uroka_orkse-shteyuk_e.p.doc57.5 КБ
Office presentation icon rod_i_semya.ppt1.09 МБ

Предварительный просмотр:

                       

              Методическая   разработка    

                       урока ОРКСЭ

                             модуль  

             «Основы светской этики»

«Род и семья – исток нравственных              отношений»

                                                                                     учитель начальных классов

Штеюк  Елена Петровна

                         

Актуальность.

Данная тема «Род и семья – исток нравственных отношений», была выбрана не случайно, сам курс «Основы религиозных культур и светской этики», который вводится в 4 классе,  предусматривает  при его изучении,  тесное сотрудничество с семьей ребенка.  Очень важно показать  значимость семьи для современного общества, как одного из факторов устойчивого, стабильного государства. При обосновании приоритетной роли семьи в обществе можно привести ряд аргументов:

-   семья – это самая малая первичная социальная группа, без которой невозможно существование общества;

семья признается основным носителем культурных ценностей, важным компонентом социализации личности: именно в семье человек воспитывается, получает образование, приобретает навыки поведения и общения с другими людьми;

- семья является основным социальным институтом, ответственным за воспроизводство новых членов общества, замещение одного поколения другим, обеспечение преемственности поколений.

Семья как социальный институт важна для государства. Она дает стране граждан, работников, ученых, изобретателей, защитников Отечества и налогоплательщиков. Давно замечено: крепка семья – крепка держава. И сегодня семья остается высшей ценностью в обществе. Государства, правительства многих стран принимают специальные меры по укреплению ее позиций в обществе, принимают законы, регулирующие семейные отношения. Нашему государству необходимо прикладывать максимум усилий, чтобы помочь семье, поддержать нравственные устои, добрые традиции, создавать достойные условия для выполнения ее функций.

                                                                                 

Тема «Род и семья- истоки нравственных отношений»

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цели

создать условия  для осознания и осмысления новой учебной информации о семье как важнейшей нравственной ценности,

способствовать формированию понятий «род», «семья», «родословная»,

создавать условия для развития  речевых и социально-коммуникативных навыков,

развивать интерес к познанию нового материала,

способствовать формированию ценностного отношения к своей семье, старшему поколению.

Задачи: 

формирование представлений об исторической роли семьи,  

воспитание уважительного отношения к семейным ценностям,

способствовать развитию творческих способностей учащихся.

                                            Ход урока

1.Организационный момент

- Наш урок мы начнем с улыбки. Пожалуйста, улыбнитесь друг другу. Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните обиду и беспокойство. Забудьте о них. Вдохните свежесть утра, тепло солнечных лучей. Желаю вам хорошего настроения.

2.Целеполагание мотивация. Актуализация знаний, умений.

-Сегодня на уроке пойдёт речь  о важнейшей  ценности в жизни каждого человека. Предлагаю вам ее определить самостоятельно. Прочитайте. Доскажите словечко.

Слайд 4

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я.

Что это? (СЕМЬЯ)

-Назовите тему урока .Слайд №5

О чем мы будем говорить? Что такое семья?

3.Первичное усвоение новых знаний «семья»

-Что такое семья?

Словарная работа

Прочитайте толкование данного слова в словаре С.И.Ожегова- (работа в группах)

      Ответы детей, толкование из словаря

    (Семья – группа живущих вместе близких родственников) 

Учитель. Семья - это люди, которые не всегда живут вместе, но они никогда не забывают заботиться друг о друге. Раньше семьи всегда были большими. У нас в нашем классе есть разные семьи и  маленькие, и большие. Самое главное – они родные друг другу.

Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая )

-Попробуйте  объяснить, зачем человеку  семья?

(Высказывания детей)

Учитель.

Подберите имена прилагательные, характеризующие вашу семью. (дружная большая, крепкая, заботливая, понимающая, любящая  

Чтение учителем. «Как появилась дружная семья» ( У детей на партах есть текст легенды)

Давным –давно жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: « Никто не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья, напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к другу, придерживаясь этих качеств: (каких?)

На магнитной доске расположена ромашка. Дети называют качества, учитель переворачивает лепестки ромашки с названием качеств.

Понимание Любовь Уважение Доверие Доброта Забота Помощь Дружба

На основании этих качеств составьте и запишите,  какие правила должны быть в семье: (Примерные ответы на слайде №6)

Уважайте мнение всех членов семьи.

Старайтесь понять каждого и если надо простить.

Никогда не смейтесь над кем-то.

Уважайте родственников.

Почитайте родителей, и т. д.

В  2024 году Указом Президента России был объявлен Годом Семьи. Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»,Слайд №7.Всё живое на земле имеет свои истоки,корни.  А что является истоком человека? (Семья)

Действительно, семья, в которой он родился и вырос.

Скажите, а от какого слова образовалось слово  «родился»? (род),

Подберите и запишите в тетради  к нему однокоренные слова

4.Первичное усвоение новых знаний «род»

Работа с текстом, с. 38, учебник.

Вывод: род-это люди, которые считают себя потомками предка. Слайд №8

Символ рода - фамилия.  

Найдите у себя в учебнике это понятие.  («Семейное имя,  переходящее от родителей к детям».  (Работа в паре)

-Что такое родословная? Найдите это понятие  в учебнике,стр.39, 4 абзац).

Рассмотрим родословную А.С. Пушкина. Символом рода являлся герб родовой.  Как выдумаете будут ли гербы семьи одинаковые и почему?

( Ответы детей)

5.Физкультминутка

Поднимает руки класс - это раз.

Повернулась голова – это два.

Руки в стороны, пошире,

Развернули на четыре

Крепко их к плечам прижать – это пять

И за парты тихо сесть – это шесть.

Работа по новому материалу

Учитель.

-Время неумолимо. Человек рождается, растет, взрослеет. И никому еще не удавалось разорвать этот круг. Человек уходит, а дети его остаются. У детей рождаются свои дети, у тех - свои. И если человек, даже не совершал никаких открытий, а просто достойно прожил свою жизнь, он заслуживает того, чтобы о нем помнили его дети, внуки, правнуки. Есть одна из традиций в России – присвоение  отчества ребёнку. Найдите в словаре толкование слова «отчество» и сравните  его с определением в учебнике. (Работа в паре).

 6.Первичное усвоение изученного материала

1.А теперь я предлагаю  вам рассказать о своей семье.

( Дети   приготовили   домашнее задание:  

выставка  рисунков, семейных фото детей «Наша дружная семья».)

2.Работа по вопросам викторины ( работа в паре)

«Мои родственники»

(Дети отвечают на вопросы, распечатанные на листочках)

Папин брат-дядя

Сын твоей тёти-  двоюродный брат

Мама твоей бабушки -прабабушка

Дочь твоего дяди –двоюродная сестра

Дедушка твоего отца- прадедушка

Мама твоей мамы- бабушка

Мамин папа-дедушка

Мамина сестра -тётя

( Проверяем ответы на  слайде № 9 ) .

Учитель. Семья - самое дорогое, самое ценное. Будет счастлива семья – будет счастлива страна. В единении наша сила.

Семья – это школа любви. Учиться любить здесь могут все – и папа, и мама, и дети. Прекрасным примером любви и верности в семье является повесть о Петре и Февронии.

 Из истории.

Кто такие  Пётр и Феврония?

Чтение рассказа учителем (текст есть у каждого из детей)

Правил Муромским княжеством в начале 13 века князь Павел. И был у него младший брат Петр. Повадился ходить к княгине блудный змий. Петр убил змия, но во время битвы кровь из раны чудища попадает на кожу Петра и тот заболевает. И никто из лекарей помочь ему не может. Только в селе Ласковое нашли молодую, красивую и мудрую девушку Февронию. Она и спасла князя от тяжелой болезни. Что было дальше? Конечно же, они полюбили друг друга, поженились, и стала крестьянка княгиней. И все было хорошо. Только вот бояре не смогли смириться с тем, что ими правит крестьянка. Предложили бояре Февронии взять, что угодно и уйти из города. Княгиня ничего, кроме своего супруга не хотела. Петр, узнав о том, что его хотят разлучить с любимой женой, добровольно отказался от власти и отправился с ней в изгнание.  Но вскоре в Муроме начались несчастья, дошло до кровопролития. И попросили послы вернуться Петра и Февронию.  Жили они долго и счастливо. И умерли в один день. И положили их в разных гробах, хоть и завещали они похоронить их вместе. Однако чудесным образом их тела оказались вместе. Дважды пытались их разложить по разным гробам. Но чудо повторялось. Так и похоронили их вместе. День памяти Петра и Февронии  отмечается церковью с 1547 года, а с 2008 года стали отмечать всероссийский День семьи, любви и верности 8 июля. У праздника появился свой символ - ромашка.

 В российских городах началась кампания по установке памятников Петру и Февронии. И, что логично, первый памятник появился в городе Петра и Февронии – в древнем Муроме.

Задание №3 (работа в группе)

Сложить пословицы. Для каждой группы  пословицы. Какая пословица вам понравилась? Почему? Объяснить значение.

Пословицы

На что клад,                                                           когда над ней крыша одна.  лад

Согласье в дому – достаток в дому,                     коли в семье

Семья сильна,                                                       раздоры в семье - пропадать всему    

Вся семья вместе,                                               и каша гуще

В родной семье                                                   еда вкуснее.

За общим семейным столом                              так и душа на месте.

 

Дом согревает не печь                                      что цветок без запаха

Дерево держится корнями,                              а любовь и согласие

Семья без детей,      ,                                      а человек семьёй

Домашнее задание. Придумать и нарисовать герб своей семьи, используя инструкцию.

7.Итог урока, рефлексия

-Что нового и  важного   узнали на уроке?

-Что нужно сделать, чтобы ваша семья была счастлива?

На доске написана русская народная пословица:

Сердце матери лучше солнца греет. Как вы понимаете эту пословицу? (ответы детей).

Ладошки.

У каждого   ребенка две ладошки из белого картона. Одна его, друга мамина.  На ладошке мамы ребенок пишет ласковые слова ей, а на маленькой  ласковые слова, которые мама говорит ему.

Звучит Гимн Семьи (Автор музыки  гимна И . Резник)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Методическая разработка урока ОРКСЭ «Род и семья – исток нравственных отношений» учитель начальных классов Штеюк Елена Петровна (модуль «Основы светской этики)

Слайд 2

Цель урока способствовать формированию понятий «род», «семья», «родословная». Создавать условия для развития речевых и социально-коммуникативных навыков. Развивать интерес к познанию нового материала. способствовать формированию ценностного отношения к своей семье, старшему поколению

Слайд 3

Задачи формирование представлений об исторической роли семьи, воспитание уважительного отношения к семейным ценностям, способствовать развитию творческих способностей учащихся.

Слайд 4

Семья У меня есть мама, У меня есть папа, У меня есть дедушка, У меня есть бабушка, А у них есть я. Что это? (СЕМЬЯ)

Слайд 5

Семья

Слайд 6

Правила Уважайте мнение всех членов семьи. Старайтесь понять каждого и если надо простить. Никогда не смейтесь над кем-то. Уважайте родственников. Почитайте родителей

Слайд 7

В 2008 году Указом Президента России был объявлен Годом Семьи . Владимир Путин подчеркнул, что проведение Года Семьи «позволит объединить усилия государства, общества, бизнеса вокруг важнейших вопросов укрепления и поддержки института семьи, базовых семейных ценностей»

Слайд 8

Род, фамилия, семья Род-это люди, которые считают себя потомками предка Фамилия- семейное имя, переходящее от родителей к детям. Родословная- перечень поколений одного рода, устанавливающий происхождение и степени родства

Слайд 9

Викторина Папин брат-дядя Сын твоей тёти- двоюродный брат Мама твоей бабушки -прабабушка Дочь твоего дяди –двоюродная сестра Дедушка твоего отца- прадедушка Мама твоей мамы- бабушка Мамин папа-дедушка Мамина сестра -тётя

Слайд 10

Пётр и Феврония

Слайд 11

Памятник Петру и Февронии в Муроме


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по основам светской этики по теме"Добро изло"

Разработка урока курса "Основы светской этики", 4 класс. Данный материал содержит конспект урока по модулю с презентацией, фильмом, который снимали ребята при подготовке домашнего задания....

урок по орксэ модуль "светская этика" "Род и семья – исток нравственных отношений в истории человечества"

Урок разработан  для 4 класса. В материале презентация и разработка урока....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Материал предназначен для учащихся 4 -х классов , оснащен слайдами....

Конспект урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»

Презентация к плану урока по ОРКСЭ "Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений»...

Методическая разработка урока ОРКСЭ (основы светской этики) по теме "Совесть" 4й класс

Данная разработка включает в себя полный конспект урока основы светской этики в 4 классе на тему "Совесть" и презентацию к нему. Целью урока является формирование представления о  совести, как нр...

Урок ОРКСЭ, модуль Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений"

Урок ОРКСЭ, модуль Светская этика "Род и семья – исток нравственных отношений"...