Методическая разработка по предмету ОДНКНР
план-конспект занятия по орксэ (4 класс)
Методическая разработка по предмету ОДНКНР на тему "Семья- хранитель духовных цнггостей" разработана для учащихся 4-5 классов общеобразовательной школы.
Скачать:
| Вложение | Размер |
|---|---|
| 500.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
МЕДВЕЖЬЕ-ОЗЁРСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 19 ГОРОДСКОГО ОКРУГА ЩЁЛКОВО
Методическая разработка по предмету «Основы духовно-нравственной культуры народов России (ОДНКНР)
Тема урока:
«Семья- хранитель духовных ценностей»
5 класс.
Автор разработки:
Учитель обществознания
Овчинникова Юлия Михайловна
высшая квалификационная категория
ГО Щёлково, 2023 г.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Методы обучения : частично-поисковый, практический.
Формы обучения: индивидуальная, групповая, фронтальная.
Цель урока: Привить детям любовь к своей семье и культивирование бережного отношения к семейным ценностям.
Выяснить, что такое ЦЕННОСТИ, их виды, сходство и различия семейных ценностей и традиций разных религий.
Задачи:
- формировать умения соизмерять свои потребности с потребностями окружающих; отказываться от материальных благ, ради здоровья, комфорта родных людей;
- воспитывать духовные потребности: любовь и уважение к окружающим; этические; познавательные;
- помочь ребенку оценить свое место в семье.
Познавательные УУД:
- уметь найти(услышать) информацию, владеть смысловым чтением, выделять главное., уметь работать с информацией, анализировать, обобщать;
- определять цель- проблему. Выдвигать версии. Работа с понятием. Использовать полученную информацию для решения учебных и жизненных задач. Уметь работать со словарем, находить и выделять главное;
- понимание значения нравственности в жизни человека и общества.
Личностные УУД:
- уметь оценивать ситуации и поступки. Оценивать поступки на основе общечеловеческих ценностей. Аргументировано оценивать нравственные ценности;
- уметь аргументировать свою точку зрения, вести диалог, участвовать в дискуссии. Самоопределяться в жизненных ценностях. Ценностно-смысловая ориентация.
КоммуникативныеУУД:
- овладение навыками проектной деятельности, умениями слушать собеседника и вести диалог, признавать возможность существования различных точек зрения на оценку событий;
- развитие навыков рефлексии;
- организовать работу в группе;
- следовать морально-этическим и психологическим правилам общения.
Регулятивные УУД:
- развитие саморегуляции;
- формировать действия оценивания.
Оборудование: видеопроектор, видеоролик, карточки с понятиями, наглядный материал, раздаточный материал, учебник
Ход урока
1. Организационный момент. Включение в деятельность.
Учитель.
- Всем добрый день. Сейчас я проверю, как вы готовы к уроку.
- Поднять правую руку тем, у кого в имени есть буква А
- Поднять левую руку те, у кого фамилия начинается с согласного звука
- Закрыли глаза те, у кого есть фамилия
- Открыли глаза те, у кого фамилия короче полного имени.
И с отличным настроением начинаем урок.
2. Актуализация знаний. Повторение по теме «Духовные ценности»
А) Работа с понятиями.
- Предлагаю вам поиграть. Приглашаю учащихся по одному к доске.
Задание. Не называя понятие объяснить его смысл.
ТРУД, ДОБРОТА, ПАТРИОТИЗМ, ПРИРОДА.
Остальные учащиеся называют понятие по характеристикам
Учитель записывает понятия на доске.
Вопросы:
- Что объединяет все эти слова? ( духовные ценности)
- Раскройте смысл понятия ДУХОВНЫЕ ЦЕННОСТИ.
Б) Распознавание понятий по картинкам.
Задание. Рассмотрите картинки. Назовите духовные ценности в соответствии с изображениями.
Изображение 1. | Изображение 2. |
Изображение 3. | Изображение 4. |
Изображение 5. | Изображение 6. |
Изображение 1 | Бережное отношение к природе |
Изображение 2 | Патриотизм, любовь к Родине |
Изображение 3 | Доброта, отзывчивость |
Изображение 4 | Труд, работа |
Изображение 5. | Труд, работа |
Изображение 6 | Любовь |
3. Определение к деятельности. Постановка целей и задач.
- Где же человек познаёт все ценности?
- Кто помогает маленькому ребёнку узнать все общественные правила?
Загадка.
У меня есть мама,
У меня есть папа,
У меня есть дедушка,
У меня есть бабушка,
А у них есть я. Что это?
Семья
-Итак, сегодня пойдет речь о семье и её роли в нашей жизни.
- Что бы вам хотелось узнать о семье на уроке сегодня?
- Для этого заполним первую часть таблицы ( учащиеся формулируют вопросы, записывают в таблицу)
Постановка задач | Ответы на вопросы |
Что такое семья? Состав семьи | |
Что даёт семья человеку? | |
Какие ценности формируются в семье? |
- Правую часть таблицы вы должны будете заполнить по ходу урока.
4. Первичное усвоение знаний.
А)Эвристическая беседа.
Семья – самое главное в жизни для каждого человека. Это близкие и родные люди, те, кого мы любим, с кого берем пример, о ком заботимся, кому желаем добра и счастья.
- Назовите этих людей ( мама, папа, брат, сестра, дедушка, бабушка)
Ассоциативный ряд. Запиши слова, которые раскрывают смысл понятия СЕМЬЯ.
Приём кластер
Группа людей, дети, родители, любовь, место жительства, забота, воспитание, уважение и тд.
- В семье ребёнок учится правилам поведения, приобретает знания о том, что хорошо и что плохо, что можно и что нельзя.
Б) Работа по учебнику. Н.Ф. Виноградова «Основы духовно- нравственной культуры народов России».
С. 57- Рассмотрите иллюстрации, определите ценности, которые формирует семья.
-В семье мы учимся любви, милосердию, уважению к труду, бережному отношению к природе. Учимся почитать наших предков, чтить память героев истории.
- А, какие традиции есть в ваших семьях? Кто может поделиться своей любимой традицией в семье? ( ответы учащихся)
Просмотр видео «Традиции и обычаи семьи»
5. Первичная проверка понимания учебного материала.
Традиции передаются от отца к сыну. У разных народов традиции разные, а ценности у всех одинаковые.
Работа в группах.
Задание. Прочитать народную сказку. Определить главную мысль. Какую народную мудрость они заключают?
- Группа. «Почему вода в море солёная» ( корельская сказка), учебник с. 61-63
- Группа «Как Ветер к Великой Горе ходил» ( якутская сказка), учебник с. 63-65
- Группа «Кукушка» ( ненецкая сказка), учебник, с. 65-66
Вывод. Семья формирует главные ценности- любовь, заботу, уважение, честность, трудолюбие.
6. Первичное закрепление.
А) -Вернёмся к нашей таблице. Заполните правый столбик. Опрос, обсуждение.
Постановка задач | Ответы на вопросы |
Что такое семья? Состав семьи | |
Что даёт семья человеку? | |
Какие ценности формируются в семье? |
Б) Работа по иллюстрации учебника, с. 59.
Задание. Рассмотри репродукцию картины А. Ржевской «Весёлая минутка». Ответь на вопросы: «Кто её герои?», «Какие у них отношения», «Где происходит действие?»
Сделай вывод: какие семейные ценности объединяют героев картины?
7. Домашнее задание.
1. Учебник с. 56-58 прочитать.
2. Подбери примеры фольклорных произведений своего народа, в которых говориться о нравственных качествах человека.
3. с. 82 «Послушаем друг друга». Ответь на вопросы письменно в тетради.
8. Рефлексия. Приём «Выбор».
На уроке я работал | активно, пассивно |
Своей работой на уроке я | доволен, недоволен |
Урок показался мне | коротким, длинным |
За урок я | не устал, устал |
Моё настроение | стало лучше, стало хуже |
Материал урока для меня был | понятен, непонятен интересен, скучен полезен, бесполезен |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
методическая разработка к предмету "Окружающий мир" по теме " Тундра". УМК "Школа России"
представление о природной зоне тундры;ознакомление с географическим положением этой природной зоны, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека...

Методическая разработка по предмету английский язык «Праздники англо-говорящих стран. День святого Валентина»
Данная методическая разработка включает подробный план урока и приложение-презентацию в Power Point и предназначена для 3 классов базовой школы, 2 часа в неделю. Урок проводится в теме «Праздники англ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В
Методическая разработка урока раскрывает опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе Тема: «Парные согласные звуки в конце слова» по системе Занкова Л.В
Методическая разработка урока раскрывает опыт работы проведения урока по предмету русский язык системы Л. В. Занкова по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится ...

Методическая разработка урока предмет: иностранный язык УМК "Enjoy English" 3 класс Тема урока «Дни недели»
Учебные пособия:Учебник: Enjoy English/ Английский с удовольствием: учебник для 3 класса общеобразовательных учреждений. - Обнинск: Титул, 2010. – 144с.: илЦель урока: развитие коммуникативных навыков...
Методическая разработка к предмету "Основы религиозной культуры и светской этики. Литературно-музыкальная композиция "Рождество Христово".
Знакомство с христианскими праздниками и традициями русского народа, привитие интереса к русской культуре....
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА по предмету «Русский язык» в 1 классе. Тема: «Парные согласные звуки в конце слова»
Методическая разработка урока раскрывает опыт работы проведения урока по предмету русский язык по учебнику для 1 класса под редакцией А. В. Поляковой.Урок проводится в 1 классе по теме: «Парные ...













