Контрольная работа по ОРКСЭ
учебно-методический материал по орксэ (4 класс)

В данной работе раскрывается смысл и содержание некоторых религиозных православных символов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kontrolnaya_rabota.docx46.66 КБ

Предварительный просмотр:

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА

Церковный символизм:

объяснение наиболее значимых символов

Выполнила

учитель начальных классов

МБОУ СШ № 8 г.Ярцево

Смоленской области

Мельник Галина Юрьевна

2024 г.

Оглавление

1. ВВЕДЕНИЕ        3

2. ЦЕРКОВНЫЙ СИМВОЛИЗМ: ОБЪЯСНЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ СИМВОЛОВ.        4

2.1. Рыба. Ихтис.        4

2.2. Крест.        5

2.3. Ангел.        6

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.        7

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.        8


1. ВВЕДЕНИЕ

Символ рождается на соприкосновении или даже пересечении конечного с бесконечным: конечной и обозримой человеческой жизни с бесконечной и непостижимой вечностью.[1] Символы – знаки, в которых сходится множество глубоких значений. Немецкий философ Август Шлегель именно так определил символ – «знак бесконечного в конечном». И.В. Гёте считал символ своеобразным принципом соединения «известной полноты вещей». Павел Флоренский называл символ «живым взаимопроникновением бытий», а Кассирер, создатель «философии символических форм», полагал, что существует только одна действительность – символическая.

        Символ – знак совершенно особый по своему воздействию. Его восприятие связано с разными органами чувств, но в первую очередь со зрением. Он влияет на наше воображение, будит память, питает чувства, эмоции. Фактически, символы образуют наиболее универсальный и могущественный язык культуры. И не через символы ли осуществляет свой эксперимент над людьми история? Без них невозможно представить себе существование языка, искусства, мифологии, поэзии, политики и, конечно, религии.

        «В церкви имеет обширное место символика (образность), христианину надобно ее разуметь и проникать умом в сокровенный смысл ее» - говорил Св. праведный о. Иоанн Кронштадский.[2] Все церковное богослужение и церковно-христианское искусство наполнено символами, через которые открывается верующему человеку духовная реальность. Что же такое символ и в чем выражается символизм церковно-христианского искусства? Слово символ (symbolon) греческого происхождения и употребляется в значении знака, сигнала, признака, приметы, пароля, эмблемы. Таким образом, символ есть знак, который указывает и выражает тот смысл, который таит в себе предмет (то, что он изображает).

Христианский символизм – это использование символов, включая архетипы, поступков, произведений искусства или событий, христианством. Он наделяет предметы или действия внутренним смыслом, выражающим христианские идеи.

Символика ранней Церкви характеризовалась тем, что была понятна только посвященным, в то время как после легализации христианства в Римской империи в IV веке в обиход вошли более узнаваемые символы. Христианство позаимствовало из общего набора значимых символов, известных большинству периодов и всем регионам мира.

Наиболее ранние христианские символы встречаются на стенах римских катакомб, где последователи учения Иисуса Христа в обстановке жестокого гонения со стороны властей тайно совершали богослужения. Эти изображения отличаются от тех, что сегодня мы привыкли видеть на стенах наших храмов. Древние христианские символы носили характер тайнописи, объединявшей единоверцев, и тем не менее в них уже заключался вполне определённый богословский смысл.[3]

2. ЦЕРКОВНЫЙ СИМВОЛИЗМ: ОБЪЯСНЕНИЕ НАИБОЛЕЕ ЗНАЧИМЫХ СИМВОЛОВ.

2.1. Рыба. Ихтис.

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2015/12/Ixthus.png Ихтис (с др.греч. – рыба) – это древняя монограмма имени Христа, состоящая из первых букв слов «Иисус Христос Божий Сын Спаситель». Часто изображался аллегорически – в виде рыбы. Ихтис также был тайным опознавательным знаком у христиан.[4]

        Этот секретный христианский знак как символ веры помещался на лампадках и печатях первых катакомбных церквей, на стенах и гробницах.

        Евангельский образ рыбы развивался в богословии. Евангельские тексты подпитывали символизм рыбы многочисленными сюжетами. Например, о чудесном лове рыбы с участием Христоса, насыщении 5000 людей пятью хлебами и двумя рыбами. Иисус проводил аналогию между ловлей рыбы и обращением людей в новую веру, обещая сделать апостолов-рыбарей Петра и Андрея «ловцами человеков» (Мф.4, 19).[5]

        Будучи символом, связанным со Спасителем, рыба в христианстве может обозначать веру, чистоту, Деву Марию, а три сплетённые вместе рыбы или три рыбы с одной головой – Святую Троицу.

2.2. Крест.

undefined Крест – один из самых древних, широко распространённых и наиболее богатых по значению символов. Происхождение этого символа восходит к доисторическим временам. Во многих культурах крест обозначал мировое древо. В христианстве крест стал символом этой религии, символом жертвы Христа и искупления через самопожертвование Спасителя, символом власти Церкви и веры. У первых христиан крест являлся предметом величайшего почитания как орудие спасения мира.

http://russian7.ru/wp-content/uploads/2015/12/2000px-OrthodoxCrossblackcontoured.svg_-320x476.png Восьмиконечный крест еще называют православным крестом или крестом святого Лазаря.[6] Это наиболее распространенная форма креста в России. Над средней перекладиной этого креста, которая длиннее других, находится прямая короткая перекладина, а под средней перекладиной — короткая косая перекладина, верхний конец обращен на север, нижний, — на юг. Верхняя малая перекладина символизирует дощечку с надписью, сделанной по приказу Пилата на трех языках, а нижняя — подножие, на которое опирались ноги Спасителя, изображенное в обратной перспективе.

        Восемь концов Креста означают восемь основных периодов в истории человечества, где восьмой — это жизнь будущего века, Царство Небесное, почему один из концов такого Креста указывает вверх, в небо.

        В частности, становится понятным, что верхний конец Креста знаменует собою область бытия Божия, где пребывает Бог в Троическом единстве. Отделенность Бога от твари изображает верхняя короткая перекладина. Она в свою очередь знаменует собою область небесного бытия (мир ангелов). Средняя длинная перекладина вмещает понятие о всем вообще творении, поскольку здесь помещены в концах солнце и луна (солнце — как образ славы Божества, луна — как образ видимого мира, приемлющего свою жизнь и свет от Бога). Здесь распростерты руки Сына Божия, чрез Которого все «начало быть» (Ин. 1,3). Руки воплощают в себе понятие созидания, творчества видимых форм. Косая перекладина есть прекрасный образ человечества, призванного подниматься, совершать свой путь к Богу. Нижний конец Креста знаменует собою проклятую ранее за грех Адама землю (см.: Быт. 3, 17), но теперь вновь соединенную с Богом подвигом Христовым, прощенную и очищенную Кровью Сына Божия. Отсюда вертикальная полоса Креста означает единство, воссоединение в Боге всего сущего, которое осуществилось подвигом Сына Божия. При этом добровольно преданное за спасение мира Тело Христово исполняет Собою все — от земного до превыспреннего. Это заключает в себе непостижимую тайну Распятия, тайну Креста. То, что дано нам видеть и разуметь в Кресте, лишь приближает нас к этой тайне, но не открывает ее.[7]

2.3. Ангел.

Picture backgroundСогласно православному вероучению, Бог сотворил не только видимый мир, но и мир невидимый, духовный.

Ангел (греч. вестник, посланник) — духовное, невидимое существо, которое, как и человек, сотворено Богом и обладает личным бытием. В отношениях между человеком и Богом ангелы выполняют служебную роль: они возвещают людям волю Божию.

По учению Православной Церкви все ангелы (Небесные Силы) делятся на три лика. В свою очередь, каждый лик подразделяется еще на три. Такое деление основано на двух принципах: степени приближенности к Богу и типу служения.[8]

Ангелы — это бестелесные и бессмертные жители незримого людям небесного мира, первые существа, которых сотворил Господь. Это вестники и служители Божии, по воле Его принимающие участие в ходе человеческой истории, о чем не раз свидетельствует Священное писание.

С началом развития раннехристианского искусства начинаются и попытки художников и иконописцев создавать изображения ангелов. Основная проблема иконографии ангелов, в отличие от иконографии Спасителя, Божией Матери и святых, заключается в необходимости зримо изобразить духовное существо, не имеющее материального образа. Изображение ангела в большей степени — это символ. И складывается оно из символических элементов, каждый из которых обусловлен историческим контекстом и культурными традициями эпохи создания.[9]

3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

В религиозном символе всегда ощущается присутствие тайны, которая не может быть высказана, и символ не пытается раскрыть эту тайну, он напоминает о ее существовании. Символику необходимо изучать под всеми её аспектами. Чем больше мы знаем, тем сильнее понимаем, сколько осталось ещё неизведанного.

4. СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ.

  1. Альбедиль М. Знак бесконечного в конечном. // Символы. Знаки. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.
  2. Бокова В. Рыбы. // Символы. Знаки. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009.
  3. http://www.rusarch.ru/jurasova1.htm
  4. https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/340066-statjacerkovnyj-simvolizm 
  5. https://russian7.ru/post/25-glavnykh-pravoslavnykh-simvolov/
  6. https://ortox.ru/news/2013_06_26_simvolika_i_tainstvennoe_znachenie_pravoslavnyx_krestov/ 
  7. https://foma.ru/angelyi-devyat-chinov-infografika.html?ysclid=lxomfirqxn261078233
  8. https://lavka-obitel.ru/blog/ykonohrafyia-anhelov-y-archanhelov 


[1] Альбедиль М. Знак бесконечного в конечном. // Символы. Знаки. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009. – С.5.

[3] https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/340066-statjacerkovnyj-simvolizm

[4] https://russian7.ru/post/25-glavnykh-pravoslavnykh-simvolov/

[5] Бокова В. Рыбы. // Символы. Знаки. – М.: Мир энциклопедий Аванта+, Астрель, 2009. – С.74.

[6] https://russian7.ru/post/25-glavnykh-pravoslavnykh-simvolov/

[7] https://ortox.ru/news/2013_06_26_simvolika_i_tainstvennoe_znachenie_pravoslavnyx_krestov/

[8] https://foma.ru/angelyi-devyat-chinov-infografika.html?ysclid=lxomfirqxn261078233

[9] https://lavka-obitel.ru/blog/ykonohrafyia-anhelov-y-archanhelov


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Итоговая контрольная работа по модулю "Основы мировых религиозных культур" по предмету ОРКСЭ (4 класс)

В  конце  учебного  года  нужно  подвести  итог  изученного  материала. Если  по  традиционным  предметам: математике, русскому языку легко ...

Контрольные работы по ОРКСЭ

Варианты контрольных работ и тестов...

Итоговые контрольные работы по ОРКСЭ для обучающихся 4 класса

Разработка итоговых контрольных работ по ОРКСЭ  для обучающихся 4 класса (с ответами)...

Административная полугодовая контрольная работа по ОРКСЭ («Основы светской этики») 4 класс

Пояснительная записка Контрольная полугодовая работа по ОРКСЭ (ОСЭ) 4 классКонтрольная полугодовая работа содержит  11 заданий и рассчитана на один урок (40 мин.).Контрольная работа сос...

Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ (модуль "Светская этика") 4 класс

Итоговая контрольная работа позволит оценить знания учащихся курса "Светская этика"....

Итоговая контрольная работа по ОРКСЭ (ОПК) 4 класс

Итоговая контрольная работа в форме теста по предмету ОРКСЭ (ОПК)  к учебнику под редакцией О.Ю.Васильевой (4 класс).Содержит 9 вопросов на выбор ответа....