Методическая разработка по предмету ОДНКНР
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)

Овчинникова Юлия Михайловна

Методическая разработка по предмету ОДНКНР на тему "Семья- хранитель духовных цнггостей" разработана для учащихся 4-5 классов общеобразовательной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

МЕДВЕЖЬЕ-ОЗЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО

Методическая разработка по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)

Тема урока:

«Семья- хранитель духовных ценностей»

5 класс.

Автор разработки:

Учитель обществознания

Овчинникова Юлия Михайловна

высшая квалификационная категория

ГО Щёлково, 2023 г.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Методы обучения : частично-поисковый, практический.

Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Цель урока: Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.

Выяснить, что такое ЦЕННОСТИ, их виды, сходство и различия семейных ценностей и традиций разных религий.

Задачи:

  • формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
  • воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
  • помочь ребенку оценить свое место в семье.

Познавательные УУД:

  • уметь найти(услышать) информацию, владеть смысловым  чтением, выделять главное., уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
  • определять цель- проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;
  • понимание значения нравственности в жизни человека и общества.

Личностные УУД:

  • уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументировано оценивать нравственные ценности;
  • уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.

КоммуникативныеУУД:

  • овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
  • развитие навыков рефлексии;
  • организовать работу в группе;
  • следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.

Регулятивные УУД:

  • развитие саморегуляции;
  • формировать действия оценивания.

Оборудование: видеопроектор, видеоролик, карточки с понятиями, наглядный материал, раздаточный материал, учебник

Ход урока

1. Организационный момент. Включение в деятельность.

Учитель.

- Всем добрый день. Сейчас я проверю, как вы готовы к уроку.

  • Поднять правую руку тем, у кого в имени есть буква А
  • Поднять левую руку те, у кого фамилия начинается с согласного звука
  • Закрыли глаза те, у кого есть фамилия
  • Открыли глаза те, у кого фамилия короче полного имени.

И с отличным настроением начинаем урок.

2. Актуализация знаний. Повторение по теме «Духовные ценности»

А) Работа с понятиями.

- Предлагаю вам поиграть. Приглашаю учащихся по одному к доске.

Задание. Не называя понятие объяснить его смысл.

ТРУД, ДОБРОТА, ПАТРИОТИЗМ, ПРИРОДА.

Остальные учащиеся называют понятие по характеристикам

Учитель записывает понятия на доске.

Вопросы:

- Что объединяет все эти слова? ( духовные ценности)

- Раскройте смысл понятия  ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.

Б) Распознавание понятий по картинкам.

Задание. Рассмотрите картинки. Назовите духовные ценности в соответствии с изображениями.

Изображение 1.

Изображение 2.


Изображение 3.

Изображение 4.

Изображение 5.

Изображение 6.

Изображение 1

Бережное отношение к природе

Изображение 2

Патриотизм, любовь к Родине

Изображение 3

Доброта, отзывчивость

Изображение 4

Труд, работа

Изображение 5.

Труд, работа

Изображение 6

Любовь

3. Определение к деятельности. Постановка целей и задач.

- Где же человек познаёт все ценности?

- Кто помогает маленькому ребёнку узнать все общественные правила?

Загадка.

У меня есть мама,

У меня есть папа,

У меня есть дедушка,

У меня есть бабушка,

А у них есть я. Что это?

Семья

-Итак, сегодня пойдет речь о семье и её роли в нашей жизни.

- Что бы вам хотелось узнать о семье на уроке сегодня?

- Для этого заполним первую часть таблицы ( учащиеся формулируют вопросы, записывают в таблицу)

Постановка задач

Ответы на вопросы

Что такое семья? Состав семьи

Что даёт семья человеку?

Какие ценности формируются в семье?

- Правую часть таблицы вы должны будете заполнить по ходу урока.

4. Первичное усвоение знаний.

А)Эвристическая беседа.

Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.

- Назовите этих людей ( мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка)

Ассоциативный ряд. Запиши слова, которые раскрывают смысл понятия СЕМЬЯ.

Приём кластер

Группа людей, дети, родители, любовь, место жительства, забота, воспитание, уважение и тд.

- В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя.

Б) Работа по учебнику. Н.Ф. Виноградова «Основы духовно- нравственной культуры народов России».

С. 57- Рассмотрите иллюстрации, определите ценности, которые формирует семья.

-В семье мы учимся любви, милосердию, уважению к труду, бережному отношению к природе. Учимся почитать наших предков, чтить память героев истории.

- А, какие традиции есть в ваших семьях? Кто может поделиться своей любимой традицией в семье? ( ответы учащихся)

Просмотр видео «Традиции и обычаи семьи»

5. Первичная проверка понимания  учебного материала.

Традиции передаются от отца к сыну. У разных народов традиции разные, а ценности у всех одинаковые.

Работа в группах.

Задание. Прочитать народную сказку. Определить главную мысль. Какую народную мудрость они заключают?

  1. Группа. «Почему вода в море солёная» ( корельская сказка), учебник с. 61-63
  2. Группа «Как Ветер к Великой Горе ходил» ( якутская сказка), учебник с. 63-65
  3. Группа «Кукушка» ( ненецкая сказка), учебник, с. 65-66

Вывод. Семья формирует главные ценности- любовь, заботу, уважение, честность, трудолюбие.

6. Первичное закрепление.

А) -Вернёмся к нашей таблице. Заполните правый столбик. Опрос, обсуждение.

Постановка задач

Ответы на вопросы

Что такое семья? Состав семьи

Что даёт семья человеку?

Какие ценности формируются в семье?

Б) Работа по иллюстрации учебника, с. 59.

Задание. Рассмотри репродукцию картины А. Ржевской «Весёлая минутка». Ответь на вопросы: «Кто её герои?», «Какие у них отношения», «Где происходит действие?»

Сделай вывод: какие семейные ценности объединяют героев картины?

7. Домашнее задание.

1. Учебник с. 56-58 прочитать.

2. Подбери примеры фольклорных произведений своего народа, в которых говориться о нравственных качествах человека.

3. с. 82 «Послушаем друг друга». Ответь на вопросы письменно в тетради.

8. Рефлексия. Приём «Выбор».

На уроке я работал

активно, пассивно

Своей работой на уроке я

доволен, недоволен

Урок показался мне

коротким, длинным

За урок я

не устал, устал

Моё настроение

стало лучше, стало хуже

Материал урока для меня был

понятен, непонятен

интересен, скучен

полезен, бесполезен


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методическая разработка к предмету "Окружающий мир" по теме " Тундра". УМК "Школа России"

представление о  природной зоне тундры;ознакомление с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека...

Методическая разработка по предмету английский язык «Праздники англо-говорящих стран. День святого Валентина»

Данная методическая разработка включает подробный план урока и приложение-презентацию в Power Point и предназначена для 3 классов базовой школы, 2 часа в неделю. Урок проводится в теме «Праздники англ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

Методическая разработка урока предмет: иностранный язык УМК "Enjoy English" 3 класс Тема урока «Дни недели»

Учебные пособия:Учебник: Enjoy English/ Английский с удовольствием: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010. – 144с.: илЦель урока: развитие коммуникативных навыков...

Методическая разработка к предмету "Основы религиозной культуры и светской этики. Литературно-музыкальная композиция "Рождество Христово".

Знакомство с христианскими праздниками и традициями русского народа, привитие интереса к русской культуре....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»

Методическая разработка урока раскрывает  опыт работы проведения урока по предмету русский язык по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится в 1 классе по теме: «Парные ...