Обобщение опыта работы "Патриотическое воспитание в школе"
учебно-методический материал (3 класс) на тему

Лисакович Елена Петровна

Предварительный просмотр:

            Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

                     Средняя общеобразовательная школа №7 г.Поронайск

Обобщение опыта воспитательной работы

      «Патриотическое воспитание в начальной школе»

        

                                                                                         

                                                                                        Подготовила:

                                                                     учитель начальных классов                                

                                                                                  Лисакович Е.П.

 «Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день в течение 10 лет давать ему 4 урока - урок здоровья, урок  любви, урок мудрости, урок труда»   А когда спросили, какой урок самый важный и самый трудный, мудрец, не задумываясь, ответил: «Урок любви! Потому,  что без любви  никому не нужны ни здоровье, ни мудрость, ни труд! Зачем  всё это человеку, если нет в его душе любви: к своему ближнему, к работе, к самому себе».

Педагогический стаж моей работы – 29 лет.  Все эти годы работала в  средней школе №7 г. Поронайска, работаю учителем начальных классов.

Классным руководителем работаю 29 лет и не изменяю своему принципу: «Сначала любовь, понимание и приятие человека, затем сотрудничество и сотворчество, взаимодействие, направленное на развитие, коррекцию проблем и недостатков»

Я:

  • принимаю ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;
  • понимаю, что современный человек будет тогда успешен, когда он интеллектуально развит и умеет адекватно адаптироваться в быстро меняющемся мире;
  • но в тоже время принимаю, что для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце, способность к общению, к признанию равенства души;
  • потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учу маленького человека понимать и чувствовать другого человека;
  • иду вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть две крепкие опоры, без которых ничего не получилось бы. Во-первых, это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, которую я сама закончила, мой брат. Второй опорой для меня всегда были мои родители. Без них я не смогла бы состояться как классный руководитель.

Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Душа каждого человека – зародыш прекрасного цветка, но расцветёт ли она, зависит от духовности воспитания и образования, полученного человеком в семье и школе.  Все мы родом из детства.  А детство и школа – во многом тождественные понятия.  И счастливы те люди, в чьей памяти неизгладимый след оставили мудрые слова учителя, те, чья память хранит самые добрые и тёплые воспоминания о любимом классе, родной школе.  Школа – это  место, где дети получают не только образование, но и где происходит духовно-нравственное формирование ребёнка.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути  могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются  родители и педагог: учитель, классный руководитель.

В своей педагогической деятельности я исхожу  из такого определения воспитания:  “Воспитание – целенаправленная деятельность, осуществляемая в системе образования, ориентированная на создание условий для развития и духовно-ценностной ориентации обучающихся на основе общечеловеческих и отечественных ценностей, оказания им помощи в жизненном самоопределении, нравственном, гражданском и профессиональном становлении”.

Чтобы  процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка,      вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где  ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Стараюсь приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что  там его ждут.  Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым   своих потенциальных возможностей. Поэтому моя  педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое  «Я».  Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю  условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.

Педагогической наукой, практикой школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.   Поэтому, организуя воспитательную работу в своём классе, я выработала систему определённых правил:

  • Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка
  • В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей
  • Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи

В работе я опираюсь на документы:

  • Закон Российской Федерации “Об образовании”.
  • Концепция духовно – нравственного развития и воспитания личности гражданина России (Стандарты второго поколения).
  • Конвенция о правах ребенка, 1993 г.
  • Устав школы №7

 В своей работе использую  проектные, исследовательские технологии; технологии развития креативного мышления, дидактические игры; технологии сотрудничества и успешности, коллективных творческих дел, а так же здоровьесберегающие; “Педагогика сотрудничества”, авторами которой являются педагоги-новаторы – В. А. Сухомлинский, А. С. Макаренко, К. Д. Ушинский, Л. Н. Толстой, Аристотель Я. Корчак., а также методику Щурковой Н.Е., которая  позволила строить воспитательную систему более эффективно, так как по результатам диагностики есть возможность опираться на индивидуальные потребности, качества.

Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

  • Организационно-координирующие (разработка плана деятельности, ведение документации, взаимодействие с учащимися и организация разнообразной деятельности детей, установление контактов с родителями, связи школы и семьи);
  • Коммуникативные (регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик, помощь в решении проблем);
  • Аналитико-прогностические (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся, определение состояния и перспектив развития классного коллектива);
  • Контрольные (контроль за успеваемостью, воспитанием и посещаемостью учебного учреждения).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и  позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день я открываю для себя каждого ребенка. В моем классе немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я»,  все они такие замечательные! В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы.

В классе, где я являюсь классным руководителем, все учащиеся имеют определенные обязанности, каждый наделен определенными полномочиями. В классе хорошо развита система самоуправления

Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя, направленная на раскрытие возможностей каждого ребенка, на развитие их индивидуальных способностей, талантов, познавательных интересов, инициативы. По всем направлениям деятельности проводятся разнообразные мероприятия: классные часы, поездки, экскурсии, прогулки, соревнования, праздники, встречи, конкурсы.

Реализация воспитательной деятельности

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

  • - духовно-нравственное;
  • - гражданско-патриотическое;
  •  -физкультурно-оздоровительное
  •  -экологическое и трудовое
  •  -информационное;
  • - самоуправление
  • - работа с родителями

                               

                   Духовно-нравственное направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, классные часы, встречи с интересными людьми,  конкурсы, концерты, работа кружка, проектная деятельность.

Большую работу веду по приобщению детей к духовно-нравственным истокам, традициям, ценностям. Ежегодно  класс участвует в конкурсах поэтического мастерства, конкурсах фотографий, рисунков и поделок.   Нравятся ребятам экскурсии по Поронайскому району. Особенно запомнилась детям поездка по местам боевой славы п.Леонидово,  после посещения которой в душах детей надолго остались радостные и теплые воспоминания. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию «Моя малая Родина» ,«Судьба и Родина едины» и т.д.) во многом способствуют развитию у учащихся интереса к истории своей страны, своей малой родины.   Мои воспитанники являются самыми активными участниками мероприятий, проводимых в нашей школе ежегодно: «Мастерская Деда Мороза», «Предметные недели». Учащиеся очень любят мастерить, фантазировать, а главное – дарить произведения своего творчества родным и близким!

Особое внимание в данном направлении уделяю  диагностическим исследованиям. Для выявления  степени  интереса младших школьников к нравственной проблематике  использую  методику М.Рокича, модифицированную Е.Ф.Шубиной.

Ежегодно провожу  работа по диагностике уровня воспитанности ребят. Динамике повышается.

Показатели воспитанности

2 класс

3 класс

4 класс

Долг и ответственность

3,5

3,7

4

Бережливость

4

4,2

4,3

Дисциплинированность

3,3

3,6

4

Отношение к учёбе

4

4

3,7

Отношение к труду

4

4,2

4,2

Коллективизм и товарищество

3,2

3,6

4,2

Доброта и отзывчивость

3,8

4

4,2

Честность и правдивость

4,5

4,4

4,2

Требовательность к себе

3,4

3,8

4

Культурный уровень

3,2

3,6

4

В среднем по классу

3,69

3,91

4

                        Гражданско-патриотическое направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, кружковая работа.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны. Уроки России, Уроки Мужества («Дети и война», «Этих дней не смолкает слава», «Вспомнить всех поименно…») стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе, воспитывают в них дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли.  Посещение школьного музея,  участие в конкурсах («А ну-ка, мальчики») – все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

                           Спортивно-оздоровительное направление

Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня здоровья, посещение спортивных кружков и секций,–  вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам. В классе есть свои спортсмены, имеющие награды не только школьного и районного уровня.  Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели.  Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», состязание «Папа, мама, я спортивная семья», участие в концертах.

Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости

        Научно-познавательное направление и проектная деятельность

Формы работы: творческие конкурсы и олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, предметные недели, ведение портфолио ученика.

Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделях, творческих конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Третий год подряд учащиеся класса участвуют в таких всероссийских конкурсах как «Продлёнка», «Эму специалист», «Олимп», показывая неплохие результаты. Повысился интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности.  Дети готовят материалы для проведения классных часов,  конкурсов, викторин,  семейных праздников. Большинство учеников в классе – это творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию. Занятость детей во внеурочное время составляет 91% –  свободное время учащиеся проводят с пользой, развивая свой творческий потенциал.

По данному направлению  провожу исследования, которые заносятся в диагностическую карту учащихся класса. В конце четвертого класса провожу  диагностику уровня интеллектуального развития школьников при переходе в среднее звено.

Результатом планомерной работы  в этом направлении является  100% обученность, 48% - качество.

Художественно-эстетическое направление

Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми,  концерты, тематические классные часы, классные огоньки,  анкетирование, праздники.

Это направление деятельности является для многих моих ребят формой активного самовыражения, раскрытия талантов, позволяя каждому ребенку заявить о себе: «А вот и я!» Классные огоньки, семейные праздники, конкурсы рисунков, стихов,  подготовка к проведению праздников – все это еще больше сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели.

В течение года, так же, ведём работу по созданию классного портфолио.

Общественно-полезная деятельность

Формы работы: акция,  классный час, трудовой десант.

Участвуя  в акциях «Помоги птицам», в субботниках, дежурство по классу приобщаю ребят  к общественной работе, воспитываю сознательное отношение к своим обязанностям.

                                                     Семья и школа

Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, организация праздников и юбилеев, концерты, семейные праздники, экскурсии, поездки, родительские собрания.

Для большинства моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.

       Родители учеников принимают самое активное участие в жизни не только класса, но и школы: выступают на общешкольных родительских собраниях, помогают в подготовке и проведении различных мероприятий. Хочется отметить, что многие из родителей, окончив среднюю школу № 7, привели сюда и своих детей, а это вдвойне приятно. Очень активно работает родительский комитет, ни одно классное мероприятие не остается без внимания родителей. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.

         Своим опытом воспитательной работы делюсь на ШМО классных руководителей.

Результативность опыта

Для проверки результативности деятельности учителя по организации образовательного процесса на пути повышения эффективности духовно-нравственного образования и воспитания учащихся через активные формы и методы обучения и воспитания, были определены следующие показатели:

        1) качество знаний учащихся (по итоговым отметкам за учебный год);

2) достижения детей в олимпиадах, конкурсах;

          3) показатели творческих способностей младших школьников через личностно ориентированное обучение и здоровьесберегающие технологии;

4) мониторинг уровня воспитанности;

Анализ качества знаний учащихся показал, что на протяжении последних трех лет работы наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся. Радует то, что при переходе в пятый класс ребята подтвердили свои знания по предметам.  Общая успеваемость, т.е. количество школьников с положительными отметками по итогам года («3», «4», «5»), стабильна и составляет 100 %.

Количество обучающихся, успевающих на «4»  и «5» за последние 3 года выросло .Ребята принимают активное участие в всех классных и общешкольных мероприятиях.  

Добрые и веселые, способные и активные, любящие и понимающие,  отзывчивые и порядочные, сплоченные и дружные, милосердные и добросовестные – вот какие они, мои дети! Мы одна семья: вместе радуемся успехам, вместе решаем возникшие проблемы. Дети сообща учатся уважению и взаимопониманию, оказывая друг другу поддержку и взаимовыручку.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта учителя начальных классов «Активизация познавательной деятельности через духовно-нравственное воспитание» обобщение опыта

Я рассказываю ребёнку о том, как жили его предки много сотен лет, ввожу детей в жизнь традиции, стараюсь воспитывать на традициях русской культуры.Считаю, что школа, сберегающая и воспитывающая эти це...

Обобщение опыта молодого педагога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе"

В данной статье представлен первый опыт молодого педегога на тему "Духовно-нравственное воспитание в школе", который был обощен на одном из заседаний "Школы молодого педагога" в г. Гусь-Хрустальный...

Обобщение опыта "Патриотическое воспитание во внеклассной работе по кубановедению"

В развитии ребенка внеклассная деятельность имеет особую психолого-педагогическую ценность. В ней выражены все необходимые для полноценного саморазвития личности этапы: самоцелеполагание (свобода, вол...

Обобщение опыта работы по теме "Совместная деятельность школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников"

Опыт своей  работы по совместной деятельности школы, семьи и общественности по духовно-нравственному развитию и воспитанию младших школьников я обобщила 23 сентября 2016 года в рамках краево...

Обобщение опыта. «Экологическое воспитание младших школьников как одно из направлений нравственного воспитания личности»

Экологические проблемы выдвинули перед школьной  теорией и практикой задачу воспитания учащихся в духе ответственного отношения  к природе, способного решать вопросы рационального природопол...

Обобщение опыта работы по начальной школе

Обобщение опыта работы по начальной школе в сельской местности....