Рабочая программа по ОБЖ для обучающихся 4 класса
рабочая программа по обж (4 класс) на тему

Бородина Галина Юрьевна

Предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку обучающихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде - прородной, техногенной и социальной.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 7._obzh_4_klass_god.docx39.41 КБ
Файл 6._obzh_diagnosticheskie_zadaniya_4_klass.docx16.38 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное общеобразовательное казенное учреждение Иркутской области

для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

«Специальная (коррекционная) школа-интернат г. Саянска»

Утверждаю:                                  Рассмотрено                                  Согласовано:

Директор                                      на заседании МО                           зам. директора по УР

школы-интерната                        протокол № 1                                  С.В. Хромова

О.В. Воинкова                             от «____» __________                    «____»___________

«____»____________                

                                                       Рабочая программа

факультативных занятий

«Основы безопасности жизнедеятельности»

Учитель: Бородина Г. Ю.

Класс: 4

Год составления программы: 2018

Пояснительная записка

Формирование современного уровня культуры безопасности является общешкольной задачей, так как изучение всех школьных предметов вносит свой вклад в формирование современного уровня культуры безопасности, но при этом ключевая роль принадлежит предмету «Основы безопасности жизнедеятельности». В то же время предмет ОБЖ через собственную систему образовательных модулей реализует подготовку учащихся к безопасной жизнедеятельности в реальной окружающей среде — природной, техногенной и социальной.

При разработке содержания данной учебной программы принималась во внимание специфика содержания курса ОБЖ, которая заключается в следующем:

• учет основных закономерностей развития теории безопасности;

• интегративность (проблематика курса ОБЖ охватывает многие сферы человеческой деятельности и является результатом взаимодействия разнообразных систем, направленных на сохранение жизни человека и окружающей среды);

• направленность на формирование у обучающихся современного уровня культуры безопасности жизнедеятельности для снижения отрицательного влияния человеческого фактора на безопасность личности, общества и государства.

При разработке структуры и содержания программы были учтены педагогические принципы организации учебно-воспитательного процесса в области безопасности жизнедеятельности, а именно:

• постепенное наращивание информационной и воспитательной нагрузки обучающихся в области безопасности жизнедеятельности с учетом их возрастных особенностей и уровня подготовки по остальным школьным предметам в каждом классе, чтобы уровень культуры в области безопасности жизнедеятельности выпускников школы соответствовал принятому в Российской Федерации;

• обеспечение разделения учебной нагрузки между федеральным и региональным компонентами при условии, что федеральный уровень обеспечивает научно-теоретическую основу формирования единого образовательного пространства в области безопасности, а региональный уровень — повышение практической подготовки обучаемых к безопасному поведению с учетом региональных особенностей (это должно учитываться при разработке региональных учебных программ).

Изучение тематики данной учебной программы направлено на решение следующих задач:

-  формирование у учащихся научных представлений о принципах и путях снижения фактора риска в деятельности человека и общества;

- выработку умений предвидеть опасные и чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера и адекватно противодействовать им;

-  формирование у учащихся модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в различных опасных и чрезвычайных ситуациях, а также развитие способностей оценивать опасные ситуации, принимать решения и действовать безопасно с учетом своих возможностей.

Изучение тематики данной учебной программы направлено на достижение следующих целей:

усвоение знаний:

— об опасных и чрезвычайных ситуациях,

— о влиянии их последствий на безопасность личности, общества и государства,

— о государственной системе обеспечения защиты населения от чрезвычайных ситуаций,

— об организации подготовки населения к действиям в условиях опасных и чрезвычайных ситуаций,

— о здоровом образе жизни,

— об оказании первой медицинской помощи при неотложных состояниях,

— о правах и обязанностях граждан в области безопасности жизнедеятельности;

— развитие личных, духовных и физических качеств, обеспечивающих безопасное поведение, в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;

— формирование потребности соблюдать нормы здорового образа жизни, осознанно выполнять требования, предъявляемые к гражданину Российской Федерации в области безопасности жизнедеятельности;

— воспитание ответственного отношения к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью как индивидуальной и общественной ценности;

развитие умений:

— предвидеть возникновение опасных ситуаций по характерным признакам их появления, а также на основе анализа специальной информации, получаемой из различных источников,

— принимать обоснованные решения и вырабатывать план действий в конкретной опасной ситуации с учетом реально складывающейся обстановки и своих возможностей.

При реализации программы основное внимание необходимо обратить на выработку у обучающихся практических навыков поведения в опасных и чрезвычайных ситуациях и бережного отношения к себе и окружающей среде.

Количество учебных часов, на которое рассчитана Рабочая программа

Количество учебных часов

1

четверть

2

четверть

3

четверть

4

четверть

год

Общее количество  часов

8

7

10

9

34

Количество часов для проведения практических занятий

1

2

3

4

10

Количество часов для проведения экскурсий

1

-

-

-

1

Диагностика

1

1

-

1

3

Чрезвычайные ситуации, что это?

2

-

5

-

7

Основы безопасности и ведение здорового образа жизни.

3

-

2

3

8

Основы комплексной безопасности.

-

4

-

1

5

Планируемые результаты по ОБЖ:

Должны знать:

Должны уметь:

• потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;

• основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;

• систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;

• наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию;

• основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления;

• законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;

• правила поведения при угрозе террористического акта;

• государственную политику противодействия наркотизму;

• основные меры по профилактике наркомании.

• предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;

• принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;

• действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;

• пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;

• оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.

Перечень учебно-методических средств обучения:

Литература:

  1. «Безопасная дорога», Г.Косова; Издательский дом «Проф - Пресс» - 2007г.
  2. «Основы безопасности жизнедеятельности» - учебник для образовательных учебных заведений 2-4 классы, Издательский дом «Дрофа», 1998г.
  3. «Поурочные разработки по ОБЖ, 4 класс», Т.Н.Максимова, Москва, «ВАКО», 2010г.

Наглядность

1.Фильмы для показа:

 - Порезы, ссадины, ушибы.

 - Землетрясения.

 - Правила поведения на воде.

 - Правила поведения в лодке.

 - Помощь утопающему.

 - Лесной пожар.

 - Ядовитые грибы и ягоды.

 - Правила поведения в лесу.

 - Правила поведения на льду.

 - Велосипед, ролики, и т.д.

 - Домашние и дикие животные.

 - Правила перехода через дорогу.

 - Безопасность в наземном транспорте.

 - Правила обращения с электроприборами.

 - Пожарная безопасность.

 - Опасные места в доме.

        - «Чрезвычайные приключения Юли и Ромы» - рекомендован для показа в учебных заведениях; Видеостудия МЧС России, Видеостудия «Премьер – Уч – Фильм».

2. Демонстрационный материал

 -«Правила дорожного движения» (11 плакатов), Д.М.Гурьев, И.Ф.Сидреев

 -«Азбука безопасности» - чрезвычайные ситуации в стихах и картинках, ОАО «Радуга» - 2010г.

Оборудование

Знаки дорожного движения

Светофоры (макеты)

Памятки

Макеты и рисунки улиц, дорог, перекрёстков.

Кроссворды

Календарно-тематическое планирование

раздела

Кол-во часов в разделе

Наименование

раздела и темы

Краткое описание темы.

Часы учебного времени

Дата

1 четверть

8

1.

Безопасность и защита человека в чрезвычайных ситуациях.

1.1.

Чрезвычайная ситуация – что это?

Словарная работа: землетрясение, наводнение, завалы и т.д. Сюжетные картинки: бури, ураганы, оползни и т.д. Отгадывание кроссворда. Раскрашивание сюжетных картинок. Работа с памятками.

1

03.09

1.2.

Уроки городской безопасности (экскурсия)

Экскурсия по городу, знакомство со светофором. Беседа: места в городе опасные и безопасные.

1

10.09

1.3.

Умение преодолевать страх.

Работа в группах над пословицами. Беседа о спасательной службе и спасателях. Что такое МЧС?

1

17.09

1.4

Диагностика (нулевой срез)

Проверка знаний учащихся.

1

24.09

2.

Основы безопасности и ведение здорового образа жизни.

2.1.

Как справиться с инфекцией: эпидемия гриппа.

Словарная работа: инфекция, микроб, иммунитет и т.д. Чтение дополнительного материала педагогом. Отгадывание кроссворда.

1

01.10

2.2.

Природа и безопасность (как защитить свой дом от злоумышленников).

Работа с памятками, пословицами и поговорками,отгадывание загадок, беседа по теме.

1

08.10

2.3.

Почему случаются травмы.

Словарная работа:травма. Виды травм. Отгадывание ребуса, загадок. Устное тестирование в конце урока.

1

15.10

2.4.

Если из раны течёт кровь (практическая работа)

Словарная работа: кровь, кровотечение, рана. Практическая работа «Как правильно забинтовать рану». Работа с памятками. Викторина по теме.

1

22.10

2 четверть.

7

2.5.

Безопасность при любой погоде (практическая работа)

Отгадывание кроссворда. Беседа: тепловой и солнечный удары, обморожение. Практическая работа: помощь при тепловом и солнечном ударе, обморожении. Работа с памяткой.

1

12.11

М-1

Основы безопасности личности, общества и государства.

Р-1

Основы комплексной безопасности.

1.1.

Когда ты становишься водителем. Езда на велосипеде, мопеде.

Работа над загадкой. Рассматривание на картинке устройства велосипеда и мопеда. Повторение правил езды на велосипеде и мопеде. Дорожные знаки «Велосипедная дорожка», «Движение велосипедов запрещено».

1

19.11

1.2.

Основные правила езды и меры безопасности. Соблюдение правил дорожного движения велосипедистами.

Отгадывание кроссворда, работа с памятками. Викторина по теме. Игра «О чём говорят дорожные знаки?». Работа с памятками.

1

26.11

1.3.

Причины дорожно-транспортного травматизма пешеходов и пассажиров.

Отгадывание кроссворда. Беседа по теме. Работа с памятками.

1

03.12

1.4.

Знаем ли мы правила дорожного движения  (ПДД)- (практическая работа). Невыполнение пешеходами правил движения.

Повторение правил дорожного движения. Практическая работа по правильному переходу улиц. Памятки.

1

10.12

1.5.

Несоблюдение пассажирами правил поведения в транспорте, недисциплинированность на улице, в транспорте.

Игра «Я – пассажир». Чтение правил поведения в транспорте, на улице. Словарная работа: недисциплинированность

1

17.12

1.6.

Диагностика.

Проверка знаний обучающихся.

1

24.12

раздела

Кол-во

часов

в разделе

Наименование

раздела и темы

Краткое описание темы.

Часы

учебного времени

Дата

3 четверть

10

1.7.

Железнодорожный переезд. Поведение школьников вблизи железнодорожных путей. Правила перехода и переезда через них.

Правила перехода, переезда через железнодорожные пути. Что такое железнодорожный переезд. Презентация.

1

14.01

1.8.

Охраняемые и неохраняемые переезды. Условия безопасности при пользовании электропоездами.

Правила безопасности при пользовании железнодорожным транспортом.

1

21.01

1.9.

Государственная инспекция дорожного движения (ГИБДД). Предназначение и задачи, решаемые ГИБДД.

Словарная работа: ГИБДД. Разгадывание кроссворда. Беседа о предназначении ГИБДД и задачи, решаемые ими. Чтение вырезок из газет.

1

28.01

1.10.

Чрезвычайная ситуация на дорогах – что делать?

Просмотр презентации. Чтение вырезок из газет. Беседа по теме.

1

04.02

1.11

Страх и паника при чрезвычайных ситуациях и их преодоление.

Чтение педагогом различных ситуаций,  беседа; обсуждение.

1

11.02

Практические занятия.

1.12.

Лекарственные и опасные растения, ягоды и плоды. Порядок их сбора и применения.

Просмотр презентации «Лекарственные и опасные растения». Применение лекарственных растений в жизни и порядок их сбора.

1

18.02

1.13.

Ориентирование на местности: как определить расстояние, стороны горизонта по местным предметам, по солнцу и по приборам (практическая работа).

Практическая работа: различная ориентировка на местности, работа с компасом. Разгадывание загадок.

1

25.02

1.14.

Как правильно пользоваться огнетушителем (практическая работа).

Словарная работа: огнетушитель. Правила пользования огнетушителем. Просмотр презентации, беседа.

1

04.03

М-2

Основы медицинских знаний и здорового образа жизни.

Р-3

Основы здорового образа жизни.

3.1.

Понятие о здоровье и факторах, на него влияющих. Влияние окружающей среды на здоровье человека. Взаимосвязь здоровья и образа жизни.

Словарная работа: здоровье, болезнь. Работа с пословицами и поговорками. Разбор ситуаций о влиянии окружающей среды на здоровье человека. Просмотр презентации, беседа.

1

11.03

3.2.

Рациональное питание, физическая культура, закаливание. Личная и общественная гигиена. Режим учёбы и отдыха.

Отгадывание кроссворда. Просмотр презентаций по теме, беседа. Составление режима дня школьника.

1

18.03

4 четверть.

9

3.3.

Инфекционные заболевания и их профилактика.

Что такое инфекционные заболевания (просмотр презентации).  Профилактика инфекционных заболеваний. Рассказ по теме медицинской сестры школы.

1

01.04

3.4.

Начальные сведения о вредных привычках (употребление алкоголя, наркотиков) и их влияние на здоровье человека. Курение. Вред пассивного курения.

Просмотр презентации, чтение буклетов по теме. Разбор различных ситуаций, чтение вырезок из газет, беседа.

1

08.04

Р-4

Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

4.1.

Основные виды и причины травм у детей младшего школьного возраста и первая медицинская помощь.

Словарная работа: травма, помощь. Беседа о видах и причинах травм у детей, действия детей при травмах.

1

15.04

4.2.

Выработка умений  по оказанию первой медицинской помощи при травмах, ссадинах, порезах, ожогах, укусах насекомых, носовом кровотечении.

Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи. Знать применение ваты, йода, умение пользоваться бинтом.

1

22.04

4.3.

Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при попадании инородного тела в глаз. Понятие о само - и взаимопомощи (практическая работа).

Беседа о само - и взаимопомощи. Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при попадании инородного тела в глаз.

1

29.04

4.4

Выработка умений  по оказанию первой медицинской помощи при утоплении (практическая работа).

Практическая работа по оказанию первой медицинской помощи при утоплении. Просмотр фильма «Помощь утопающему»

1

06.05

4.5

Выработка умений по оказанию первой медицинской помощи при кровотечениях (практическая работа).

Практическая работа по оказа-нию первой медицинской по-мощи при кровотечениях.

1

13.05

4.6

Диагностика

Проверка знаний обучающихся.

1

20.05

4.7

Основные правила поведения учащихся на улицах и дорогах. Итоговое занятие (практическая работа).

Просмотр презентации, беседа.

1

27.05



Предварительный просмотр:

Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе

(нулевой срез)

1.Соедини сигналы с их названиями:

  1.                                                               скорая помощь
  2.                                                               газовая служба
  3.                                                               пожарная охрана
  4.                                                               Милиция

2.Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:

Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.

3. Подчеркни нужное:

- Как называется часть улицы, предназначенная для автомобилей

а) тротуар                    б) проезжая                         в) улица

- Как называется место для движения пешеходов

а) мостовая                   б) тротуар                           в) путь

- Чем безопасно пользоваться при переходе через проезжую часть

а) компасом                   б) биноклем                       в) пешеходным переходом

4. Правила поведения на воде. Если разрешено, поставьте рядом (Р), если запрещено, поставьте рядом (З):

- Приходить к воде без взрослых.

- Купаться в специально оборудованных местах.

- Загорать на пляже.

- Нырять в непроверенных местах.

- Заплывать за буйки.

- Купаться под присмотром взрослых.

- Играть возле обрывов и крутых склонов рек и озёр.

- Ходить на лыжах, кататься на коньках по тонкому льду.

- Ходить по льду без взрослых.

5. Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.

Красный                                                                  стой

Жёлтый                                                  иди

Зелёный                                                                              внимание

     

5. Допиши предложения:

- Не начинать посадку в транспорт до тех пор, пока он не ………………………………

- Если свободных мест мало, то надо уступать места…………………………………….

- В салоне автобуса, надо вести себя ………………………………………………………………

- Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………..

        

Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе 

1 полугодие

  1. Подчеркните, что относится к чрезвычайным ситуациям:

Наводнение, землетрясение, пыльные бури, отравление, ожоги, снежные лавины, ураганы, смерчи.

  1. Поставь рядом + ,  если это относится к бытовому травматизму

- Ожог                                     - отравление

- ушиб                                     - цунами

- ссадина                                 - переломы

  1. Что такое тротуар?

………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

  1. Что означают цвета светофора? Соедини стрелками.

Красный                                                                              стой

Жёлтый                                                                               иди

Зелёный                                                                              внимание

     5.Если верно, то поставь рядом знак +, если неверно, то поставь знак - .

        - Пешеход ходит по дороге……….

        - Машины движутся по проезжей части………..

        - Пешеход переходит улицу только по пешеходному переходу……….

        - Пешеход переходит улицу только на жёлтый цвет……….

        - Нельзя играть на проезжей части и тротуаре………………

        - При переходе через проезжую часть сначала посмотри налево, а потом    

          направо……………

5. Допиши предложения:

- В салоне автобуса, троллейбуса или трамвая надо вести себя ……………………………………………………………………………………..

- В транспорте надо держаться за…………………………………………………………..

- Не отвлекай водителя ……………………………………………….…………………….

- Из окна транспорта нельзя ………………………………………………………………..

Диагностические задания по ОБЖ в 4 классе

2 полугодие

1. Как выглядят запрещающие знаки? Выбери правильный ответ и подчеркни:

Знак в виде красного треугольника;

Знак в виде красного круга;

Знак в виде синего круга.

2. Какое из утверждений верное? Выбери правильный ответ и подчеркни:

Все дорожные знаки важны – без них невозможно безопасное движение на дорогах;

Самые важные знаки – знаки сервиса, ведь всегда необходимо знать, где находится автозаправочная станция или больница;

Самые важные дорожные знаки – предупреждающие, так как они всегда предупредят водителя о любой опасности.

3. Какие правила должен соблюдать пешеход? Выбери правильный ответ и подчеркни:

Ходить только по тротуарам, переходить дорогу в положенном месте;

Ходить по тротуарам и быстро перебегать дорогу;

Ждать транспорт на остановке близко от проезжей части.

4. Какие правила должен соблюдать пассажир? Выбери правильный ответ и подчеркни:

Садиться в автомобиль со стороны проезжей части;

Разговаривать с водителем только во время движения;

Не высовывать в окно руку и тем более голову.

5. С помощью чего можно ориентироваться на местности и по каким признакам.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………  

6. Назови виды травм, которые может получить человек.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

7. Назови вредные привычки человека.

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

8.Что означает ЗДОРОВЫЙ ЧЕЛОВЕК?

……………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 1 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей

Изучение математики в 1 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:закладывать основы математических знаний, умений;корректировать  и развивать познавательную  деятельность...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА по математике для 3 класса обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе начального общего образования для умственно отсталых детей.

Изучение математики в 3 классе направлено на достижение обучающимися следующих целей:подготовить учащихся с отклонениями в интеллектуальном развитии к жизни и овладению доступными профессионально-труд...

Рабочая программа учителя-логопеда для обучающихся с ОВЗ начального образования (АООП для обучающихся с задержкой психического развития вариант 7.1)

В последнее время увеличивается число детей, испытывающих трудности при усвоении школьной программы. Одной из причин школьной дезадаптации является нарушение письменной речи. Нарушения чтения и письма...

Рабочая программа по русскому языку 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по русскому языку для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с Т...

Рабочая программа по литературному чтению 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР, Федерального государственн...

Рабочая программа по окружающему миру 3 класс. Составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с ТНР,

Рабочая программа по окружающему миру для 3 класса составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования обучающихся с ОВЗ, АООП НОО обучающихся с...

Рабочая программа по курсу Человек 1 класс (для детей с умственной отсталостью, интеллектульными нарушениями, обучающихся по адаптированной основной общеобразовательной программе

Общая характеристика предметаПрограмма представлена следующими разделами: «Представления о  себе», «Семья», «Гигиена тела», «Туалет», «Обраще...