Технологическая карта урока на тему: «Православный храм» УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.
план-конспект урока по орксэ (4 класс)
Тема урока «Православный храм»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока Планируемые результаты
Дидактические:
1. познакомить с понятием «православный храм»;
2. познакомить с внутренним устройством храма и правилами
поведения в нём. Предметные: 1. узнать о назначении и устройстве православного храма, нормах поведения в храме; 2. распознавать христианскую символику, объяснять своими словами её смысл.
Развивающие:
1.развивать интерес к знаниям о храмах;
2.развивать мотивацию к изучению православной культуры,
обогащать, активизировать историко-культурный словарь
учащихся.
Личностные: 1. понимать необходимость обогащать свои знания о духовно-нравственной культуре; 2. стремиться анализировать своё поведение, избегать негативных поступков и действий, оскорбляющих других людей; 3. понимать необходимость бережного отношения к материальным и духовным ценностям.
Воспитательные:
1. воспитывать уважение к мнению других обучающихся;
2. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное
отношение к уроку ОРКСЭ;
3. совершенствовать навыки сотрудничества посредством
парной и групповой работы.
УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 46.54 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ
Дата: 5.11. 2024 Школа: №104 Класс: 4Б Урок: 2 Время: 9:40 – 10:20 Кабинет: 206 | Студент: Устьянцев Дмитрий Андреевич Группа: 45 Учитель: Владова Светлана Борисовна Методист: Мухина Ирина Георгиевна |
Тема урока «Православный храм»
Тип урока: «открытие» новых знаний
Цель урока: познакомить учащихся с особенностями православного храма и традициями поведения в нём.
Задачи урока | Планируемые результаты |
Дидактические: 1. познакомить с понятием «православный храм»; 2. познакомить с внутренним устройством храма и правилами поведения в нём. | Предметные:
|
Развивающие: 1.развивать интерес к знаниям о храмах; 2.развивать мотивацию к изучению православной культуры, обогащать, активизировать историко-культурный словарь учащихся. | Личностные:
|
Воспитательные: 1. воспитывать уважение к мнению других обучающихся; 2. воспитывать позитивное эмоционально-ценностное отношение к уроку ОРКСЭ; 3. совершенствовать навыки сотрудничества посредством парной и групповой работы. |
УМК: «Основы православной культуры» авторы А.В.Кураев 4 класс, 1 часть.
ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ УРОКА
Этап | Образовательная цель урока | Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля | Деятельность учителя, его речь | Деятельность обучающегося | Планируемые метапредметные результаты | Дидактические средства, интерактивное оборудование | |
Самоопределение к деятельности (1-2 мин) | Включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Приветствует обучающихся. - Здравствуйте, ребята! Меня зовут Дмитрий Андреевич. Сегодня я проведу у вас урок ОРКСЭ. - Для того, чтобы сегодня хорошо разобраться в теме, нам предстоит узнать много новых слов и понятий. Надеюсь, что вы будете не только внимательными, но и активными учениками. | 1.Приветствуют учителя. 2.Организуют своё учебное место. | Р: взаимодействовать с учителем в учебной деятельности. | ||
Актуализация знаний и мотивация (4-5 мин) | Готовность мышления и осознание потребности к построению нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | 1. Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала. - Ребята, какая тема была у вас на прошлом уроке? -В каком году было крещение Руси? -Кто крестил Русь? -Верно. -Давайте с вами вернёмся к 5 заданию, которое вы делали на прошлом уроке. -Какие изменения произошли после крещения Руси? -Давайте послушаем стихотворение Юрия Соловьёва для определения темы сегодняшнего урока. Стихотворение: Мой Храм меня встречает тишиной, Где свежий воздух – древних стен прохлада, Вся суета осталась за спиной, Душе уставшей церковь как награда. Здесь нет призывов, суетных речей, Немыслимо злословие и крики, Мерцает пламя золотых свечей, На тёмных досках оживают лики. Их доброта струится от икон, Под взглядами Святых немного трушу И бьётся в сердце колокольный звон, Когда пред Богом обнажаю душу. Хоругви тихо плещут за спиной, У царских врат склоню свои колени. С престола Бог беседует со мной. Ему раскаюсь в праздности и лени. Мой Храм меня встречает тишиной, Привычны взгляду старые иконы. Вся суета осталась за спиной, Здесь мир иной и здесь свои законы. -Как вы думаете, о чём это стихотворение? -Верно, но не просто о храме, а о православном Храме. -Тема нашего сегодняшнего урока «Православный храм». Откройте тетради, запишите сегодняшнее число 5.11 и тему урока. | Высказывают предположения и доказывают свою точку зрения -«Как христианство пришло на Русь» -В 988г. -Князь Владимир Святославович -Началось строительство храмов. -О Храме | К: высказывать свою точку зрения и пытаться ее обосновать, приводя аргументы; слушать других, пытаться принимать другую точку зрения. | Презентация | |
Постановка учебной задачи (4-5 мин) | Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль | Обеспечивает мотивацию к изучению материала необходимого для «открытия нового знания». - Чудотворец Иоанн Шанхайский сказал такие слова: «Храмы нужны не Богу. Храмы нужны людям». - Действительно ли человеку нужны храмы? Какую точку мнения вы поддерживаете? Выберите одно из высказываний и объясните свою точку зрения: * Я считаю, что человеку нужны храмы…. * Я считаю, что человеку храмы не нужны…. - Нам нужны знания о православных храмах, чтобы мы познакомились с историческим наследием и культурой русского народа. Как вы считаете, какая ваша цель на этом уроке? Узнать… | Ставят цель урока -Узнать о православном храме | Р: Умение принимать заданную цель; умение взаимодействовать со взрослыми и со сверстниками. | Презентация | |
«Открытие» детьми нового знания (7-8 мин) | Построение детьми нового способа действий и формирование способности к его выполнению | Ф, П Словесные методы (объяснение, беседа), Практический Внешний контроль Самопроверка | Организовывает работу обучающихся - А что такое храм? Давайте прочтём с вами в учебнике на стр70. Запишите понятие в тетрадь. - Какими были первые русские храмы? Из чего они строились? - Ребята, как вы думаете, по своему внешнему виду все храмы одинаковы? -Правильно, внешне храмы отличаются друг от друга. В постройке храма принимают участие многие специалисты: архитекторы, строители, художники. Чаще всего по внешнему виду храм может напоминать корабль с высокой мачтой – колокольней и наполненными ветром парусами-куполами, движущийся на восток к Солнцу Правды Христу. Реже встречаются храмы в виде круга – символа вечности, креста – символа спасения людей, восьмиконечной звезды, означающей, что церковь подобно путеводной звезде сияет в этом мире. - Но что общего есть у каждого храма? -Да, у каждого храма есть крест и купол. Здание храма обыкновенно завершается сверху куполом, изображающим собой небо. Купола имеют форму «шлема» или «горящей свечи» и бывают разных цветов. Как вы думаете, почему так? -Золотые купола символизируют божественную славу. Голубой или синий цвет купола символически изображает небесную чистоту и непорочность. Храмы, освящённые в честь святых, имеют зелёные купола. - Также православный храм обязательно увенчивается крестом. Если взглянуть на храм, то создаётся впечатление, что он как бы летит в небо, особенно если построен на возвышении. -Давайте прочитаем и запишем понятия «купол» и «крест». -Скажите, в чём отличие мечети от храма? ЗАДАНИЕ (Задание №3 про купола) -Ребята, а храм имеет звучание? Каким образом? -Если посмотреть наверх, то можно увидеть, что высоко-высоко над землей на колокольне «живёт» большой колокол или даже целая «колокольная семья» из нескольких колоколов. Когда они звучат, о колокольном звоне говорят, что он плывет над землей. Колокольный звон на Руси издавна называли серебряным, малиновым, красным. Считалось, что серебряный звон с переливами бывает у колокола, отлитого из сплава меди, олова и серебра. Красный звон – красивый, праздничный, веселый. Малиновый звон – от названия фламандского города Малин, в котором отливались колокола с особо чистым «голосом». Звуки колокола заставляют каждого из нас открыть для себя что-то удивительное, как будто прикоснуться к тайне, пришедшей из глубины веков. ЗВУЧИТ ЗВОН КОЛОКОЛА - Какую роль играет храм в жизни людей? Откройте учебник на стр.18 и прочитайте первый абзац. -Теперь откройте стр.19 и прочитайте последнее предложение перед последним абзацем. -Прочитайте и запишите понятие «богослужение» в тетрадь. -Ребята, как и в любом общественном месте, в храме существуют правила. Откройте учебник на стр. 19, прочитайте последний абзац. -Отлично. Организует работу в группах -Вам дана картинка. Семья собирается в храм. Что в их облике не соответствует правилам посещения храма и правилам поведения в храме? | Отвечают на вопросы учителя -Ищут понятие, читают, записывают - Первые храмы строились из дерева, потому что на Руси было много лесов. - Нет. -предполагают, что общего у храмов Предположения детей -У мечети наверху «месяц», а у храмов «крест». -С помощью колокольного звона. Работают в группах | Р: умение осуществлять действие по образцу и заданному правилу; умение сохранять заданную цель; умение контролировать свою деятельность по результату; Л: целеустремленность и настойчивость в достижении целей; разрешения трудностей. | Учебник стр. 70 Презентация | |
Первичное закрепление (4-5 мин) | Усвоение нового способа действий | Ф Словесные методы (беседа) Практический метод (упражнения) Внешний контроль Взаимоконтроль | А теперь я приглашаю вас пройти внутрь храма. Мы поднимаемся по ступенькам и останавливаемся на площадке, которая называется папертью. В прежние времена на паперти молились кающиеся грешники. Также на паперти бедные просят милостыню. Это – начало храма. – Сам же Православный храм делится на три части: притвор, сам храм и алтарь. - Давайте пройдём в притвор. (Предположения детей, почему так назвали) - Притвор - славянское слово, которое означает «перед дверями». В притворе раньше стояли те, кто готовился к крещению и кающиеся, временно отлученные от причастия. - Вторая самая большая часть – сам храм, место для прихожан, собравшихся на церковное богослужение. Главнейшая часть храма – алтарь. Место святое, поэтому в него не позволяется входить непосвященным. Алтарь означает небо, где обитает Бог. Самое важное место в алтаре – престол – особо освященный четырёхугольный стол. Считается, что на престоле невидимо присутствует сам Христос и потому касаться его могут только священники. | П : умение работать с моделями объектов, сравнивать, сопоставлять, выполнять действия анализа и синтеза. | Презентация | ||
Физкультминутка «Нос, пол, потолок» Задача детей повторять именно движения за учителем, а не то, что он говорит, тем самым немного путая детей. | |||||||
Самостоятельная работа с самопроверкой (4-5 мин) | Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, создание ситуации успеха | Практические методы (упражнение) Взаимоконтроль Внешний контроль | Организует самостоятельную работу -Подберите по смыслу слова из предложенных, впишите их в белые квадратики. (слова даны в словах для справок) -Работаем самостоятельно. | Р: выполнение контроля и оценки работы. | Презентация | ||
Включение в систему знаний, повторение (7-8 мин) | Включение «открытия» в систему знаний, повторение и закрепление ранее изученного | Ф Словесные методы (беседа) Внешний контроль Самоконтроль | -Итак, сейчас вам нужно будет ответить на вопросы на листочке, которые я вам раздала. Потом вместе проверим ответы. Тест: 1)Что такое храм? 2)Зачем христиане ходят в храм? 3)Можно ли храм назвать собранием верующих? 4)Как нужно входить в храм? 5)Был(а) ли ты в храмах? (Проверка) | П: выделение необходимых данных. К: построение монологической и диалогических высказываний. | |||
Рефлексия деятельности (2-3 мин) | Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания | Ф Словесные методы (беседа) Самоконтроль | Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся - Дайте оценку своей деятельности, отвечая на вопросы: какое задание я выполнял? Справился ли я с этим заданием? Сам справился или помогали? -Поднимите карандаш: * я с заданием справился самостоятельно (зеленый) * я с заданием справился с помощью других (жёлтый) * я с заданием не справился (красный) | Анализируют свою работу на уроке, уровень усвоения учебного материала | П: выполнение рефлексии учебной деятельности. Р: выполнение контроля и оценки работы; | ||
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока "Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И.Глинки" 4 класс, программа " Музыка" Г.П.Сергеева,Е.Д.Критская, Т.С.Шмагина, автор НаташенковаС.Ю., учитель музыки
Технологическая карта урока "На великий праздник собралася Русь! Патриотическая тема в музыке С.С.Прокофьева и М.И Глинки" по программе "Музыка " Г.П.Сергеева, е.Д. Критская, Т.С..Шмагина4...

Технологическая карта урока по теме - А.С. Пушкин «Песнь о вещем Олеге» (Литературное чтение, 4 класс)
Урок открытие новых знаний. Цель: создать условия для знакомства с историческим произведение А.С. Пушкина «Песнь о вещем Олеге». Задачи: Образовательная: познакомить с ...

Технологическая карта урока информатики.Тема : "Понятия вверх, вниз, влево, вправо.Лабиринт". УМК "Школа 2100" (1 класс)
Тип урока: «открытие нового знания»Цель урока: формирование знаний о понятий «вверх», «вниз», «влево», «вправо».Задачи урокаДидактические:1 ...

Технологическая карта урока ИЗО. Тема:"В мастерской мастера-гончара. Орнамент народов мира. Роспись вазы"(2 класс, УМК "Перспектива").
Тип урока: «открытие» нового знанияЦель урока: формирование представлений об орнаменте народов мира; формирование умения украшать орнаментом форму сосуда.Задачи урокаДидактические:Изучить ...

Технологическая карта урока ОРКСЭ "Ошибки первых людей" (УМК "Основы православной культуры", 4 класс)
Цель урока: формирование у обучающихся представления о первых людях и понятие «ошибка».Задачи урока:Дидактические:1. познакомить учащихся с первыми людьми на Земле, объяснить чем чело...

Технологическа карта урока ОРКСЭ «Бог, мир, человек» (УМК: «Основы религиозных культур и светской этики. Основы православной культуры». 4 класс)
Тип урока: урок «открытия» новых знанийЦель урока: формирование у обучающихся представлений о Боге, вере и о создании мира БогомЗадачи урока:Дидактические:1. познакомить обучающихся ...

Технологическая карта урока на тему: «Что такое погода?» УМК «Школа России», А.А. Плешаков, 2 класс, 1 часть.
Тип урока: «открытие» новых знанийЦель урока: сформировать общих представлений о погоде; познакомить с условными метеорологическими знаками для обозначения погодных явленийЗадачи урока Пла...
