Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.
статья (3 класс) по теме

Березина Марина Сергеевна

Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon -3-frolova.sankt-peterburg.no271.doc34 КБ

Предварительный просмотр:

-3-Фролова. Санкт-Петербург. №271

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

        Согласно с ФГОС второго поколения – духовное, нравственное и патриотическое воспитание подрастающего поколения является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Современное воспитание опирается на постулат: «Нет, и не может быть школы… без стремления помочь ребенку стать личностью нравственной, самостоятельной, одухотворенной, способной отдавать себя другим людям, народу, Отечеству.»

Так как основой для успешной учебной деятельности согласно ФГОС лежит технология системно-деятельностного подхода, то и для формирования личностных качеств учеников следует использовать эту же технологию. Ведь, говоря о системно-деятельностном подходе в образовании, нельзя оторвать это понятие от воспитательного процесса.

        Что такое системно-деятельностный подход? Само понятие было введено в 1985 году как особого рода понятие. Основой для его понимания служит понятие «Деятельность». С самого начала в системно-деятельностном подходе выделяется результат деятельности как целенаправленной системы. При этом ученик выступает не в роли пассивного слушателя, а к роли непосредственного участника самого процесса. Системно-деятельностный подход широко используется учителями в урочной деятельности. Но ведь любой урок имеет  воспитательный аспект, значит, и технология системно-деятельностного подхода способствует духовному, нравственному и патриотическому воспитанию учащихся.

        В гимназии больше внимания уделяется предметам гуманитарного цикла. Эта особенность позволяет использовать учебный материал для духовно-нравственного воспитания школьников.

Работа по духовному, нравственному и патриотическому воспитанию можно разделить на две составные части:

-воспитание через урок;

-воспитание во внеурочной деятельности.

Хочу подробнее остановиться на работе по духовному, нравственному и патриотическому воспитанию во внеурочной деятельности.

        При планировании внеурочной деятельности учащихся определяется планируемый результат, которого могут достичь ученики соответственно их возрастным особенностям.

        В первом классе дети особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стреляться понять новую для них школьную реальность. Поэтому на этом этапе обучения необходимо поддержать интерес к школе. В этот период проводится работа, направленная на приобретение школьником социальных знаний, первичного определения своего места в окружающем обществе и значение его для жизни каждого. Вся работа проводится в системе, по принципу «От простого к сложному». Результатами этой работы становятся коллективные дела, в которых ученики выступают активными участниками. Хочется остановится на некоторых этапах этой работы подробнее.

-Коллективный творческий проект-праздник «Мы теперь не просто дети, мы теперь ученики». В ходе командно-ролевой игры ребята формулируют правила дружного коллектива, создают паспорт своего класса, определяют основные нравственные ценности класса, создают классную книгу Гиннеса.

-проект «Моя семья». Подготовка к нему проводилась совместно с родителями по плану: в каждой семье отбирались фотографии, составлялось генеалогическое дерево, определялись семейные ценности и традиции. Итогом стала презентации каждой семьи – совместное выступление родителей и детей.

- проект «Мой первый класс» - небольшое выступление каждого о самых интересных и счастливых моментах за первый учебный год.

-создание портфолио личных достижений каждого ученика.

        Во втором и третьем классе, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что способствует приобретению опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества. На данном этапе используются такие формы работы, как:

- Тематические классные час, в которых ученики принимают активное участие. Например: «Моя любимая книга», «Мое хобби», «Мир моих увлечений». Такие классные часы больше похожи на встречу с интересным человеком, где каждый, выступая, раскрывает свой внутренний мир, проявляется для других с неизвестной для них стороны. Все это способствует самоопределению школьника, повышает его статус в коллективе.

- В этот же период начинается работа по формированию умений работать в группах. Ученики сами определяют свою роль в группе на каждое коллективное дело. Одни выступают в роли художников, другие – корреспонденты, третьи – фотографы, оформители и т.д. Такая формы работы дает возможность каждому попробовать себя в различной социальной роли. Результатом работы становится презентация отзыва об экскурсии, КВН, необычные поздравления к 23 февраля и 8 марта.

        В четвертом классе ученики способны под руководством учителя самостоятельно выполнять действия, полезные для окружающего их общества. Так как, только в самостоятельном общественном действии можно действительно стать гражданином, патриотом, обогатить свой духовно-нравственный опыт. Ученики активно участвуют в различных общественно-полезных делах и акциях. Наиболее значимые, это:

- «Реликвия моей семьи» - презентация семейных реликвий;

- «Ветеран живет рядом» - оказание помощи и заботы ветерану войны, создание поздравительных открыток ко дню снятия блокады Ленинграда и Дню Победы, организация классного концерта для родных- участников Великой Отечественной войны, возложение цветов к памятникам героям войны, сбор информации и сообщение на тему «Великая Отечественная война в моей семье». Эта работа имеет особую ценность, так как активное участие в ней принимают не только дети, но и их родители;

- «Поможем зимующим птицам»: наблюдение за жизнью зимующих птиц, создание кормушек, регулярный подкорм птиц;

- благотворительные акции: «Теплая снежинка», «Доброе сердце» - ученики участвуют в сборе посылок для детского дома, Детской городской больницы №1, солдат действующей армии. В посылки, собранные с любовью и заботой ребята вкладывают свои рисунки, поздравления с праздником.

        Таким образом, системно-деятельностный подход лежит не только в основе учебной, но и внеурочной деятельности. Ведь именно в ней создаются условия для самореализации и самоопределения личности ученика. Необходимость применения данной технологии в современном образовании обусловлена тем, что:

- воспитание должно охватывать все виды образовательной деятельности: учебной и внеурочной;

- в современном обществе семья и школа утратили монополию на развитие и воспитание ребенка. Уже в младшем школьном возрасте он тем или иным образом включен в различные виды социальной, информационной, коммуникативной активности. В содержании которых присутствуют разные, нередко противоречивые ценности и мировоззренческие установки.

        Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из своей практики, что только попробовав сам и почувствовав свои возможности, ученик может точно сказать, чего он хочет, сто он может,  а где ему еще нужно узнать или сделать для себя новые открытия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Системно-деятельностный подход в духовном, нравственном и патриотическом воспитании младших школьников.

Системно-деятельностный подход позволяет осуществлять духовное, нравственное и патриотическое воспитание через имеющийся личностный опыт ученика и проверить его в действии. Каждый учитель знает из сво...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма....

Влияние проектно-исследовательской деятельности на духовно -нравственное и патриотическое воспитание младших школьников.

С 1 сентября 2021 года в России вступили в силу поправки о патриотическом воспитании в школах. Ими уточняются понятия «воспитание» и «образовательная программа». Поправки закре...