Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"
статья (4 класс) на тему

Писарева Татьяна Максимовна

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краевого учебно-методического объединения учителей ОРКСЭ. Возможно, он будет интересен моим коллегам. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sovmestnaya_deyatelnost_shkoly.docx20.41 КБ

Предварительный просмотр:

Совместная деятельность школы, семьи и общественности

 по духовно-нравственному развитию и воспитанию

 младших школьников

   Обеспечение духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России является ключевой задачей современной государственной политики Российской Федерации. Законопослушность, правопорядок, доверие, развитие экономики и социальной сферы, качество труда и общественных отношений – всё это непосредственно зависит от принятия гражданином России общенациональных и общечеловеческих ценностей и следования им в личной и общественной жизни. Духовно-нравственное развитие граждан России является первостепенной задачей современной образовательной системы и представляет собой социальный заказ для общего образования.

В 2011 году была спроектирована в согласии со школьной Программой духовно-нравственного развития и воспитания и социализации младших школьников  «Программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации для 1 класса МКОУ Парфёновской СОШ».  Проект данной  программы был представлен на рецензию в АКИПКРО, одобрен  и на педагогическом совете утверждён  как действующая  программа духовно-нравственного развития, воспитания и социализации для первого класса школы. В разработке проекта рабочей программы класса активное участие приняли  родители, представители общественности села. Эта программа корректировалась  и дополнялась каждые последующие 3 года в зависимости от целей и ожидаемых результатов. Данная программа взята за основу учителями начальных классов Топчихинского района.

Программная цель:

   Создать условия для реализации духовно-нравственного воспитания, развития и социализации младших школьников в соответствии с требованиями «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания», ФГОС второго поколения в единстве урочной, внеурочной и внешкольной деятельности, в совместной педагогической работе школы, семьи, социума, дополнительного образования.

   Духовно-нравственное развитие личности начинается в семье.        Родители -   активные партнёры классного руководителя, школы в воспитании детей. К Программе духовно-нравственного развития и социализации 1 класса прилагается программа «Родительская школа».

Основные направления:

- соблюдение преемственности между дошкольным и школьным воспитанием;

- координация процесса воспитания школьника в семье, педагогическое сопровождение родителей в организации учебной и трудовой деятельности ребёнка;

- организация воспитательной работы в классе с активным привлечением семьи.

Повышение уровня педагогической культуры родителей.  Формы работы:

индивидуальные беседы с целью изучения физиологических и психолого-педагогических особенностей развития детей;

ознакомление  родителей с нормативно-правовой базой;

совместная  работа с родителями по формированию у детей ценностного, ответственного отношения к своему здоровью;

праздники  с участием родителей;

развитие творческих способностей детей.

Другие формы работы с родителями:

Совместные родительские собрания с детьми;

посещение семей;

анкетирование;

тренинги (совместно с психологом школы);

проведение совместно с детьми трудовых операций;

создание уголка природы;

подготовка учебного кабинета к новому учебному году;

оборудование игрового уголка (а это – одно из самых необходимых условий как для постепенного перехода детей с полноценно сформированной игровой деятельностью к деятельности учебной, так и для компенсации недостаточности развития игровой деятельности  у части детей класса);

совместная работа по реализации коллективных и индивидуальных детских проектов, в том числе и социальных.

     В  результате тесного сотрудничества с родителями выработаны  единые нравственные критерии, ориентиры на ребёнка, родители  научились принимать школу как дом души и сердца своего ребёнка.  

Взаимодействие с общественностью

  Воспитание как целенаправленный процесс способно влиять на стихийный процесс социализации школьника при определённых условиях:

- выполнение функций компенсации недостатков первичной социализации;

- коррекция детских комплексов;

- расширение воспитательного пространства на основе связи с социальной средой;

- обеспечения нравственной устойчивости воспитанников к влиянию негативных факторов социальной среды.

Формы работы:

сотрудничество с  детским садом «Колосок» (первоначальные основы формирования способов волонтёрской деятельности);

вовлечение школьников в кружки при сельском ДК: народный ансамбль ложкарей;

вовлечение мальчишек в спортивные кружки при администрации сельского Совета: хоккей, футбол;

участие в сельских праздниках;

договор с настоятелем Михайло-Архангельского храма о совместном проведении православных праздников: «Рождество Христово», «Светлая Пасха», «День славянской письменности»;

сотрудничество с районным центром «Семья и дети» (участие в выставках детского творчества «Рождественские сказки» и «Светлая Пасха»);

работа с неблагополучными семьями в сотрудничестве с женсоветом при администрации сельского Совета.

В результате успешной  реализации Программы духовно-нравственного развития и воспитания и социализации младших школьников  предполагаемые результаты реализации программы достигнуты: школьники приобрели опыт самостоятельного ценностно окрашенного социального действия.

*  70% учащихся имеют "высокий" уровень воспитанности, 30% - "хороший".

* 100% учащихся классов охвачены  занятиями в кружках, факультативах, спортивных   секциях;  участвуют  во  всех  общественных мероприятиях, экологических акциях; защищают честь класса и школы в районных интеллектуальных олимпиадах, конкурсах, спортивных соревнованиях.

*  100%    обучающихся  имеют   и   выполняют общественные поручения, между детьми   достаточно      ровные     дружелюбные      отношения.    Дети внимательны друг к другу, отзывчивы, добры, нет отверженных или непринятых детей.

* Большинство учеников младших классов являются постоянными участниками, лауреатами и победителями экологических конкурсов, конкурсов по пропаганде здорового образа жизни и духовно-нравственной этики.

Литература:

  1. Концепция духовно- нравственного развития и воспитания личности гражданина России. Проект (А. Я. Данилюк, А. М. Кондаков, В. А. Тишков) // Официальное справочно-информационное издание Министерства образования и науки Российской Федерации -  www.vestnik.edu.ru/proect.html
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. М., 2009
  3. Примерная программа воспитания и социализации обучающихся. М., 2009


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы по теме самообразования "Развивающие задания как педагогическое средство интеллектуального развития младших школьников:

Цель исследования: влияние системы развивающих заданий и упражнений на интеллектуальное развитие учащихся младшего школьного возрастаОбъект исследования: интеллектуальное развитие учащихся младшего шк...

Обобщение опыта работы о проектной деятельности

Сегодня уже никого не приходиться убеждать в важности и необходимости  использования метода проектов в образовании и воспитании школьников. Проектная деятельность обучающихся - этосовместная...

Обобщение опыта работы в форме ИПМ по теме "Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников средствами внеурочной деятельности"

Сущность моего опыта заключается в том, что процесс обучения и воспитания строится с необходимостью приобщения детей к системе духовно-нравственных ценностей....

Обобщение опыта работы по теме «Гражданско-патриотическое воспитание обучающихся через духовно-нравственное развитие личности»

Материал поможет педагогам начальных классов обобщить свой опыт работы по данной проблеме, увидеть недочеты и взять на заметку ещё неизвестное....

Обобщение опыта работы: "Организация учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ" .

Основная идея опыта связана с организацией учебной деятельности учащихся через групповую форму обучения с использованием ИКТ. Этому способствуют новые условия образовательной деятельности и оснащение ...

Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен  для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наб...