Технологическая карта урока ОРКСЭ "Красота этикета" (УМК "Школа России", 4 класс)
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Тема урока: «Красота этикета»

 

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: знакомство с понятием «красота этикета» и правилами столового этикета.

Задачи урока

Дидактические:

1. Изучить основные понятия «красота этикета», «столовый этикет»;

2. Сформировать умение применять правила столового этикета в жизни;

3. Научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Развивающие:

1. Развивать память;

2. Развивать умения преодолевать трудности;

3. Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Воспитательные:

1. Воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.

 

Планируемые результаты

Предметные:

1. Знать понятия «красота этикета», «столовый этикет».

2. Знать правила столового этикета.

Личностные:

1. Развивать  личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

2. Развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

3. Воспитывать  доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ

Дата: 22.10.2024

Школа: МАОУ «Академический лицей № 95 г. Челябинска»

Класс: 4-2

Урок: 3

Время: 9:50 – 10:30  Кабинет: 214

Студент: Кузнецова Александра Федоровна

Группа: 43

Учитель: Диброва Галина Викторовна

Методист: Сачкова Татьяна Андреевна

Тема урока «Красота этикета»

Тип урока: «открытия» нового знания.

Цель урока: знакомство с понятием «красота этикета» и правилами столового этикета.

Задачи урока

Планируемые результаты

Дидактические:

1. Изучить основные понятия «красота этикета», «столовый этикет»;

2. Сформировать умение применять правила столового этикета в жизни;

3. Научить руководствоваться в жизни золотым правилом этики.

Предметные:

1. Знать понятия «красота этикета», «столовый этикет».

2. Знать правила столового этикета.

Развивающие:

1. Развивать память;

2. Развивать умения преодолевать трудности;

3. Развивать навыки работы с учебником, справочными материалами.

Личностные:

1. Развивать  личную ответственность за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

2. Развивать этические чувства как регуляторы морального поведения.

3. Воспитывать  доброжелательность и эмоционально – нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

Воспитательные:

1. Воспитывать потребность в общении, доброжелательность, уважение друг к другу и окружающим, стремление быть тактичным и деликатным.

УМК: «Основы светской этики» (А.И. Шемшурина, 4 класс). Презентация, учебник, рабочий лист.

ХАРАКТЕРИСТИКА ЭТАПОВ

Этап

Образовательная цель этапа урока

Формы организации учеб. деятельности, методы и приемы, формы контроля

Деятельность учителя, его речь

Деятельность обучающегося


Планируемые метапредметные результаты

Дидактические средства и интерактивное оборудование

Самоопределение к деятельности

(2 мин)

Включение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Ф: фронтальная

М:

беседа

П: эмоциональный настрой

Приветствует обучающихся

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Александра Фёдоровна, сегодня я проведу у вас урок Основы религиозной культуры и светской этики. Давайте повернемся друг к другу и подарим хорошее настроение.

Приветствуют учителя. Проверяют готовность к уроку. Настраиваются на урок.

Регулятивные: выработать учебную мотивацию; выявлять и анализировать причины эмоций.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

Презентация

Актуализация знаний и мотивация

(5 мин)

Готовность мышления  и осознание потребности к построению нового способа действий

Ф: фронтальная

М: объяснение

П: инструктаж

Внешний контроль

Ф: фронтальная

М: репродуктивны

Актуализирует опыт обучающихся, подготавливает к изучению нового материала.

Повторение пройденного материала.

-Мы с вами продолжаем знакомиться с изучением основ светской этики. Сегодня на уроке продолжим путешествие по стране Этикета.

-Давайте сейчас вспомним, что это за страна такая. Что обозначает слово этикет?  

- Чтобы вспомнить, что это такое, я предлагаю вам правильно расставить слова и у вас получиться точное определение.

-Сейчас я будем работать в группах. В рабочих листах у вас есть ситуации ваша задача в группе обсудить ситуации и разобраться как правильно поступить. На это задание у вас 2 минуты.

1 группа: К остановке подъезжает автобус, Дима, ученик 4 класса, растолкав других пассажиров, влетает в автобус и занимает единственное свободное место.

2 группа: В магазине очередь. Заходят две подружки – Маша и Таня. Не обращая внимания на других людей, девочки подбегают к прилавку и просят продавца дать им две жвачки.

3 группа: Мальчик Миша бежал из школы - торопился домой посмотреть его любимые мультфильмы. Пнул дверь ногой, а за дверью стояла маленькая девочка. «Что путаешься под ногами?» и побежал дальше.

4 группа: Одна девочка, которой сделали замечание, потому что она слишком громко и неестественно смеялась, обиженно сказала: «Мое поведение – мое личное дело».

5 группа: Катя шла по коридору. Навстречу шла её учительница вместе с учительницей 2 класса. Катя громко сказала: «Здравствуйте, Мария Васильевна!»

6 группа: Две девочки, проходя мимо мальчика, случайно рассыпали яблоки из пакета. Наклонились, собирают. Мальчик, внимательно наблюдая, говорит: "Вон там поднимите, за стул закатилось".

7 группа: У Васи разрядился телефон. Ему нужно было узнать который час. Увидев проходящего мимо дедушку, он громко закричал: «Сколько время?».

- Теперь я приглашаю одного представителя о группы Читайте свою ситуацию и расскажите к какому решению вы пришли.

Отвечают на вопросы, поставленные учителем.

-Этикет – это общепринятые нормы поведения людей в обществе.

Ответы обучающихся.

Регулятивные:

признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания; формировать гипотезу об истинности собственных суждений и суждений других,

Презентация

Постановка учебной задачи

(5 мин)

Выявление места и причины затруднения, постановка цели урока

Ф: фронтальная

М: беседа

П: формулирование темы, цели и плана урока

Создаёт условия для формулировки темы и определения цели урока обучающимися.

- -Отлично, вы справились с решением ситуаций!

-А теперь ответьте на вопрос, все ли правила этикета нам уже известны? Есть ли нам еще чему поучиться?

-Хорошо. Сформулируем тему урока, разгадав ребус.  

C:\Users\Саша\AppData\Local\Packages\Microsoft.Windows.Photos_8wekyb3d8bbwe\TempState\ShareServiceTempFolder\krasota.jpeg

-Какую тему урока мы можем сформулировать?

- Поставьте цель на наш урок, используя слова – подсказки:

Узнать…

Научиться…

-Да, сегодня мы поговорим о том, что такое этикет, о красоте этикета, какую роль он играет в нашей жизни.

- Ребята, посмотрите, кажется план перепутался. Посмотрите и скажите в каком порядке он должен стоять?

1. Самостоятельная работа

2. Повторение

3. Знакомство с новыми понятиями

4. Подведение итогов

- Что из этого мы с вами уже сделали?

- Верно, что идет дальше?

Отвечают на вопросы учителя.

Формулируют тему, ставят цели.

Ответы обучающихся.

- Тема нашего урока «Красота этикета»

- Узнать, что такое

красота этикета

Научиться соблюдать правила этикета

- План

1. Повторение

2. Знакомство с новыми понятиями

3. Самостоятельная работа

4. Подведение итогов

- Повторили пройденное.

- Знакомств с новыми понятиями

Коммуникативные: воспринимать и формулировать цели и задачи

Презентация

"Открытие" детьми нового знания (8 мин)

Построение детьми нового способа действий  и формирование способности к его выполнению

Ф: фронтальная

М: анализ художественных образов

П: выборочное чтение

 

Организовывает деятельность обучающихся по открытию нового знания.

- Ребята, как вы считаете, что значит красота этикета?

- Что такое этикет?        

Кто-то знает, кто-то – нет!

Это правила такие

Поведения, когда

Мы привычки все плохие

Забываем навсегда.

Ты усвоил этикет

И дурных привычек нет!

Что такое этикет –

Знать должны мы с детских лет.

Это – нормы поведения:

Как ходить на День рождения?

Как знакомиться?                                                                                            

Как есть?

Как звонить?

Как встать?

Как сесть?

- Сколько раз вы слышали: "сними шапку в помещении", "приветствуй знакомых", "пропускай девочек впереди себя" и многое другое. Всё это – правила хорошего тона или, по-другому – этикет.

- Чтобы разобраться о каком этикете мы будем говорить сегодня, предлагаю посмотреть видеофрагмент

Фрагмент из журнала «Ералаш» № 16 «Царевна-Несмеяна»

- Ребята, о каком этикете мы будем говорить?

- Верно. Столовый этикет –нормы поведения во время приёма пищи.

- Какой пункт плана мы с вами выполнили?

Знакомятся с информацией об авторе.

Красота этикета — это проявление воспитанности, хороших манер и умения вести себя в обществе таким образом, чтобы быть приятным другим людям.

Ответы обучающихся.

 

- Мы поговорим о столовом этикете

- Познакомились с новыми понятиями.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности, коллективно строить действия по её достижению; ответственно выполнять свою часть работы; уметь обобщать мнения нескольких людей, проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться.

Презентация

Раздаточный материал:

Рабочий лист

Динамическая пауза

Организует динамическую паузу.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка,

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на место тихо сесть.

Выполняют упражнения динамической паузы.

Первичное закрепление

(2 мин)

Усвоение нового способа действий

Ф: фронтальная

М: эвристический

П: анализ изречений

Внешний контроль

Организует работу обучающихся по первичному закреплению полученных знаний.

-  Работа с текстом.

- Ребята, найдите у себя в рабочих листах задание 3

Мы будем с вами читать сказку по ролям и заполнять пропуски в правилах этикета за столом. Будьте внимательны!

Чтение сказки в учебнике на страницах 34 – 36.

- Ребята, скажите какие правила мы с вами записали?

- Какими правилами мы можем дополнить наш лист?

Отвечают на вопросы учителя.

. Нельзя класть локти на стол. Руки нужно положить на край стола, а локти прижать к бокам.

2. Следить за своей осанкой.

3. Вся посуда должна стоять по прямой линии. То, что пригодиться раньше, должно стоять дальше.

4. Чтобы скатерть оставалась чистой, нужно пользоваться салфетками.

5. Мясо едят с помощью вилки и ножа. Вилку держат в левой руке, а нож – в правой руке.

Познавательные:

устанавливать существенный признак сравнения, критерии проводимого анализа.

Коммуникативные: воспринимать и формулировать суждения, выражать эмоции в соответствии

с целями Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку.

Самостоятельная работа с самопроверкой

(4 мин)

Интериоризация (переход извне внутрь) нового способа действий, индивидуальная рефлексия достижения цели, создание ситуации успеха

Ф: фронтальная

Ф: индивидуальная

М: продуктивный

П:

словесное рисование

 

Самопроверка

Организует самостоятельную деятельность обучающихся по применению полученных теоретических сведений на практике.

- А чтобы проверить как вы усвоили сегодняшние знания, предлагаю вам выполнить задание 3

Вам представлены картинки, ваша задача внимательно их рассмотреть и записать какое правило этикета нарушено.

- Обратите внимание на экран, на нем прописаны критерии к оцениванию своей работы. 0 ошибок – вы закрашиваете смайлик зеленым цветом, 1-2 ошибки – желтым, 3 и больше – красным.

Выполняют задание самостоятельно.

1) Мальчик кладёт локти на стол и не держит осанку

2) Мальчик не пользуется салфеткой.

3) Мальчик пьёт из тарелки.

Регулятивные:

владеть способами самоконтроля, самомотивации; признавать своё право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

Выявлять причинно- следственные связи.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и письменных текстах. 

Карточка №1

Презентация

Презентация

Включение в систему знаний, повторение (4 мин)

Повторение и закрепление ранее изученного

Ф: фронтальная

М: эвристический

П: ответы на вопросы

Организует повторение и закрепление ранее изученного на уроке.

- Ребята, а теперь я предлагаю вам выполнить ещё одно задание. Посмотрите, все столовые приборы разложены неправильно. Давайте расставим их в правильном порядке.

- - Ребята, вспомните, что такое красота этикета?

- Почему не следует класть локти на стол во время еды?

- Когда следует пользоваться вилкой и ножом?

Подготавливают выразительное чтение.

Отвечают на вопросы учителя.

Регулятивные:

осознанно относиться к другому человеку, его мнению.

Коммуникативные: принимать цель совместной деятельности.

Познавательные:

выявление причинно- следственных связей.

Презентация

Рефлексия деятельности

(2 мин)

Самооценка результатов деятельности, осознание метода построения, границ применения нового знания

Ф: фронтальная

М: беседа

П: рефлексия

Организует подведение итога урока, рефлексию, оценку результатов деятельности обучающихся.

- Ребята, вспомните как звучит тема нашего урока?

- - Ребята, вспомните, что такое красота этикета?

- Почему важно соблюдать правила этикета за столом.

- Какие цели мы ставили на урок? Мы их достигли?

Продолжите фразу:

Я раньше не знал, а теперь я знаю

- Отлично! Спасибо вам за работу! До свидания!

Анализируют работу на уроке, высказывают своё мнение. Подводят итоги.

Регулятивные:

признавать своё и право на ошибку и такое же право другого.

Познавательные:

использовать вопросы как исследовательский инструмент познания.

Коммуникативные: выражать свою точку зрения в устных и

письменных текстах.

Презентация


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по окружающему миру 4 класс ( технология проблемного диалога Е.Л. Мельниковой) тема урока : " Нет в России семьи такой..."

Предмет: окружающий мирКласс: 4Тема урока: «Нет в России семьи такой…»Тип урока: урок открытия нового знанияЦель: Достижение планируемых результатов посредством технологии проблемного диалога Е.Л. Мел...

Технологическая карта урока окружающего мира в 1 классе по программе "Школа России". Тема урока: « Как живёт моя семья. Проект « Моя семья».

Даннный материал поможет в проведении урока или в создании проекта на внеурочном занятии....

Технологическая карта урока по русскому языку 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне".

Данный урок поможет сформировать у обучающихся умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова. Обобщить и дополнить знания обучающихся о правописании слов с безударным гласным звуком в кор...

Технологическая карта урока по литературному чтению 2 класс УМК "Школа России" . Тема урока: "Л.Н.Толстой " Котёнок"

Данный конспект поможет педагогу при подготовке к уроку. Обучающиеся  научатся составлять план, развивать логическое мышление, художественно творческие и познавательные способности, эмоциональную...

Технологическая карта урока по окружающему миру "Россия на карте" (2 класс, УМК "Школа России")

Тип урока: урок «открытия» нового знания.Цели деятельности учителя: создание условий для формирования первоначальных умений, связанных с чтением карты, формирования умений правильно показы...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОКРУЖАЮЩЕГО МИРА. «Патриоты России» (4 класс) УМК "Школа России"

Тема урока «Патриоты России»Тип урока: «открытие» нового знания Цель урока: формирование представлений о патриотах России, об их нравственных ценностях; знаний о К.М...

Технологическая карта урока окружающего мира "Сокровища России и их хранители" (УМК "Школа России", 4 класс)

Цель деятельности учителя:формирование представления о языке народа как носителе культуры, традиций и истории каждого народа.Задачи урока:Дидактические:1. сформировать представление о значении яз...