ОРКСЭ Методическая разработка урока по теме «Православное учение о человеке»
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Урок «Православное учение о человеке» разработан в рамках предмета основы православной культуры и направлен на расширение представлений учащихся о ценностях внутреннего мира человека в свете православного мировоззрения. Содержание урока предполагает формирование представления у учащихся знаний о ключевых словах: душа, тело, болезни души, внутренний мир человека, образ Бога в человеке, а также воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, трудолюбие, толерантность, понимания того, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_9_pravoslavnoe_uchenie_o_cheloveke.docx104.9 КБ

Предварительный просмотр:

Предмет: Основы православной культуры

Класс: 4, программа «Школа России»

Учитель: Фатеева Любовь Лазаревна

Тема

Православное учение о человеке

Тип урока

урок открытия новых знаний

Цель

формирование представления о внутреннем мире человека, о душе в свете православного мировоззрения

Задачи

обучающая

– познакомить с понятиями «душа», «тело человека», «внутренний мир человека», узнать о христианском понимании взаимоотношения души и тела человека; выявить какие качества души составляют внутренний мир человека.

развивающая

 – развивать навыки коллективной работы, умения размышлять, формулировать и высказывать свои мысли и суждения, презентовать свои работы.

воспитательная 

– воспитание таких качеств как доброта, отзывчивость, бескорыстие, трудолюбие, толерантность,  понимания того, что душа становится тем богаче, чем больше она отдаёт себя другим людям.

Планируемые результаты обучения

Предметные:

-развивать представления о нравственных православных категориях: свобода, любовь, способность мыслить, способность творить;

-выяснить, почему человек в православии воспринимается как святыня.

Метапредметные:

- осуществлять информационный поиск;

-вступать в учебный диалог.        

Личностные:

-создать условия для совершенствования самостоятельной и личной ответственности за свои поступки на основе представлений, православного учения о душе;

- настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими

Термины и понятия

душа, тело, болезни души, внутренний мир человека, образ Бога в человеке

Учебно – методическое обеспечение урока

1.Данилюк А.Я. Основы религиозных культур и светской этики. Программы общеобразовательных учреждений. 4-5 классы, М.: Просвещение, 2012.

2. Кураев А.В. Основы религиозных культур и светской этики Основы православной культуры, М.:Просвещение,2015.

 3.Электронное приложение к учебному пособию А.В. Кураева. Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры, 2010.

4. Комарова Т.В. Основы православной культуры: Рабочая тетрадь: 4 класс. В 2-х ч., М.: Изд-во ПСТГУ, 2014.

5. Обернихина Г.А. Поурочные разработки к учебнику «Основы православной культуры» автора А.В. Кураева. — М.: Просвещение, 2012.

6. А. Данилюк Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы религиозных культур и светской этики. Книга для родителей, М.:Просвещение,2010.

7. Дополнительные мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, интернет–ресурсы.

8. Художественная, православная и справочная литература.

9. https://ok.ru/video/6397887991 - видеоролик «Мы пойдем сегодня в храм»

10. https://pravobraz.ru/uchebnik-opk-urok-4/ - фильм «Бог, мир, человек» из сериала «Девочка и робот». Проект Синодального отдела религиозного образования и катехизации и "Лаборатории Клевер"

Организационная структура урока

Этапы урока

Обучающие и развивающие компоненты урока

Время, мин

Содержание педагогического взаимодействия

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Мотивация

Игровое упражнение

2 мин

Приветствует класс.

Игровое упражнение «Дружные ладошки»

- Ребята, чего вы ждете от нашего урока сегодня?

- Покажите, пожалуйста, свои ладошки. С каких трех букв начинается слово ладонь?
- Что означает это слово?
-Пожмите друг другу руки… А теперь, ребята, представьте, что наши ладошки поссорились. Сидящие на первом варианте, сожмите кулак. Ребята, сидящие на втором варианте, попробуйте разжать этот кулак.
(У одних ничего не получается, у других с большим трудом.)
-А можно другим способом?
(Подсказка: попробуйте просто сказать: «Разожми, пожалуйста, кулак!»)
Вывод: достичь желаемого можно путем добра и умением договариваться. Я надеюсь, что радость общения, душевное тепло, понимание будут сегодня и всегда царить на наших уроках.

Слушают, отвечают, демонстрируют готовность к уроку, организуют рабочее место

- Лад.

- Когда все хорошо и дружно живут.

-??? Не получается!

II. Актуализация  опорных знаний

Проверка д/з

Просмотр видеоролика

Выставка творческих работ

7 мин

Предлагает учащимся обсудить результаты выполнения домашнего задания.

-Давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке? Что особенно запомнилось? Почему? О чем беседовали с родными и друзьями? Чем они дополнили ваши рассказы? Кто и как помогал вам в выполнении домашнего задания?

Предлагает учащимся просмотреть видеоролик «Мы пойдем сегодня в храм» (https://ok.ru/video/6397887991)

-С каким важным событием связан праздник Пасха?

-Почему Христа называют Спасителем?

-Что нового узнали для себя о Светлом празднике Пасхи?

-Какие пасхальные традиции есть в вашей семье?

Организует проверку творческих заданий, выполненных учащимися самостоятельно

 (поздравительные пасхальные открытки с поздравлениями, демонстрация и оформление выставки

Выставка работ

- Ребята, кто желает рассказать о своей пасхальной открытке?

Свободные высказывания учащихся, основанные на личном опыте и знаниях, полученных на прошлом уроке.

Просматривают видеоролик, обмениваются впечатлениями, отвечают на вопросы.

Представляют результаты самостоятельной работы (2-3 ребенка)

III. Постановка учебной проблемы

Чтение стихотворения. Анализ.

Ребус

3 мин

Создает проблемную ситуацию

Чтение стихотворение Капитонова С.А.

У входа в Храм, протягивая руки,

Стояла горстка нищих и калек...

«О, Господи, за что такие муки

Претерпевает Сын Твой – Человек?

И где Твоя Любовь, скажи, Всевышний?»

…Я вопрошал, от гнева вне себя.

И тут, в ответ, раздался голос свыше:

«Чтоб им помочь, Я - сотворил тебя...»                                                           

- Как вы поняли, кого сотворил Бог?

- Каким Бог сотворил человека?

- Для какого великого дела Бог сотворил человека?

- Человек верит в Бога. А во что верит сам Бог?

- Что вкладывает в человека Бог?

- Что объединяет человека и других живых существ?

- Что отличает человека от любого другого Творения Бога?

-Разгадайте ребус.C:\Users\GIGABYTE\Downloads\душа.png

-Какое слово получилось?

-Что такое душа?

-У вас есть душа? У каждого? Вы ее видели?

- Предположите, о ком и о чем мы будем сегодня с вами говорить?

-Какую проблему нам предстоит решить? Как правильно использовать текст учебника, чтобы найти ответы на наши вопросы?

Слушают стихотворение, высказывают свои предположения, фиксируют затруднения, определяют, каких знаний им не хватает.

Предлагают разные формулировки, сравнивают их между собой. Затем в диалоге с учителем решают, какой вариант выбрать в качестве основного вопроса (проблемы) урока:

«Почему душа так важна для человека?»

«Почему Бог дал человеку душу?»

«Может ли человек жить без души?»

IV. Изучение нового материала

Работа с текстом учебника, с. 45-46

Дидактическая игра «Докажи»

16 мин

Организует самостоятельное чтение первой части текста «Душа», с. 45-46.

Проводит послетекстовую работу, организует работу у доски.

-Распределите, что относится к телу, а что к душе. Есть ли у них что – то общее?    

                                                 https://doc4web.ru/uploads/files/4/3584/hello_html_m3184586c.pnghttps://doc4web.ru/uploads/files/4/3584/hello_html_me9710f4.png

        ходит

        думает

        питается

                                     мечтает

                                     любит

                                     болеет

           тело                  растет                     душа

                                      творит    

                                     радуется

Вывод: тело и душа имеют сходные свойства – чувствуют боль и могут расти.

Проводит игру «Докажи».

Задача: команды должны убедить друг друга в своей правоте, привести убедительные примеры.

Задание для первой команды: доказать, что тело может болеть и расти.

Задание для второй команды: доказать, что душа может тоже болеть и расти.

Вывод: У каждого человека есть видимое тело и невидимая душа. Они должны научиться жить вместе. Именно душа делает человека человеком.

Участвуют в обсуждении проблемных вопросов.

Рост человека можно измерить в сантиметрах. Тело испытывает физическую боль от видимых повреждений. Ощущение боли подсказывает человеку, что здесь опасно. Например, когда мы чувствуем боль от пореза ножом – мы отдёргиваем руку.

 Душа у человека растёт, когда он совершает хорошие поступки, то есть становится богаче. Душа болит, когда поссорился с другом, нагрубил маме, то есть мучает совесть

Работа с текстом учебника, с.47

Комментированное чтение текста с. 47, поиск информации, необходимой для ответов на вопросы:

- Откуда православные христиане знают о том, что Бог подарил человеку свой образ?

- Какие дары Бог дал человеку?

-Из чего состоит внутренний мир человека?

- Как его называют христиане?

Читают текст по цепочке. По ходу чтения текста ставят маркировочные значки, соотнося новый материал с имеющимися знаниями.

Работа с текстом учебника, с.45-46

(выборочное чтение)

Чтение притчи «Воробей»

Работа с текстом учебника, с.48

Чтение стихотворения

Организует фронтальную  работу с текстом с. 45-46

- Наш внутренний мир изменяется на протяжении всей нашей жизни.

На стр.45 учебника описана ситуация, которая могла бы произойти и с вами. Слушая рассказы своих родственников, родителей, вы открываете для себя много нового, интересного, учитесь понимать друг друга. Почему это так важно?

Иногда познание себя происходит не сразу. Может произойти через какое - либо испытание.  

Притча «Воробей»

Пожилой отец и сын сидели на скамейке у дома...

Отец, увидев подлетевшего воробья, спросил: “Что это?” Сын не отрываясь от чтения газеты ответил: “Воробей”.

Через несколько минут отец снова увидев птицу и спросил: “Что это?” Сын раздраженно ответил: “Воробей!»

Через несколько секунд старик вновь повторил свой вопрос. Сын не выдержал и нервно накричал на него.

Погрустневший отец молча ушел в дом и вышел через несколько минут, держа в руках свой дневник. Сев рядом с сыном, он попросил его вслух прочитать отрывок: «Сегодня я гулял в парке со своим младшим сыном, которому недавно исполнилось три года.

Каждый раз, когда он видел воробья, он подбегал ко мне и спрашивал “Что это?” Любопытный малыш задал мне этот вопрос 21 раз и каждый раз, обнимая его, я отвечал: “Воробей…”

- Какие чувства у вас вызвал эта притча?  

-Вам захотелось плакать, но ведь никто вам не причинил физической боли. Почему же слёзы наворачивались на ваших глазах?

-Душа заболела, говорят люди. Именно душа делает человека человеком.

- Любите своих родителей и никогда не забывайте о том, что они для вас сделали!

Беседа

-А что такое совесть, как вы думаете?  Почему так важно сохранить совесть?

Организует самостоятельное чтение второй части текста «Душа», с. 48.

- Наша душа вбирает в себя много впечатлений. Какое свойство есть у души вы узнаете из текста на стр.48.

«У нашей души есть удивительное свойство. Душа становиться тем богаче, чем больше она отдает другим людям. Тот, кто сделал добро другому человеку, и сам стал добрее и радостнее. И добрее стал тот, кому он помог. И добрее стал весь мир.»

- Как вы понимаете, что душа становиться тем богаче, чем больше она отдает другим людям?

- А как вы понимаете выражение: «Поделись улыбкою своей – и она к тебе не раз еще вернется!»?

-Об этом же и стихотворение, написанное 100 лет назад одной монахиней из московского Новодевичьего монастыря. Это стихотворение называется «Круговая порука добра».

Чтение стихотворения, с. 48.

Вывод:

Всё, что мы отдаём, возвращается вновь –

Возвращается вера, надежда, любовь,

Возвращается помощь, поддержка, участье,

Возвращается радостью, мудростью, счастьем…

Формулируют свой ответ, опираясь на личный опыт

Обмениваются впечатлениями. Высказывают своё личное отношение к героям истории

Совесть – это и есть нравственный закон, который дал человеку Бог при сотворении. Совесть – прирожденное свойство человека. И очень важно это свойство не утратить, не дать совести замолчать в нас.

Перестав распознавать добро и зло, душа погибнет.

V. Физкульт

минутка

1 мин

Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились.

Наклонились, выпрямились!
Наклонились, выпрямились!
Ниже, ниже не ленись!
Поклонись и улыбнись!

Выполняют вместе с учителем

VI. Работа с иллюстрациями.

8 мин

1. Организует групповую работу с иллюстративным материалом на с. 46-47

Каждая группа выполняет задание по одной иллюстрации:

Группа 1. «Даже животные чувствуют добрую душу человека», с.45

Группа 2. «Царь был человеком с жестокой и холодной душой», мс.46

Группа 3. «У человека боль в душе», с. 46

Группа 4. «Хорошо, когда на душе светло», с.47

Группа 5. «Душа обязана трудиться», с,47

- Можем ли мы определить качества души человека, рассмотрев картины художников В. Васнецова «Иван Грозный» и А. Дейнека «Автопортрет»?

- Ребята, рассмотрите иллюстрации на стр. 46. «Иван Грозный».

- Что вы можете сказать об этом человеке?

- Как по портрету мы смогли это определить?

- В старших классах выбудете изучать правление этого русского царя и узнаете, почему к концу жизни у него стала холодная и жестокая душа.

- А какие эмоции представлены на следующей репродукции Александра Дейнеко? Как художник изобразил боль?

- Переверните страницу и рассмотрите следующую иллюстрацию.

- Что вы видите на ней? Какие чувства испытывает девочка?

- Наши эмоции, наш внутренний мир отражаются на нашем лице, особенно ярко в наших глазах.

- Заглянув в «окошечки» – глаза человека, можно увидеть его душу. В пословице так и говорится: «Глаза - зеркало души».

- Как вы понимаете эту пословицу?

Рассматривают иллюстрации в учебнике, свободно высказываются, дополняют друг друга

Дидактические упражнения

Организует групповую работу

-Были ли у вас такие моменты, когда «болела душа»?

-Как вы это поняли? Что вызвало эту боль?

-Часто в художественных произведениях можно услышать слова: «Подумай о душе!» Почему так говорят?

Задания для групп

1 группа: «Подберите правильное толкование к слову» (дети находят пару и соединяют в единое выражение)

Малодушие – (так говорят о человеке, не способном ни на что доброе)

Равнодушие – (если человек пропускает в душу зло, в ней остаётся мало места для добра)

Бездушие – (чем больше зла в душе, тем более человек не чувствует боль других людей)

Мёртвая душа – (человек со злой душой творит зло и его уже не мучает совесть)

2 группа: «Чем вылечить болезни души» (дети подбирают антонимы)

Ненависть - ________________________

Ложь - ________________________

Жадность - _________________________

Жестокость - ________________________

Раздражительность - _________________________

Зависть ___________________________

3 группа «Скажи по-другому»

Радостный - человек видит во всем ... (радость).

Жадный - причитает по поводу … (жадности) других.

Добрый - восхищается …(добротой) людей.

Глупый -  выискивает во всем ... (глупость).

Человек с юмором на все смотрит … (с улыбкой).

Злой обращает внимание на … (злость) других.

Позитивный во всем найдет …(позитивную) сторону.

Несчастный будет встречать … (таких же), как он.

Счастливый увидит во всем свет и поделится …(счастьем) со всем миром.

Слушают друг друга, дополняют и корректируют ответы.

-Нужно жить так, чтобы на душе было светло, радостно, и она не болела

Читают задания, размышляют над ответами, отвечают, активизируя свои знания.

VII. Закрепление. Коррекция знаний

Развивающее чтение. Анализ текста

5 мин

Чтение текста: К.Д. Ушинский. «Размышления маленького христианина о человеке»

Я теперь ещё не очень велик и силён. Я вырасту и сделаюсь взрослым человеком. Я понимаю, что мне говорят, и могу выражать свои мысли и желания. У меня есть ум, дар слова. Если я слушаю внимательно, то запоминаю. У меня есть способность памяти. Я представляю очень живо, какие буду иметь удовольствия, когда настанет лето. У меня есть способность воображения.

Я люблю своих родителей и многих товарищей. Когда мне делают добро, я чувствую благодарность. Я сержусь, когда мне досаждают; смеюсь, когда мне весело; плачу, когда мне грустно. У меня есть много душевных внутренних чувств.

Когда я выполню урок, у меня на душе легко. Когда поленюсь, не послушаюсь, моя душа беспокоится и недовольна моими поступками. У меня есть совесть.

Мне иногда не хочется учиться. Но я могу себя заставить. Мне иногда не хочется делать то, что мне приказывают, но я могу принудить себя выполнить волю родителей или наставника, зная, что я должен им повиноваться, и что они желают мне добра. У меня есть воля.

Я не видел и не могу видеть Бога, потому что Он Дух. Но я верю, что Он существует, видит всё, знает всё, управляет всем, любит нас и желает нам добра. В моей душе есть вера в Бога.

Я иногда пошалю, иногда поленюсь, иногда не послушаюсь, иногда скажу глупость. Но у меня есть желание быть умным, знать много, быть послушным, правдивым, добрым. И я могу стать таким, если постараюсь. У меня есть желание и возможность сделаться умнее и добрее.

Все эти способности: дар слова, память, воображение, вера в Бога, желание и возможности сделаться лучше называются способностями душевными.

В теле человека живёт невидимая душа, без которой тело не могло бы ни чувствовать, ни двигаться, несмотря на все свои прекрасно устроенные органы. Душа человека одарена многими способностями, из которых некоторые есть и у животных. Но у животных нет дара слова, нет совести, нет свободной воли; они не могут иметь понятия о Боге, не имеют желания и возможности сделаться лучше.

Человек одарён прекрасно устроенным телом, одарён жизнью, одарён душой свободной, разумной и бессмертной, желающей добра и верящей в Творца Вселенной.

-Какая главная мысль этих размышлений?

- Главное, что у человека есть душа. И душа эта обладает разными способностями:

дар слова

память

воображение

вера в Бога

желание и возможность сделаться лучше

VIII. Рефлексия

2 мин

-Давайте вспомним, какова была тема нашего урока?

-Какие задачи мы ставили перед собой на уроке?

-Что нового для себя вы узнали на сегодняшнем уроке?

-Что было для вас интересным?

-Как вы думаете, зачем вам это знать?

-Где можно применить полученные знания?

-Какие новые идеи у вас появились?

-Что сегодня на уроке было сложным для восприятия?

-Какие вопросы у вас еще остались? Вы можете сейчас их задать.

– Какой вывод по проблеме урока мы можем сделать?

Делают вывод:

без души человек в полной мере не будет человеком: он не сможет любить, творить, быть свободным, понимать своё предназначение.

IX. Домашнее задание

1 мин

Предлагает скорректировать домашнее задание, ответив на вопросы:

- Наш урок подходит к концу. Что вы расскажете дома о сегодняшнем уроке? На что обратите особое внимание?

 -Изменилось ли ваше понимание слова «душа» в ходе урока? Как?

Выберите любой уровень выполнения домашнего задания:

Базовый уровень:

1. Повторить материалы учебника -  страницы 45-50, ответить на вопросы.

2. Выполнить тест по теме «Православное учение о человеке» (Приложение)

Повышенный уровень:

1. Повторить материалы учебника -  страницы 45-50, ответить на вопросы.

2. Выполнить тест по теме «Православное учение о человеке» (Приложение)

3. Составить синквейн со словом «душа».

Высокий уровень

1. Повторить материалы учебника -  страницы 45-50, ответить на вопросы.

2. Выполнить тест по теме «Православное учение о человеке» (Приложение)

3. Составить синквейн со словом «душа».

4. Просмотреть фильм «Бог, мир, человек» из сериала «Девочка и робот». Проект Синодального отдела религиозного образования и катехизации и "Лаборатории Клевер" (https://pravobraz.ru/uchebnik-opk-urok-4/)

-На прощание хочу дать вам совет: чтобы быть счастливыми, запомните пять простых правил:

1.Освободи свое сердце от ненависти — прости.

2.Освободи свое сердце от волнений — большинство из них не сбываются.

3.Веди простую жизнь и цени то, что имеешь.

4.Отдавай больше.

5.Ожидай меньше.

-Оглянитесь вокруг, посмотрите хорошо: за что можно сию минуту возблагодарить Бога? За светлый ясный день, за друзей, что рядом, за то, что мы здоровы.

-А я благодарю вас за сегодняшний урок. Всего вам доброго!

Участвуют в определении домашнего задания. Отвечают на вопросы, опираясь на новые знания.

Работают с дневником, записывают д. з.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Основы православной культуры" по теме "Православное учение о человеке"

Задачи занятия: Дать понятие о душе человека, о внутреннем мире человека. Учить детей «думать о душе». Закреплять умения работать в группе, составлять кластеры, презентовать свои работы. Воспита...

Конспект урока по курсу ОРКСЭ. Модуль Основы православной культуры.Тема: "Православное учение о человеке"

Методическая разработка урока по учебнику А. Кураева "Основы православной культуры"....

Урок по основам православной культуры на тему "Православное учение о человеке"

Цель: формирование духовно-нравственных качеств личности учеников, знакомство  учащихся с христианским представлением о душе человека.Задачи:1.Познакомить учащихся с христианским пониманием взаим...

Методическая разработка урока на тему «Православная молитва»

Модуль: «Основы православной культуры».Технологическая карта №3. «Православная молитва»...

Конспект урока ОРКСЭ Тема Православное учение о человеке. 4 класс

Предмет: Основы православной культуры. А.В.Кураев. Урок в 4 классе. Материал содержит конспект урока, презентацию.Тема урока: Православное учение о человеке....

ОРКСЭ Методическая разработка урока по теме "Монастырь"

Урок «Монастырь» разработан в рамках предмета основы православной культуры и направлен на знакомство учащихся с возникновением монашества на Руси, знакомство с нравственными нормами монаст...