Обобщение опыта работы по начальной школе
опыты и эксперименты (1, 2, 3, 4 класс)

Саргсян Артем Нерсесович

Обобщение опыта работы по начальной школе в сельской местности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshchenie_opyta.docx28.57 КБ

Предварительный просмотр:

« Воспитание - деятельность, направленная на развитие личности, создание условий для самоопределения и социализации обучающихся на основе социокультурных, духовно-нравственных ценностей и принятых в российском обществе правил и норм поведения в интересах человека, семьи, общества и государства, формирование у обучающихся чувства патриотизма, гражданственности, уважения к памяти защитников Отечества и подвигам Героев Отечества, закону и правопорядку, человеку труда и старшему поколению, взаимного уважения, бережного отношения к культурному наследию и традициям многонационального народа Российской Федерации, природе и окружающей среде.»

(п. 2 в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 304-ФЗ)

 В малокомплектных школах много проблем, но это не проблемы, связанные с обучением и воспитанием подрастающего поколения. Доказательством тому служит то, что выпускники школы успешно сдают выпускные экзамены и поступают учиться в различные учебные заведения высшего и среднего профессионального образования. Наша школа тоже является малокомплектной, здесь обучаются всего 38 школьников. Однако уровень образования и воспитания  в нашей школе не отличается от школ, имеющих статус полных школ, лицеев и гимназий. Учителя нашей школы стараются изо всех сил, ведь школа в маленькой деревне это не только центр образования для маленьких жителей, но культурный центр для всего населения, потому что кроме школы больше «пойти» некуда. Вот и занимаются учителя культурным воспитанием школьников и их родителей. Педагоги нашей школы успешно совмещают творческую и научно-методическую работу, постоянно проходят курсы повышения квалификации, выступают на районных семинарах, принимают участие во всевозможных конкурсах, рассматривают вопросы об улучшении качества образования детей, постоянно совершенствуют свои знания.

В энциклопедии 1898 года были описаны все неоспоримые преимущества воспитания и развития детей в деревне.

Я не могу согласится с теми людьми, что считают городское воспитание более удобным и лучшим. Дальновидные городские родители всегда отправляли своих чад в деревню к бабушкам и дедушкам, прекрасно осознавая, что близость природы и спокойная размеренная сельская жизнь благотворно повлияет на развитие детей.

В деревне или селе родители приучали к труду детей, передавая все свои знания в строительстве, выращивании овощей и фруктов, в умении делать заготовки на зиму, в плотницком и столярном деле и т.д. Физический труд дисциплинирует с детства, и лично я это познал сполна. И никаких рабов в деревнях не воспитывают. Ребенок вырастает при должном воспитании полностью подготовленным к жизни.

Жизнь детей в деревне - полна свободы и чужда какой-либо искусственности. Дети получают глубокое духовное развитие.

Почему в городе дети получают более быстрое развитие? Потому что им "напихивают" всего и сразу. Не осознавая одного до конца, ребенок получает другую информацию и так далее. В итоге в большинстве случаев получаем информационную оболочку из обрывочных сведений и поверхностное развитие ребенка.

Я могу привести пример из своих школьных лет. Я обычно после школы возвращался домой с некоторыми попутчиками-одноклассниками через небольшую березовую рощу. И обычно мы там находили белые грибы, подберезовики, сыроежки, которые забирали домой. Помните жука-носорога? Он нам попался чуть в стороне от гриба. И мы начали спорить о его названии. Ну а что тут спорить? Кто-то достал учебник биологии и нашли этого жука, сличили. Радости не было предела. Конечно, сейчас изменились дети, изменилось мировоззрение людей, но тенденция отправлять детей к бабушкам на каникулы осталась стабильной.

Содержание и организация учебно-воспитательного процесса в сельской школе в значительной степени определяется комплексом объективных и субъективных условий, влияющих на специфику ее функционирования и перспектив развития

Эстетическое, нравственное, физическое воспитание сельских детей имеет свои особенности. Они определяются природными и культурными факторами, которые накладывают свой отпечаток на психологию личности. Условия быта и отдыха, малочисленность классов, характер воспитания в семье – все это требует своего особого подхода к духовному миру ребенка в сельской местности.

Задачи по воспитанию и развитию обучающихся мы решаем по следующей схеме: учебная деятельность, деятельность классных коллективов и органов самоуправления, воспитательная работа в школе и классе, организация дополнительного образования. Используются методика коллективных дел, поддержка детского творчества и инициатив. Главный принцип – каждому ребенку предоставить возможность выбора, создать условия для развития личности. В школе работают кружки художественно-эстетического цикла, музей «100 и 101 казахстанских бригад» главная цель которых – формирование познавательных интересов детей.

Для полного удовлетворения потребностей учащихся в дополнительном образовании школа тесно сотрудничает с  Оленинским Домом детского творчества детской музыкальной школой, домом культуры, библиотекой. Охват детей различными формами дополнительного образования составляет 90%.

Нужно отметить, что подобная структура дополнительного образования в школе характерна и для других сельских школ нашего района. В сельских школах сложилась эффективная система работы по воспитанию любви к своей земле, родному языку, национальной культуре. Школьники изучают историю края, родной деревни, своего рода, учатся составлять свои родословные.

Классным руководителем начальных классов я работаю 7  лет. Основной принцип моей работы: «Сначала любовь, понимание и приятие человека, затем сотрудничество и сотворчество, взаимодействие, направленное на развитие, коррекцию проблем и недостатков»

Я:

-  принимаю ребенка таким, каков он есть, с его слабостями и недостатками, стремлениями и темпераментом;

-  понимаю, что современный человек будет тогда успешен, когда он интеллектуально развит и умеет адекватно адаптироваться в быстро меняющемся мире;

-  но в тоже время принимаю, что для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце, способность к общению, к признанию равенства души;

-  потихоньку, не ожидая быстрых результатов, учу маленького человека понимать и чувствовать другого человека;

-  иду вместе с детьми по пути их взросления, именно вместе, а не рядом, именно участвуя, а не наблюдая.

Могу считать себя счастливым человеком потому, что у меня в моей любимой и важной работе есть  крепкая опора, без которой ничего не получилось бы-  это глубокие, прекрасные традиции нашей школы, которую я сам закончил.  

Главной задачей своей считаю создание в классе единого коллектива детей и родителей. На мой взгляд, именно классный руководитель может стать тем связующим звеном, своеобразным координатором, который способен сплотить этот коллектив.

Воспитывать нравственные качества не просто. На этом пути могут случаться неудачи и ошибки, но самое главное состоит в том, чтобы работа по формированию нравственной культуры школьника была правдивой и искренней, в ней не может быть фальшивых слов и действий. Только построив отношения с учащимися на основе искренности и доверия, уважения их достоинства, можно добиться таких результатов, которые позволят молодому поколению уверенно войти в мир взрослых, состояться в нём, стать гражданином своей страны не на словах, а на деле. И в этом большую роль играет человек, который находится рядом. Этим человеком являются родители и педагог: учитель, классный руководитель.

Чтобы процесс воспитания проходил успешно, безболезненно для ребенка, вокруг него должна быть создана такая атмосфера, где ему будет так же хорошо и уютно, как в семье, где его любят, ценят, где о нем будут заботиться настолько, что он станет интересен себе и другим. Стараюсь приложить все усилия, чтобы ребенок, перешагивая порог школы, почувствовал, что там его ждут. Воспитанника должна окружать красота, игра, фантазия, творчество. Самое высокое творчество – это раскрытие и реализация каждым своих потенциальных возможностей. Поэтому моя педагогическая позиция заключается в принятии ребенка как личности, признании его индивидуального своеобразия, его права проявлять свое «Я». Используя слово, дело и наблюдение, я, как классный руководитель, создаю условия, чтобы ребенок в той или иной мере проявил себя.

Педагогической наукой, практикой нашей школы накоплен значительный опыт нравственного воспитания.

В наше время актуальными вопросами являются сохранение нравственности в обществе, восстановление и развитие исторического и культурного наследия.

-  Нравственное воспитание должно быть ориентировано на духовное развитие ребёнка

-  В воспитании нравственности ребёнка не должно быть мелочей

- Нравственное воспитание должно строиться не на порицании качеств личности ученика, а на поддержке тех положительных черт и качеств характера, которые ему присущи.

В своей работе использую проектные, исследовательские технологии; технологии развития креативного мышления, дидактические игры; технологии сотрудничества и успешности, коллективных творческих дел, а так  же здоровьесберегающие технологии.

Образ выпускника складывается из потенциалов личности:

 нравственного, познавательного, коммуникативного, художественного, физического.

Исходя из этого, целью моей работы является формирование нравственных ценностей и качеств у школьников через систему воспитательных мероприятий.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

- формирование потребности и мотивации нравственного поведения;

- формирование представления о здоровом образе жизни;

- формирование патриотических чувств: любви к Родине, гордости за свою малую родину и свой край;

- создание условий для обогащения эмоционального мира детей.

Функции и содержание моей работы как классного руководителя:

-  Организационно-координирующие (разработка плана деятельности, ведение документации, взаимодействие с учащимися и организация разнообразной деятельности детей, установление контактов с родителями, связи школы и семьи);

-  Коммуникативные (регулирование межличностных отношений между обучающимися, содействие общему благоприятному психологическому климату в классе, установление оптимальных взаимоотношений учитель – ученик, помощь в решении проблем);

-  Аналитико-прогностические (изучение индивидуальных особенностей обучающихся и динамики их развития, направление самовоспитания и саморазвития личностей обучающихся, определение состояния и перспектив развития классного коллектива);

-  Контрольные (контроль за успеваемостью, воспитанием и посещаемостью учебного учреждения).

Уровни воспитательных результатов

Первый уровень – приобретение школьником социального знания (знания об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т. д.)

Достигается во взаимодействии с педагогом.

Второй уровень – получение школьником опыта переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества.

Достигается в дружественной детской среде (коллективе).

Третий уровень – получение школьником опыта самостоятельного общественного действия.

Достигается во взаимодействии с социальными субъектами

Изучив психологические и физиологические особенности каждого ребенка, особенности характера, интересов и склонностей, шаг за шагом, изо дня в день  открываю для себя каждого ребенка.  На сегодняшний день я классный руководитель в 2.4 классах. В моих классах немного учеников, но все они очень разные, каждый со своим характером, каждый со своим «я», все они такие замечательные! В работе с детьми использую разные формы (индивидуальные, групповые и коллективные) и методы работы.

Необходимо, чтобы растущая личность была включена в «орбиту» ценностных отношений коллектива, так как нравственная личность формируется в деятельности. В классах, где я являюсь классным руководителем, все учащиеся имеют определенные обязанности, каждый наделен определенными полномочиями. В классах хорошо развита система самоуправления . Старшие ученики становятся наставниками младших, принимая их в семью по названием «Молодотудская школа», и давая им первые наставления в поведении, рассказывая о традициях школы. Впоследствии они становятся лучшими друзьями и продолжают свое наставничество и в старшем звене школы

Воспитательная работа в классе – многоплановая и разносторонняя, направленная на раскрытие возможностей каждого ребенка, на развитие их индивидуальных способностей, талантов, познавательных интересов, инициативы. По всем направлениям деятельности проводятся разнообразные мероприятия: классные часы, поездки, экскурсии, прогулки, соревнования, праздники, встречи, конкурсы.

Реализация воспитательной деятельности

Воспитательная работа в классе строится по следующим направлениям:

- духовно-нравственное;

- гражданско-патриотическое;

- научно-познавательное;

- общественно-полезное;

- художественно-эстетическое;

- спортивно-оздоровительное;

проектная деятельность.

Духовно-нравственное направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, классные часы, встречи с интересными людьми, конкурсы, концерты, работа кружка, проектная деятельность.

Большую работу веду по приобщению детей к духовно-нравственным истокам, традициям, ценностям. Ежегодно класс участвует в подготовке классных и школьных мероприятиях, конкурсах фотографий, рисунков и поделок. Нравятся ребятам экскурсии по родному селу. Особенно запомнилась детям поездка в музеи  Холмецкой основной общеобразовательной школы, после посещения которого в душах детей надолго остались радостные и теплые воспоминания. Классные часы по духовно-нравственному воспитанию (« Мое любимое село», «Люди, которые внесли вклад в развитие нашего района»,  «История моей школы», « Мир природы моего края» и т.д.во многом способствуют развитию у учащихся интереса к истории своей страны, своей малой родины. Стало уже традицией приглашать на классные часы работника поселковой библиотеки, ученики постоянно являются активными участниками таких мероприятий, проводимых в нашей школе ежегодно: «Широкая Масленица», «День матери», «День учителя», праздник, посвященный 8 Марта. Учащиеся очень любят мастерить, фантазировать, а главное – дарить произведения своего творчества родным и близким!

Гражданско-патриотическое направление

Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, конкурсы, помощь в уборке братских захоронений нашего села.

Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны. Уроки России, Уроки Мужества («Дети и война», «Этих дней не смолкает слава», «Блокада Ленинграда») стали неотъемлемой частью воспитательной работы в классе, воспитывают в них дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли. Встречи односельчанами, которые пережили весь ужас войны и послевоенного времени, участие в конкурсах («А ну-ка, мальчики»), мы также побывали на братском захоронении в с. Холмец – все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.

Спортивно-оздоровительное направление

Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, физкультминутки на уроках, игры на открытом воздухе.

Очень важная роль в нашем классе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня здоровья,  организация походов по родному поселку – вот те основные мероприятия, которые так полюбились моим ученикам.  Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели. Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», Дни зоровья, конкурс поделок по пожарной безопасности, операция «Чистый двор», участие в концертах.

Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости.

Научно-познавательное направление и проектная деятельность

Формы работы: творческие конкурсы и олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, предметные недели, ведение портфолио ученика.

Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделях, творческих конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки. Повысился интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности. Дети готовят материалы для проведения классных часов, конкурсов, викторин. Большинство учеников в классе – это творческие, целеустремленные личности, способные к самосовершенствованию и саморазвитию.

По данному направлению провожу исследования, которые заносятся в диагностическую карту учащихся класса. В конце четвертого класса провожу диагностику уровня интеллектуального развития школьников при переходе в среднее звено.

Результатом планомерной работы в этом направлении является 100% обученность, 60% - качество .

Художественно-эстетическое направление

Формы работы: творческие конкурсы, концерты, тематические классные часы, классные огоньки, анкетирование, праздники.

Это направление деятельности является для многих моих ребят формой активного самовыражения, раскрытия талантов, позволяя каждому ребенку заявить о себе: «А вот и я!» Классные огоньки, конкурсы рисунков, стихов, подготовка к проведению праздников – все это еще больше сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели.

Каждый год, теперь уже по традиции, провожу классные часы под общей темой «Мир моих увлечений». На этих классных занятиях дети раскрываются как-то по-особенному: каждому хочется больше рассказать о себе, заинтересовать других своим увлечением, порадовать всех своими успехами и достижениями. Выступление на таких классных часах положило начало созданию каждым учащимся своего портфолио, работа над которым ведется постоянно.

Общественно-полезная деятельность

Формы работы: акция, классный час, трудовой десант.

Участвуя в акциях: «Каждой пичужке по кормушке», «Спешите делать добро» в субботниках, дежурство по классу приобщаю ребят к общественной работе, воспитываю сознательное отношение к своим обязанностям.

Семья и школа

Формы работы: творческие конкурсы, организация праздников и юбилеев, концерты,  походы, родительские собрания.

Еще бы я отдельно выделил такое направление как трудовое воспитание.

Дети, живущие в сельской местности приучаются к труду с самого раннего возраста. А особенно, это дети из малообеспеченных, неблагополучных семей. Ребятня с удовольствием принимает участие во всех школьных трудовых десантах, субботниках. Территория нашей школы очень большая: два яблоневых сада, аллея. И уборка и благоустройство нашей территории-это очень объемный труд, в котором начальная школа всегда принимает самое активное участие. Рядом со школой находится братское захоронение, которое закреплено за нашей школой. И там мы тоже главные помошники старшим обучающимся и учителям. Не обходится без нас и укладка дров, и работа на клумбах, и генеральная уборка классных комнат. Никто из обучающихся никогда не отказался от общественно-полезного труда. Надо сказать, что родители тоже принимают участие во всех наших трудовых свершениях.

Для большинства моих воспитанников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках, секциях – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.

Родители учеников принимают самое активное участие в жизни не только класса, но и школы: помогают в подготовке и проведении различных мероприятий.. Очень активно работает родительский комитет, ни одно классное мероприятие не остается без внимания родителей. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это мои помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.

Нельзя сказать, что все так гладко, все мы прекрасно понимаем, что образование и воспитание в селе отличается от города. В городе созданы больше условий для внеклассной и внеурочной работы. Есть возможность посещать кружки и занятия в детских и юношеских спортивных школах, учреждениях дополнительного образования детей. Больше возможности посещать музеи и театры, совершать экскурсионные поездки. Дети нашей школы ездят на экскурсии в Тверь, но это только учащиеся старшего звена. Организовать экскурсии и поездки для обучающихся начальной школы очень сложно.

Так же основными проблемами в воспитании в сельской местности можно назвать такие как:

-отсутствие одного или несколько классов;

- объединение начальных классов в один или два класса комплекта;

- безальтернативность образовательного пространства. Отсутствие в социальной инфраструктуре отдаленных сельских округов других образовательных учреждений лишает ученика сельской школы возможностей дополнительного образования;

- недостаточное оснащение школ современным оборудованием;

- малочисленность учительского состава;

- особые социальные условия жизнедеятельности сельской школы обусловили необходимость выполнения школой многочисленных социально педагогических функций;

- малочисленность родительского коллектива;

- низкий образовательный ценз родителей.

Малокомплектные школы требуют особого внимания и нестандартного подхода к решению проблем. Доля сельских школ в структуре учреждений общего образования  России составляет около 70%. Однако уже понятно давно, что если школа в маленькой деревне исчезнет, то исчезнет и деревня. Практика показывает: как только закрывается малочисленная школа на селе, все работоспособные жители этого села его покидают, потому что  у них, как правило, есть  дети школьного возраста. Кроме того, ни одна молодая семья не поедет в ту деревню, где нет школы для их детей. Что будет с теми населёнными пунктами, где исчезнет школа? Не грозит ли это нам потерей бескрайних территорий России, потери национальной самобытности?

Результативность опыта

Для проверки результативности деятельности учителя по организации образовательного процесса на пути повышения эффективности духовно-нравственного образования и воспитания учащихся через активные формы и методы обучения и воспитания, были определены следующие показатели:

1) качество знаний учащихся (по итоговым отметкам за учебный год);

2) достижения детей в олимпиадах, конкурсах;

3) показатели творческих способностей младших школьников через личностно ориентированное обучение и здоровьесберегающие технологии;

4) мониторинг уровня воспитанности;

Анализ качества знаний учащихся показал, что на протяжении последних трех лет работы наблюдается позитивная динамика учебных достижений обучающихся. Радует то, что при переходе в пятый класс ребята подтвердили свои знания по предметам. Общая успеваемость, т. е. количество школьников с положительными отметками по итогам года («3», «4», «5»), стабильна и составляет 100 %.Количество обучающихся, успевающих на «4» и «5» за последние 3 года выросло с 57% до 67%. Ребята принимают активное участие в всех классных и общешкольных мероприятиях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Сочинение как средство развития речи младших школьников"

В настоящее время отмечается уменьшение интереса к чтению художественной литературы, что всегда положительно влияло на повышение уровня развития речи у учащихся. Развитие речи - важная задача обучения...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории

       Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее пок...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов первой квалификационной категории

       Актуальность данной темы объяснятся следующими положениями. Во-первых, основная цель образования заключается в том, чтобы готовить подрастающее пок...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по здоровьесберегающим технологиям

"Если нельзя вырастить ребёнка, чтобы он совсем не болел, то во всяком случае, поддерживатьего высокий уровень здоровья вполне возможно"Академик, хирург Н. М. Амосов....

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме " Использование информационно коммуникационных технологий (ИКТ) в начальных классах в урочной и внеурочной деятельности".

Нужны ли в начальной школе информационно-коммуникативные технологии? Я уверена – да! Потому что время быстро движется вперёд и то, что недавно было новым, сейчас уже является нормой в образовательном ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов по теме "Развитие логического мышления по математике в начальных классах"

Никто не будет спорить с тем, что каждый учитель должен развивать логическое мышление учащихся. Роль математики в развитии логического мышления исключительно велика. Причина столь исключительной роли ...

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Пронкиной Л.В. по теме: “Использование элементов здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе специальной школы как средства повышения умственной работоспособности учащихся с на

Цель и задачи:Создание оптимальных благоприятных условий на уроках для эффективного усвоения учебного материала на основе использования здоровьезберегающих технологий.Разработать комплекс здоровьесбер...