Выступление на выездной сессии классных руководителей Специального (коррекционного) образования Республики Бурятия.Обобщенный опыт работы классного руководителя по патриотическому воспитанию.
статья

Светлана Васильевна Алексеева

Конкретные примеры и результаты патриотического воспитания на основе многолетнего опыта работы как  классного руководителя.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление на выездной сессии классных руководителей Специального (коррекционного) образования Республики Бурятия

Уважаемые коллеги, добрый день! В своем выступлении я хочу раскрыть некоторые аспекты и познакомить вас с особенностями работы по патриотическому воспитанию с обучающимися  в СКОШИ №2. Я работаю учителем ритмики, музыки. Хотелось бы поделиться опытом классного руководства исходя из своего многолетнего опыта работы с детьми-инвалидами с нарушением ментальной сферы.

В условиях жесточайших вызовов современности перед российской школой стоит очень важная задача – воспитать патриота своей страны, обеспечить само существование государства России.

Воспитание патриотизма и духовно-нравственное развитие школьников именно в подобных  образовательных учреждениях как наша школа имеет свою специфику, так как, во-первых, оно призвано помочь детям осознать свою принадлежность к определенной стране и культуре. Во-вторых, оно способствует развитию навыков социализации, взаимодействия с окружающим миром и формированию устойчивых ценностей.

Я приведу конкретные примеры и покажу вам результаты патриотического воспитания на основе многолетнего опыта работы как  классного руководителя. Работа по патриотическому воспитанию осуществляется через организацию учебных  и внеурочных занятий, в контакте с администрацией школы и родителями обучающихся.

- Классным руководителем работаю в основных общеобразовательных классах, веду детей  с 5 по 9-й  класс. Прошлый выпуск 2021 года был сложный, так как, дети пришли в нашу школу сразу в 5 класс.

- Класс был сборный из разных школ, первоначальной задачей было создать детский дружный коллектив через  развитие творческой активности. Были составлены многочисленные программы, проекты.

- С каждым ребенком работала индивидуально, дифференцированно, с каждым родителем проводилась длительная   психолого-педагогическая работа, многочисленные родительские собрания, встречи, консультации.

- Свою работу мы начинали с ФГБОУ ВО ВСГИК с кафедрой музеелогии и наследия.  По итогам работы в проекте по договору ГБОУ «СКОШИ №2» – ФГБОУ ВО ВСГИК с учителем истории Коноваловой А.В., мы принимали самое активное участие в музейном проекте.

- В нашу  работу был привлечен целый комплекс разнообразных содержательных музейных интерактивных программ, инновационных музейных педагогических технологий: квест-игра,  музейных уроков, созданию временных выставок.

- Например, в рамках студенческой практики по договору «Институт культуры – ГБОУ «СКОШИ №2» в Этнографическом музее была реализована игровая спортивная программа с использованием музейного комплекса. В выездном «Дне здоровья»  принимали участие в народных забавах и родители детей.

В  последние годы особенно неуклонно возрастает роль краеведения, когда одной из важнейших общественных задач становится нравственно-патриотическое воспитание подрастающего поколения. Краеведение лучше других отраслей знания способствует воспитанию патриотизма, любви к родному краю, формированию общественного сознания. Ведь краеведение – всегда «краелюбие».

Краеведение рождает чувство патриотизма – глубокой любви к Родине.

- С 6 класса началась работа кружка «Экскурсовод», где дети начали знакомится с историческим и культурным наследием родного края. Мы посетили:

  1. Музей «Дружба народов»
  2. Этнографический музей народов Забайкалья
  3. Памятник женщине-космонавту Валентине Терешковой
  4. Храм Рождества Христова
  5. Кабанский краеведческий музей им. М.А. Лукъянова
  6. Частный краеведческий музей п. Горячинск
  7. Краеведческий музей в селе Хурумша, природный парк «Карасиное озеро» и «Гильдберинское водохранилище»
  8. Музей истории СОШ п. ИльинкаПрибайкальский район
  9. Краеведческий музей с. Красноярово
  10. Музей декабристов п. Новоселенгинск
  11. Музей-усадьба И.К. Калашниковас. ШаралдайМухоршибирского района
  12. Байкальский маяк п. Турка
  13. Музей истории и культуры Байкало-Кударинских бурят с. Корсаково
  14. Ацагатский Дацан «ГанданДаржалинг»
  15. Этнографический комплекс «Степной кочевник»
  16. Тапхарское плато «Стоянка Чингисхана» Иволгинского района.

В систему воспитательных задач классного руководителя  входит  формирование уважительного отношение к символам Российского государства: флагу, гимну, а также датам государственной памяти, Дням Воинской славы, национальным праздникам Республики Бурятия.

Сейчас огромное значение в формировании патриотизма играют «Разговоры о важном». Ко всем государственным праздникам организуются классные тематические часы, которые можно продолжить выездными мероприятиями в театр, музей, организовать посещение памятников г. Улан-Удэ и в районах Республики Бурятия. Таким образом, у детей идет понимание и постепенное получение навыков становления гражданственности, появляется  чувство гордости за свою малую родину Республику Бурятию, за город, где мы родились и выросли.

С нынешним 8а классом в тандеме с учителем истории Коноваловой А.В. и воспитателем Цыренжаповой Т.Б. мы продолжаем работу по патриотическому воспитанию обучающихся.

- Для проведения уроков Мужества налажены контакты с советом ветеранов Октябрьского района  г. Улан-Удэ. Эти встречи поколений проходят и у нас в школе, и с выездом в Республиканскую Ассоциацию «Дети войны». Мы готовимся к урокам Мужества, учим стихи, совместно создаем музыкальное озвучивание и презентации по темам таких мероприятий.  

- Продолжаем тематические экскурсионные выезды. Школа предоставляет  транспорт для организации  экскурсионных музейных туров для детей по республике:

 Посетили Заиграевский район. В п. Заиграево один из ТОСов создает деревянные скульптуры по типу шведских деревянных памятников посвященным сказочным персонажам. Эти скульптуры находятся в горной лесистой местности на окраине поселка.

Также мы посетили смотровую площадку с видом на долину реки Брянка, поднялись на смотровую площадку поселка Заиграево, находящейся на горе. Попутно мы рассказывали детям об истории края, в каком времени происходили исторические события ВОВ, строительство заводов, железной дороги.

В Бурятской государственной сельскохозяйственной академии открылся музей «Семейский земледелец». Там представлена уникальная коллекция предметов народного быта, а именно старообрядцев Республики Бурятия. Это плуг, орудия труда, предметы быта, народные костюмы, деревянные расписные оконные наличники. Экскурсию провел директор нашей школы Аюшеев А.Н.

Посетили палеонтологический музей ветеринарного факультета, где нам были представлены скелеты и чучела животных, обитающих на территории Республики Бурятия. Также экспозиция представлена и археологическими находками (шерстистый носорог, бизон, антилопа).

На территории академии находятся памятники Ленину и Марксу. При опросе дети называют из какого материала изготовлены скульптуры,  каким деятелям они принадлежат.

- Посетили Татарское подворье с. Новая Брянь Заиграевского района, где познакомились с самобытностью и культурой татар.

В октябре прошлого года выезжали в п. Новый Энхалук Кабанского района, посетили музей-усадьбу «Ёнхолог». Ребята узнали о происхождении кударинских бурят, создании поселка, познакомились с архивными документами, подписанными царем Петром I,  императрицей Екатериной II, императором Николаем II.

Дети с интересом посещают и места культового поклонения буддийского наследия, приобщаются к духовным ценностям.

Выезжали с классом в село Средний Убукун, в целях узнать о жизни первой комсомолки села, создательницы общественной женской организации на Чикойском кожевенном заводе. Посетили улицу, названную в ее честь. Побывали в школьном музее и познакомились с архивными документами, касающиеся ее короткой жизни. Из рассказа директора школы дети узнали о подвиге Елены Волковой, о ее храбрости, мужестве и бесстрашии. По этой же теме была написана исследовательская работа «Как закалялась сталь» для участия в Республиканской НПК «Шаг в будущее, где работа была награждена дипломом 2 степени.

Для проведения уроков Мужества налажены контакты с советом ветеранов Октябрьского района  г. Улан-Удэ. Эти встречи поколений проходят и у нас в школе, и с выездом в Республиканскую Ассоциацию «Дети войны». Мы готовимся к урокам Мужества, учим стихи, совместно создаем музыкальное озвучивание и презентации по темам таких мероприятий.

Налажены контакты с Онохойской поселковой библиотекой (библиотекарь Ярущак Н.И.). Мы  посещаем   Онохойскую библиотеку для совместного проведения различных мероприятий, приуроченным к праздничным датам. В библиотеке для наших учащихся проводятся библиотечно-музейные уроки, например «Бабушка рядышком с дедушкой» о преемственности поколений в семьях, «Ветераны-воины из Заиграево». Творческий коллектив библиотеки привозит в нашу школу краеведческие книжные выставки с участием местных поэтов-ветеранов, концерты с патриотической тематикой, «Урок Мужества»  на примере биографий наших земляков из Заиграевского района.

 - По договору о сотрудничестве с центром чтения им. Абидуева г. Улан-Удэ (с нами несколько лет работала библиотекарь Загибалова Т.В.) проведены библиотечно-музейные уроки в 2022-2023 уч. году по темам «Куклы народов России». Итогом стало участие детей моего класса в республиканской выставке рисунков в Детско-Юношеской библиотеке г. Улан-Удэ по теме «Наша Родина Россия».

В 2023 г. мы приняли участие в конкурсе рисунков «Великая Победа», лучшие работы были отобраны на республиканскую выставку в Детско-Юношескую библиотеку г. Улан-Удэ.

- В рамках проекта «Памятники воинской Славы» мы посетили много мемориальных комплексов в г. Улан-Удэ и в районах Республики Бурятия. Задачей проекта было приобщение наших детей к великому историческому прошлому нашей Республики Бурятия в Великой Отечественной войне, изучение биографий героев войны.

Подводя итог своего выступления, я хочу сказать, словами Путина, «о ценностях, о нравственных основах, на которых мы можем и должны строить нашу жизнь, воспитывать детей, развивать общество, в конечном итоге укреплять нашу страну». Хотелось бы видеть наших выпускников гражданами нашего государства, воспитанными, культурными, работящими. Вам, уважаемые коллеги, хочу пожелать успехов в ваших творческих делах, в воспитании и обучении детей, понимающих родителей. Спасибо за внимание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы классного руководителя

Систематизированный материал о работе классного руководителя 1 класс.Выступление на конкурсе "Самый "классный " классный"...

Опыт работы классного руководителя "Есть отношения - есть коллектив"

Интересные формы работы. Акцент на воспитание человечности в детских отношениях. Любопытные проекты....

Родительское собрание : "МОДЕЛЬ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ"

Родительское собрание : "МОДЕЛЬ РАБОТЫ КЛАССНОГО РУКОВОДИТЕЛЯ СПЕЦИАЛЬНОЙ КОРРЕКЦИОННОЙ ШКОЛЫ VIII ВИДА ПО ЗАЩИТЕ ДЕТЕЙ ОТ НАСИЛИЯ"...

Опыт работы классного руководителя начальных классов

Представлен опыт работы классного руководителя начальных классов по теме :"Роль классного руководителя в становлении коллектива и его влияние на формирование личности каждого ученика"...

Школа молодого педагога. Родительское собрание «Опыт работы классного руководителя с родителями первоклассников»

Одним из важнейших направлений в деятельности классного руководителя  является работа с семьёй,   в которой ребёнок живёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассма...

Опыт работы классного руководителя

Из опыта работы классного руководителя...