Конспект урока по ОРКСЭ "Гордость и гордыня"
план-конспект урока по орксэ (4 класс)

Горбунова Екатерина Владимировна

План-конспект урока по ОРКСЭ  в 4 классе.

 

Цель:

-создание условий для понимания значения понятий гордость и гордыня, скромность и тщеславие;

- формирование у младшего школьника мотиваций к  осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.

Задачи урока:

Образовательные:

- раскрыть нравственную сущность  понятий гордости и гордыни;

 -выделить черты сходства и отличия этих понятий;

-содействовать стремлению к самопознанию  и самовоспитанию;

Развивающие:

  -способствовать развитию моральных качеств

       -развивать  представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной  жизни личности, семьи, общества;

       -находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

      -способствовать воспитанию моральных качеств: гордость и гордыня, скромность и тщеславие;

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл gordost_i_gordynya.pptx2.29 МБ
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_po_orkse_gordost_i_gordynya_.doc58 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть, скупость, щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие, злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость.

Слайд 2

ДОСТОЙНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА НЕДОСТОЙНЫЕ КАЧЕСТВА ЧЕЛОВЕКА Трудолюбие Милосердие Щедрость Благодарность Великодушие Приветливость Гордость Лень Зависть Скупость Замкнутость Злорадство Хамство Равнодушие Лживость Гордость

Слайд 3

ГОРДОСТЬ

Слайд 4

Гордость - чувство co6cmвеного достоинства, удовлетворенuе от чего-лuбо .

Слайд 8

Мне было трудно …… Меня удивило…… Мне было интересно……. Теперь я знаю…..



Предварительный просмотр:

Предмет: Основы религиозных культур и светской этики  (модуль «Основы светской этики»)

Тема «Гордость и гордыня»

Класс: 4

Тип урока:  урок «открытия» новых знаний

План-конспект урока по ОРКСЭ  в 4 классе.

Цель:

-создание условий для понимания значения понятий гордость и гордыня, скромность и тщеславие;

- формирование у младшего школьника мотиваций к  осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении других людей.

Задачи урока:

Образовательные:

- раскрыть нравственную сущность  понятий гордости и гордыни;

 -выделить черты сходства и отличия этих понятий;

-содействовать стремлению к самопознанию  и самовоспитанию; 

Развивающие:

  -способствовать развитию моральных качеств

       -развивать  представления младшего подростка о значении нравственных норм и ценностей для достойной  жизни личности, семьи, общества;

       -находить ответы на вопросы, используя учебник,  свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

Воспитательные:

      -способствовать воспитанию моральных качеств: гордость и гордыня, скромность и тщеславие;

УУД: 

Личностные: 

-сформировать мотивационную основу учебной деятельности, положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения;

-развивать этические чувства, доброжелательность и эмоционально-нравственную отзывчивость, понимание и сопереживание чувствам других людей;

-способствовать проявлению познавательной инициативы в оказании помощи соученикам;

-способствовать к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

-способствовать проявлению самостоятельности в разных видах детской деятельности;

Регулятивные:

-способствовать выполнению «открытия» новых знаний;

-создать возможность планирования совместно с учителем своих действий в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации;

-развивать умение младшего школьника контролировать свою деятельность по ходу выполнения задания; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение.

Коммуникативные:

 -создать условия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

 -создать условия для совместного решения учебной задачи;

 -способствовать осуществлению взаимодействия ребенка при работе в паре;

 - развивать умение определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя;

   проговаривать  предполагаемые действия на уроке;   оценивать правильность

    выполнения задания.

Познавательные:

-развивать умение анализировать, сопоставлять и обобщать;

-помочь выделить и сформулировать познавательную цель;

-устанавливать причинно-следственные связи, выстраивать логическую цепочку рассуждений, устроить устное речевое высказывание;

-продолжать работать над формированием умений ориентироваться в учебнике ;

-способствовать высказыванию детьми своего мнения;

-способствовать оцениванию своей деятельности на уроке;

-развивать умение работать с разными видами информации.

Планируемый результат

Предметные:

-готовность к нравственному самосовершенствованию, духовному развитию;

-понимание значения нравственности в жизни человека и общества;

-становление внутренней установки личности поступать согласно своей совести, воспитание нравственности, основанной на свободе совести;

-осознание ценности человеческой жизни.

Личностные:

-уметь выделять основные признаки нравственных ценностей, приводить пример их проявления;

-понимание учащимися, что носители различных моделей поведения должны взаимодействовать между собой на основе «Золотого правила нравственности»: не делай другому того, чего не желаешь себе»;

Метапредметные:

-освоение учащимися универсальных способов деятельности, применяемых как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях: умение выделять  признаки и свойства, особенности объектов, процессов и явлений действительности ( в т. ч. социальных и культурных) в соответствии с содержанием учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»;

Методы:

-деятельностного подхода;

-моральных дилемм и дискуссий.

Формы: фронтальная, групповая.

Основные понятия: «гордость» и «гордыня»

Ресурсы: Основы духовно-нравственной культуры народов России. Основы светской этики: учебник для 4 класса общеобразовательных учреждений / М.Т. Студеникин. – (ФГОС. Начальная инновационная школа). - М.: ООО «Руссское слово-учебник», 2012. -200с: ил.

 

Ход урока

1.Орг. момент. Актуализация знаний.

(Дети сидят группами)

 -Добрый день. Заниматься нам не лень. Будем  не лениться, а вместе все трудиться!

 -Перед вами слова (на экране), прочитайте их:

 трудолюбие, гордость, лень, милосердие, зависть,  скупость,  щедрость, благодарность, замкнутость, великодушие,  злорадство, хамство, равнодушие, лживость, приветливость.

-Подумайте и скажите, что они характеризуют? (моральные качества человека)

-Распределите слова из списка по двум колонкам таблицы, работая в группе. Помните правила работы в группе.

                    Что хорошо?

                        Что плохо?

Трудолюбие

Милосердие

Щедрость

Благодарность

Великодушие

Приветливость

Гордость

Лень

Зависть

Скупость

Замкнутость

Злорадство

Хамство

Равнодушие

Лживость

Гордость

-Проверим: прочитайте слова из колонки «Что хорошо?». «Что плохо?».

-Какое слово прозвучало дважды? (гордость)

-Куда отнесём это качество:  «Что хорошо?» или «Что плохо?» (разные мнения)

2.Постановка цели урока. Сообщение темы урока.

- Определите, пожалуйста, тему урока. И поставьте, перед собой цель.

           -выяснить, гордость – это хорошо или плохо?

- Сегодня на занятии мы и попытаемся разобраться в том, что такое гордость. Хорошо это или плохо.

3. «Открытие» новых знаний.

-Обсудите в группах, что такое гордость? (ответы детей)

-Давайте сравним наши выводы с объяснением в словаре Ожегова.

         Гордость чувство co6cmвеного достоинства, удовлетворенuе от чего-лuбо.

- А что говорит нам наш учебник? Откройте страницу 89, прочитайте.

         Гордость – это самоуважение, уважение других. Достоинство

1.- Какого человека называют гордым? Попробуйте дать определение.

-Испытывали ли вы когда-нибудь чувство гордости? Опишите это состояние.

- Подумайте, чем может гордиться человек? Чем в своей жизни вы

особенно гордитесь? Обоснуйте свой выбор.

Ответы детей:

  • дорогой вещью;
  • своей внешностью;
  • положением родителей;
  • своими достижениями;
  • числом знаменитых писателей и ученых страны и их достижениями;
  • добрыми делами и поступками;
  • своей школой;
  • своим талантом;
  • хорошо выполненной работой;

- Помогает ли гордость за что-то становиться лучше? Приведи примеры трудолюбивой гордости, гордости знания, гордости творчества…

-Сделайте вывод.  

Вывод:  Чувство собственного достоинства, это когда человек знает не только свои права, которые может отстоять, но и обязанности, которые он выполняет. Человек с чувством собственного достоинства сам никогда не опустится до оскорблений, но и себя не позволит оскорбить или унизить.

Самоуважение появляется тогда, когда человек обладает определёнными качествами, такими как: настойчивость, уверенность, трудолюбие.

-А теперь, скажите: гордость – это хорошо или плохо? (хорошо)

2.- А в чем, по-вашему, состоит национальная гордость?

    Национальная гордость состоит  в том, чтобы  гордиться:

  -размерами государства;

 - красотой и богатством языка;

 -числом знаменитых ученых и их достижениями;

 -военной мощью страны;

 - нравственной чистотой своего народа;

 -известностью среди других народов;

 - высоким уровнем благосостояния населения;

Вывод: Мы гордимся родителями; великими учёными, музыкантами, писателями, поэтами, прославившими нашу страну. Мы гордимся подвигами, которые совершили наши люди,  защищая Родину от нашествия врага в годы Отечественной войны 1812 года, в Великую Отечественную войну 1941-1945 годов. Мы гордимся первым полётом в Космос. Мы гордимся великими спортсменами. Мы гордимся нашей Родиной…..

-А это - хорошо или плохо? (хорошо)

-Прочитайте текст в учебнике и скажите, когда человеку присуще чувство собственного достоинства?

3. НО:

-возгордился школьник Андрей, ставший победителем двух городских олимпиад;

-он поменял друзей;

-пренебрежительно стал относиться к троечникам;

-перестал здороваться с одноклассниками…

-Что же это – ГОРДОСТЬ?

-Обсудите в группах данную ситуацию.

-Как называют люди такое поведение? (зазнайством, гордыней)

-Прочитайте в учебнике, на странице 90, что такое гордыня?

Гордыня – это гордость вне самой меры, ставшая слишком преувеличенной.

Гордыня – непомерная гордость, самолюбие.

-Поработайте в группах и подберите   черты гордыни.    

        (тщеславие, высокомерие, заносчивость, самодовольствие)

«Не сотвори себе кумира», - говорится в Священном Писании. Для человека, страдающего гордыней, таким кумиром является, прежде всего, он сам. Он стремится к славе, создает себе преувеличенное мнение о своих достоинствах, ему постоянно кажется, что окружающие недооценивают его. Такой человек очень самолюбив, он никогда не признается в своих ошибках. Основа гордыни - безотчетная любовь к себе.

Вывод: Человек знает о своих положительных качествах и демонстрирует всем и каждому свою гордость.

-А это - хорошо или плохо? (плохо)

4. Что же  у нас получилось? (и хорошо, и плохо)

Вывод: Гордость – сложное понятие, связанное с проявлением как положительных, так и отрицательных качеств человека.  Поэтому, мы отнесём всё положительное к понятию «гордость», а отрицательное к новому понятию - «гордыня», что является гордостью вне всякой меры, ставшей, слишком преувеличенной.

4.Первичное закрепление материала.

- Поработайте вместе и проанализируйте пословицы и поговорки. В каких из них говорится о гордости, а какие высмеивают гордыню?

Пословицы

1. Кто любит Родину и народ, тот настоящий патриот.

2. Москва не город, а целый мир.

3. Нет ничего на свете краше, чем Родина наша.

4. Капитаны наших кораблей - владыки наших морей.

5. Русский солдат не знает преград.

6. Слесарь, плотник - на все руки работник.

7. Хорошая работа два века живет.

8. На грош амуниции, а на рубль амбиции.

9. Ни перед кем шапки не ломает.

10. Самолюб всякому не люб.

-Давайте зачитаем пословицы о гордости. Объясните одну на выбор.

-А теперь – о гордыне.

-Гордого человека отличает скромность; а горделивого – тщеславие, т.е. качество, когда человек переоценивает себя, не видит достоинств   других людей.

- Что же делать, чтобы прослыть гордым, а не горделивым? (ответы детей)

Вывод: учись тренировать себя.

-Действительно, идеальных людей не бывает. С одной стороны это напоминание о том, что своих друзей и близких надо принимать такими, какие они есть. С другой стороны, это утверждение должно стать призывом к действию – у каждого из нас есть недостатки, над которыми надо работать.

- А как стать лучше?  (ответы детей)

- Правильно, заняться самовоспитанием. Но это уже тема другого урока.

5.Подведение итогов. Рефлексия.

- Полезным или нет для вас оказался наш сегодняшний разговор?

-Продолжи предложение

Было трудно…

Меня удивило…..

Было интересно…..

Сегодня я узнала….

Теперь я умею…….

6. Домашнее задание будет на выбор:

1.Прочтите начало сказки, сочините продолжение.

Гордый цветок

Жил-был цветок, очень гордый. Он не хотел, чтобы солнце вмешивалось в его жизнь и дарило ему тепло, чтобы дождь его поил, а земля укрепляла корни. Он все хотел делать сам.

        И вот однажды он ушел  из   дома, чтобы поселиться где-нибудь в  таком месте, где не будет ни солнца, ни дождя, ни земли.

        С ним произошло много самых разных приключений , в конце концов, цветок понял, что ошибался.

 2.Отгадайте загадку: «Чем могут гордиться деревья, травы, животные?» Напишите о них сказку

До новых встреч.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по физической культуре для 4 класса. Конспект - урока: Использование современных танцевальных фитнес программ на уроке физической культуры

Цель: Повысить интерес к занятиям физическими упражнениями, через музыкально - двигательную деятельность учащихся, содействовать поддержанию и развитию их активности.Задачи:1.Формировать двигате...

Презентация к уроку ОРКСЭ "Гордость и гордыня", программа М.Т.Студеникина

Данная презентация к уроку ОРКСЭ в 4 классе по программе М.Т.Студенкина "Гордость и гордыня"...

Конспект урока по ОРКСЭ (4 класс). Тема: Гордость и гордыня. УМК "Начальная инновационная школа"

Цели деятельности учителя: формирование у учащихся понятий «гордость» и «гордыня»;формирование умения отличать понятия «гордость» и «гордыня»;разви...

Конспект урока по ОРКСЭ. Тема: "Гордость и гордыня" (Программа "Начальная инновационная школа", 4 класс)

Цели деятельности учителя: формирование представления о понятиях «гордость» и «гордыня»; развитие умения учащихся анализировать и обобщать.Планируемые результатыПредметные:знат...

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Гордость и гордыня". УМК "Инновационная начальная школа".

Конспект урока ОРКСЭ 4 класс. Тема: "Гордость и гордыня". УМК "Инновационная начальная школа"....

Конспект урока ОРКСЭ (4 класс). Тема: "Гордость и гордыня". Программа "Начальная инновационная школа"

Цели деятельности учителя: знакомство с понятиями «гордость» и «гордыня»; формирование умения отличать понятия гордость и гордыня.Планируемые результаты:Предметные:уметь: дават...

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА ОРКСЭ, "Гордость и гордыня",2 класс

Тип урока: "открытие" нового знанияЦель урока:Задачи урока:...