Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)
статья ( класс) на тему

Карпова Валентина Валентиновна

Теоретический материал. План-сетка работы классного руководителя по воспитанию гражданственности и патриотизма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление  на тему:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)»

       

                       Учитель начальных классов Карпова В.В.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

   Одна из актуальных задач, стоящих перед школой, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание, которое является основой всех основ.

    Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, являются формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования рассматривает пять направлений:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

      Воспитательные результаты любого из видов деятельности учащихся начальных классов распределяются по трём уровням.

     Первый уровень результатов – приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов – получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов – получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

     Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

     В подготовительном и 1 классе учащиеся особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, для достижения ребёнком первого уровня результатов.

 

   Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

      К 4 классу создаётся реальная возможность выхода в пространство общественного действия.

       Учитывая основные направления духовно-нравственного развития и воспитания, а также возрастные особенности детей, на МО классных руководителей начальной школы был утверждён план работы по месяцам следующего содержания:

  1-ая неделя – мероприятия, направленные на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  2-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  3-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  4-ая неделя - мероприятия, направленные на экологическое и эстетическое воспитание.

    Остановлюсь поподробнее на первом направлении духовно-нравственного развития – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

     Основные задачи данного направления:

  • формировать первоначальные представления о символах государства;
  • формировать представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России;
  • формировать представление о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
  • стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  • формировать умение отвечать за свои поступки;
  • формировать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • формировать представления о народах РФ, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни РФ;
  • формировать уважительное отношение к русскому языку как к государственному языку межнационального общения;
  • воспитание и уважение к школе, своему городу, народу, России.

Для осуществления поставленных задач нами используются следующие виды деятельности и формы организации внеурочной работы:

  • познавательные беседы («Права и обязанности детей в школе», «Права ребёнка в семье», «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся», «Государственный флаг РФ», «Государственный герб РФ»,

«Государственный герб РФ», «Моя Родина – Россия», «Всеобщая декларация прав человека», «Мои права и обязанности» и т.д.)

  • игровая деятельность (игры: «Переходим улицу», «Наш путь в школу», «В транспорте», «Национальные игры народов России», цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»; тренинги: «Общаться по правилам», «Обмен ролями»).
  • творческая деятельность (конкурсы, выставки  - выставка рисунков, посвящённых Дню учителя, конкурс рисунков о космосе).
  • экскурсии и заочные путешествия (экскурсия в музей боевой славы, заочное путешествие по городам-героям)
  • чтение книг (страницы истории: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Невская битва», о детях-героях).

План-сетка работы классного руководителя начальной школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).

0-1классы

2класс

3класс

4класс

Сентябрь

Игра «Переходим улицу»

Экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»

Практикум «Как мы знаем правила дорожного движения» (повторение)

«Азбука города»  (дорожные знаки). Практикум. Изготовление макета светофора

Составление маршрутов «Наш путь в школу»

Октябрь

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Ноябрь

Познавательная беседа «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся»

Познавательная беседа «Государственный флаг РФ»

Познавательная беседа «Государственный герб РФ»

Познавательная беседа

«Моя Родина – Россия»

Декабрь

Познавательная беседа «Права и обязанности детей в школе»

Познавательная беседа «Права ребёнка в семье»

Познавательная беседа «Всеобщая декларация прав человека»

Познавательная беседа

«Мои права и обязанности»

Январь

Тренинг «Общаться по правилам»

Тренинг «Обмен ролями»

Игровая ситуация «Мой дом – моя крепость»

Игровая ситуация

«В транспорте»

Февраль

Страницы истории. «Герои Невской битвы» (чтение книг)

Страницы истории. «Герои Куликовской битвы» (чтение книг)

Страницы истории. «Ле-

довое побоище, Невская битва, Куликовская

 битва» (чтение

книг)

Страницы истории. «Ле-

довое побоище, Невская битва, Куликовская битва» (чтение

книг)

Март

Занятие «Играем в национальные игры народов России»

Занятие «Играем в национальные игры народов России»

Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»

Цикл игр на тему

«Учитесь быть   терпеливыми»

Апрель

Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе

Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе

Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе

Познавательные беседы о

 космонавтах. Конкурс рисунков о  космосе

Май

Чтение и обсуждение  книг о детях-героях Тематическая линейка

Чтение и обсуждение  книг о детях-героях Тематическая линейка

Экскурсия в музей боевой славы. Тематическая линейка

Экскурсия в музей

боевой славы.    Тематическая линейка

 



Предварительный просмотр:

Выступление  на тему:

«Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека)»

       

                       Учитель начальных классов Карпова В.В.

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

   Одна из актуальных задач, стоящих перед школой, - подготовка ответственного гражданина, способного самостоятельно мыслить и оценивать происходящее, строить свою жизнь и деятельность в соответствии с собственными интересами и с учётом интересов и требований окружающих его людей и общества в целом. Решение этой задачи тесно связано с формированием устойчивых нравственных качеств личности школьника. Этому способствует духовно-нравственное развитие и воспитание, которое является основой всех основ.

    Младший школьный возраст характеризуется повышенной восприимчивостью к усвоению нравственных правил и норм. Стержнем воспитания, определяющим нравственное развитие личности в младшем школьном возрасте, являются формирование гуманистического отношения и взаимоотношения детей, опора на чувства, эмоциональную отзывчивость.

    Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования рассматривает пять направлений:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств и этического сознания;
  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание);
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представления об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

      Воспитательные результаты любого из видов деятельности учащихся начальных классов распределяются по трём уровням.

     Первый уровень результатов – приобретение младшим школьником социальных знаний (об общественных нормах, устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе т.п.), первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие ученика со своими учителями как значимыми для него носителями положительного социального знания и повседневного опыта.

    Второй уровень результатов – получение младшим школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знания, труд, культура), ценностного отношения к социальной реальности в целом. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие младших школьников между собой на уровне класса, школы, т.е. в защищённой, дружественной среде. Именно в такой близкой социальной среде ребёнок получает (или не получает) первое практическое подтверждение приобретённых социальных знаний, начинает их ценить (или отвергает).

    Третий уровень результатов – получение младшим школьником начального опыта самостоятельного общественного действия. Только в самостоятельном общественном действии юный человек действительно становится (а не просто узнаёт о том, как стать) социальным деятелем, гражданином, свободным человеком. Для достижения данного уровня результатов особое значение имеет взаимодействие школьника с социальными субъектами за пределами школы, в открытой общественной среде.

     Переход от одного уровня воспитательных результатов к другому должен быть последовательным, постепенным.

     В подготовительном и 1 классе учащиеся особенно восприимчивы к новому социальному знанию, стремятся понять новую для них школьную реальность. Педагог должен поддержать эту тенденцию, для достижения ребёнком первого уровня результатов.

 

   Во 2 и 3 классах, как правило, набирает силу процесс развития детского коллектива, резко активизируется межличностное взаимодействие младших школьников друг с другом, что создаёт благоприятную ситуацию для достижения второго уровня воспитательных результатов.

      К 4 классу создаётся реальная возможность выхода в пространство общественного действия.

       Учитывая основные направления духовно-нравственного развития и воспитания, а также возрастные особенности детей, на МО классных руководителей начальной школы был утверждён план работы по месяцам следующего содержания:

  1-ая неделя – мероприятия, направленные на воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;

  2-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание нравственных чувств и этического сознания;

  3-ая неделя - мероприятия, направленные на воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;

  4-ая неделя - мероприятия, направленные на экологическое и эстетическое воспитание.

    Остановлюсь поподробнее на первом направлении духовно-нравственного развития – воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека.

     Основные задачи данного направления:

  • формировать первоначальные представления о символах государства;
  • формировать представления о важнейших законах нашей страны, о правах и обязанностях гражданина России;
  • формировать представление о правилах поведения в школе, дома, на улице, на природе;
  • стимулировать проявление отрицательного отношения к нарушениям порядка в классе, дома, на улице, к невыполнению человеком своих обязанностей;
  • формировать умение отвечать за свои поступки;
  • формировать представление о национальных героях и важнейших событиях истории России;
  • воспитывать уважение к защитникам Родины;
  • формировать представления о народах РФ, об их общей исторической судьбе, о единстве народов нашей страны;
  • развивать интерес к содержанию и значению государственных праздников, к важнейшим событиям в истории и современной жизни РФ;
  • формировать уважительное отношение к русскому языку как к государственному языку межнационального общения;
  • воспитание и уважение к школе, своему городу, народу, России.

Для осуществления поставленных задач нами используются следующие виды деятельности и формы организации внеурочной работы:

  • познавательные беседы («Права и обязанности детей в школе», «Права ребёнка в семье», «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся», «Государственный флаг РФ», «Государственный герб РФ»,

«Государственный герб РФ», «Моя Родина – Россия», «Всеобщая декларация прав человека», «Мои права и обязанности» и т.д.)

  • игровая деятельность (игры: «Переходим улицу», «Наш путь в школу», «В транспорте», «Национальные игры народов России», цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»; тренинги: «Общаться по правилам», «Обмен ролями»).
  • творческая деятельность (конкурсы, выставки  - выставка рисунков, посвящённых Дню учителя, конкурс рисунков о космосе).
  • экскурсии и заочные путешествия (экскурсия в музей боевой славы, заочное путешествие по городам-героям)
  • чтение книг (страницы истории: «Ледовое побоище», «Куликовская битва», «Невская битва», о детях-героях).

План-сетка работы классного руководителя начальной школы по духовно-нравственному развитию и воспитанию (воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека).

0-1классы

2класс

3класс

4класс

Сентябрь

Игра «Переходим улицу»

Экскурсия по школе «Мы теперь не просто дети – мы теперь ученики»

Практикум «Как мы знаем правила дорожного движения» (повторение)

«Азбука города»  (дорожные знаки). Практикум. Изготовление макета светофора

Составление маршрутов «Наш путь в школу»

Октябрь

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Выставка рисунков, посвящённых Дню учителя. Тематическая линейка

Ноябрь

Познавательная беседа «Опознавательные знаки мест, где мы живём и учимся»

Познавательная беседа «Государственный флаг РФ»

Познавательная беседа «Государственный герб РФ»

Познавательная беседа

«Моя Родина – Россия»

Декабрь

Познавательная беседа «Права и обязанности детей в школе»

Познавательная беседа «Права ребёнка в семье»

Познавательная беседа «Всеобщая декларация прав человека»

Познавательная беседа

«Мои права и обязанности»

Январь

Тренинг «Общаться по правилам»

Тренинг «Обмен ролями»

Игровая ситуация «Мой дом – моя крепость»

Игровая ситуация

«В транспорте»

Февраль

Страницы истории. «Герои Невской битвы» (чтение книг)

Страницы истории. «Герои Куликовской битвы» (чтение книг)

Страницы истории. «Ле-

довое побоище, Невская битва, Куликовская

 битва» (чтение

книг)

Страницы истории. «Ле-

довое побоище, Невская битва, Куликовская битва» (чтение

книг)

Март

Занятие «Играем в национальные игры народов России»

Занятие «Играем в национальные игры народов России»

Цикл игр на тему «Учитесь быть терпеливыми»

Цикл игр на тему

«Учитесь быть   терпеливыми»

Апрель

Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе

Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе

Познавательные беседы о космонавтах. Конкурс рисунков о космосе

Познавательные беседы о

 космонавтах. Конкурс рисунков о  космосе

Май

Чтение и обсуждение  книг о детях-героях Тематическая линейка

Чтение и обсуждение  книг о детях-героях Тематическая линейка

Экскурсия в музей боевой славы. Тематическая линейка

Экскурсия в музей

боевой славы.    Тематическая линейка

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС....

Духовно-нравственное развитие и воспитание младшего школьника через приобщение его к отечественной религиозно-культурной традиции

Выступление на I Епархиальных рождественских образовательных чтениях на тему "Нравственная ответственность церкви, государства и общества в деле просвещения"....

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников.

Программа духовно- нравственного развития и воспитания младших школьников разработана с учётом требований ФГОС НОО. В программе представлены все направления воспитательной работы классного руководител...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников

Данная презентация включает материал по организации воспитатальной работы в начальной школе...

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников в урочной и внеурочной деятельности

Духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся является первостепенной задачей современной образовательной системы. В статье раввматриваются методы нравственного воспитания, используемые в уче...

Статья по чтению по теме: Гражданско-патриотическое воспитание на уроках литературного чтения и во внеурочной деятельности как основное направление духовно-нравственного развития и воспитания младших школьников

Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников составляет основу учебно-воспитательного процесса.  В формировании духовно-нравственного развития личности приоритетным направлением ...