Главные вкладки

    Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции
    материал по теме

    Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения".

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции.

    (Рождественские чтения)

                                                                 Горчакова Галина Михайловна,

                                                          учитель начальных классов

                                                               МАОУ СОШ «Земля родная».

    Ноябрьск

    2012

    Духовно-нравственное развитие и воспитание личности

    младшего школьника через приобщение его к отечественной

     религиозно-культурной традиции.

    “Не учивши дитя, можно вырастить круглого невежду; но если его не воспитывать, то оно воспитается собственными средствами…”

    Н. И. Пирогов “Образование и воспитание”.

    “Человек есть существо самое кроткое и самое божественное, если он будет укрощен настоящим воспитанием. Если же его не воспитывать или давать ложное воспитание, то он будет самым диким животным из всех, кого производит земля”.

    Платон “О законах”.

    Так уж исторически сложилось, что в России на протяжении последнего почти целого века попирались тысячелетние духовные традиции, породившие одну из высочайших культур, признанную всем миром, размывались нормы нравственности, душа человеческая ставилась ни во что. Целые поколения людей оказались духовно и душевно обделенными и искалеченными. И особенно больно эта разрушительная система ударила по самому дорогому в жизни – нашим детям.

    Детство – время развития всех сил человека, как душевных, так и телесных, время приобретения знаний об окружающем мире, время формирования нравственных навыков и привычек. С самого юного возраста происходит накопление нравственного опыта и обращения к духовной жизни с нравственным самоопределением и становлением самосознания. И чем насыщено сегодня это самое детство? Со всех сторон на детей обрушились цинизм, насилие, безверие и глумление над всем, что свято для души человеческой.

    По мудрому высказыванию святителя Феофана Затворника “Воспитание – самое святое из всех святых дел”.

    “Каждая душа по природе христианка”. Учитель как заботливый садовник, поливающий и подкармливающий молодые деревца, может способствовать тому, чтобы юная душа со временем дала “плод обильный”. Это сравнение учителя с садовником взято мною из книги о святом Тихоне Задонском о. Иоанна (Маслова). Не давая на школьной скамье знания Священного писания, мы тем самым препятствуем детям приходить к Отцу Небесному, Творцу и Спасителю. Детские годы являются самым благоприятным временем для более удобного восприятия духовного семени. Духовно-нравственное воспитание, которое является главной задачей и семьи, и школы, и общества, состоит в том, чтобы помочь маленькому человеку познать, в чем состоит добродетель и грех, и научить его в одном совершенствоваться, а другого избегать. Не заложив этого фундамента нравственности в школьные годы, когда формируется мировоззрение человека, не объяснив, что такое грех и какую ответственность несет каждый за его совершение, мы получим плачевный результат, своими руками вырастим то, от чего придем в ужас.

    Как часто мы говорим о поиске новых форм и методов воспитания и в этих поисках смотрим в сторону других стран и народов. А вот слова К. Д. Ушинского: “Воспитание, созданное самим народом и основанное на народных началах, имеет ту воспитательную силу, которой нет в самых лучших системах, основанных на абстрактных идеях или заимствованных у другого народа”

    В основе традиционного русского воспитания всегда лежало православное вероучение, и бесплодные поиски чего-то другого приводят к разрушению русского самосознания, к разрушению человеческой личности.

    Но воспитать духовно-нравственную личность в отрыве от семьи невозможно. В воспитании детей семья не может быть заменена никаким другим социальным институтом, ей принадлежит исключительная роль в содействии становлению детской личности. В семейном общении человек учится преодолевать свой эгоизм, в семье узнает “что такое хорошо и что такое плохо”.

    Русский философ И. А. Ильин называет семью “первичным лоном человеческой культуры”. В семье ребенок осваивает основы культуры материальной и духовной. В общении с близкими взрослыми у ребенка формируются собственно человеческие формы поведения: навыки мышления и речи, ориентации и деятельности в мире предметов и человеческих отношений, нравственные качества, жизненные ценности, стремления, идеалы. В семье рождается чувство живой преемственности поколений, ощущение причастности к истории своего народа, прошлому, настоящему и будущему своей Родины.

    Особенностью современных условий духовно-нравственного воспитания является то, что осваивать его традиции родителям приходится не только в педагогическом (применительно к детям), но и в личностном плане (применительно к самим себе).

    Сложностями на пути решения этих задач являются:

    - современное секуляризованное социокультурное окружение;

    - скудность общественного опыта освоения традиций православного воспитания;

    - отсутствие четких, систематизированных представлений родителей о традициях отечественной семейной педагогической культуры и недостаточность личной духовной опытности;

    - отсутствие системы духовно-нравственного просвещения родителей, педагогической и духовно-нравственной помощи семье в воспитании детей;

    - духовная немощь сегодняшних детей и их родителей.

    Сложность социальной ситуации развития и воспитания современных детей делают не только возможным, но и крайне необходимым взаимодействие образовательного учреждения, классного воспитателя и родителей в решении воспитательных задач. Это положение доказывают сегодня как светские, так и православные педагоги. Известный православный педагог, священник Евгений Шестун, ссылаясь на фундаментальные работы одного из ведущих отечественных специалистов по этнографии  М. М. Громыко, подчеркивает, что современный взгляд на образовательный процесс предлагает считать субъектом образования и воспитания не ребенка, а семью. Поэтому задача современного учителя усложняется еще и тем, что помимо воспитательной работы с детьми, мы обязаны проводить воспитательную работу и с их родителями, работать только в тесном взаимодействии с семьей ребенка.

    В работе по духовно-нравственному воспитанию детей перед собой необходимо поставить следующие задачи:

    1. Формирование гражданского самосознания ребенка, любви к Родине и своему народу на основе знакомства с традиционной культурой русского народа.
    2. Приобщение детей к традиционным для России духовно-нравственным ценностям, знакомство с Православной культурой.
    3. Пробуждение у ребенка таких чувств, как долг, совесть, свобода выбора, ответственность.
    4. Формирование нравственной позиции личности, выражающейся в различении добра и зла, готовности проявлять милосердие.
    5. Раскрытие духовной одаренности ребенка и его личностных качеств.
    6. Создание условий для повышения уровня знаний родителями педагогических, психологических, правовых основ и аспектов нравственного воспитания в семье через организацию работы семейного клуба.
    7. Создание условий для привлечения внимания отцов к активному участию в воспитательном процессе своих детей.

    Сегодняшние дети не похожи на нас в детстве. Они более информированы, более раскованы, более “взрослые”, но при этом в своем большинстве лишенные родительского внимания, любви и ласки, лишенные детства. В своей работе я пытаюсь вернуть детям семью, а родителям – ребенка, вернуть детям детство.

    Сейчас ведется много споров по поводу введения в программу общеобразовательных школ предметов духовно-этического направления и особенно возраста, с которого надо начинать знакомить детей с основами религии и культуры своих предков.  Начинать это надо с первого класса, а еще лучше с детского сада, если не с рождения ребенка.

    Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени. Несмотря на это, процесс должен идти постоянно, но без насилия, руководствуясь принципом “не навреди” и обязательно в тесном взаимодействии семьи и школы. И здесь можно вспомнить  известные многим слова: “Человек – это своего рода цветок, охотно распускающийся в тихую полночь и увядающий от прикосновения грубых рук”. Поэтому, чтобы заложить в души учеников высокие принципы, учителю нужны не только теоретические знания, сама его жизнь должна быть построена на тех же самых принципах.

             Духовное-нравственное развитие личности гражданина России является одним ключевых факторов модернизации России. Создать современную инновационную экономику, минуя человека, состояние и качество его внутренней жизни, невозможно. Темпы и характер развития общества непосредственным образом зависят от гражданской позиции человека, его мотивационно-потребностной сферы, жизненных приоритетов, нравственных убеждений, моральных норм и духовных ценностей. Воспитание человека, укрепление его интереса к жизни, любви к своей стране, потребности творить и совершенствоваться есть важнейшее условие успешного развития России.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Программа ИСТОКИ ( духовно - нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам русской народной культуры).

    Большой и сложный мир окружает наших детей в наше время. В нашей школе обучаются дети из разных уголков Владимирской области. Большинство родителей наших учащихся заняты постоянным добыванием д...

    Взаимодействие семьи и школы в духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению.

    О взаимодействии семьи и школы  в приобщении к чтению младшего школьника....

    Духовно-нравственном воспитании младшего школьника через приобщение к чтению

    О духовно - нравственном воспитании младшего школьника  через приобщение к чтению....

    Духовно-нравственное воспитание младших школьников через приобщение к истокам народной культуры.

    Мною разработана программа «Духовно-нравственное воспитание», в основе которой лежит знакомство учащихся с  традициями народной культуры. В течение  многих лет работаю  по авторской про...

    Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

    Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

    ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ЧЕРЕЗ ПРИОБЩЕНИЕ К ПРАВОСЛАВНЫМ ТРАДИЦИЯМ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА.

    сообщение будет полезно для педагогов работающих с детьми с орз в начальном звене...