Чрезвычайные ситуации. Что это?
план-конспект урока по обж на тему

Якобчук Лилия Владимировна

Урок ГО

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Чрезвычайные ситуации. Что это?27.43 КБ

Предварительный просмотр:

Тема. Чрезвычайные ситуации. Что это?

Цели. 

1. Познакомить детей с ситуациями, которые можно назвать “чрезвычайными”, с действиями при чрезвычайных ситуациях.

2. Развивать умение находить решение в сложных ситуациях.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи и взаимовыручки.

Оборудование: картинки с чрезвычайными ситуациями, ассоциативный куст, памятки, синквейн, стихи, обучающее лото.

Ход занятия

I. Приветствие. Вводная часть.

Мы собрались здесь не случайно. Сегодняшний классный час посвящен Гражданской обороне.

А что же такое «Гражданская оборона»?

Гражданская оборона – система мероприятий по подготовке к защите и по защите населения, материальных и культурных ценностей от опасностей, возникающих при ведении военных действий или вследствие этих действий, а также при возникновении ЧС природного и техногенного характера. 

Гражданская оборона (ГО) является одной из важнейших функций государства, составной частью оборонного строительства и обеспечения безопасности населения страны.

Ежегодно в организациях проводятся дни ГО.

«Предупредить, научить, помочь» - этот девиз стал главным при проведении Дня гражданской обороны.

II. Основная часть.

Работа с рисунками и картинками

– Внимание на доску.

/Картинки землетрясений, пожаров,
наводнений, смерчей, ураганов, пожаров произошедших в различное время в
разных местах/

– Что вы сейчас видите?

– Какие впечатления произвели на вас эти рисунки?

– Что самое ужасное от этих стихий?

– Опасность, угрожающая сразу многим  людям – это чрезвычайная ситуация.

– Какие чрезвычайные ситуации вы знаете?

Ассоциативный куст

(На доске появляется схема)

Чрезвычайные ситуации

шторм

землетрясение

буря

пожар

наводнение

ураган

теракт

смерч

землетрясение

кораблекрушение

авиакатастрофа

отравление химическими газами

– Подумайте, на какие 2 группы можно разделить чрезвычайные ситуации?

Природные

Произошедшие по вине
человека

землетрясение

отравление хим. веществами

бури

авиакатастрофы

ураганы

кораблекрушения

смерч

пожары

наводнение

теракты

– Какие из этих ситуаций могут произойти в нашей местности и с нами?

/На доске остаются названия следующих чрезвычайных ситуаций./

пожар

ураган

террор

заражение химическими
веществами

Ознакомление с чрезвычайными  ситуациями в нашей местности

– Но в нашей местности разрушительными могут быть стихии воздуха.

– Ураганы – что это такое?

Ураганы, бури, тайфуны, смерчи

Ураганы – очень сильные ветры, скорость которых больше, чем у мчащегося по улице автомобиля (примерно 120 км/ч).

Бури – это разновидность урагана. Зимой она поднимает много снега (пурга, буран). Летом, особенно в жаркую погоду, бывают пыльные
или песчаные бури. Бурю на море называют “шторм”.

Смерч – это тоже разновидность урагана. Смерч имеет вид быстрого вращающегося столба, похожего на трубу гигантского пылесоса. Он втягивает в себя все, что попадается на его пути.

Что делать при стихийных бедствиях

Обо всех стихийных бедствиях люди предупреждены заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Обычно о скором приближении стихийного бедствия сообщают сигналом сирены, а потом объявляют заранее, чтобы они могли к ним подготовиться. Если вы услышали сигнал сирены
дома, включите радио или телевизор, прослушайте новости, затем закройте окна и двери; выключите газ и электричество; приготовьте вещи, документы,
электрический фонарик и радиоприемник с батарейками. Вместе со взрослыми спуститесь в укрытие во время смерча в подвал). Не подходите к
окнам, лучше встаньте в нише, у стены.

Если сильный ветер (ураган, смерч) застиг вас в поле или в лесу, укройтесь в широком овраге, придорожной канаве, прижмитесь к земле.
При приближении смерча необходимо выйти из машины, автобуса и спрятаться в ближайшем подвале, овраге, дорожном кювете. Если буря с
дождем, градом, грозой – не прячьтесь под высоким
деревом, опорами линий электропередач. Лучше укройтесь под кустом.

Во время всех стихийных бедствий очень опасно находиться на мостах, рядом с бензоколонками, нефте- и газопроводами, линиями
электропередач.

– А как может навредить себе сам человек  в области пожаров.

Пожар

Пожар – это неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей.

Основные поражающие факторы пожара:

  высокая температура окружающей среды;

  в дыме содержится ядовитые вещества;

  потеря видимости вследствие задымления.

Что делать при пожаре

При пожаре нужно звонить 101.

Если вы находитесь на первом этаже или в маленьком доме, надо быстро выскочить на улицу через дверь или даже в окошко – как получится!

Если вы живете в многоэтажном доме, надо действовать немного иначе. Если загорелось у тебя в квартире, надо немедленно выбежать из комнаты и закрыть за собой дверь. При пожаре не пользуйтесь лифтом!

Если нужно пройти через горящее помещение, накройтесь с головой мокрым одеялом, куском плотной ткани или пальто.

Дверь в задымленное помещение открывайте осторожно, иначе быстрый поток
свежего воздуха вызовет вспышку пламени. Через сильно задымленное помещение лучше двигаться ползком или пригнувшись.

Если на вас загорелась одежда, не пытайтесь бежать – это больше раздует пламя, лучше ложитесь на землю и, перекатываясь, постарайтесь сбить пламя.

Увидев человека, на котором загорелась одежда, набросьте на него пальто, плащ или какое-нибудь покрывало и плотно прижмите.

Не надо прятаться в шкаф, под стол, под кровать – так от дыма не спастись.

– Как действовать при пожаре, если он случился в школе.

/Тренировка эвакуации/

– Чрезвычайная ситуация может произойти совсем близко, но бесшумно и невидимо для нас. В то же время может быть очень опасной. Авария на ближайшем заводе, фабрике может привести к опасности заражения химическими веществами.

– Какие химические вещества наиболее опасны.

Химические заражения

Наиболее опасны для населения аварии на предприятиях химической и других родственных ей видов промышленности.

Повреждение или разрушение хранилищ, которые содержат ядовитые вещества, приводит к попаданию этих веществ в атмосферу. В дальнейшем
под действием ветра образуется зона химического заражения.

Наиболее распространенные ядовитые вещества – это хлор и аммиак.

Хлор – тяжелее воздуха. Проникает в нижние этажи и подвальные помещения зданий.

Пары хлора сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются: резкая боль в груди, сухой кашель, резь
в глазах, слезотечение, одышка.

Аммиак – легче воздуха. При аварии и выходе в атмосферу дымит.

Пары аммиака сильно раздражают органы дыхания, глаза и кожу. Признаками поражения являются резь в глазах и слезотечение, затрудненное дыхание, насморк, кашель.

Что делать в случае угрозы химического  заражения

Людям, оказавшимся в зоне заражения, немедленно покинуть дома, учреждения, предприятия, учебные заведения и выходить по кратчайшему маршруту. Прежде чем выходить наденьте ватно-марлевые повязки, предварительно смочив их водой или 2%-м раствором соды.

Если вы не успели до подхода зараженного воздуха покинуть квартиру, дом, то укройтесь в нем, плотно закройте двери, окна, форточки. Заклейте окна скотчем, или бумагой.

В подвалах и нижних этажах не укрываться – хлор тяжелее воздуха и проникает во все низкие места, в том числе и подвалы.

При движении по зараженной территории надо соблюдать следующие правила:

  • двигайтесь быстро, но не бегите и не поднимайте пыль;
  • избегайте прохода через тоннели и другие заглубленные места, где возможен застой ядовитых веществ;
  • на всем пути движения используйте простейшие средства защиты органов дыхания и кожи.

– Эти чрезвычайные ситуации никто не планирует, не готовит заранее. Но нужно помнить, что мы живем в век терроризма.

– Что такое терроризм и как себя вести в подобной ситуации.

Терроризм

Терроризм – это насилие или угроза его применения в отношении людей или организаций, а также уничтожение или угроза уничтожения материальных объектов, создающие опасность гибели людей.

Что делать в экстремальной ситуации

Помнить о том, что мы живем в эпоху терроризма. Это значит, что необходимо заранее представлять, куда бежать и что делать в
критической ситуации.

Это значит, что нужно держать документы и деньги, предметы первой необходимости, не за семью печатями, а в доступном для домашних месте – так, чтобы при необходимости не тратить много времени на их
поиск.

Старайтесь просто не попадать в сложные, неприятные ситуации. Не гуляйте до позднего вечера на улице. Не садитесь к незнакомым людям в машину. Находясь в общественном транспорте, смотрите по сторонам.

Главное – не поддавайтесь сильному страху. Никогда не зажмуривайте от страха глаза, наоборот, постарайтесь шире их раскрыть и оглядеться вокруг.

Не поддавайтесь ужасу. Ужас – это всего лишь сильный страх.

Что нужно сделать, чтобы успокоиться:

  глубоко вздохните, начните дышать спокойно;

  поговорите с собой, “про себя”, называя себя по имени несколько раз;

Не впадайте в панику. Паника страшна не тем, что всем становится страшно, а тем, что в состоянии паники люди давят друг друга.

Внимание, не пытайтесь предпринимать самостоятельные действия в отношении подозрительных лиц или предметов.

Ваша задача – незамедлительно сообщить о своих подозрениях взрослым.

Чтобы справиться с чрезвычайными ситуациями, нужно знать некоторые правила. А вспомнить эти правила нам поможет игра “Закончи предложение” (Игра проводится попринципу “лото”)

При пожаре звонить

101

Спички детям

не игрушка

От дыма и огня нужно

убегать

Телефон милиции

102

Телефон скорой помощи

103

Через задымленное помещение
лучше двигаться

пригнувшись

При угрозе заражения хлором
избегать

низких участков местности

Ветер силой 12 баллов

ураган

При любой чрезвычайной
ситуации взять с собой

документы

Марлевые повязки смочить

водой

Правила при ЧС

В случае чрезвычайной ситуации действовать нужно быстро, внимательно, быть очень бдительным и осторожным.

– По команде нужно:

1. Одеть повязку.

2. Взять портфели.

3. Перейти в назначенный пункт.

4. Вернуться на место.

По команде учителя дети меняются местами и возвращаются на свои места.

 – Осталось выяснить, что же делать в случае пожара, теракта, химического заражения, урагана.

– Нужно создать памятки:

  • Как вести себя при смерче и урагане.
  • Как вести себя при пожаре.
  • Как вести себя при теракте.
  • Как вести себя при угрозе химического заражения.

Командам раздаются конверты с отдельными пунктами всех памяток, нужно собрать по очереди каждую памятку. Примеры памяток смотрите в приложении. 

VII. Итог.

Синквейн. Подведем итог нашей работы. Составим синквейн.

 - О чем мы с вами говорили на уроке?

  1. Чрезвычайные ситуации
  2. Какие?
  3. Что делают?
  4. Синоним
  5. Предложение


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила поведения для детей в чрезвычайных ситуациях

В жизни происходит много неожиданностей. Важно твёрдо знать, как правильно поступить в том или ином случае. ...

Проект "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"

Проект выполнен на основе материалов авторской программы внеурочной деятельности "Школа выживания в чрезвычайных ситуациях"....

Сценарий мероприятия по гражданской обороне и чрезвычайным ситуациям «День защиты детей»

Цель: формирование у воспитанников  навыков безопасного поведения в чрезвычайных жизненных ситуациях....

Классный час в 1 классе. Тема: «Чрезвычайные ситуации вокруг нас»

Мероприятие по ГО в 1 классе. Цели: повторить с детьми правила поведения в экстремальных  ситуациях; способствовать формированию серьезного отношения к собственной жизни и к безопасности др...

Классный час на тему: "Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях".

Воспитывать культуру безопасного и ответственного поведения в сфере пожарной безопасности. Выставка книг о пожаре. Интересная инценировка с участием детей. занимательные ребусы, стихотворения, загадки...