Познавательная программа для младших школьников "По ступенькам безопасности", посвящённая безопасному поведению в осенне-зимний период
методическая разработка по обж (2 класс)

Камардина Оксана Владимировна

  ОБЖ 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon po_stupenkam_bezopasnosti.doc72.5 КБ

Предварительный просмотр:

                     Познавательная программа для младших школьников

                                     «По ступенькам безопасности»,

                 посвящённая безопасному поведению в осенне-зимний период.

Цель: сформировать у детей представление о правилах безопасного поведения в осенне – зимний период.

  1. Вступительная часть:

   Здравствуйте, мои дорогие ребята! Я очень рада, что частичку нашего времени мы проведём вместе, как одна большая и дружная семья.

     

   А как вы по утрам здороваетесь со своей семьёй?

   Сейчас также поздоровайтесь со своими соседями.

   Приятно видеть, что вы все улыбаетесь, потому что эмоции влияют на наше здоровье.

       

Кого можно назвать здоровым человеком?

Назовите критерии здорового образа жизни.

( Вывешиваем  таблички на доску.)

    Есть ещё один секрет сохранения нашего здоровья, который можно узнать, если восстановить ступеньки …, а чтобы узнать какие, вам нужно расставить красные буквы по порядку.

(Каждый ребёнок получает несколько красных букв.)

  По команде: «Буквы, стройтесь по порядку!», вам нужно будет построиться так, чтобы получилось слово.

  (По команде дети составляют слово. Вывешиваем слово на доску. Получается слово «Безопасность».)

   Почему эти буквы красного цвета?

   Поздняя осень  таит в себе множество опасностей.

   О чём мы должны помнить в это время года?

    (Ответы детей.)

   Недаром народная мудрость гласит: «Бережёного бог бережёт».

    Сегодня мы поговорим об опасностях, которые нас подстерегают поздней осенью и зимой,  попробуем выстроить «ступеньки безопасности», о которых необходимо помнить.

   2. Основная часть:

   В жизни сложно предугадать, в какой ситуации мы окажемся в следующий момент. У нас на игре случайные ситуации будет определять кубик, который будут бросать команды по очереди.

                            (Кубик бросает одна из команд.)

                                                 Ступенька

                                   «Водоёмы в зимний период»      

                                                                 Загадка

                                 

                                    Смотри! Вперёд никто не идёт,

                                 Потому что, возможно, непрочный …

               А знаете ли вы, какой лёд считается наиболее прочным?

                                       

                                               (Ответы детей.)

              

             Тогда вы без труда справитесь с заданием.

                                                      Задание 1:

  (Детям раздаются карточки и картон: зеленоватый, синеватый,  серый, матово-белый, желтоватый. )

  Определите,  какого цвета лёд наиболее прочный. Соотнесите карточку с описанием прочности льда  и цвет.  

            (Каждая команда озвучивает и объясняет свой выбор.)

                                                   

                                                 

                                                  Задание 2:

   (По классу раскладываются ватманы по группам: зеленоватый, синеватый оттенок, далее переходящие в белый, возле сцены – серый, матово-белый, желтоватым оттенком. Разложить « снег».)

    Конечно, вам не однократно говорили, что нельзя без взрослых появляться на водоёмах. Но, так или иначе, многие играют на пруду, катаются на санках вблизи водоёма или  вместе с взрослыми передвигаются по озеру, которые не всегда помнят об опасностях. Скоро будет начало зимы. В это время первый лёд  наиболее опасен для нас. Поэтому нам просто необходимо ещё раз вспомнить правила поведения на водоёме. 

  (Каждая команда выстраивается в колонну.)   

    Даже на пруду надо быть очень внимательными, поэтому ваша задача -  сориентироваться на водоёме. Куда можно идти, определите сами. Внимательно наблюдайте за цветом льда. Прежде чем двигаться по льду, надо убедиться в его прочности, поэтому мы вам выдаём палку. При движении по замёрзшему водоёму палкой ударяют по льду впереди и по обе

стороны от себя по несколько раз в одно и тоже место. Проходим по одному, передавая право движения следующему игроку.

  (После выполнения задания подводим итоги. см. Приложение 1.

   Вывешиваем надоскуу первую «ступеньку» - «Будьте внимательны на водоёме!».)

                                                    Задание 3:

                                                Мастер-класс.

      Молодцы! Вы справились с этим заданием. А сейчас я вас приглашаю кататься с горки.

                                      (Дети проходят к доске.)

    

    Посмотрите, как легко оказаться в холодной воде. Вы даже сами не заметили, как пробежались по хрупкому льду. А ведь лёд желтоватого цвета обрушивается без предупреждения. 

  (Проводится мастер-класс «Как вести себя, если вы оказались в воде». См. Приложение 2.)

                                                 

                                                    Ступенька

                                                    «Гололёд»

                                                      Загадка

                                       Люди, падая, бьются об лёд

                                       На дорогах сейчас …

   Как правило, резкое похолодание после дождя застаёт врасплох коммунальные службы. Чтобы избежать падения или хуже того – перелома,

ходить в гололёд нужно очень внимательно. Правильно подготовленная подошва обуви защитит вас на скользкой дороге.

   Как правильно выбрать не скользкую обувь?

                                               (Ответы детей.)

  Но даже в хорошей обуви стирается подошва. Если подошва стёрта или скользит на дорогах, то для безопасной ходьбы можно прошиповать такую обувь в мастерской. Если нет такой возможности, то можно самому придумать «цепкости» для своей обуви.

                                                       Задание

 (В классе раскладываются различные предметы: лейкопластырь, наждачная бумага, клей и т.д.  Каждой команде раздаются «следки».)

     

   Подумайте, как сделать скользящую подошву безопасной. Можно использовать предметы, которые лежат в классе.

      (Выполнение задания. Демонстрация идей.)

  При ходьбе в гололёд необходимо наступать на всю подошву ноги, при этом ноги в коленях должны быть расслаблены.

                                                     

                                                       Ступенька

                                        «Простудные заболевания»

   Следующая наша ступенька так и называется «Простудные заболевания».

   Какие простудные заболевания вам известны?

                                                        Задание 1.                                                        

        (Каждой команде выдаются карточки с описанием болезни.)

    Выбрав карточку, определите, о каком заболевании идёт речь?

       (Выступление команд, исправление ошибок. См. Приложение 3.)

                                                       Задание 2.

   Подумайте, какую первую помощь надо оказать больному с данным заболеванием. Разыграйте эту ситуацию.

(Выступление команд. Исправление ошибок и дополнение. См. Приложение 4.)

                                                  Ступенька

                                          «Ледяные наросли»

                              Ленты цветные вдоль зданий висят,    

                              Дальше они идти не велят.

                              Толщей «сосулек» обвешан карниз

                              Вот-вот полетят они вниз.

                                                    Задание:

   (На линию финиша и старта напротив каждой команды ставим стульчики с красными лентами.) 

   Представьте, что вы всей командой идёте по улице и видите красные предупреждающие ленты. Покажите, как вы продолжите свой путь.

 (Смотрим и анализируем действия каждой команды.)   

                                                    Ступенька

                                             «Снег на крышах». 

 

                                 Внимательным очень на улице будь,  

                                 Ещё снег на крыше, ты не забудь.

   В Нижнем Новгороде из-за снега на крыше чуть не рухнул жилой дом. А ведь рядом могли находиться люди. Иногда пешеходы не замечают даже красных ленточек.

                                                 

                                                    Задание.

 Придумайте предупреждающие знаки, которые бы говорили пешеходу об опасности. Эти знаки должны бросаться в глаза и быть понятны даже малышам.

                           (Дети представляют свою работу.)

    3. Заключительная часть.

  Мы с вами сегодня для себя определили, как вести себя поздней осенью и зимой.  Будьте осторожны и помните: строгое выполнение правил поведения и мер безопасности сохранит вашу жизнь.             

                                                                                                     

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 1.

                                         Безопасность на водоёме:              

  1. Если после 2-3 ударов вода не показалась, значит, лёд надёжен.  

  1. Если же лёд пробивается и на нём появляется вода, нужно немедленно остановиться и повернуть обратно, но не торопясь и стараясь идти, не отрывая ступни ото льда (скользящим шагом).

  1. При движении обратно продолжать проверять лёд палкой.

  1. Предприятия  спускают в воду отработанные тёплые воды.

  1. Снег маскирует полыньи, замедляет рост ледяного покрова.

  1.  Если температура воздуха выше нуля держится более трёх дней, то прочность льда снижается на 25 %.  

                                                                                                     

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

                                                   Мастер-класс

               «Как вести себя, если вы оказались в холодной воде»:

  - не паникуйте, не делайте резких движений, стабилизируйте дыхание;

                       (дети стараются дышать ровно, спокойно)

- раскиньте руки в стороны и постарайтесь зацепиться за кромку льда, придав телу горизонтальное положение;

                                  (дети показывают движения)

- попытайтесь осторожно налечь грудью на край льда и забросить одну, а потом и другую ноги на лёд;

                                  (дети показывают движения)

- если лёд выдержал, перекатываясь, медленно ползите к берегу;

          (дети показывают перекаты, медленно ползут к «берегу»)

-ползите в ту сторону – откуда пришли, ведь лёд здесь уже проверен на прочность.

                       «Если быстро выбраться из воды не удалось».  

   Следует помнить, что удерживая себя на поверхности воды, необходимо стараться затрачивать на это минимум физических усилий. Одна из причин быстрого понижения температуры тела – перемещение прилежащего к телу подогретого им слоя воды и замена его новым, холодным. Кроме того, при движениях нарушается дополнительная изоляция, создаваемая водой, пропитавшей одежду.      

                                                                                               

                                                                                                     ПРИЛОЖНИЕ 3.

                                        Симптомы заболеваний.    

                                      О какой болезни идёт речь?  

                                                  Карточка №1

1. Заложен нос;

2. насморк;

3. чихание;

4. лёгкие боли в горле;

5. сухой кашель;

6. головные боли;

7. небольшая температура.

                                                   Карточка №2

1. Покраснение нёбных миндалин;

2. температура.

                                                  Карточка №3  

1. Слабость, разбитость, повышение потоотделения;

2. повышенная чувствительность к яркому свету, резким звукам, холоду;

3. человек может быть в бреду;

4. мышечные и суставные боли, ломота во всём теле, преимущественно в пояснично-крестцовой области;

5. покраснение нёба, затруднённое дыхание через рот.

                                           

                                                Карточка №4.

1. Кашель (сухой, постоянный);

2. высокая температура;

  1. учащённое дыхание или затруднённое;

  1. болевые ощущения в области груди;

  1. синюшный оттенок вокруг рта;

  1. очень сильная головная боль;

  1. иногда потеря сознания;

  1. постоянное раздувание крыльев носа.

                                                                                                    ПРИЛОЖЕНИЕ 4.

                  Первая помощь при простудных заболеваниях.

                       

                                       Первая помощь при гриппе.

  1. Постельный режим.

  1. Пить как можно больше жидкости. Горячее питьё облегчает ощущение  заложенности (разные сорта чая).

  1. Если нет температуры, можно применять паровые ингаляции.

  1. Вызвать доктора.

                                        Первая помощь при ангине.

  1. Постельный режим (снижает риск развития осложнений на внутренние органы и суставы).

  1. Исключается из рациона острая, грубая пища.

  1. Обильное тёплое питьё (бульон, чай с лимоном, молоко с мёдом и др.)

  1. Полоскание рта (раствор ромашки, календулы, соды).

  1. Ингаляции с лекарственными растениями (если нет температуры).

  1. Применение компрессов (спиртовые или полуспиртовые).

Смачиваем и обматываем шею.

                           Первая помощь при простуде.  

  1. Прогреться, т.е. проследить, чтобы руки, особенно кисти и ноги были всегда тёплые.

                 

  1. Тёплый отвар.

  1. Добавлять в пищу больше острых приправ.

  1. Рекомендуется сок из лимона с мёдом.

          5. Закапать нос.

                            Первая помощь при воспалении лёгких.

  1. Поместить в тёплую, но не жаркую комнату.

  1. В пищу больному давать бульон, молоко по желанию.

  1. Для понижения температуры давать воду с лимоном или клюквенным соком.

                           

       

                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий игровой – познавательной программы для младших школьников «День пиратов».

Сценарий разработан для учителей начальных классов, педагогов дополнительного образования....

ОБЖ. Правила безопасности в осенне-зимний период на льду.

ПРАВИЛА ПОВЕДЕНИЯ И МЕРЫ БЕЗОПАСНОСТИ НА ВОДЕ И НА ЛЬДУ В ОСЕННЕ-ЗИМНЕЕ ВРЕМЯ...

Открытый урок по окружающему миру «Природные зоны России. Зона пустынь. Правила безопасного поведения на дороге в осенне- зимний период»

Урок окружающего мира был проведён в 4б классе по программе  «Перспектива».  Поставлены цели урока:-сформировать у учащихся представление о природной зоне пустынь;-ознакомит...

Памятка о правилах безопасности вблизи водоемов в осенне-зимний период

Рекомендации родителям о правилах безопасности вблизи водоемов в осенне-зимний период...

Правила безопасности людей на воде в осенне-зимний период

Презентация подготовлена для ребят 2 класса по безопасности на льду...