Духовно- нравственное и патриотическое воспитание в образовательном процессе …на уроках ОРКСЭ
материал по орксэ (4 класс)

Из опыта работы по теме "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание" в начальной школе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание в образовательном процессе …на уроках ОРКСЭ

Добрый день, уважаемые гости. ….

Скажите…вы  сейчас что – нибудь чувствуете?.... Прислушайтесь к своим ощущениям… Нет? Хорошо… Тогда посмотрите на сидящего рядом с вами человека. А теперь улыбнитесь ему. Вот сейчас, наверняка, все вы почувствовали частичку душевной теплоты.

Эмоциональный настрой – это приём , который использует каждый педагог на своих уроках. Он имеет и воспитательное значение, и положительно влияет на дальнейший ход работы на уроке.

Итак, тема…

Готовясь к выступлению, мы прочитали много разных высказываний известных людей по данному вопросу.

Предлагаем вашему вниманию некоторые  из них.

«Воспитание из всех святых дел – самое святое»
Святитель Феофан затворник

Мы не выживем физически,

если погибнем духовно.

К.Д. Ушинский

Старец Паисий Святогорец говорил, что культура – это хорошо, но для того, чтобы она принесла пользу необходимо «окультурить ещё и душу».

Философ, писатель и педагог И.А.Ильин в своих трудах отмечал: «Образование в отрыве от духа, совести, веры и характера не формирует человека, а разнуздывает и портит его, ибо оно дает в его распоряжение жизненно выгодные возможности, технические умения, которыми он, бездуховный и бессовестный, безверный и бесхарактерный, начинает злоупотреблять. Надо раз и навсегда установить и признать, что формальная «образованность» вне веры, чести и совести создает не национальную культуру, а развал цивилизации». 

Исходя из этих слов, становится понятно, почему в настоящее время духовно-нравственное воспитание в общеобразовательной школе приобрело особую значимость.

Современное образование постоянно находится в процессе модернизации.  

Один из этапов модернизации современного образования – это внедрение ФГОС.

Методологической основой разработки и реализации федерального государственного образовательного стандарта общего образования является Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

В «Концепции духовно - нравственного развития и воспитания личности гражданина России» говорится, что духовно-нравственное развитие и воспитание гражданина России является ключевым фактором развития страны.

«Важнейшей целью современного отечественного образования и одной из приоритетных задач общества и государства является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России».

Выполнению этой цели призван содействовать учебный курс ОРКСЭ.

Курс «ОРКСЭ» предполагает две линии развития личности:

- объяснить главные понятия «духовность», «бездуховность», «нравственность», «безнравственность», «добро», «зло», «справедливость», «милосердие»;

- учить определять своё отношение к происходящему, делать правильный выбор поступков, оценивать свои и чужие поступки.

Каждая тема решает определённые воспитательные задачи: 

  • укрепление веры в Россию, формирование чувства гордости за свою Родину; 
  • формирование образа мира как единого и целостного, развитие доверия и уважения к истории и культуре всех народов; 
  • развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах; 
  •  развитие доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей; 
  •  развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в различных социальных ситуациях; 
  •  наличие мотивации к труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Курс ОРКСЭ реализует 6 модулей.

Остановимся на реализации модуля ОПК.

Содержание данного модуля обладает значительным воспитательным потенциалом.

Формы и методы проведения уроков ОПК различные.

Работа с учебником.

Учебник представляет образцы подлинной нравственности, патриотизма, духовности, гражданственности, гуманизма.

 

Воспитывающая задача курса – привить младшему подростку навыки нравственного самоанализа, то есть познакомить ребенка с тем, что у него есть внутренний мир - мир его души.

Научить ребёнка реагировать не только на телесную боль, но и чувствовать боль души, которую посылает нам наша совесть.

Есть еще информационная задача: дать базовые представления о православной культуре.

Любая информация сопровождается обсуждением проблемы.

В учебнике много иллюстраций, отрывков из произведений, есть странички для любознательных, значимые моменты отмечены рубрикой «Это важно».

Проводим эвристические беседы с учащимися, дискуссии.

Дети с большим удовольствием находят дополнительную информацию к уроку, выражают свои взгляды, высказывают своё мнение.  

Также используем приём столкновения мнений, когда учащиеся пытаются понять, объяснить, принять и, если нужно, оправдать тот или иной поступок с точки зрения атеиста и православного верующего человека.

Выполняли творческие работы – рисунки и сочинения, в которых дети высказывают свои мысли на тему «Что такое счастье».

Культурологический подход на уроках был использован при изучении православных храмов, их устройства и убранства.

Во время виртуальных экскурсий внимание учеников обращалось не только на то, из чего состоит православный храм,

но и как надо вести себя в нём, чтобы не обидеть верующих, пришедших туда для своих целей.

Встречи с работниками библиотеки, священнослужителями позволяют  расширить общий кругозор ребят и закрепить имеющие знания.

Проведение православных праздников является одним из важных направлений в духовно-нравственном воспитании обучающихся.

Большой интерес и творческую активность вызывает праздники «Пасха», «Масленица», «Рождество».

Курс ОРКСЭ успешно реализует личностные результаты основной общеобразовательной программы, в том числе и в сфере духовно-нравственного развития, начиная с первой темы курса, единой для всех модулей – «Россия наша Родина».

Конкурсы рисунков «Символы России», «Казачьему роду нет переводу».

Фотоконкурс «Моя малая родина».

Стенгазеты «Города Ростовской области».

Библиотечные уроки «История моей страны».

Воспитывая любовь к Родине, говорим о красоте природы.

Читаем стихи русских поэтов - составляем сборники.

Наблюдаем за изменениями в природе – пишем сочинения.

Говорим о красоте Родины-говорим и об её охране. Участвуем в экологических акциях, например, акция «Добрые крышечки».

(После встречи с наставником Жувак Стасом, который рассказал об акции, дети загорелись этой идеей и каждый день приносят крышки от пласт. бутылок. Как только собирается целая банка, мы сдаём крышки, их отправляют на переработку, а деньги отправляются на благотв.цели).

В качестве творческих заданий по темам, формирующих коммуникативные умения и навыки, ребятам предлагались для решения ребусы, кроссворды, анаграммы.

Через игровые задания пополняется словарный запас учеников, развивается речь и, конечно же, положительная мотивация.

Участие в олимпиадах формируют интерес к предмету.

Поисковая работа помогает детям узнать много нового.

Например, изучив тему «10 заповедей», дети составляли сборник «Русские пословицы и поговорки о добре и зле» и расширили знания о фольклоре русского народа.

Ведущее место среди методов принадлежит сегодня методу проектов.  Например, «Герой нашего времени»...

Дети рассказывают о героях своей семьи – участниках СВО.

Участвуют в благотворительных акциях «Письмо солдату», «Поздравительная открытка солдату»....

Коллективно посещаем памятные места нашей станицы.

Посещаем музеи – узнаём о прошлом своего края.

Тема проекта «Моя семья в истории моего Отечества» всегда нравится детям.

Во время подготовки дети обращаются за помощью к родителям. Те в свою очередь вспоминают своих предков, рассказывают о их жизни и подвигах.

Наблюдается неразрывная связь между прошлым – настоящим – будущим.

Дети знают о том, что такое Бессмертный полк. Решили, что и у нас в классе тоже он должен быть.

Благодаря родителям, у нас появились костюмы, на майках портреты прадедушек и прабабушек – героев ВОВ.

В преддверии 9 мая участвуем в школьном конкурсе «Смотр строя и песни», посвященном великой Победе.

Опять-таки посещаем мемориал в нашей станице, чтобы почтить память всех героев.

Несколько лет участвуем в акции «Парад у дома ветерана».

Проводим беседы, посвященные героям ВОВ.

Украшаем классы. Например, сделали стенд «Помним, чтим, гордимся», где представлены портреты дедушек, участников войны и краткое сообщение о них.

Изготавливаем стенгазеты о городах – героях, поздравительные открытки.

Выполнили творческую коллективную работу «Мы о войне стихами говорим».

Дети выучили стихотворения о войне, о победе... Подобрали картинки для фона. Сделали видео ролик.

Потом мы разбили эти ролики на несколько тематических частей и представили свою работу родителям.

Участвовали во Всероссийском конкурсе видеороликов поэтической декламации «История России в стихах».

Конечно, вся выполняемая работа по воспитанию духовно- нравственных и патриотических чувств, не может ограничиваться только одним уроком ОРКСЭ.

Она ведется и за его рамками.

Но! Урок ОРКСЭ – это урок, который в наш стремительный век должен стать остановкой.

Она нужна для того, чтобы можно было ощутить свою собственную душу, понять её состояние, определить в ней то, что связывает нас друг с другом.

А единство народа – наша сила! Наша сила – в добре! Творите добро, и мы придём к духовному оздоровлению всего общества!

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» ПРОГРАММА ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100»

ПРОГРАММАДУХОВНО-НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ И ВОСПИТАНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СИСТЕМЕ «ШКОЛА 2100» «Большое космическое путешествие»...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой ...

Методическая разработка урока на тему: "Духовно - нравственное и патриотическое воспитание школьников"

Цели:- воспитание культуры поведения;- создание эффективных условий для формирования духовности и нравственности школьников.Задачи:- формирование цельной духовно нравственной личности;- воспитание ува...