Милосердие и сострадание. Нравственное осмысление притч.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Лысенкова Ольга Петровна

Конспект урока для 4 класса по предмету Основы проавославной культуры.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект урока «Милосердие и сострадание. Нравственное осмысление притч»

Разделы: Общепедагогические технологииОРКСЭ

Класс: 4

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Цель урока: формирование у учащихся представления о нравственных категориях добра и зла и осознания свершения добрых дел как духовной радости.

Задачи:

  • сформировать у учащихся представление о нравственных категориях добра и зла;
  • подвести к осознанию необходимости свершения добрых дел;
  • разъяснить важность добрых поступков для жизни православного человека.

Планируемые результаты:

Личностные:

  • умение оценивать жизненные ситуации с точки зрения христианских ценностей;
  • воспитание доброжелательности, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Предметные:

  • знание и понимание нравственных категорий – «добро» и «зло»; 
  • осознание ценности нравственности и духовности в человеческой жизни.

Метапредметные:

  • овладение навыками осознанного построения речевых высказываний в соответствии с задачами коммуникации;
  • умение излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения.

Формы и методы работы: словесный метод – беседа по тексту притчи, практический метод – создание образного рисунка к притче по ходу чтения; и символического рисунка после прочтения притчи.

Оборудование урока: мультимедийная презентация, компьютер, экран, учебник (А.В.Кураев. Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры. 4-5 классы. – М.: Просвещение, 2021), карандаши, листы бумаги формата А4.

Цель урока: познакомить учащихся с библейскими притчами, проанализировать их.

Задачи:

  • расширить и углубить понятие о жанре притчи;
  • показать воплощение христианского сюжета в живописи;
  • отработать умения анализировать притчу, выделять основную мысль притчи;
  • учить находить аргументы для доказательства собственного мнения;
  • развивать навыки монологической речи;
  • через художественный текст поговорить о нравственных проблемах: о необходимости прощения, милосердия, сострадания, взаимной помощи;
  • формировать общечеловеческие нравственные ценности.

I. Психологический настрой на урок (1мин.)

Учись прощать, когда душа обижена,
И сердце, словно чаша горьких слёз,
И, кажется, что доброта вся выжжена,
Ты вспомни, как прощал Христос!

Учись прощать, прощай не только словом,
Но всей душой, всей сущностью твоей.
Прощение рождается любовью
В борении молитвенных ночей.

Притчи – это не просто тексты, не просто рассказы. Каждая притча может что-то дать, научить чему-то, в ней заложена какая-то определённая правда, какой-то определённый нравственный урок, маленький или большой закон Мира, в котором мы живём).

II. Работа по теме урока (27 мин.)

1. Вступительное слово учителя.

- Как мы уже с вами знаем, обычно Иисус говорил с народом притчами.

В отличие от басни в притчах нет прямого наставления. Каждый извлекает мораль сам. Жанр притчи возник в древности на Востоке, где люди любили выражать свои мысли загадками. Заповеди и притчи Христа содержат тот нравственный потенциал, который всегда остается современным. Проходят века, но человек вновь и вновь пытается понять, что такое прощение, милосердие, сострадание. Сегодня мы постараемся ответить на ряд вопросов, анализируя библейские притчи. В Евангелии притчи являются своеобразными иллюстрациями к учению Иисуса Христа, с их помощью Он учит людей, они предназначены для того, чтобы вернуть им особые зрение и слух – духовные. Попробуем и мы обрести их.

2. Анализ притчи «Возвращение блудного сына».

А) Знакомство с сюжетом притчи «Возвращение блудного сына».

- Прежде чем начать работу, познакомимся с содержанием данной притчи Учебник (стр. 61-62).

Б) Подготовка к анализу текста.

- Вспомните эпизод из вашей жизни, когда друг или кто-то из родных простил вам обиду. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Ответы учащихся)

- Задумаемся, какую роль в нашей жизни играют родители. Чему они стремятся научить детей? Почему отношения детей и родителей часто складываются непросто?

(Родители дают жизнь детям, воспитывают их, стараются научить добру, любви, честности, хотят, чтобы они стали настоящими людьми, получили образование, продолжили их род и т.д. Но отношения детей и родителей часто складываются непросто из-за разницы взглядов на жизнь, несходства мнений, вкусов и т.п., из-за того, что дети стремятся поскорее стать самостоятельными и не слушают советов родителей, хотят делать все по-своему, как им кажется, лучше, чем предлагают старшие. Отсюда нередки споры и даже ссоры. А в конечном итоге чаще всего правы оказываются все-таки родители. Только чтобы понять их правоту, дети должны пройти нелегким путем ошибок).

- Что говорит заповедь о родителях?

(Почитай отца и мать)

В) Словарная работа.

- Что означает слово «блудный»?

(Заблудший, совершивший ошибку, впавший в заблуждение. Это человек, заблудившийся на жизненном пути. Тот, кто раскаялся и вернулся к прежнему после постигших его неудач. Тот, кто где-то ходит без цели, кто не знает, зачем и куда идёт)

- Это прилагательное образовано от глагола «блудить», который имеет два значения: 1. распутничать, 2. блуждать, бродить.

Г) Историческая справка.

- Чтобы лучше понять смысл притчи, я хочу дать вам некоторые сведения о семейном укладе израильтян. В еврейской семье всегда почитались родители, поэтому дети имели право жить так, как им хотелось, только в том случае, когда они уходили из своей семьи (женились) или когда родители умирали. Уйти из дома без ведома родителей, считалось великим проклятием непослушания, такой молодой человек считался умершим для своей семьи. А требовать или брать долю своего наследства при живых родителях являлось смертельной обидой. Давайте теперь проанализируем притчу.

Д) Аналитическая работа по тексту.

- Задумаемся, почему притча получила такое название. Чтобы ответить на этот вопрос, вспомните лексическое значение слова «блудный». Как вы считаете, в каком значении употреблено это слово в названии притчи?

(В слове «блудный» соединились прямое значение глагола «блуждать» – скитаться, сбившись с пути, – и переносное: потерять нравственные ориентиры, отклониться от правильного жизненного пути, то есть блудить, развратничать. Значит, блудный сын – молодой человек, сбившийся с пути истинного, блуждающий в нравственных потемках. Оба значения реализуются в названии притчи)

- В чем же это выразилось?

(Младший сын нарушил одну из главных заповедей, святую для каждого: «Почитай отца твоего и мать». Уход от отца считался тяжким грехом, а сын «пошел в дальнюю сторону», забрав свою долю наследства)

- Как вы думаете, почему отец не удерживал его?

(Отец, видимо, понимает, что запрет может привести к тому, что сын возненавидит отца и все равно сделает по-своему. Он не настаивает на своей воле, он не хочет любви и почитания «из-под палки». В этом проявляются и его мудрость, и его любовь. Но сын еще не в состоянии оценить этого)

- К чему же привела его жизнь на чужбине, в которой не осталось места отцовым заповедям?

(Он стал нищим, вынужден был наняться в работники к богачу и пасти свиней. «...И он рад был наполнить чрево свое рожками, которые ели свиньи, но никто не давал ему»)

- Почему блудный сын решил вернуться к отцу? Только ли голод стал причиной возвращения?

(Он осознал свой грех, раскаялся в нем, понял, что «недостоин называться сыном» своего отца, и решил вернуться, чтобы быть хотя бы его наемником в числе других, не требуя больше ни отцовской любви, ни благ, ибо посчитал себя недостойным их. Не голод, а прежде всего стыд и чувство вины перед родными ведут его домой)

- Как встретил его отец?

(Отец с радостью принял его в свои объятия и даже устроил пир в честь его возвращения. И опять отец оказался мудр: ни слова упрека, ни нравоучений. Он понимает, что сыну и без того тяжко и стыдно, что урок, данный ему жизнью, не прошел даром и ничего уже к этому добавлять не нужно).

- Как вы думаете, за что можно простить?

(Ответы учащихся)

- А почему простил отец младшего сына? Как он это объяснил?

(Отец понял, что раскаяние сына искренне. Если человек искренен в своем раскаянии, то он достоин прощения).

- Как вы понимаете слова отца: «…был как бы мертв и ожил»?

(Сын в притче был мертв духовно, потому что забыл заповеди Господни и вел распутную жизнь, – теперь же он осознал свой грех, покаялся – и ожил, к нему вернулась душа)

- Но в притче есть еще один герой  старший брат, образ которого вырисовывается только в конце ее. Пока младший «расточал имение свое», ведя беспутную жизнь где-то далеко, он прилежно трудился на полях отца... Как он реагирует на возвращение брата? Почему?

(Он не радуется возвращению брата и осуждает отца, потому что тот, как ему кажется, незаслуженно приветствует грешника и устраивает в честь его пир. Он даже не хочет входить в дом, а когда отец зовет его, говорит: «...Я столько лет служу тебе и никогда не преступал приказания твоего; но ты никогда не дал мне и козленка, чтобы мне повеселиться с друзьями моими; а когда этот сын твой, расточивший имение свое с блудницами, пришел, ты заколол для него откормленного теленка...»).

- Ему обидно, что чествуют не его (праведника), а грешника. А он действительно праведник? Или грешник? Чтобы сформулировать и доказать свою точку зрения, обратитесь к заповедям Иисуса Христа.

(Скорее грешник, раз позавидовал, осудил, не обрадовался покаянию заблудшего... Его отношение к происходящему заставляет задуматься: а был ли он праведником?.. И не из корысти ли, не из желания ли похвалы был послушен и трудолюбив?..)

- В чем заключается смысл данной притчи? Каков ее нравственный урок?

(Каждый человек может ошибиться, оступиться, встать на путь греха. Но нужно вовремя понять это, искренне раскаяться, попросить прощения, а кому-то проявить милосердие, сострадание к заблудшему).

- Вспомните, совершив какую-то ошибку, вы идете к родителям. Зачем? Чего вы ждете?

(Прощения)

- Молодцы, ребята! Мы уже говорили, что притча несет идею покаяния и прощения. Никогда не поздно признать свои ошибки, покаяться в грехах, вернуться на путь истинный и получить прощение. В евангельской притче блудный сын воплощает в себе образы грешника и греха, его возвращение ассоциируется с покаянием, а отец олицетворяет собой всепрощающего Бога. Образы этой притчи содержат распространенное в Библии уподобление отношений Господа и человека отношениям отца и сына. Мы видим, как обычный житейский сюжет наполнился глубоким нравственным и философским смыслом.

Е) Рассматривание репродукции картины голландского художника Рембрандта «Возвращение блудного сына».

- Гордостью коллекции Эрмитажа является знаменитое произведение Рембрандта «Возвращение блудного сына». (показ картины) Посмотрите внимательно на полотно и послушайте стихотворение поэта А.М. Городницкого «Рембрандт».

В доме холодно, пусто и сыро.
Дождь и ветер стучат о порог.
Возвращение блудного сына
Пишет Рембрандт, кончается срок.
Не слышны приглушённые звуки,
На холсте и в округе темно, –
Лишь отца освещённые руки
Да лица световое пятно.
Не вернуться. Живём по-другому.
Не округла, как прежде, земля.
Разрушение отчего дома –
Как сожжение корабля.
Запустение, тьма, паутина,
Шорох капель и чаячий крик.
И предсмертную пишет картину
Одинокий и скорбный старик.

- Как художник изобразил момент возвращения блудного сына в родительский дом?

(В притче отец бросился сыну на шею, а на картине сын стоит на коленях перед отцом)

- Охарактеризуйте краски, используемые художником при написании полотна.

(Краски, используемые Рембрандтом, темноваты. Они не столько передают радость, сколько подчёркивают торжественность происходящего)

- Каким предстает отец на картине?

(Лицо отца сосредоточено и печально, а в притче отец радостный)

- Скажите, а почему художник именно так увидел эту встречу?

(Может быть, потому, что акт прощения очень важен в жизни человека)

- Многих художников привлекал именно этот эпизод, скажите, почему?

(Это центральная, кульминационная сцена притчи, так как именно в ней выражена главная ее идея – идея покаяния и прощения).

- Какие слова отца могли бы стать названием этой картины еще?

(Ответы учащихся)

- А что, на ваш взгляд, испытывают прощающий и прощенный человек?

(Прощающий испытывает радость и прощённый тоже испытывает радость, потому что между ними восстанавливаются утраченные взаимоотношения)

- Часто ли вы задумываетесь о чувствах своих родителей, когда совершаете необдуманные поступки, которые сильно ранят их?

(Ответы учащихся)

3. Анализ притчи «Добрый самарянин».

А) Знакомство с сюжетом притчи «Добрый самарянин».

- Прежде чем начать работу, познакомимся с содержанием данной притчи. Учебник (стр. 60-61).

Б) Подготовка к анализу текста.

- В наше быстротечное время, время компьютеров и немыслимых скоростей не хватает минутки остановиться, подумать, оглянуться и увидеть тех, кто рядом с нами, кому нужна наша помощь, понимание, поддержка.

- Вспомните эпизод из вашей жизни, когда вам необходима была помощь. Какое чувство вы тогда испытали? Какова была ваша реакция?

(Ответы учащихся)

- Согласитесь со мной, что всем людям когда-нибудь нужна помощь. И очень страшно, когда некому помочь. А что говорит заповедь об отношении к окружающим нас людям?

(Возлюби ближнего своего как самого себя)

- В христианском вероучении ближние – это те люди, которые находятся рядом с нами, с кем мы общаемся и даже просто встречаемся. Таким образом, ближний – это каждый человек, с кем сводит нас судьба, в том числе и незнакомые люди, даже наши враги, которые желают нам зла.

В) Словарная работа.

- Кто такой самарянин?

(Житель Самарии, области, расположенной к северу от Иерусалима, представитель наиболее презираемого иудеями народа. Иудеи считали самарян невежественными, смотрели на них свысока)

Г) Аналитическая работа по тексту.

- Кто главные герои притчи?

(Самарянин и человек, пострадавший от разбойников)

- Что о них известно?

(Самарянин оказался добрым человеком и помог пострадавшему. Самарянин – единственный, кто не прошел мимо и не оставил человека в беде. Другой герой – «некий человек», неизвестный, ограблен и изранен разбойниками. Разбойники оставили его едва живым, а сами ушли)

- Почему у него нет имени?

(На его месте мог оказаться любой человек)

- Кто увидел пострадавшего? Как поступил?

(Первым увидел священник: «увидел и прошел мимо». Потом помощник священника, который «подошел, посмотрел и пошел мимо». А самарянин «…увидел и сжалился, подошел… и позаботился о нем». Он не только перевязал раны, но и отвез пострадавшего в гостиницу, побеспокоился о его дальнейшей судьбе)

- Как называются положительные чувства, которые человек испытывает к другому, попавшему в беду?

(Милосердие, сострадание. Именно эти чувства и любовь к человеку оказались выше религиозной розни. Такому отношению к ближнему, когда человек «важнее любой идеи, национальной, социальной и государственности», учил Христос. А священник и его помощники, погруженные в свои высокие размышления, прошли мимо страдающего, и это непростительно)

- Почему самарянин не прошел мимо, как сделали это другие?

(Пострадавший нуждался в помощи, он был полуживым. Самарянин увидел в страдающем просто человека, которому нужна помощь. Самарянин оказался добрее, милосерднее)

- Чему учит притча? Какова ее главная мысль?

(«Возлюби ближнего своего как самого себя», даже если это человек незнакомый, чужой. Притча учит помогать тем, кто в беде, не быть равнодушным, проявлять доброту, заботу, внимание)

- К какому выводу мы приходим?

(Важнее не имя человека и слова, а поступки)

- Найдите в тексте глаголы повелительного наклонения. Зачем автор их употребляет?

(Глаголы «люби», «иди», «поступай» звучат как совет, побуждают к таким же действиям, заставляют задуматься над своими поступками)

Д) Рассматривание репродукции картины голландского художника Рембрандта «Добрый самарянин». Посмотрите внимательно на полотно и послушайте следующие строки.

Доброта непременно спасает весь мир,
Помогает расти всем на свете,
Чтобы людям гармонию, мир обрести,
Свое сердце в добре вы согрейте.

Милосердие вдруг в сердце зажглось,
И оно разнеслось несомненно,
Все познают его, если в сердце твоем
Оно даже зажглось на мгновенье.

- Какой момент притчи изобразил художник?

(Художник изобразил, как самарянин привез пострадавшего в гостиницу)

- Почему Рембрандт написал именно этот эпизод?

(В данном эпизоде мы видим реальную помощь пострадавшему. Самарянин доставил его в гостиницу, где ему будет оказано лечение)

Какое чувство испытывает пострадавший в этот момент?

(Благодарность)

- Часто ли вы помогаете окружающим?

(Ответы учащихся)

III. Закрепление. Работа в группах (8 мин.)

- Чтобы выполнить следующие задания, необходимо разделиться на 2 группы. 1 группа вспомнит людей, посвятивших себя, свою жизнь служению окружающим. Ваша задача – сделать вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? 2 группа, опираясь на высказывания великих людей, составит памятку под названием «Правила для жизни».

- Оказывается и в настоящее время есть немало фактов людского участия, щедрости, красоты человеческой души. Первая группа сделает вывод: зачем люди жертвуют собой ради благополучия других? 

(Люди готовы жертвовать собой и даже своей жизнью ради спасения и благополучия других людей, потому что в их душах есть такие понятия, как доброта, милосердие, сострадание. Они не могут поступить иначе, так как их внутренний голос совести не даст им оступиться)

- Чтобы жить праведно, нужно соблюдать ряд правил. Многие умы человечества называли различные правила. Вторая группа представит нам свою памятку.

(Правила для жизни: 1) Любите окружающих вас людей: родных, близких, друзей; 2) Умейте видеть достоинства людей, цените их; 3) Научитесь прощать людям их слабости, умейте покаяться и простить обиды; 4) Учитесь ставить себя на место оказавшихся в трудной ситуации; 5) Не стесняйтесь проявить свое сочувствие, сопереживание окружающим; 6) Старайтесь прийти на помощь в нужный момент; 7) Не попрекайте никого тем, что вы помогли)

IV. Заключительное слово учителя (5 мин.)

- Ребята, знайте, человек может совершить много ошибок, но если он раскается, то Бог простит его, как простил отец своего блудного сына. Умейте проявлять свои лучшие качества в общении с другими людьми. Помните хорошие слова: относись к людям так, как бы ты хотел, чтобы они относились к тебе. Всегда верьте, что Бог видит все и говорит каждый день с каждым из нас.

- Послушайте притчу «Следы на песке» и ответьте на вопрос, какую истину она несет, истину, которой мы должны всегда следовать.

Как-то раз одному человеку приснился сон. Ему снилось, будто он идёт песчаным берегом, а рядом с ним — Господь. На небе мелькали картины из его жизни, и после каждой из них он замечал на песке две цепочки следов: одну — от его ног, другую — от ног Господа.

Когда перед ним промелькнула последняя картина из его жизни, он оглянулся на следы на песке. И увидел, что часто вдоль его жизненного пути тянулась лишь одна цепочка следов. Заметил он также, что это были самые тяжёлые и несчастные времена в его жизни.

Он сильно опечалился и стал спрашивать Господа:

— Не ты ли говорил мне: если последую путём твоим, ты не оставишь меня. Но я заметил, что в самые трудные времена моей жизни лишь одна цепочка следов тянулась по песку. Почему же ты покидал меня, когда я больше всего нуждался в тебе?

Господь отвечал:

— Моё милое, милое дитя. Я люблю тебя и никогда тебя не покину. Когда были в твоей жизни горе и испытания, лишь одна цепочка следов тянулась по дороге. Потому что в те времена я нёс тебя на руках.

(Не судите о том, чего не знаете)

- Правильно, Иисус говорил: «Люди судят о том, чего не знают, и тем лишают себя радости». Не лишайте себя радости, и будете истинно счастливыми.

V. Подведение итогов (3 мин.)

- Что нового вы узнали сегодня на уроке? (Ответы учащихся)

- Почему Иисус Христос говорил с людьми притчами? (Ответы учащихся)

- Чему учат эти притчи? (Дороги вера и послушание, но ещё дороже раскаяние и прощение; чувство милосердия устанавливает истинно братские отношения между людьми)

VI. Домашнее задание (1 мин.)

Творческая работа. Напишите свою притчу.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по ОРК и СЭ № 12 по теме: "Милосердие и сострадание"

Представлен конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль"Основы православной культуры" по  . . . теме: "Милосердие и сострадание"....

Милосердие и сострадание. План-конспект урока ОРКСЭ, модуль "Основы православной культуры"

С 01.09.2012 года во всех общеобразовательных школах России введен новый предмет "Основы религиозных культур и светской этики" (ОРКСЭ). Педагоги нашей школы совместно с обучающимися овладевают новыми ...

Христианские добродетели. Милосердие и сострадание.

Урок по предмету "Основы православной культуры" в 5 классе....

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»

Конспект урока по теме «Милосердие и сострадание»...

ОРКСЭ.Основы православной культуры.Тема "Милосердие и сострадание". Работа с притчей.По учебнику Кураева А.В.

Чтение и обсуждение Притчи о добром самарянине на уроке ОРКСЭ позволяет создать условия для ознакомления с понятиями «милосердие», «сострадание»; создать условия для  осмысления этих поняти...

Милосердие и сострадание. Милосердие и дружба. Дела милосердия(4 класс)

Основы православной культуры. Урок по курсу ОРКСЭ...