Духовно- нравственное и патриотическое воспитание в образовательном процессе …на уроках ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс)
Из опыта работы по теме "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание" в начальной школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Духовно- нравственное и патриотическое воспитание в образовательном процессе …на уроках ОРКСЭ
Добрый день, уважаемые гости. …. Скажите…вы сейчас что – нибудь чувствуете?.... Прислушайтесь к своим ощущениям… Нет? Хорошо… Тогда посмотрите на сидящего рядом с вами человека. А теперь улыбнитесь ему. Вот сейчас, наверняка, все вы почувствовали частичку душевной теплоты. Эмоциональный настрой – это приём , который использует каждый педагог на своих уроках. Он имеет и воспитательное значение, и положительно влияет на дальнейший ход работы на уроке. | |
Итак, тема… Готовясь к выступлению, мы прочитали много разных высказываний известных людей по данному вопросу. | |
Предлагаем вашему вниманию некоторые из них. «Воспитание из всех святых дел – самое святое» Мы не выживем физически, если погибнем духовно. К.Д. Ушинский Старец Паисий Святогорец говорил, что культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу необходимо «окультурить ещё и душу». Философ, писатель и педагог И.А.Ильин в своих трудах отмечал: «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а развал цивилизации». Исходя из этих слов, становится понятно, почему в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость. | |
Современное образование постоянно находится в процессе модернизации. Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС. Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны. «Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России». Выполнению этой цели призван содействовать учебный курс ОРКСЭ. | |
Курс «ОРКСЭ» предполагает две линии развития личности: - объяснить главные понятия «духовность», «бездуховность», «нравственность», «безнравственность», «добро», «зло», «справедливость», «милосердие»; - учить определять своё отношение к происходящему, делать правильный выбор поступков, оценивать свои и чужие поступки. Каждая тема решает определённые воспитательные задачи:
| |
Курс ОРКСЭ реализует 6 модулей. | |
Остановимся на реализации модуля ОПК. Содержание данного модуля обладает значительным воспитательным потенциалом. Формы и методы проведения уроков ОПК различные. Работа с учебником. Учебник представляет образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.
Воспитывающая задача курса – привить младшему подростку навыки нравственного самоанализа, то есть познакомить ребенка с тем, что у него есть внутренний мир - мир его души. Научить ребёнка реагировать не только на телесную боль, но и чувствовать боль души, которую посылает нам наша совесть. Есть еще информационная задача: дать базовые представления о православной культуре. Любая информация сопровождается обсуждением проблемы. В учебнике много иллюстраций, отрывков из произведений, есть странички для любознательных, значимые моменты отмечены рубрикой «Это важно». | |
Проводим эвристические беседы с учащимися, дискуссии. Дети с большим удовольствием находят дополнительную информацию к уроку, выражают свои взгляды, высказывают своё мнение. | |
Также используем приём столкновения мнений, когда учащиеся пытаются понять, объяснить, принять и, если нужно, оправдать тот или иной поступок с точки зрения атеиста и православного верующего человека. Выполняли творческие работы – рисунки и сочинения, в которых дети высказывают свои мысли на тему «Что такое счастье». | |
Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных храмов, их устройства и убранства. Во время виртуальных экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный храм, | |
но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших туда для своих целей. | |
Встречи с работниками библиотеки, священнослужителями позволяют расширить общий кругозор ребят и закрепить имеющие знания. | |
Проведение православных праздников является одним из важных направлений в духовно-нравственном воспитании обучающихся. Большой интерес и творческую активность вызывает праздники «Пасха», «Масленица», «Рождество». | |
Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина». Конкурсы рисунков «Символы России», «Казачьему роду нет переводу». Фотоконкурс «Моя малая родина». Стенгазеты «Города Ростовской области». Библиотечные уроки «История моей страны». | |
Воспитывая любовь к Родине, говорим о красоте природы. Читаем стихи русских поэтов - составляем сборники. Наблюдаем за изменениями в природе – пишем сочинения. Говорим о красоте Родины-говорим и об её охране. Участвуем в экологических акциях, например, акция «Добрые крышечки». (После встречи с наставником Жувак Стасом, который рассказал об акции, дети загорелись этой идеей и каждый день приносят крышки от пласт. бутылок. Как только собирается целая банка, мы сдаём крышки, их отправляют на переработку, а деньги отправляются на благотв.цели). | |
В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды, анаграммы. Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация. | |
Участие в олимпиадах формируют интерес к предмету. Поисковая работа помогает детям узнать много нового. Например, изучив тему «10 заповедей», дети составляли сборник «Русские пословицы и поговорки о добре и зле» и расширили знания о фольклоре русского народа. | |
Ведущее место среди методов принадлежит сегодня методу проектов. Например, «Герой нашего времени»... Дети рассказывают о героях своей семьи – участниках СВО. Участвуют в благотворительных акциях «Письмо солдату», «Поздравительная открытка солдату».... Коллективно посещаем памятные места нашей станицы. | |
Посещаем музеи – узнаём о прошлом своего края. Тема проекта «Моя семья в истории моего Отечества» всегда нравится детям. | |
Во время подготовки дети обращаются за помощью к родителям. Те в свою очередь вспоминают своих предков, рассказывают о их жизни и подвигах. Наблюдается неразрывная связь между прошлым – настоящим – будущим. | |
Дети знают о том, что такое Бессмертный полк. Решили, что и у нас в классе тоже он должен быть. Благодаря родителям, у нас появились костюмы, на майках портреты прадедушек и прабабушек – героев ВОВ. В преддверии 9 мая участвуем в школьном конкурсе «Смотр строя и песни», посвященном великой Победе. Опять-таки посещаем мемориал в нашей станице, чтобы почтить память всех героев. | |
Несколько лет участвуем в акции «Парад у дома ветерана». | |
Проводим беседы, посвященные героям ВОВ. Украшаем классы. Например, сделали стенд «Помним, чтим, гордимся», где представлены портреты дедушек, участников войны и краткое сообщение о них. Изготавливаем стенгазеты о городах – героях, поздравительные открытки. | |
Выполнили творческую коллективную работу «Мы о войне стихами говорим». Дети выучили стихотворения о войне, о победе... Подобрали картинки для фона. Сделали видео ролик. Потом мы разбили эти ролики на несколько тематических частей и представили свою работу родителям. Участвовали во Всероссийском конкурсе видеороликов поэтической декламации «История России в стихах». | |
Конечно, вся выполняемая работа по воспитанию духовно- нравственных и патриотических чувств, не может ограничиваться только одним уроком ОРКСЭ. Она ведется и за его рамками. Но! Урок ОРКСЭ – это урок, который в наш стремительный век должен стать остановкой. Она нужна для того, чтобы можно было ощутить свою собственную душу, понять её состояние, определить в ней то, что связывает нас друг с другом. А единство народа – наша сила! Наша сила – в добре! Творите добро, и мы придём к духовному оздоровлению всего общества! |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»
ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...

Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"
Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...























