Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»
учебно-методический материал (1 класс)

Ступникова Марина Сергеевна

Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен  для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное,  пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать на уроках экологические сказки, задачи с природоведческим содержанием, занимательные вопросы, игры и, конечно, экскурсии.                                                

       Разработанная мною программа «Семь важнейших «Я» включает  направление  «Я и МИР ВОКРУГ».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rabota8.dok_.docx24.85 КБ

Предварительный просмотр:

Обобщение опыта работы классного руководителя по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»

Ступникова Марина Сергеевна,

учитель начальных классов МБОУ «ЦО №19» города Тулы

        Младшие школьники, стремящиеся к познанию окружающей нас природы, находятся в том возрасте, который благодатен  для формирования элементарных экологических понятий. На экскурсиях в природу, в наблюдениях за растениями и животными перед детьми раскрывается красота родной природы, ее неповторимость. Одновременно дети замечают и неразумное,  пагубное влияние человека на природу. Чтобы научить ребенка видеть вокруг себя эти контрасты, сопереживать и размышлять, можно использовать на уроках экологические сказки, задачи с природоведческим содержанием, занимательные вопросы, игры и, конечно, экскурсии.                                                 

       Разработанная мною программа «Семь важнейших «Я» включает  направление  «Я и МИР ВОКРУГ». 

       Ведущая идея – непрерывная связь человека и природы.

       Цели и содержание раздела:

● мое место в природном и социальном окружении.

(Содержание этого раздела направлено на становление у младших школьников эмоционально- нравственного отношения к окружающей среде)

● формирование представлений о природе и социальном окружении как среде жизнедеятельности человека. Роль и место «Я» в этой среде.

● обучение методам познания природы, восприятия окружающей среды посредством органов чувств.

● воспитание эстетического  нравственного отношения к окружающей среде; умение вести себя в ней в соответствии с общечеловеческими нормами.

● охрана природной среды от загрязнения, разрушения, истощения. Место

«Я» и «МЫ» в реализации этой задачи.

        Методы работы: экскурсии, наблюдения, чтение детской литературы, показ фильмов на экологические темы, конкурсы знатоков природы, олимпиады, викторины, тематические праздники, соревнования, беседы на классных часах, музейные интерактивные занятия, индивидуальную деятельность отдельных учащихся и их семей.

        Для достижения  цели приобщения детей к природе планирую и провожу родительские собрания в 1 – 4 классах.

         Вот темы некоторых из них:

     1 класс. «Значение эмоций для формирования положительного взаимодействия ребенка с окружающим миром».

     2 класс.      «Воспитание любви к природе при общении

 с домашними питомцами».

      3 класс.    «Презентация компьютерных игр, энциклопедий по теме: « Мир вокруг нас» при проведении собрания «Компьютер в жизни школьника».                      

1  КЛАСС.

Беседы

«Не ломайте веточку!»,

«О братьях наших меньших»

«В помощь пернатым друзьям»,

«Кто такой лесничий?».

Викторины:

«Родная природа», «В гостях у Кикиморы»,

«О кошках и собаках», «Кто в лесу живет?

Конкурсы:     

Конкурс рисунков «Мой питомец»,

Конкурс загадок о временах года,

Конкурс загадок «Вопросы деда Всеведа».

Экскурсии:   

Экскурсия в Центральный парк г. Тулы,

Экскурсия в Московский театр кошек.

Операции:    

«Наши зеленые друзья» (оснащение кабинета комнатными растениями),

«Покормите птиц зимой!» (изготовление  и развешивание кормушек)

Инсценировка:

 «В гостях у Осени» (совместно с родителями)

2  КЛАСС.

Беседы

«Растения – часть природного окружения человека»

«Как вести себя в лесу, чтобы не причинить вреда его обитателям?»

«Правила ухода за комнатными растениями»

Викторины

«Путешествие в Микробию»,

«Кто в лесу поет?»,

«Необычные домашние животные»

Конкурсы:    

Конкурс поделок из природного материала «Чудеса из ничего», «Вторая жизнь даров осени»

Выставка поделок из овощей, фруктов для праздника «Осенние сказки»

Экскурсии:     

Экскурсия в Александровский парк г. Тул

Экскурсия в Московский театр зверей им. В. Дурова

Экскурсия в Московский зоопарк.

Операции:      

 «Наши зеленые друзья» (уход за комнатными растениями),

«Покормите птиц зимой» (наблюдение за птицами в кормушке).

«Цветик - семицветик (выращивание рассады для пришкольного участка

Экологические сказки:

«Путешествие зеленого листика»,

«О воде живой и мертвой».

Праздники:       

« В гостях у Зимушки – Зимы» (Театрализация совместно с родителями), «Осенние сказки (театрализация совместно с родителями).

3  КЛАСС

Беседы:  

«Не нарушайте тишину!»

«Мое место в  природе» (дискуссия)

«Прозрачный невидимка»(об охране воздуха)

Викторины:

«Вода- эликсир жизни»,

«Удивительное рядом!» ( о мире вещей)

Экскурсии:  

Экскурсия в музей при ТГПУ им. Л. Н. Толстого,

Экскурсия в Тульский экзотариум,

Экскурсия в Палеонтологичекий музей г. Москвы.

Экологические сказки:

«Приключения дождевого червя» ( об охране почвы),

«Удивительный мир шестиногих (об охране насекомых)

Знакомство с профессиями:

дрессировщик, ветеринар, эколог (видеофильмы)

Праздники:     

«Кошкин бал», «Праздник прилета птиц».

Олимпиада:    

«Знатоки природы»

Операции:       

«Наши зеленые друзья»,

«Покормите птиц зимой!»

«Цветик- семицветик».

4  КЛАСС.

Беседы:            

«Костер- лесу враг!»,

«Связь человека с природным сообществом» (дискуссия),

 «Человек- друг или враг природе?»( дискуссия)

Знакомство с профессиями:

коневод, хлебопек (в/ ф)

Экологические сказки:

«Живые цепочки

«День рождения рябинки»,

«Великан и Голубое озеро».

Экскурсии:       

Экскурсия в  Калугу в Музей космонавтики,

Экскурсия в Тульский краеведческий музей

Экскурсии в музей Дарвина в Москв

Конкурсы:         

Конкурс тематических кроссвордов

Конкурс- защита проектов « Сбережем нашу планету!»

Олимпиада:     

«Земля – наш общий дом!»

                     

   

Задания, используемые на уроках окружающего мира

и литературного чтения.

«Секреты   Лесовичка»

  Учитель:

- Ребята, у нас в гостях Лесовичок, наш старый друг, хозяин леса. Он принес вам несколько секретов. Но мы узнаем о них, если верно выполним задания.

1 задание.

- Какое растение поможет в лесу, если ты натер ногу?

( Подорожник. Сорвите лист, разомните его и приложите к  ране.)

2 задание.

- Что в лесной аптеке можно взять при укусе пчел?

( При укусе пчел помогает млечный сок одуванчика: и боль проходит, и опухоли не останется.)

3 задание.

- Какое средство от комаров вы знаете?

( От комаров в лесу помогает пижма или дикая рябина: надо натереть руки и лицо, запах отпугивает насекомых.)

 В подарок Лесовичок оставляет земляничное варенье и чай из лесных трав.

                     

                                      « Почему плачет синичка?»

       Прочитаем рассказ В. А. Сухомлинского «Почем плачет синичка?» и ответим на вопросы.

       «В доме на краю села жили муж и жена. Было у них двое детей - Миша и Оля. Мише было десять лет, а Оле - девять.

       Около дома рос высокий ветвистый тополь

- Сделаем из тополя качели, - сказал Миша.

- Как хорошо будет качаться! – обрадовалась Оля.

       Полез Миша на дерево, привязал к веткам веревку. Встали дети на качели и давай качаться.

       Качаются, а около них синичка летает и поет, поет.

       Миша говорит:

- Синичке тоже весело от того, что мы качаемся.

       Глянула Оля на ствол и увидела дупло, а в нем- гнездышко, а в гнездышке птичка маленькая.

- Синичка не радуется, а плачет, - сказала Оля.

- А почему же она плачет? – удивился Миша.

- Подумай, почему, - ответила сестра.

       Миша спрыгнул с качелей, посмотрел на синичкино гнездышко и думает: почему же она плачет?»

 

        Учитель:

- Как  бы вы объяснили Мише, почему плачет синичка?

- Какой вывод вы сделали?

 - Составьте правила поведения в лесу!

                         

Задачи экологического  содержания, используемые на

уроках математики.

1 класс. Тема: « Нахождение неизвестного вычитаемого»

Без помощи человека из 10 синиц до весны доживают только 2.

Сколько синиц из 10 погибнет без помощи человека?

1 класс. Тема: « Составные задачи на разностное сравнение»

За последние два столетия на Земле было истреблено 34 вида птиц,

животных и змей. Птиц- 13 видов, животных- 15 видов. На сколько

больше было истреблено животных и птиц, чем видов змей?

2 класс. Тема: « Повторение пройденного во 2 классе»

Береза, на которой 20 тысяч листьев, может служить домом для 60 тысяч насекомых. Для скольких тысяч насекомых может служить береза, на которой 60 тысяч листьев?

                           

                             

Операция « Покормите птиц зимой!»

 Приучите птиц в мороз к своему окну,

 Чтоб без песен не пришлось вам встречать весну!

- Что вы положите в кормушку?

- Каких зимующих птиц вы знаете?

     На уроках труда дети изготавливают кормушки. После уроков учащиеся вместе с учителем развешивают их на деревьях в школьном дворе.

В операции « Помоги птицам!» ребята принимают участие каждый год. Она является доказательством единения учебного процесса и внеклассной работы.   

                     

Операция « Наряжаем елочку».

Учитель обращается к детям  со словами:

                          В лесу родилась елочка,

                          В лесу должна расти,

                          Не нужно рубить елочку

                          И в дом ее нести.

                          В лесу так елке весело,

                          Метель поет ей песенки.

                          Укрыты веточки снежком,

                          Стоят все елочки рядком.

                           Не мерзнет елочка зимой,

                           Не просит брать ее домой.

                           Идите в лес вы к елке сами,

                           И праздник встретьте там с друзьями.

                           Не стоит елочку губить,

                           А лучше жизнь ей сохранить.

                           Искусственную елочку купи

                           И в своем доме наряди!

Проводится беседа «Как сберечь лес?» В классе дети наряжают искусственную елку и готовятся к празднику « В гостях у Зимушки- Зимы» и ставят спектакль  «Как Снеговики елочку спасли».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование классного коллектива (из опыта работы классного руководителя 1-4 классов)

«Если каждый человек на кусочке своей земли сделал бы всё, что он может, как прекрасна была бы земля наша!» А.П.Чехов. Перефразируя классика, я скажу так: « Если я, как классный руководитель, сд...

Обобщение опыта работы по программе «Семь важнейших «Я». Направление «Я и МИР ВОКРУГ»

Чтобы организовать жизнь детей моего класса наполнено и интересно, я задалась целью создать программу по воспитательной работе «Семь важнейших « Я».Содержание этого раздела направлено на становл...

ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ «Семья – моя главная опора»

Семья должна рассматриваться школой как один из наиболее значимых факторов, активно влияющих на становление личности с первых дней жизни человека....

Обобщение опыта работы классного руководителя

Я - классный руководитель уже 23-ий год. Хотелось бы поделиться опытом. Буду рада, если этот материал будет полезен....

«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Одарённый ребенок — это ребенок, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности....

доклад«Организация воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя»

Выступила с докладом "Организаця воспитательной работы по развитию творческих способностей: из опыта работы классного руководителя" на научно-практической конференции....