Главные вкладки

    Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся 4 класса
    рабочая программа по обж (4 класс) на тему

    Бородина Галина Юрьевна

    Предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - прородной, техногенной и социальной.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Файл 7._obzh_4_klass_god.docx39.41 КБ
    Файл 6._obzh_diagnosticheskie_zadaniya_4_klass.docx16.38 КБ

    Предварительный просмотр:

    Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

    для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

    «Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»

    Утверждаю:                                  Рассмотрено                                  Согласовано:

    Директор                                      на заседании МО                           зам. директора по УР

    школы-интерната                        протокол № 1                                  С.В. Хромова

    О.В. Воинкова                             от «____» __________                    «____»___________

    «____»____________                

                                                           Рабочая программа

    факультативных занятий

    «Основы безопасности жизнедеятельности»

    Учитель: Бородина Г. Ю.

    Класс: 4

    Год составления программы: 2018

    Пояснительная записка

    Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

    При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

    • учет основных закономерностей развития теории безопасности;

    • интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

    • направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

    При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

    • постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

    • обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

    Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

    -  формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

    - выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

    -  формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

    Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

    усвоение знаний:

    — об опасных и чрезвычайных ситуациях,

    — о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

    — о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

    — об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

    — о здоровом образе жизни,

    — об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

    — о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

    — развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

    — формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

    — воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

    развитие умений:

    — предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

    — принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

    При реализации программы основное внимание необходимо обратить на выработку у обучающихся практических навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

    Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

    Количество учебных часов

    1

    четверть

    2

    четверть

    3

    четверть

    4

    четверть

    год

    Общее количество  часов

    8

    7

    10

    9

    34

    Количество часов для проведения практических занятий

    1

    2

    3

    4

    10

    Количество часов для проведения экскурсий

    1

    -

    -

    -

    1

    Диагностика

    1

    1

    -

    1

    3

    Чрезвычайные ситуации, что это?

    2

    -

    5

    -

    7

    Основы безопасности и ведение здорового образа жизни.

    3

    -

    2

    3

    8

    Основы комплексной безопасности.

    -

    4

    -

    1

    5

    Планируемые результаты по ОБЖ:

    Должны знать:

    Должны уметь:

    • потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

    • основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

    • систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

    • наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

    • основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

    • законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

    • правила поведения при угрозе террористического акта;

    • государственную политику противодействия наркотизму;

    • основные меры по профилактике наркомании.

    • предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

    • принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

    • действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

    • пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

    • оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

    Перечень учебно-методических средств обучения:

    Литература:

    1. «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
    2. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
    3. «Поурочные разработки по ОБЖ, 4 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.

    Наглядность

    1.Фильмы для показа:

     - Порезы, ссадины, ушибы.

     - Землетрясения.

     - Правила поведения на воде.

     - Правила поведения в лодке.

     - Помощь утопающему.

     - Лесной пожар.

     - Ядовитые грибы и ягоды.

     - Правила поведения в лесу.

     - Правила поведения на льду.

     - Велосипед, ролики, и т.д.

     - Домашние и дикие животные.

     - Правила перехода через дорогу.

     - Безопасность в наземном транспорте.

     - Правила обращения с электроприборами.

     - Пожарная безопасность.

     - Опасные места в доме.

            - «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».

    2. Демонстрационный материал

     -«Правила дорожного движения» (11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев

     -«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.

    Оборудование

    Знаки дорожного движения

    Светофоры (макеты)

    Памятки

    Макеты и рисунки улиц, дорог, перекрёстков.

    Кроссворды

    Календарно-тематическое планирование

    раздела

    Кол-во часов в разделе

    Наименование

    раздела и темы

    Краткое описание темы.

    Часы учебного времени

    Дата

    1 четверть

    8

    1.

    Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

    1.1.

    Чрезвычайная ситуация – что это?

    Словарная работа: землетрясение, наводнение, завалы и т.д. Сюжетные картинки: бури, ураганы, оползни и т.д. Отгадывание кроссворда. Раскрашивание сюжетных картинок. Работа с памятками.

    1

    03.09

    1.2.

    Уроки городской безопасности (экскурсия)

    Экскурсия по городу, знакомство со светофором. Беседа: места в городе опасные и безопасные.

    1

    10.09

    1.3.

    Умение преодолевать страх.

    Работа в группах над пословицами. Беседа о спасательной службе и спасателях. Что такое МЧС?

    1

    17.09

    1.4

    Диагностика (нулевой срез)

    Проверка знаний учащихся.

    1

    24.09

    2.

    Основы безопасности и ведение здорового образа жизни.

    2.1.

    Как справиться с инфекцией: эпидемия гриппа.

    Словарная работа: инфекция, микроб, иммунитет и т.д. Чтение дополнительного материала педагогом. Отгадывание кроссворда.

    1

    01.10

    2.2.

    Природа и безопасность (как защитить свой дом от злоумышленников).

    Работа с памятками, пословицами и поговорками,отгадывание загадок, беседа по теме.

    1

    08.10

    2.3.

    Почему случаются травмы.

    Словарная работа:травма. Виды травм. Отгадывание ребуса, загадок. Устное тестирование в конце урока.

    1

    15.10

    2.4.

    Если из раны течёт кровь (практическая работа)

    Словарная работа: кровь, кровотечение, рана. Практическая работа «Как правильно забинтовать рану». Работа с памятками. Викторина по теме.

    1

    22.10

    2 четверть.

    7

    2.5.

    Безопасность при любой погоде (практическая работа)

    Отгадывание кроссворда. Беседа: тепловой и солнечный удары, обморожение. Практическая работа: помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении. Работа с памяткой.

    1

    12.11

    М-1

    Основы безопасности личности, общества и государства.

    Р-1

    Основы комплексной безопасности.

    1.1.

    Когда ты становишься водителем. Езда на велосипеде, мопеде.

    Работа над загадкой. Рассматривание на картинке устройства велосипеда и мопеда. Повторение правил езды на велосипеде и мопеде. Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедов запрещено».

    1

    19.11

    1.2.

    Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.

    Отгадывание кроссворда, работа с памятками. Викторина по теме. Игра «О чём говорят дорожные знаки?». Работа с памятками.

    1

    26.11

    1.3.

    Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров.

    Отгадывание кроссворда. Беседа по теме. Работа с памятками.

    1

    03.12

    1.4.

    Знаем ли мы правила дорожного движения  (ПДД)- (практическая работа). Невыполнение пешеходами правил движения.

    Повторение правил дорожного движения. Практическая работа по правильному переходу улиц. Памятки.

    1

    10.12

    1.5.

    Несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице, в транспорте.

    Игра «Я – пассажир». Чтение правил поведения в транспорте, на улице. Словарная работа: недисциплинированность

    1

    17.12

    1.6.

    Диагностика.

    Проверка знаний обучающихся.

    1

    24.12

    раздела

    Кол-во

    часов

    в разделе

    Наименование

    раздела и темы

    Краткое описание темы.

    Часы

    учебного времени

    Дата

    3 четверть

    10

    1.7.

    Железнодорожный переезд. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них.

    Правила перехода, переезда через железнодорожные пути. Что такое железнодорожный переезд. Презентация.

    1

    14.01

    1.8.

    Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.

    Правила безопасности при пользовании железнодорожным транспортом.

    1

    21.01

    1.9.

    Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД). Предназначение и задачи, решаемые ГИБДД.

    Словарная работа: ГИБДД. Разгадывание кроссворда. Беседа о предназначении ГИБДД и задачи, решаемые ими. Чтение вырезок из газет.

    1

    28.01

    1.10.

    Чрезвычайная ситуация на дорогах – что делать?

    Просмотр презентации. Чтение вырезок из газет. Беседа по теме.

    1

    04.02

    1.11

    Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.

    Чтение педагогом различных ситуаций,  беседа; обсуждение.

    1

    11.02

    Практические занятия.

    1.12.

    Лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Порядок их сбора и применения.

    Просмотр презентации «Лекарственные и опасные растения». Применение лекарственных растений в жизни и порядок их сбора.

    1

    18.02

    1.13.

    Ориентирование на местности: как определить расстояние, стороны горизонта по местным предметам, по солнцу и по приборам (практическая работа).

    Практическая работа: различная ориентировка на местности, работа с компасом. Разгадывание загадок.

    1

    25.02

    1.14.

    Как правильно пользоваться огнетушителем (практическая работа).

    Словарная работа: огнетушитель. Правила пользования огнетушителем. Просмотр презентации, беседа.

    1

    04.03

    М-2

    Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

    Р-3

    Основы здорового образа жизни.

    3.1.

    Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

    Словарная работа: здоровье, болезнь. Работа с пословицами и поговорками. Разбор ситуаций о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Просмотр презентации, беседа.

    1

    11.03

    3.2.

    Рациональное питание, физическая культура, закаливание. Личная и общественная гигиена. Режим учёбы и отдыха.

    Отгадывание кроссворда. Просмотр презентаций по теме, беседа. Составление режима дня школьника.

    1

    18.03

    4 четверть.

    9

    3.3.

    Инфекционные заболевания и их профилактика.

    Что такое инфекционные заболевания (просмотр презентации).  Профилактика инфекционных заболеваний. Рассказ по теме медицинской сестры школы.

    1

    01.04

    3.4.

    Начальные сведения о вредных привычках (употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Курение. Вред пассивного курения.

    Просмотр презентации, чтение буклетов по теме. Разбор различных ситуаций, чтение вырезок из газет, беседа.

    1

    08.04

    Р-4

    Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

    4.1.

    Основные виды и причины травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь.

    Словарная работа: травма, помощь. Беседа о видах и причинах травм у детей, действия детей при травмах.

    1

    15.04

    4.2.

    Выработка умений  по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении.

    Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи. Знать применение ваты, йода, умение пользоваться бинтом.

    1

    22.04

    4.3.

    Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при попадании инородного тела в глаз. Понятие о само - и взаимопомощи (практическая работа).

    Беседа о само - и взаимопомощи. Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при попадании инородного тела в глаз.

    1

    29.04

    4.4

    Выработка умений  по оказанию первой медицинской помощи при утоплении (практическая работа).

    Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при утоплении. Просмотр фильма «Помощь утопающему»

    1

    06.05

    4.5

    Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях (практическая работа).

    Практическая работа по оказа-нию первой медицинской по-мощи при кровотечениях.

    1

    13.05

    4.6

    Диагностика

    Проверка знаний обучающихся.

    1

    20.05

    4.7

    Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах. Итоговое занятие (практическая работа).

    Просмотр презентации, беседа.

    1

    27.05



    Предварительный просмотр:

    Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе

    (нулевой срез)

    1.Соедини сигналы с их названиями:

    1.                                                               скорая помощь
    2.                                                               газовая служба
    3.                                                               пожарная охрана
    4.                                                               Милиция

    2.Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:

    Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.

    3. Подчеркни нужное:

    - Как называется часть улицы, предназначенная для автомобилей

    а) тротуар                    б) проезжая                         в) улица

    - Как называется место для движения пешеходов

    а) мостовая                   б) тротуар                           в) путь

    - Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть

    а) компасом                   б) биноклем                       в) пешеходным переходом

    4. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):

    - Приходить к воде без взрослых.

    - Купаться в специально оборудованных местах.

    - Загорать на пляже.

    - Нырять в непроверенных местах.

    - Заплывать за буйки.

    - Купаться под присмотром взрослых.

    - Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.

    - Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.

    - Ходить по льду без взрослых.

    5. Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.

    Красный                                                                  стой

    Жёлтый                                                  иди

    Зелёный                                                                              внимание

         

    5. Допиши предложения:

    - Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ………………………………

    - Если свободных мест мало, то надо уступать места…………………………………….

    - В салоне автобуса, надо вести себя ………………………………………………………………

    - Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………..

            

    Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе 

    1 полугодие

    1. Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:

    Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.

    1. Поставь рядом + ,  если это относится к бытовому травматизму

    - Ожог                                     - отравление

    - ушиб                                     - цунами

    - ссадина                                 - переломы

    1. Что такое тротуар?

    ………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    1. Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.

    Красный                                                                              стой

    Жёлтый                                                                               иди

    Зелёный                                                                              внимание

         5.Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

            - Пешеход ходит по дороге……….

            - Машины движутся по проезжей части………..

            - Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

            - Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

            - Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

            - При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом    

              направо……………

    5. Допиши предложения:

    - В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………………………………………………………………..

    - В транспорте надо держаться за…………………………………………………………..

    - Не отвлекай водителя ……………………………………………….…………………….

    - Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………..

    Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе

    2 полугодие

    1. Как выглядят запрещающие знаки? Выбери правильный ответ и подчеркни:

    Знак в виде красного треугольника;

    Знак в виде красного круга;

    Знак в виде синего круга.

    2. Какое из утверждений верное? Выбери правильный ответ и подчеркни:

    Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

    Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

    Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.

    3. Какие правила должен соблюдать пешеход? Выбери правильный ответ и подчеркни:

    Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

    Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;

    Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

    4. Какие правила должен соблюдать пассажир? Выбери правильный ответ и подчеркни:

    Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;

    Разговаривать с водителем только во время движения;

    Не высовывать в окно руку и тем более голову.

    5. С помощью чего можно ориентироваться на местности и по каким признакам.

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………  

    6. Назови виды травм, которые может получить человек.

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    7. Назови вредные привычки человека.

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

    8.Что означает ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК?

    ……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

    РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА ПО МАТЕМАТИКЕДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА

    РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ТЕХНОЛОГИИДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 4 КЛАССА...

    Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся с умственной отсталостью, 2 класс.

    Рабочая программа составлена на основании Примерной  программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида для 1-4 классов под редакцией д.пед. наук В.В. Воронковой ( Москва....

    Рабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО

    РРабочая программа по математике для ученика 4 класса, обучающего по адаптированной образовательной программе НОО для детей с УО...

    Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР.

    Рабочая программа по математике для учеников 4 класса , обучающихся по адаптированной программе для детей с ЗПР....

    Конспект урока по ОБЖ для обучающихся 4 класса

    Формирование у детей основных навыков безопасного поведения на улицах и дорогах....