Игровые технологии при обучении правилам дорожного движения.
консультация по обж (2 класс) на тему

Голомазова Светлана Витальевна

В данной работе говорится о том, как можно в игровой форме рассказать детям о правилах дорожного движения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МБОУ МО Плавский район «Сорочинская СОШ»

ИГРОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ ПРИ ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ  ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

                                                   Выполнила: учитель начальных классов

                                                 МБОУ МО Плавский район

                                                «Сорочинская СОШ»

                                                Голомазова Светлана Витальевна

                                               

                                               2015 г.

 Безопасность жизнедеятельности детей представляет собой серьезную проблему современности. Зачастую виновниками ДТП являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Именно поэтому дорожно-транспортный травматизм остается приоритетной проблемой общества, требующей решения при всеобщем участии и самыми эффективными методами.

Правила дорожного движения едины для детей и взрослых, они написаны «взрослым» языком без всякого расчета на детей. Известно, что привычки, закрепленные в детстве, остаются на всю жизнь. Вот почему с самого раннего возраста необходимо учить детей правилам дорожного движения. Одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного транспортного травматизма в школах.

Сегодня школа стремится обеспечить своим воспитанникам качественное универсальное образование,  высокий уровень общей культуры, в том числе и культуры на дороге. Соблюдение правил безопасной жизни должно стать осознанной необходимостью. Поэтому главная задача учителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Детей необходимо обучать не только правилам дорожного движения, но и безопасному поведению на улицах, дорогах, в транспорте.

Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения. Она является одним из основных видов деятельности человека.

Игровые технологии достаточно широко применяются в младшем школьном возрасте. Понятие «игровые технологии» включает достаточно обширную группу методов и приемов организации педагогического процесса в форме различных педагогических игр. В отличие от игр вообще педагогическая игра обладает существенным признаком: четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью.

Игровая форма занятий создается на уроках при помощи игровых приемов и ситуаций, которые выступают как средство побуждения, стимулирования учащихся к учебной деятельности.

Игровые технологии в обучении имеют широкую область применения.  Они выполняют следующий спектр целевых ориентаций:

- дидактические: расширение кругозора, познавательная деятельность;  формирование определенных умений и навыков, необходимых в практической деятельности; развитие общеучебных умений и навыков; развитие трудовых навыков;

- воспитывающие: воспитание самостоятельности, воли; воспитание сотрудничества, коллективизма, общительности, коммуникативности;

- развивающие: развитие внимания, памяти, речи, мышления, воображения, фантазии, творческих способностей, рефлексии;  умений сравнивать, сопоставлять, находить аналогии, оптимальные решения, развитие мотивации учебной деятельности;

- социализирующие: приобщение к нормам и ценностям общества; адаптация к условиям среды; стрессовый контроль, саморегуляция; обучение общению; психотерапия.

Составляющими игровой деятельности являются: сюжет, роли, реальные отношения между играющими, игровые действия, замещение реальных предметов условными. Специфику игровой технологии в значительной степени определяет игровая среда: различают игры с предметами и без предметов, настольные, комнатные, уличные, на местности, компьютерные, а также с различными средствами передвижения.

Существует несколько групп игр, развивающих интеллект, познавательную активность ребенка.

Творческие сюжетно-ролевые игры в обучении – не просто развлекательный прием или способ организации познавательного материала. Игра обладает огромным эвристическим и убеждающим потенциалом, она разводит то, что по «видимости едино», и сближает то, что в учении и в жизни сопротивляется сопоставлению и уравновешиванию. Эти игры помогают детям налаживать взаимодействие в совместной игре, развернуть сюжет, обогащать словарь, развивать речь.

Например игра «Как могут ехать машины» уточняет особенности движения транспорта в связи с подаваемыми сигналами; игра «Это я, это я, это все мои друзья» закрепляет правила поведения на остановке и в транспорте; игра «Угадай знак» закрепляет знание дорожных знаков.

Игры-путешествия носят характер географических, исторических, краеведческих, следопытских «экспедиций», совершаемых по книгам, картам, документам. Все они совершаются школьниками в воображаемых условиях, где все действия и переживания определяются игровыми ролями: пожарного, спасателя, медицинского работника и т.д.

Дидактические игры, которые используются как средство развития познавательной активности детей - это игры с готовыми правилами. Как правило, они требуют от школьника умения расшифровывать, распутывать, разгадывать, а главное - знать предмет. Чем искуснее составляется дидактическая игра, тем наиболее умело скрыта дидактическая цель.

Оперировать вложенными в игру знаниями школьник учится непреднамеренно, непроизвольно, играя.

Интеллектуальные игры - игры-упражнения, игры-тренинги, воздействующие на психическую сферу. Основанные на соревновании, они путем сравнения показывают играющим школьникам уровень их подготовленности, тренированности, подсказывают пути самосовершенствования, а значит, побуждают их познавательную активность.

Можно проводить развлечения и праздники для детей по правилам безопасного поведения на дороге с привлечением родителей и инспекторов ГИБДД, где дети вместе с родителями играют в подвижные и дидактические игры по правилам дорожного движения, например: «Азбука безопасности», «Как Незнайка шел в школу», «Как дети научили Бабу-Ягу правилам дорожного движения» и другие.

В ознакомлении детей с правилами дорожного движения необходимо в настоящее время использовать инновационные методы, к которым относятся алгоритмические игры. В данных играх дети учатся размышлять, рассуждать, преодолевать трудности, использовать на практике свои знания. Цель алгоритмических игр заключается не только в закреплении правил дорожного движения, но и в обучении ориентировке в пространстве, в развитии монологической речи, в развитии логического мышления.

Примеры таких игр: «Переход улицы без светофора», «Переход улицы со светофором», «Дорога домой», целью которых является обучение детей правилам перехода улицы, не нарушая правил дорожного движения.

В работе с детьми  по ознакомлению с правилами дорожного движения эффективно использовать настольно-печатные игры.

Главная задача учителей доступно разъяснить правила ребенку, а при выборе формы обучения донести до детей смысл опасности несоблюдения правил, при этом не исказить их содержание. Игра, как один из важнейших видов деятельности ребенка, наиболее эффективно способствует обучению правилам дорожного поведения.

Учитель, используя в своей работе разные приемы игровой деятельности, имеет огромный арсенал способов организации учебно-познавательной деятельности учащихся.

На занятиях целесообразно использовать компьютерные презентации для ознакомления детей с правилами дорожного движения. Таким образом, восприятие происходит быстрее, так как весь материал сопровождается сказочными героями, которые попали в трудную ситуацию и им нужна помощь. Дети готовы помочь, но для этого необходимо решить поставленную задачу. Решая задачу, ребёнок осваивает и сам компьютер.

Цикл презентаций охватывает большой объем программного материала по изучению ПДД:

  • виды транспортных средств, их классификация
  • группы дорожных знаков
  • причины ДТП
  • участники дорожного движения
  • сведения о дороге и ее главных составных частях
  • светофор
  • назначение дорожных знаков и указателей, их группы

дидактические игры.

Применение компьютерной техники при ознакомлении с правилами дорожного движения как раз позволяет сделать каждое занятие нетрадиционным, ярким, насыщенным, приводит к необходимости использовать различные способы подачи учебного материала, предусмотреть разнообразные приемы и методы в обучении.

На сайте «Детские электронные презентации», адрес сайта (www.viki.rdf.ru) можно скачать презентации и клипы по ПДД. Используя эти презентации, занятия будут намного информативней, красочней. Например:

  • Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте - Данная презентация поможет учителю (воспитателю) на занятиях по правилам дорожного движения
  • Торопыжка (пдд) - Правила дорожного движения – одна из сложных тем для малышей. Как запомнить на какой свет светофора переходить? Что обозначают разметки на дорогах? Как вести себя на улице? Все эти объяснения есть в стихотворении С. Волкова, где в игровой форме автор учит мальчика Торопыжку правилам дорожного движения. 
  • Дорожные знаки - В этой презентации в стихотворной форме рассказывается о некоторых дорожных знаках, которые необходимо знать как водителям, так и пешеходам.
  • Правила дорожного движения для малышей - Данная презентация поможет деткам выучить основные правила дорожного движения.
  • Азбука города - Познавательная игра для малышей по правилам дорожного движения. Детская презентация содержит кроссворд, загадки о дорожных знаках, стихи, а также дополнительную информацию про светофор.
  • Мы идем через дорогу - О правилах дорожного движения для самых маленьких с эффектами анимации на стихи Марины Дружининой.
  • Светофорик приглашает - Умные зверушки подскажут детям как переходить через дорогу, какие бывают сигналы у светофора, какие можно встретить дорожные знаки на улице и многое другое. 
  • Стой, внимание, иди! - Правила дорожного движения для детей. Когда нужно переходить через дорогу и где, как обходить автобус, трамвай и многое другое можно узнать из этой поучительной презентации. 

Это только самая малая часть перечисленных презентаций по ПДД для детей.

Хорошим помощником при обучении детей правилам дорожного движения  также послужат учебные развивающие мультимедийные  диски, такие как:

  1. Азбука безопасности на дороге из цикла "Уроки Тетушки Совы"  грамотно и в доступной форме откроет юным пешеходам и велосипедистам секреты такого знакомого, и в то же время и очень непредсказуемого для них мира дорожного движения. 
  2. По дороге со Смешариками –  гуляя по городу с персонажами любимого мультсериала, ребята узнают, что означают сигналы светофора, изучат виды городского транспорта, дорожные знаки и правила перехода через улицу. Каждый урок сопровождается мини-игрой, в которой ребенок закрепляет полученные знания и учится применять их на практике.
  3. Правила дорожного движения – ребенку предлагается найти выход из разнообразных дорожных ситуаций, изображенных на красочных картинках.
  4. Нескучные уроки: ПДД для детей - программа "ПДД для детей" расскажет ребенку, почему нельзя перебегать дорогу на красный свет или кататься на санках вблизи проезжей части. Веселые и красочные герои объяснят ребенку, как вести себя на дороге, и разберут все на конкретных примерах, а материал, преподнесенный в виде смешных мультиков, поможет ребенку представлять себя на месте главных героев! ...
  5. Лунтик учит правила - герои популярного мультфильма приглашают малышей изучить правила дорожного движения и этикета.
  6. ПДД для малышей  - Данная игра в веселой и увлекательной форме поможет  выучить основные правила дорожного движения и безопасности на улице.
  7. Обучающая игра «Играем и учимся: ПДД для малышей» - Путешествуя по городу вместе с домовятами, ребенок усвоит азы ПДД: научится правильно переходить дорогу, познакомится со светофором, знаком "пешеходный переход" и "зеброй"; узнает (или восстановит в памяти) правила...
  8. Дракоша и ПДД – серия обучающих игровых приложений, которые будут интересны детям и взрослым любого возраста. В игре найдете 4 локации, 8 миниигр, 40 тестов и большое количество озвученного теоретического материала с иллюстрациями.
  9.  Игра по правилам дорожного движения - эта красочная игра-тренажер на основе жизненных примеров и наиболее распространенных дорожных ситуаций поможет быстро усвоить Правила дорожного движения и при этом не зевать от скуки.
  10.  ПДД для детей – ребенок не просто выучит правила, а сможет применить свои знания на практике и убедить родителей в том, что он уже  достаточно самостоятельный человек.
  11.  Безопасность на улицах и дорогах – содержит информацию о дорожных знаках, сигналах управления движением, дорожной разметке, безопасном поведении на дороге, в транспорте и т.д.
  12. ПДД для всей семьи  и так далее, выбор очень огромный.

Так же хотелось бы отметить, что в настоящее время большое распространения получили интерактивные доски, которые значительно сокращают время на подготовку к занятию. Интерактивная доска – это такая «волшебная доска» для детей, которая позволяет показывать слайды, видео, рисовать, чертить различные схемы, как на обычной доске, в реальном времени наносить на проецируемое изображение пометки, вносить любые изменения и сохранять их в виде компьютерных файлов для дальнейшего редактирования, печати на принтере, рассылки по факсу или электронной почте.

Все мы живем в обществе, где надо соблюдать определенные нормы и правила поведения в дорожно-транспортной обстановке. Зачастую виновниками дорожно-транспортных происшествий являются сами дети, которые играют вблизи дорог, переходят улицу в неположенных местах, неправильно входят в транспортные средства и выходят из них. Однако,  дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов и пассажиров. К ним нельзя подходить с той же меркой, как и к взрослым, ведь для них дословная трактовка Правил дорожного движения неприемлема.

Обучая ребенка правилам дорожного движения в процессе игры, взрослый должен сам четко представлять, чему нужно учить, и как это сделать более эффективно. Он сам должен хорошо разбираться в дорожных ситуациях: нельзя научить хорошо, обучаясь вместе с ребенком. К сожалению, игры, выпускаемые по данной тематике различными производителями, далеко не однозначно описывают и изображают различные правила безопасного поведения на дороге. Поэтому, прежде чем начинать с помощью развивающих игр обучение ребенка, необходимо ознакомиться с содержанием игры и методическими рекомендациями по ее использованию. Сценарий игры должен основываться на актуальных и реальных дорожных ситуациях. Правила игры должны включать в себя элементы соревновательности и стимулировать познавательные мотивы.

В заключении можно сказать, что каждому  педагогу необходимо овладеть современными научно-педагогическими знаниями, основанными на практическом опыте и рекомендациях работников ГИБДД, уметь применять эти знания на практике с учетом возрастных особенностей детей  школьного возраста. И возможно, тогда число дорожно-транспортных происшествий с участием детей значительно уменьшится. 

Хотелось бы мне закончить свое выступление поговоркой, которою часто мы слышим: «Если предупрежден, значит вооружен!» Так давайте вооружимся мы, вооружим наших детей знаниями по ПДД и будем соблюдать их!


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ  ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Воспитание детей в игре / Сост. А. К. Бондаренко, А. И. Матусик. — М.: Рефл-бук, 2006.
  2. Попова Т.Б. Игровые технологии. – Спб.: Питер, 2012. – 436 с.
  3. Игровая технология и ее роль в жизни ребенка [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.i-gnom.ru/stati/view_article.php?cat=8&id=109&cat_name=, свободный.
  4. Методические рекомендации по ознакомлению детей с правилами дорожного движения [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.edu.murmansk.ru/www/do/metodic/PDD/index.htm, свободный.
  5. Перечень игр, рекомендованных для ознакомления детей с правилами дорожного движения [Электронный ресурс] – режим доступа: http://www.ds11-gkan.edu.cap.ru/?t=hry&eduid=5015&hry=./24526/51467/6118, свободный.


ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Развивающие игры с использованием современных технологий

  1. «Дорожные знаки - лучшие друзья водителей и пешеходов» с использованием мнемотаблицы

Цель: закрепить знание дорожных знаков, развивать логическое мышление.

Детям предлагаются карточки со схемы дорожного знака.

Форма знака                   Цвет знака        

Изображение          

Ребенок из предложенных вариантов знаков должен выбрать нужный

 151832_w640_h640_134     600px-Zeichen_237_svg     в 

  1. Кольцо Луллия

Цель: закрепить знание дорожных знаков и правил поведения на дороге.

Игра представляет собой два вращающихся круга. На внешнем - символы дорожных знаков, на внутреннем - изображение детей и  автомобиля. Дети с закрытыми глазами вращают круги. Затем открывают глаза и по совпадениям изображений рассказывают: для кого предназначен этот знак, что он обозначает и как должны действовать пешеходы и водители, увидев такой знак.  

3. «Пешеходный переход» с использованием морфологической дорожки

Цель: С помощью заданных словесных, цветовых и символических сигналов действовать  в соответствии с ПДД

1 - сигнал - словесный ("Стой!", "Внимание!", "Иди!")

2 - цвет светофора (красный, зелёный, жёлтый)

  1. - символы - сигналы («», «!», «       »)

4.Сюжетно-ролевая игра «Пешеходы»

Цель:  рассказать детям об обязанностях пешеходов;  о том, где разрешается ходить; о правилах перехода в установленных местах;  о том, что запрещается пешеходам;  о классификации дорожных знаков (предупреждающие, запрещающие, информационно-указательные и др.)

Создание проблемной ситуации:

- Дети отправились на экскурсию по городу

Задача детей: выбрать безопасный путь, соблюдать правила дорожного движения.

- Что случится, если не будет дорожных знаков

Задача детей: вспомнить значение дорожных знаков

5.Сюжетно-ролевая игра «Пассажиры»

Цель:  рассказать детям о правилах поведения в общественном транспорте и обязанностях пассажиров; о том, где надо ожидать транспортное средство перед посадкой; о правилах поведения в легковом автомобиле; познакомить с профессией кондуктора

Создание проблемной ситуации:

Детей пригласили в музей.

Задача детей: вспомнить правила поведения на остановке и в общественном транспорте.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровое занятие по правилам дорожного движения для ГПД 1 класса "Правила дорожного движения - часть Таблицы Уважения"

Занятие по ПДД проходит в игровой форме. Герои инсценировки Светофор и  Автоинспектор вместе с ребятами учат  Торопыжку правилам дорожного движения (сигналы светофора, дорожные знаки)....

Рабочая программа кружка "Перекресток" по обучению правилам дорожного движения старших дошкольников

Рабочая программа кружка «Перекресток» по формированию основ безопасности на улицах города в условиях предстоящей школьной жизни дошкольников подготовительной к школе группы составлена в соответствии ...

Обобщение опыта «Игровые технологии в обучении младших школьников с тяжелыми нарушениями речи правилам дорожного движения"

В статье приведены игровые технологии, которые можно применять  при изучении  правил дорожного движения....

Памятка родителям по обучению правилам дорожного движения

Памятка по обучению правилам дорожного движения. После поступления ребёнка он становится более самостоятельным, чаще оказывается на улице один,  бюез сопровождеия взрослых. Памятка поможет родите...

«Правила дорожного движения» Игровое занятие по правилам дорожного движения для группы продлённого дня 1 классов

Цель: формировать представление школьников младшего возраста о правилах безопасного поведения на дороге через игровую деятельность. Задачи: выявить знания учащихся по правилам дорожного движения ...