Технологическая карта урока ОРКСЭ «Церковнославянский язык», 4 класс «Основы православной культуры»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Новикова Юлия Александровна

Тема урока: «Церковнославянский язык»

 

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.  

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитва», «песнопение», «миссионер», «псалом»;

2) проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

научатся:

1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;

2) ориентироваться в истории возникновения церковнославянского языка в культуре России;

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

 

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

 

УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 24.02.2023

Школа: Многопрофильный лицей № 95

Класс: 4 – 8

Урок: 4

Время: 10:50-11:30

Кабинет: 306

Студент: Новикова Юлия

Группа: 31

Учитель: Антонова Татьяна Юрьевна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока: «Церковнославянский язык»

Тип урока: «открытие» нового знания

Цель урока: формирование у обучающихся представлений о церковнославянском языке.  

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1) познакомить обучающихся с понятиями: «церковнославянский язык», «молитва», «песнопение», «миссионер», «псалом»;

2) проанализировать степень усвоения материала.

Предметные:

научатся:

1) излагать своё мнение по поводу значения религии, религиозной культуры в жизни человека и общества;

2) ориентироваться в истории возникновения церковнославянского языка в культуре России;

Развивающие:

1) развивать познавательные интересы, внимание;

2) способствовать развитию речи учащихся, умение сравнивать, анализировать и обобщать, делать выводы.

Личностные:

1) осознавать необходимость новых знаний;

2) проявлять активность в совместной учебной деятельности.

Воспитательные:

1) способствовать воспитанию уважительного отношения к другим людям;

2)  воспитывать навыки сотрудничества.

УМК: «Основы православной культуры» под ред. О.Ю. Васильевой «Основы православной культуры: религиозные традиции народа, система нравственных ценностей и воспитание», 4 класс, 2 часть.

ЭТАПЫ УРОКА

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы, методы и приемы

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Планируемые результаты
(П, М, Л)

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(1 – 2 мин)  

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф. р.

Словесный: беседа

  1.  Приветствует учащихся, проверяет готовность к уроку.
  2.  Создание эмоционального настроя. Активизация внимания учащихся.

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Юлия Александровна, и сегодня урок ОРКСЭ у вас проведу я.

- Занимайте свои места.

-  Прочитайте девиз нашего урока.

  1. Приветствуют учителя, показывают готовность к уроку.
  2. Сосредотачивают внимание на речи учителя.

- Девиз нашего урока: учись, смекай, активным будь, и к знаниям откроешь путь!

Л: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и

самообразованию на основе

мотивации к обучению и познанию;

организовывать учебное

сотрудничество и совместную

деятельность с учителем и

сверстниками

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(4-5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Беседа-обобщение

Наглядный

1. Организует повторение того, что знают дети.

-Ребята, вспомните, о чём вы говорили на прошлом занятии ОРКСЭ?

-Рассмотрите изображения на слайде. И ответьте на вопрос, чем икона отличается от картины?

- Что такое перспектива? Чем отличается перспектива на картине от перспективы на иконе?

- Что такое символ. Приведите примеры.

1.Отвечают на вопросы учителя.

- Об иконах и росписях.

-Главное отличие иконы от картины заключается в том, что икона пишется по определенным иконописным канонам и отражает мировоззрение Церкви. В картине же отражается личность автора, его собственное, свойственное ему одному восприятие окружающего мира, явлений, событий.

 - Перспектива – это наука об изображении предметов в пространстве на плоскости в соответствии с теми кажущимися сокращениями их размеров, которые наблюдаются в натуре. В изображениях картин используют прямую линейную перспективу. А иконы изображают в обратной линейной перспективе.  

- Символы – это условные изображения, обозначающие религию. Символы: нимб, жесты, книга, символика цвета.

М: научатся адекватно оценивать

правильность или ошибочность

выполнения

учебной задачи, еѐ объективную

трудность и собственные

возможности еѐ решения;

Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи, понимать смысл поставленной задачи

П: перерабатывать полученную информацию:

сравнивать и группировать факты и явления.

Презентация

Постановка учебной задачи
(4 – 5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф.р.

Словесный: беседа, рассказ

1. Подведение к формулировке темы и целей урока

-Ребята, обратите внимание на слайд, внимательно изучите страницы и ответьте на мои вопросы.

- Что за книга вам представлена?

- Можете ли вы прочесть текст на этой странице?

- А на этой странице? Как думаете, этот язык знаком вам?

- Догадался ли кто-нибудь из вас, о чём пойдёт речь на нашем занятии сегодня?

- Всё верно, если быть точнее, то тема нашего занятия звучит так: «Церковнославянский язык». Найдите данную тему в учебнике на стр. 22

- Как вы считаете, что мы узнаем на уроке?

  1. Решают проблемную ситуацию, отвечают на вопросы
  2. Определяют тему урока, ставят задачи на урок совместно с учителем

- Библия

- Да

- Нет

- О языке, который используется для написания церковных книг

- Как можно услышать храм. Какое послание хранит в себе церковнославянская азбука, и в каких знакомых нам словах «спрятаны» церковнославянские слова.  

П: научатся

самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель

М: научатся

составлять план и последовательность действий

Л: организовывать учебное

сотрудничество и       совместную

деятельность с учителем и сверстниками;

взаимодействовать  и находить общие способы работы

Презентация, учебник

"Открытие" детьми нового знания

(7 – 8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф.р., Наглядный: демонстрация опытов Словесный: беседа,

учебный диалог

Объясняет материал.

- Если нам предстоит оказаться в храме во время богослужения, то мы не только увидим всё убранство, но и услышим его. За богослужением в храме звучит чтение молитв и песнопение.  

Работа с текстом учебника.

 -       В ваших учебниках есть понятия новых слов. Найдите их и прочитайте.

- Некоторые молитвы, написанные на церковнославянском языке, понять нетрудно, в учебниках вам представлены две из них, как пример, рассмотрите первую молитву, обращенную к Деве Марии. Есть ли слова, которые вам непонятны? Какие у вас догадки на их значение?

Слова для объяснений:

1. Чрево – то же, что и живот;

2. Еси – устаревшая форма глагола «быть»;

3. Яко – выступает союзами «как», «что», «ибо».

 

- Но большинство молитв нам всё так же будут неясны, и мы сможем улавливать лишь отдельное их значение. Просмотрите фрагмент 101-го псалма в учебниках на странице 23. Поняли ли вы о чём этот текст? Какие слова вы поняли?

- Переверните страницу учебника и прочтите расшифровку этой молитвы.  

- Прочитаем понятие «псалом» и остальную информацию из вставки «Для любознательных».  

- Понять точный смысл молитв нам трудно от того, что написаны они на церковнославянском языке.

- Как вы помните, этот язык возник благодаря трудам христианских миссионеров – братьев Кирилла и Мефодия. Они перевели на славянский язык Священное Писание и богослужебные тексты. И можно сделать вывод, что язык был создан специально для проповеди и молитвы.

- Прочитайте кто такой «миссионер».    

- Что вы помните или знаете о Кирилле и Мефодии?

- Знаете ли вы, когда отмечается День славянской письменности и культуры в нашей стране?

- Он отмечается 24 мая.

- Какое название носила славянская и современная русская азбука?

- Верно, названа она так в память о святом Кирилле.

- Сейчас же, когда мы произносим наши буквы, то называем отдельные звуки, а в славянском алфавите каждая буква имеет своё название.

- Откройте учебник на странице 27 и посмотрите, как называются буквы.

- Из их названий можно составить предложения. «Аз буки веди»: «Я буквы знаю». «Глаголь добро»: «Говори добро». «Рцы слово твёрдо»: «Говори слово твёрдо».

Слушают учителя.

Выполняют задания.

- Молитва – обращение верующих к Богу и святым;

- Песнопение – молитва, которая поётся хором.

- «Чрево», «Еси», «Яко».

Затрудняются ответить.

- Псалом – это особая молитва в виде стиха.

- Миссионер – проповедник.

- Они придумали азбуку. Перевели на славянский язык христианские текста. Создали первые школы, в которых учили славян писать и читать.

- Да, 24 мая / Нет, не знаем

- Кириллица

П: формирование представления о понятиях «молитва»,

«песнопение»,

«миссионер»

 Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций М: овладение

базовыми предметными и

межпредметными понятиями, отражающими

существенные

связи и отношения между объектами и процессами

П: использовать текст учебника для поиска необходимой информации.

 

Презентация, учебник

Первичное закрепление
(4-5 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф.р.

Словесный: учебный

Диалог

- Слова на церковнославянском языке только в первое время могут быть непонятны, но если присмотреться к ним внимательнее, то к большинству из них можно подобрать значение. Рассмотрим это на примере частей тела.

Организует работу в парах.

- Ваша работа будет проходить в парах, предлагаю вспомнить правила такой работы. Эти правила будут на слайде пока вы работаете, если возникнут вопросы, то поднимите руку, я подойду к вам.

- Сейчас я предлагаю вам закрыть учебники и выполнить работу, которую я раздала.

Возьмите второй листочек и каждое церковнославянское слово вписать в прямоугольник с той частью тела, к которому оно относится по вашему мнению.

- Время вышло, теперь предлагаю проверить ваши работы. Внимание на слайд. У многих ли совпали догадки с действительными ответами?

- Отлично, сейчас предлагаю немного отдохнуть.

Организует и проводит динамическую паузу (видеофрагмент).

- Встаньте со своих мест, старайтесь не мешать друг другу, если мало места, то выйдите немного вперед, чтоб образовалась колонна.

Организует работу с текстом учебника.

- Теперь откройте учебники на странице 28, читаем по цепочке с первой парты по одному предложению до конца 29 страницы, затем проведём небольшое тестирование по прочитанному.  На странице 29 давайте рассмотри берестяную грамоту. Всего в Великом Новгороде было найдено 12 грамот мальчика Онфима, которому, судя по рисункам, 6-7 лет, на которых он тренировался писать азбуку, письма, рисовать. Специалисты выяснили, что все они были созданы в 13 веке и сохранились они все вместе потому, что, скорее всего, молодой человек их просто потерял всем скопом. На грамоте, предложенной в учебнике, Онфим нарисовал маму и папу.

  1. Говори тихо и спокойно
  2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра
  3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца
  4. Делай замечания тактично, не груби
  5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю

Выполняют задание.

Выполняют упражнения.

Читают по цепочке.

М: готовность слушать собеседника и вести диалог Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не

создавать конфликтов и

находить выходы из спорных ситуаций.

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические

рассуждении, умозаключения

Презентация, раздаточный материал, видеофрагмент, учебник

Самостоятельная работа с самопроверкой
(4-5 мин)


Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Индивидуальная работа Практический:

выполнение теста

Организует самостоятельную работу.

- Давайте проверим, что нового вы узнали на уроке с помощью тестирования.

- На выданных листочках вы видите вопросы теста, напишите свою фамилию, своё ответ  

Тест:  

1. Кто составил церковнославянскую азбуку?

1) апостолы Петр и Павел;

2) преподобные Антоний и Феодосий;

3) миссионеры Кирилл и Мефодий.

2. Почему церковнославянскую азбуку можно считать необычной?

1) называния многих букв являются полноценными словами;
2) все буквы в ней похожи на иероглифы;

3) в ней очень мало букв.

3. Какое название носит церковнославянская азбука?

1) кириллица;

2) глаголица;

3) кирилло-мефодиевская.

4. Обращение верующих к Богу и святым – это

1) песнопение;

2) молитва;

3) Псалтирь.

5. Сколько берестяных грамот Онфима было найдено в Великом Новгороде?

1) 2;

2) 112;

3) 12.

6. Око - это

1) веко;

2) зрачок;

3) глаз.

7. Особая молитва в виде стиха.

1) Псалтирь;

2) Псалом;

3) молитва.

8. Молитва, которая поётся хором.

1) Псалом;

2) Песнопение;

3) Опера.  

- Время работы вышло, обменяйтесь листочками с соседом по парте и проверьте задания по эталону.

- Максимальное количество баллов, которое можно было набрать – 8. Есть ли те, кто набрал эти баллы? Поднимите руку.

Критерии оценивания:

5-8 баллов –

4 балла –

Меньше 4 баллов – 

- Вы все молодцы и хорошо справились с заданием, листы на первую парту с задних парт передаём.  

Выполняют самостоятельную работу.

Ответы:

1 - 3

2 - 1

3 - 1

4 - 2

5 - 3

6 – 3

7 – 2

8 – 2

Организуют взаимопроверку.

П: перерабатывать полученную информацию:

делать выводы на основе полученных знаний. М:

адекватно оценивать правильность или ошибочность

выполнения учебной задачи

Л: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и

сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций

Презентация, раздаточный материал

Включение в систему знаний, повторение

(7-8 мин)

Включение "открытия" в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного

Ф.р.

Словесный: беседа

Организует работу класса на повторение теоретического материала.

Обобщает материал урока.

Предлагаю вам поработать в группах по 4 человека.

- Чья команда справится быстрее, то поднимите руки все вместе, не забывайте, что такая работа тоже включает в себя ряд правил: не шуметь, выслушивать каждого участника. По окончании своей работы, выберете отвечающего, остальные группы будут сверять получившиеся ответы с теми, кто первый решит задание, потом откроем эталон.

- Задание: расшифровать ребус на раздаточном материале, который написан на церковнославянском языке и рассказать его определение.

- Ребята, вы большие молодцы и отлично справились с заданием!  

Работают в группах.

Отвечают на вопросы для закрепления материала.

Разгадывают ребусы. Один представитель выходит к доске, демонстрирует ребус, слово и рассказывает определение.

1 группа: миссионер

2 группа: Онфим

3 группа: молитва

4 группа: песнопение

5 группа: кириллица

6 группа: псалом

7 группа: Псалтирь

8 группа: рамена

9 группа: шуйца

П: устанавливать причинно-

следственные связи; строить логические рассуждении, умозаключения

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи

Л: формирование уважительного отношения к иному мнению.

Презентация, раздаточный материал

Рефлексия деятельности

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф.р. Словесный

: беседа

Организует анализ урока с точки зрения поставленных целей.

Проводит работу по самооценке.

- Домашнее задание: стр. 31 «вопросы и задания» под номером 1 и 2.

- Урок подходит к концу.

Что вы узнали?

Что понравилось?

Где возникли трудности? 

Анализируют урок с точки зрения

достижения

поставленных целей.

Дают оценку своей работе на уроке.

- Я узнал…

- Мне было интересно…

- Мне было сложно…

М: адекватно оценивать правильность или ошибочность выполнения

учебной задачи; осуществлять констатирующий и прогнозирующий контроль по результату и по способу действия; Л: умение ясно, точно, грамотно излагать свои

мысли в устной речи

П: развитие навыков

сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях.

Презентация, дневник


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока ОРКСЭ по учебному модулю Основы мировых религиозных культур по теме Священные сооружения в 4-ом классе.

Тема урока: Священные сооружения (1-й урок по теме)Тип урока: изучение нового материала и первичного закрепления знанийЦель урока: формирование представления о священных сооружениях через мировые рели...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Библия" (Основы православной культуры и светской этики), 4 класс

Тип урока: открытие «новых» знанийЦель урока: формирование представления о духовно-нравственных ценностях Библии для христиан.Задачи урока Планируемые результатыДидактические:1. Дать ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Свобода и ответственность" ("Основы светской этики", 4 класс)

Цель урока: формирование у обучающихся представления о свободе и ответственности, осознания ответственного поведения в жизни человека и общества.Планируемые результаты:Предметные:Знать понятия «...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Причастие" 4 класс, УМК - "Основы православной культуры"

Цель деятельности учителя: формирование у детей представления о Таинстве Причастия и о значении его в жизни православных христиан.Задачи урока: Дидактические:1) познакомиться с понятиями: &l...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс Тема урока: «Церковнославянский язык». Модуль Основы православной культуры.

Коспект урока ОРКСЭ. Модуль "Основы православной культуры" по теме "Церковнославянский язык" разработан для обучающихся 4 класса УМК: «Основы православной культуры»...

Технологическая карта урока ОРКСЭ «Премудрости этикета» (УМК «Основы религиозных культур и светской этики»), 4 класс

Тип урока: урок «открытие» нового знанияЦель урока: формирование у обучающихся умения ориентироваться в мире этикета.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:Узнать, что такое этике...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Основы религиозных культур и светской этики", 4 класс)

Цель урока: формирование представлений у обучающихся о понятии «этикет» и его роли в обществе.Задачи урокаПланируемые результатыДидактические:1. Продолжить формировать у обучающихся общее ...