Конспект урока по ОПК Тема: «Подвиг» «Дети – герои»
методическая разработка по орксэ (4 класс)

Петрова Елена Петровна

Конспект урока по ОПК

 Тема: «Подвиг»

 «Дети – герои»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл deti_-_geroi_1_3.docx31.32 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по ОПК

 Тема: «Подвиг»

 «Дети – герои»

Петрова Елена Петровна,

учитель высшей квалификационной категории

ГБОУ Школа № 1347

Цель: Формирование целостного представления о значении подвига в различные исторические эпохи: от первых христианских мучеников вплоть до наших дней.

Задачи:

  • формирование представлений учащихся о гражданском долге, мужестве, героизме;
  • воспитание у учащихся чувства патриотизма, гордости за свою страну, свой народ;
  • сформировать у учащихся представление о Российских новомучениках;
  • воспитывать чувство любви к ближнему и Отечеству, прививать интерес к изучению прошлого нашей страны;
  • развивать внимание, память, речь, творческие способности учащихся, расширить их кругозор;
  • воспитание чувства сострадания к людям, неприятие жестокости;
  • формировать исследовательские способности путём развития навыков работы с текстом, умение находить информацию, обобщать, делать выводы.

Оборудование:

Компьютер, проектор для показания презентации, карточки, икона Вера, Надежда, Любовь и мать их София, икона Варвары Великомученицы,  икона царевича Алексея, фонограмма «Вставай страна огромная».

Ход занятия

  1. Организационный момент.

Учитель: Дорогие ребята, сегодня мы будем говорить с вами о героях, но не о взрослых людях, а о детях. Слайд 1

 «Подвиги совершают не те, кто ростом велик, а те, в ком есть отвага, широкое сердце и решимость пожертвовать собой»

           Блаженный старец схимонах Паисий Святогорец. Слайд 2

  1. Постановка цели урока.

Учитель: Как вы думаете, кого мы можем назвать героем?

(Ответы детей)

Учитель: Да, герои – это люди, которые совершают подвиги, т.е., подвигаются на какой – либо поступок, который является очень важным и может даже достигаться ценой собственного здоровья или даже жизни.

(Дети зачитывают со слайда высказывания о том, что такое подвиг, а также дают свои ответы) Слайд 3

Подвиг – это героический поступок.

Подвиг – это когда чувство любви к Родине, семье и просто дорогим людям, заглушает в тебе чувство страха, боли и мысли о смерти и толкает тебя на смелые поступки, при этом, не задумываясь о последствиях, которые могут случиться с тобой.

Подвиг – это, когда человек, жертвуя своей жизнью, спасает других.

Подвиг – это героический поступок человека. Совершая подвиг, человек проявляет смелость, самоотверженность. Иногда любовь.

Подвиг – это готовность пожертвовать собой ради близкого человека, родины и так далее.

Учитель: Из истории мы знаем о подвигах христианских детей, которые наравне со взрослыми открыто исповедовали свою веру и некоторые даже пошли на смерть, но не отреклись от Христа. Слайд 4

3. Изучение нового материала.

Вера, Надежда, Любовь  их мать София.  Слайд 5

  (Сообщение делает заранее подготовленный ученик или учитель) 

Во II веке, в царствование императора Адриана (117–138 гг.), в Риме жила благочестивая вдова София (имя София значит «премудрость»). У нее были три дочери, носившие имена главных христианских добродетелей: Вера, Надежда и Любовь. Будучи глубоко верующей христианкой, София воспитала дочерей в любви к Богу, уча не привязываться к земным благам. Слух о принадлежности к христианству этого семейства дошел до императора, и он пожелал лично увидеть трех сестер и воспитавшую их мать. Все четверо предстали перед императором и безбоязненно исповедали веру во Христа, воскресшего из мертвых и дающего вечную жизнь всем верующим в Него. Удивленный смелостью юных христианок, император отослал их к одной язычнице, которой приказал убедить их отречься от веры. Однако все доводы и красноречие языческой наставницы оказались напрасными, и пламенеющие верой сестры христианки не изменили своих убеждений. Тогда их снова привели к императору Адриану, и он стал настойчиво требовать, чтобы они принесли жертву языческим богам. Но девочки с негодованием отвергли его приказ.

Тогда разгневанный Адриан велел предать детей различным пыткам. Палачи начали с Веры. Они на глазах у матери и сестер стали беспощадно бить ее, отрывая части от ее тела. Потом они положили ее на раскаленную железную решетку. Силой Божией огонь не причинил никакого вреда телу святой мученицы. Обезумевший от жестокости Адриан не вразумился чудом Божиим и велел бросить отроковицу в котел с кипящей смолой. Но по воле Господней котел охладился и не причинил исповеднице никакого вреда. Тогда ее присудили к усечению мечом.

«Я с радостью пойду к возлюбленному моему Господу Спасителю», – сказала святая Вера. Она мужественно преклонила свою голову под меч и так предала свой дух Богу.

Младшие сестры Надежда и Любовь, воодушевленные мужеством старшей сестры, претерпели подобные ей муки. Огонь не причинил им вреда, тогда им отсекли мечом голову. Святую Софию не подвергли телесным мучениям, но обрекли ее на еще более сильные душевные мучения от разлуки с замученными детьми. Страдалица погребла честные останки своих дочерей и два дня не отходила от их могилы. На третий день Господь послал ей тихую кончину и принял ее многострадальную душу в небесные обители. Святая София, претерпев за Христа большие душевные муки, вместе с дочерями причислена Церковью к лику святых. Пострадали они в 137 году. Старшей  Вере, тогда было 12 лет, второй, Надежде, – 10, а младшей, Любови, – лишь 9 лет.

Так три девочки и их мать показали, что для людей, укрепляемых благодатью Святого Духа, недостаток телесных сил нисколько не служит препятствием к проявлению сил духа и мужества. Их святыми молитвами Господь да укрепит и нас в христианской вере и в добродетельной жизни.        

Святая великомученица Варвара

(сообщение делает заранее подготовленный  ученик или учитель) Слайд 6

Родиной святой Варвары является город Илиополе (в теперешнее время – государство Сирия). Появилась на свет она во времена правления императора Максимиона (305 – 311 гг) в доме языческого знатного рода. Диоскор, который являлся отцом Варвары, рано потерял свою молодую жену и стал очень привязываться к дочери, потому, что она была его единственным ребенком. Он неустанно оберегал ее от посторонних глаз чужих людей. Для того, чтобы оградить ее от связей с христианами-иноверцами, отец выстроил дочери самый настоящий замок. Без его позволения дочь не имела права его покидать, практически жила как в заточении. До поры до времени святая Варвара, икона которой теперь является частью христианства, вообще ничего не знала о новой вере.       Но ей все-таки удалось познакомиться однажды с представителями христианской веры. Это произошло, когда Диоскор надолго отправился путешествовать. Для этого сложилось множество фактов сразу, сначала знакомство с сообществом, а потом и приезд в город христианского священника. Христиане крестили Варвару. После просветления от обряда Крещения святая Варвара искренне полюбила Бога и дала обещание посвятить свое мирское существование служению Ему. Собственно, благодаря этому икона святой Великомученицы Варвары и является теперь доступной для молитвы. Для того времени подобное решение было как минимум смелым, а для юной особы и вовсе стало фатальным. Не станем вдаваться в подробности, но суть в простом рассказе дочери Диоксору о христианстве. Прознав про это, и услышав от дочери христианские назидания, Диоскор рассвирепел и жестоко наказал ее. К концу того дня истерзанную Варвару доставили в узилище. В ночное время, когда она была занята молитвами, к ней явился Бог, который наставил и укрепил в вере. Когда пришло утро, все увидели, что на теле Варвары не было никаких признаков следов от насилия. Это очень всех удивило. Это было похоже на настоящее чудо. Увидев его Иулиания, которая была тоже христианкой, громко заявила о своей вере и желании страдать за Христа. Варвару и Иулианию стали водить голыми по улицам города, потом подвесили на дерево и жестоко пытали. Затем их обезглавили по приказу правителя, но они до самого конца остались преданными Христу. 

Святой Кирик

(Сообщение делает заранее подготовленный ученик) Слайд 7

Пожалуй, самым юным мучеником, убитым за исповедание им веры во Христа, является трехлетний Кирик. Святые мученики Кирик и Иулитта жили в Малой Азии в городе Иконии Ликаонской области. Святая Иулитта происходила из знатного рода и была христианкой. Рано овдовев, она воспитывала своего трехлетнего сына Кирика. Будучи арестована, она не отреклась на суде от Христа и стойко претерпевала истязания. Младенец Кирик плакал, глядя на мучения своей матери, и рвался к ней. Правитель Александр пробовал ласкать его, но мальчик вырывался и кричал: «Пустите меня к матери, я христианин». Правитель швырнул ребенка с высоты помоста на каменные ступени, мальчик покатился вниз, ударяясь об острые углы, и умер.

Учитель: Не только в древности, но и в относительно близкое к нам время дети становились мучениками за Веру, за Родину. Слайд 8

Рассказ учителя о семье русского Императора Николая II.

Сто лет назад большевиками была расстреляна семья последнего русского Императора Николая II.

Вместе с Императором была убита Императрица Александра Федоровна и царские дети: царевна Ольга, Татьяна,  Мария, Анастасия и Цесаревич Алексей, каждому еще не исполнилось  14 лет.

Любимого наследника Алексея родители воспитывали в любви и строгости, как будущего Царя земли Русской. Алексей рос глубоко верующим человеком, сострадательным к ближним, любил природу, животных. Слайд 9

Когда началась I Мировая война, Государь брал сына с собой на фронт, чтобы показать мальчику реальную жизнь его будущих подданных, страдания войны, мужество русских солдат. Слайд 10

На многих снимках мы видим Цесаревича в военной форме. Он будущий Верховный Главнокомандующий Российской армии. Слайд 11

«Когда я буду Царем, не будет бедных и несчастных. Я хочу, чтобы все люди были счастливы». - так говорил Наследник Русского Престола, Великий Князь Алексей Николаевич Романов, положивший жизнь свою за Веру и Отечество в неполных 14 лет. Слайд 12

Памяти цесаревича Алексея Николаевича Романова

(Чтение учеником стихотворения)

Напрасны наши сожаленья, былого не поворотить.

Но почему же мы с волненьем судеб распутываем нить?

Что так тревожит и печалит, что так безудержно гнетет?

Что не сложилось изначально? Зачем был тот переворот?

Смотрю на фото. Цесаревич. Четырнадцать неполных лет.

По долгу чести и по вере – не мог не ожидать побед.

Болезнь. Война. Кругом измены. И лишь Семья – святой очаг!

Арест. Сибирь. Весь мир расстрелян… Нездешний Свет – в его очах…

(звучит фонограмма «Вставай страна огромная»)

Учитель: Говоря о мужестве детей невозможно не вспомнить юных героев Великой Отечественной Войны. Слайд 13

Учитель: До войны это были самые обыкновенные мальчики и девочки. Учились, помогали старшим, играли, разводили голубей, иногда даже участвовали в потасовках, но пришел час немыслимых испытаний и они доказали, каким огромным может быть маленькое детское сердце, которое разрастается в нем в священнее, любовь к Родине, боль за судьбу своего народа, и ненависти к врагам Отечества. И никто не ожидал, что именно эти мальчишки и девчонки способны совершить великий Подвиг во славу свободы и независимости своей Родины.

Подвиги Марата Казея 

(Сообщение  ученика)  Слайд 14

Один из его громких подвигов был совершен в марте 1943 г, когда, благодаря ему, был спасен целый партизанский отряд. Тогда у д. Румок немецкие каратели взяли в окружение отряд им. Фурманова, а Марат Казей смог прорваться сквозь кольцо врага и привести подмогу. Враг был разбит, а его товарищи спасены.

За проявленные в боях и диверсиях смелость, отвагу и совершенные им подвиги, в конце 1943 г, 14-летний Марат Казей был награжден тремя высокими наградами: медалями «За боевые заслуги», «За отвагу» и орденом Отечественной войны 1-й степени.

Марат Казей погиб 11 мая 1944 года в бою возле д. Хоромицкие. Когда с напарником возвращался из разведки, их окружили гитлеровцы. Потеряв в перестрелке товарища, юноша сам подорвал себя гранатой, не дав немцам взять его живым или, по другой версии, предотвращая карательную операцию в деревне, в случае его поимки. Еще одна версия его биографии говорит, что Марат Казей привел в действие взрывное устройство, чтобы убить вместе с собой нескольких немцев, подошедших к нему слишком близко, так как у него закончились патроны. Похоронили мальчика в его родной деревне. Слайд 15

Звание Героя Советского Союза Марату Казею было присвоено 8 мая 1965 года. В г. Минске отважному парню был установлен обелиск, запечатлевший последние мгновения до его подвига. В его честь также было названы много улиц на территории всего бывшего СССР, особенно на его родине в Белоруссии. Школьников советских времен воспитывали в духе патриотизма и в пионерском лагере деревни Горваль Речицкого района Белорусской ССР. Лагерь так и назывался - «Марат Казей».

Подвиг Вали Котик

(Сообщение  ученика)   Слайд 16

Когда немцы оккупировали Шепетовский район, Вале Котику было всего 11 лет. Официальная биография гласит, что он сразу же принял участие в сборе боеприпасов и оружия, которые затем отправлялись на фронт. Вместе с друзьями Валя собирал оружие, брошенное на месте боестолкновений, которое переправлялось к партизанам в возах с сеном. Также юный герой самостоятельно изготавливал и расклеивал по городу карикатуры на фашистов.

В 1942 г. он был принят в ряды Шепетовской подпольной организации, в качестве разведчика. Далее его военная биография пополнилась участием в подвигах партизанского отряда под командованием Музалева Ивана Алексеевича (1943 г). В октябре того же года Валя Котик совершил свой первый громкий подвиг - сумел обнаружить подземный телефонный кабель ставки немецкого командования, который был затем благополучно взорван партизанами.

На боевом счету мужественного пионера находятся и другие подвиги - успешные подрывы шести складов и железнодорожных эшелонов, а также многочисленные засады, в которых он принимал участие. В обязанности Вали Котик входила и добыча информации о расположении немецких постов и порядка смены их караула.

Другой подвиг, спасший жизни многим его взрослым товарищам, юный герой совершил 29 октября 1943 года. В тот день парень стоял на посту, как вдруг на него совершили нападение гитлеровские каратели. Мальчик успел застрелить вражеского офицера и поднять тревогу.

За проявленные героизм, мужество и неоднократно совершенные подвиги, пионер Валя Котик был награжден орденом Отечественной войны I степени и орденом Ленина, а также медалью «Партизану Отечественной войны» II степени.

Шестнадцатого февраля 1944 г. 14-летний герой получил смертельные ранения в бою за освобождение города Изяслав Каменец-Подольский. Он умер на следующий день, 17 февраля и был похоронен в центральном парке г. Шепетовка.

В 1973 году в свет вышла книга писателя Бориса Костюковского «Жизнь, как она есть» (Москва, «Детская литература»), который посвятил ее биографии и подвигам Марата Казея и его сестры Ариадны Казей (умерла в 2008 году). Слайд 17

В советские годы об этом отважном пионере и его подвигах знал каждый школьник. Именем мужественного парня называли многочисленные улицы, пионерские дружины, отряды и лагеря. Памятник Вале Котику был установлен перед школой, в которой он учился, другой памятник стоял на ВДНХ. В честь него также был назван один теплоход.

Подвиг партизанки Зины Портновой 

(Сообщение ученика)   Слайд 18 

Одной из самых масштабных операций стало отравление более ста немецких офицеров. И здесь заслуга Зины Портновой. Работая посудомойкой в столовой, где питались офицеры, направленные на курсы переподготовки, Зина отравила еду. Самой ей тогда чудом удалось избежать смерти и ответственности. Немцы заставили её есть из тарелки с отравленным супом. Она бестрепетно взяла ложку и съела немного супа, таким образом, отведя от себя подозрения. От яда её спасала бабушка с помощью народных средств. Крепкий организм справился, и девочка выжила.

После этой диверсии, Зина Портнова ушла в партизанский отряд. Здесь она была принята в комсомол. В августе 1943 года внедрённый в подполье «Юных мстителей» предатель, сдаёт всех членов организации. Лишь Фруза Зенькова и несколько юных подпольщиков успевают спастись. После многочисленных пыток и допросов, в октябре 1943 года тридцать юношей и девушек казнены гитлеровцами.

Зина Портнова, выполняя поручение партизанского отряда, пыталась выйти на связь со спасшимися подпольщиками. Но миссия провалилась, её опознали и арестовали в деревне Мостище. Гитлеровцам к тому времени уже многое было известно о роли Зины в «Юных мстителей». Только об её участии в отравлении не было известно. Поэтому с ней пытались договориться, чтобы она сдала спасшихся членов подполья. Но девушка была несгибаема. Один из допросов, проводимых в деревне Горяны, закончился тем, что Зина сумела схватить пистолет следователя и застрелить его самого и ещё двух немцев, присутствовавших при допросе. Попытка бегства не удалась, Зине выстрелили в ногу. А когда она попыталась застрелить себя последним патроном, пистолет дал осечку.

Зину Портнову схватили фашисты.

В январе 1944 года искалеченную, слепую и абсолютно седую 17-тилетнюю девушку повели на казнь. Её расстреляли на площади вместе с другими приговорёнными. Лишь спустя почти 15 лет мир узнал о подвиге молодых подпольщиков. Самой юной из них, Зине Портновой, в 1958 году присвоили звание Героя Советского Союза и орден Ленина. Ей поставлены памятники, ее именем были названы улицы в Ленинграде и Белоруссии, а также один из кораблей в Дальневосточном морском пароходстве. Слайд 19

Учитель: Да, в годы Великой Отечественной Войны дети наряду со взрослыми проявили необыкновенные мужество и героизм ради освобождения нашей Родины от немецко – фашистских захватчиков.

(Чтение учеником стихотворение «Мальчики»)

Уходили мальчики – на плечах шинели,

Уходили мальчики – храбро песни пели,

Отступали мальчики пыльными степями,

Умирали мальчики, где – не знали сами...

Попадали мальчики в страшные бараки,

Догоняли мальчиков лютые собаки.

Убивали мальчиков за побег на месте,

Не продали мальчики совести и чести...

Не хотели мальчики поддаваться страху,

Поднимались мальчики по свистку в атаку.

В черный дым сражений, на броне покатой

Уезжали мальчики – стиснув автоматы.

Повидали мальчики – храбрые солдаты –

Волгу – в сорок первом,

Шпрее – в сорок пятом,

Показали мальчики за четыре года,

Кто такие мальчики нашего народа

Учитель: А как вы думаете, ребята, способны ли дети нашего времени на героические поступки?

(Ответы детей) Слайд 20

Учитель: Вы правы, и среди нас есть дети – герои и их немало. Давайте, послушаем рассказы о наших мужественных современниках.

Дайнеко Кирилл и Скрипник Сергей  Слайд 21

В Челябинской области два друга 12 лет от роду проявили настоящее мужество, спасая... своих учителей. А дело было так. В момент, когда прогремел взрыв, дети хором пели песню «Не страшна нам бомбежка любая». Спустя мгновение, слова пришлось доказывать на деле. Кирилл Дайнеко и Сергей Скрипник услышали, как их учительница Наталья Ивановна зовет на помощь из столовой, не в силах выбить массивные двери. Ребята кинулись спасать педагога. Сначала они забежали в дежурную комнату, схватили подвернувшийся под руку арматурный прут и выбили им окно в столовую. Потом, через оконный проем перенесли раненую осколками стекла учительницу на улицу. После этого школьники обнаружили, что помощь нужна еще одной женщине - работнице кухни, которую завалила рухнувшая от удара взрывной волны утварь. Оперативно разобрав завал, мальчишки позвали на помощь взрослых. Как оказалось, у женщины был сломан позвоночник. И если бы не помощь подростков, не исключено, что падение Челябинского метеорита было бы отмечено не просто большим числом пострадавших, но и по крайней мере одной человеческой смертью.

Захаров Павел и Гусев Артем   Слайд 22

20 февраля 2014 года Павел Захаров, Артем Гусев, воспитанники клуба "Казачий патруль" спасли мальчика, провалившегося под лёд.

В этот день ребята немного раньше пришли на занятие патриотического клуба "Казачий патруль". Паша и Артем решили прогуляться по набережной реки Волги. Вдруг они увидели, как мальчик-подросток провалился под лёд. Первым к мальчику бросился Артём, но тоже не удержался и попал под лёд. Тогда Павел Захаров взял палку и пополз по льду и спас обоих.

Макаров Иван Слайд 23

   Ваня Макаров из Ивделя спас из реки свою одноклассницу, которая провалилась под лёд. Глядя на этого маленького мальчика – ростом чуть больше метра и весом всего 22 килограмма – трудно представить, как он один смог вытащить девочку из воды. Потом Ваня довел Женю до ближайшего помещения - это оказалось почтовое отделение. Там девочку отогрели и позвонили ее родителям. Ваня тоже промок и замерз, но о своем поступке не рассказал дома. Приемная мама мальчика вспоминает, что он пришел домой молча и упрямо не рассказывал о том, что стряслось. О подвиге сына женщина узнала от мамы спасенной Жени. После этого случая  Ваня планировал пойти учиться в кадетскую школу, чтобы стать спасателем.

Учитель: Мы услышали рассказы только о нескольких героях нашего времени, но детей совершивших мужественные поступки, гораздо больше.

Учитель: Слава Богу, мы живем в мирное время, но в нашей жизни иногда происходят такие события, когда кому – то нужна наша помощь.

В жизни всегда есть место подвигу! Слайд 24

Учитель: Как вы думаете, ребята, какими качествами характера должны обладать люди, способные на героический поступок?

(Дети выбирают карточки, на которых написаны черты характера: качества души и добродетели.)

Учитель: И так, вы выбрали:

  1. Любовь;
  2. Вера;
  3. Мужество;
  4. Храбрость;
  5. Верность (данному слову);
  6. Терпение;
  7. Милосердие;
  8. Сострадание.

На первое место поставили Любовь. Почему?

(Ответы детей) 

Учитель: Вы правы, Любовь выше всех добродетелей. Если человек не имеет Любви, он не способен на жертвенный подвиг. Слайд 25 

И так, ребята, что вы сумели понять, осознать, осмыслить на сегодняшнем уроке?

(Ответы учеников)

Учитель: Да, во все времена были люди, и даже дети, способные на героический поступок за Веру, за Родину, ради своего ближнего.

 «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих», - это слова нашего Господа Иисуса Христа. Многие люди исполнили эту заповедь.

Нам с вами есть, с кого брать пример!

Будем достойны памяти наших великих предков, создавших и сохранивших нашу страну.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока изобразительное искусство по теме "Герои-защитники"

Представлен конспект урока + презентация для 4 класса, по программе Неменского...

Конспект урока изобразительного искусства "Образ театрального героя. Кукла-цилиндр"

Урок изобразительного искусства "Образ театрального героя. Кукла-цилиндр"...

Конспект урока "Р.Киплинг «Братья Маугли». Герои произведения" ("Перспектива", 3 класс)

Цели урока:  закрепление знаний знакомства с отрывком из литературной сказки Р. Киплинга «Маугли»;  определение темы, главной мысли, основного содержания произведения; охарактери...

Конспект урока по теме "Дом сказочного героя"

Цели деятельности учителя: объяснение детям, что Мастер постройки, Мастер Изображения и Мастер Украшения работают совместно; обучение детей умению изображать дома сказочных героев, передавая сказочный...

Конспект урока литературного чтения по теме "Герои земли Рязанской"

Тип урока: Изучение нового материалаОборудование: проектор, интерактивная доска, компьютер, планшеты.Цели:Образовательные:Уметь анализировать текст для получения новых знаний, выделять главное в текст...

Конспект урока по литературному чтению Характеристика героев. В. Драгунский «Тайное становится явным» (2 класс) (УМК Школа России)

Цели деятельности учителя: формирование знаний о героях рассказа В.Драгунского «Тайное становится явным»; формирование умений давать характеристику героямПланируемые результатыПредметные:з...