Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.
статья по теме

Духовно - нравственное развитие и воспитание  младших школьников - первостепенная задача современной образовательной системы в условиях реализации ФГОС.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon duhovno.doc47 КБ

Предварительный просмотр:

                 

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии и воспитании младших школьников.

Боева И. Ю.

учитель начальных классов

МБОУ СОШ № 3

ст. Абадзехской

         Важность данной темы обусловлена тем, что сегодня стало очевидным отсутствие у многих российских граждан ясно выраженной системы ценностных приоритетов, объединяющих их в единую историко-культурную и социальную общность. Причиной этому послужили крупные социально-экономические перемены, произошедшие в стране на рубеже 20 – 21 веков.  

         Духовно-нравственное развитие и воспитание юных россиян, являясь первостепенной задачей современной образовательной системы, представляет собой важный компонент социального заказа для образования.

        Основная цель воспитания определена в Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, которая  является методологической основой  реализации Федерального государственного образовательного стандарта общего образования.

        Сегодня обществу требуется человек с возросшим чувством собственного достоинства, социально адаптированный, обладающий определённым набором компетентностей и  высоким уровнем самосознания.

         Проработав в начальной школе 16 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт общее образование, очень важное и значимое, но развитию личности, раскрытию его способностей, ранней профориентации и духовно-нравственному воспитанию способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.

         Простейшие арифметические подсчёты показывают, что не менее 150 дней в году ученик свободен от школьных занятий. Но ребёнок никогда не бывает свободен от самого себя. И мы, взрослые, не имеем права лишать ребёнка возможности выбора той среды, где он может проявить себя.

          Учителю необходимо продумать систему выбора дела по душе, выявить предпочтения ребёнка и тогда можно развивать его способности в самых разных направлениях, причём делать это прямо в школе, не обрекая ребёнка и его родителей на поиск дополнительных услуг на стороне.  

            Среди социальных партнёров, участвующих в духовно-нравственном развитии и воспитании детей, важное место занимают родители, семья. То, что ребенок с детских лет приобретает в семье, он сохраняет в течение всей своей последующей жизни. Педагог прошлого века А.С.Макаренко утверждал: «Хорошее воспитание детей – это наша счастливая старость. Плохое – это наше горе, наши слезы». Главное в воспитании маленького человека в семье – это достижение душевного единения, нравственной связи родителей с ребенком.

            Именно в семье ребенок должен получать свой первый жизненный опыт духовно-нравственного поведения, делать первые наблюдения и учиться как себя вести в различных ситуациях. В каждой семье объективно складывается определенная  система воспитания детей.  

           Я считаю, очень важно для воспитания духовно богатой личности ребёнка правильно построенное семейное воспитание, основой которого должны стать уважительное отношение друг к другу всех членов семьи, доверие и любовь, соблюдение семейных традиций, знание своей родословной, почитание родителей, своих предков.

            Современные  родители  не всегда могут оказать правильное воздействие на формирование духовно-нравственных качеств личности ребёнка, и школа, обладающая педагогическими знаниями и большим опытом в области воспитания, должна оказывать родителям в этом помощь и поддержку. В связи с этим значительное место в моей деятельности  занимает просветительская работа с родителями. Это  проведение тематических родительских собраний, консультаций, совместных праздников, экскурсий, спортивных конкурсов и др.

             Тематика родительских собраний, направленных на ознакомление родителей с правильными методами духовно-нравственного воспитания может быть различной. Так, например, мы обсуждали вопросы:

«Духовные истоки воспитания в семье», «Роль матери в воспитании ребёнка», «Роль отца в воспитании ребёнка», «Роль бабушек и дедушек в воспитании детей», «Любовь и дружба – основа семейного воспитания», «Место и роль труда в жизни семьи», «Как сделать ребёнка счастливым»,                                                                

«Роль традиций в семейном воспитании» и другие.  

         Наши образовательные учреждения, называемые  «вторым домом», также должны стать для наших детей благоприятной высоконравственной средой, наполненной теплотой отношений, смыслом и содержанием, особой благоприятной для развития и образования детей комфортной атмосферой. Базовые национальные ценности лежат в основе всего уклада школьной жизни, определяющего урочную, внеурочную, внешкольную и общественно полезную деятельность обучающихся.

          Для того чтобы сформировать у ребёнка стержневые личностные качества, к которым, безусловно, относятся нравственность и патриотизм, школа должна так организовать деятельность, чтобы перед ребёнком создавались ситуации личностного выбора, вырабатывалась потребность в поиске нравственного поведения, проявлялись лучшие качества человека и гражданина.

            Главное для наших школ сейчас – взять всё самое ценное и эффективное для построения системы духовно-нравственного воспитания учащихся. А многое из того, что мы уже делаем, ведёт нас к духовному совершенствованию, к формированию у школьников качеств истинного патриота и гражданина. Вот только некоторые направления и формы воспитательной деятельности, которые я использую:

классные часы по теме «Государственные символы Российской Федерации и Республики Адыгея», уроки нравственности, классные часы, посвящённые  героическим событиям из истории России и подвигам людей,

уроки Мужества, организовываю встречи с интересными людьми, заочные

путешествия и походы по родной Адыгее.            

              Темы классных часов раздела «Духовные ценности»  я планирую  так, чтобы поселить в душе и сердце обучающегося светлые образы, мысли и мечтания, чувство красоты, стремление к самопознанию и саморазвитию, пониманию ответственности за свои мысли; устремленности к благу; мужество и бесстрашие; чувства заботы и страдания.  

        Огромные воспитательные возможности сосредоточены в музейной педагогике. В районе есть хороший краеведческий музей, в школе действует музей «Память», дающие не только знания об истории родного края, традициях и обычаях наших предшествующих поколений, но и свидетельствуют о ярких и памятных исторических периодах нашей страны, рассказывают о судьбах наших земляков. Вместе с родителями класса я организовывала поездку  детей  в Республиканский музей.  

         Когда-то учёный Дмитрий Сергеевич Лихачёв отметил: «Хранить память, беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками».

         Наряду с внеклассными воспитательными мероприятиями большое место в духовном и нравственном развитии детей занимает хорошо организованная внешкольная и общественно полезная деятельность. В школе  проводятся различные акции:

  1. «Милосердие» (оказание помощи ветеранам, выступления в доме престарелых),
  2. «Поздравь ветерана» (поздравления с Днём защитника Отечества, Днём Победы),
  3. «Память» (благоустройство памятных и мемориальных мест, участие в траурных шествиях и памятных мероприятиях накануне Дня Победы),
  4. Реализуются проекты «Школьный двор», «Красивая школа» (наведение санитарного порядка и благоустройство пришкольных территорий).

         Подвижник православной русской школы А.А. Радонежский полагал главную цель в развитии личности «в её стремлении к величайшему». Он видел цель образования в «направлении сердец к добродетели, где удобно извлекать нравственные уроки, чтобы образование питало не любопытство, а сердце».    

           Духовно-нравственное развитие достигает содержательной полноты и становится актуальным для самого обучающегося, когда соединяется с жизнью, реальными социальными проблемами, которые необходимо решать на основе морального выбора.

               В заключении хотелось бы сказать, наша школа – не только место, где учатся дети. Здесь дети живут яркой, творческой, полноценной жизнью. Ведь у каждого ребенка есть способности и таланты. Деятельность учащихся, ее содержание, общение, отношение детей и взрослых – естественная среда, в которой формируется нравственный и духовный облик растущего человека. Для этого жизнь детей нашей школы, наполненная разнообразными делами,  организована так, чтобы каждый ребенок нашел свое дело по душе, пережил радость творческой удачи.

Литература

  1. Аверина Н.Г. О духовно-нравственном воспитании младших школьников //Начальная школа. – 2005. - №11, – с. 68-71
  2. Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
  3. Острогорская В.Я. Работа с родителями в начальных классах// Начальная школа плюс до и после. - 2009. - №3, с.1- 5.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное формирование личности и воспитание младших школьников средствами образовательной программы внеурочной деятельности по общекультурному направлению "Школа Этикета"

Содержание   Пояснительная записка ……………………………………………………. 3   Содержание программы «Школа Этикета» 1 класс ………………………8   Тематическое планирование. 1 класс ……………………………………. 1...

Взаимосвязь семьи и школы в духовно-нравственном развитии, воспитании, социализации младших школьников

Известно, что основой духовно-нравственного воспитания является духовная культура общества, семьи и образовательного учреждения – той среды, в которой живет ребенок, в которой происходит его становлен...

Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

Презентация Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность

Духовно – нравственное и гражданско - патриотическое воспитание младших школьников через внеурочную деятельность. презентация ...

Доклад на тему «Духовно-нравственное и гражданско-патриотическое воспитание младших школьников»

           Все может родная земля: и напоить из своих светлых родников, и накормить своим хлебом, и удивить красотой цветущих садов, вот одного она только не может...

Роль семьи и национальной культуры для духовно – нравственного развития и воспитания младших школьников. Программы, школьные проекты и игровые приёмы.

Первая ступень развития гражданина России, духовно – нравственное развитие и воспитание личности начинается в семье. Взаимоотношения в семье проецируются на отношения в обществе и составляют осн...

Методическая разработка «Подвижные игры в начальной школе как средство физического развития и воспитания младшего школьника»

Человек играет только тогда,когда он в полном значении слова человек,и он бывает вполне человеком лишь тогда,когда он играет. Ф. ШиллерНормально развивающийся ребенок с рождения стремится к движе...