Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Светофор»
рабочая программа по обж (1, 2, 3, 4 класс)

Макурина Светлана Таллгатовна

Программа дополнительного образования «Светофор» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для занятий педагога с детьми младшего и среднего  школьного возраста.  Программа направлена на изучение Правил дорожного движения (далее ПДД), правил безопасного поведения на улице, воспитание грамотного пешехода, интеллектуальное и мотивационно-волевое развитие школьников младшего и среднего звена. Также, программа предусматривает работу учащихся с психологом индивидуально и в  группах. В программу также вошли  теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_svetofor.docx48.44 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования  

Центр детского творчества  «Горизонт»

Согласовано:

Методический совет

от «___» ____________20_____ г.

Протокол №____________________

             Утверждаю:

      Директор МОУ ДО ЦДТ «Горизонт»

________________ /Кириллова М.А./

«_____» _______________20_____   г.

             

            Принята на заседании

            Педагогического         совета

       Протокол №  __________________                                                       «____»_____________20_____   г.

                                                 

                                                 

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая  программа

 «Светофор»

Возраст обучающихся: 7- 12 лет

Срок реализации: 1 год

 

                                                                                       Автор-составитель:

Макурина Светлана Таллгатовна,

                    педагог дополнительного    

                                 образования

                                                

г. Ярославль, 2015 г.


Пояснительная записка.

Направленность

Программа дополнительного образования «Светофор» имеет социально-педагогическую направленность и предназначена для занятий педагога с детьми младшего и среднего  школьного возраста.  Программа направлена на изучение Правил дорожного движения (далее ПДД), правил безопасного поведения на улице, воспитание грамотного пешехода, интеллектуальное и мотивационно-волевое развитие школьников младшего и среднего звена. Также, программа предусматривает работу учащихся с психологом индивидуально и в  группах. В программу также вошли  теоретические и практические знания об оказании первой медицинской помощи пострадавшим.

Программа построена таким образом, чтобы учащиеся не только усвоили информацию, но и воспользовались ею в реальной жизни.

Используя программу, преподаватель может самостоятельно выбирать для занятий необходимый ему материал. Кроме того, занятия по данной программе обеспечивают развитие предпрофессиональных навыков учащихся и их профориентацию, так как предусматривают знакомство с профессиями, связанными с транспортом и дорогой, безопасностю жизнедеятельности, чрезвычайными ситуациями.

Актуальность

Развитие сети дорог, резкий рост количества транспорта и увеличение интенсивности движения транспорта и пешеходов на улицах и дорогах породил целый ряд проблем. Сегодня в Российской Федерации особо остро стоит проблема безопасности дорожного движения. В стране ежегодно погибают и получают травмы в результате дорожно-транспортных происшествий (далее ДТП) до 27 тыс. детей и подростков до 16 лет. Основными причинами ДТП, в которых страдают дети и подростки, являются недисциплинированность учащихся, незнание ими ПДД. Для предупреждения роста детского дорожно-транспортного травматизма необходимо обучение детей младшего и среднего школьного возраста ПДД на улице и формирование у них специальных навыков. Если взрослый может контролировать свое поведение на улице, то для ребенка это весьма проблематично. Для детей школьного возраста характерен синкретизм восприятия, т. е. не ребенок контролирует ситуацию, а ситуация захватывает ребенка настолько, что он не замечает окружающий действительности и часто подвергается опасности. Это подтверждается данными статистики. Основной причиной происшествий на протяжении ряда лет является переход дороги в неустановленном месте перед близко идущим транспортом. Попадание ребенка в дорожно-транспортное происшествие – это трагедия: даже если ребенок остался жив и не получил дорожной травмы; ведь то морально-психологическое потрясение, которое он испытал при этом, травмирует его на всю жизнь. Одним из методов решения проблемы детского дорожно-транспортного травматизма является работа учреждений дополнительного образования  в данном направлении.

Педагогическая целесообразность

Уже с раннего возраста у детей необходимо воспитывать сознательное отношение к Правилам дорожного движения (ПДД), которые должны стать нормой поведения каждого культурного человека. Правила дорожного движения являются важным средством трудового регулирования в сфере дорожного движения, воспитания его участников в духе дисциплины, ответственности, взаимной предусмотрительности, внимательности. Выполнение всех требований Правил дорожного движения создает предпосылки четкого и безопасного движения транспортных средств и пешеходов по улицам и дорогам. Изучение ПДД существенно расширяет возможность воспитания грамотного пешехода и позволяет значительно уменьшить дорожно-транспортный травматизм среди детей и подростков.

Отличительные особенности  программы

Программа разрабатывалась с учетом обеспечения непрерывности обучения населения, начиная с младшего и среднего школьного возраста. Мы руководствовались при создании программы следующими принципами:

  • взаимодействие учреждения дополнительного образования с социально-педагогической средой;
  • учет возрастных, психофизиологических особенностей и индивидуальных качеств личности детей и подростков.

Данная система включает в себя такие элементы, как:

  • совместная деятельность педагогов и учащихся;
  • соответствующие организационные формы и методы обучения;
  • использование методов программного обучения в начальных классах и межпредметной интеграции в начальной и средней школе;
  • закрепление получаемых знаний путем формирования специальных умений и навыков во время практических занятий и мероприятий по безопасности дорожного движения.

Цель программы

Основные задачи программы

Предупреждение и снижение детского дорожно-транспортного травматизма; осуществление практико-ориентированного обучения детей основам безопасности жизнедеятельности и правил дорожного движения.

Образовательные

  • повысить у учащихся уровень знаний по ПДД Российской Федерации (далее РФ);
  • помочь учащимся усвоить требования разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов;
  • оказать содействие учащимся в выработке навыков по оказанию первой медицинской помощи.

Развивающие

  • развивать у учащихся умение ориентироваться в дорожно-транспортной ситуации;
  • способствовать развитию у учащихся таких умений, как быстрота реакции, внимательность, наблюдательность,  зрительное и слуховое восприятие, логическое мышление, самообладание, находчивость.

Воспитательные

  • воспитать у учащихся дисциплинированность и ответственность за свои действия на дороге;
  • выработать у учащихся культуру поведения в транспорте и дорожную этику;
  • сформировать у учащихся сознательное и ответственное отношение к собственному здоровью, к личной безопасности и  безопасности окружающих.

Возраст детей

Программа «Светофор» рассчитана на детей в возрасте от 7 до 12 лет.

Сроки реализации

Обучение состоит из 72 занятий, 2 раза в неделю в течение девяти месяцев (сентябрь-май) и предполагает как проведение регулярных еженедельных внеурочных занятий со школьниками, так и возможность организовывать занятия крупными блоками — «интенсивами» (например, сборы, слёты, соревнования, фестивали и т. п.).

Формы и режим занятий

Продолжительность занятия с детьми  – 45 мин, с обязательным переключением видов активности детей.


Ожидаемые результаты

Контроль знаний и умений

В результате обучения по данной программе учащиеся должны знать:

  • основные понятия и термины из ПДД РФ;
  • общие положения изПДД РФ;
  • правила перехода проезжей части на площадях и перекрестках;
  • правила посадки в общественный транспорт и высадки из него;
  • правила поведения детей при перевозке в салоне легкового автомобиля;
  • основы страхования;
  • отличительные особенности профессий, связанных с транспортом и дорогой, безопасностю жизнедеятельности, чрезвычайными ситуациями.

Учащиеся должны уметь:

  • правильно вести себя, оказавшись в экстренной ситуации на проезжей части дороги;
  • пользоваться общественным транспортом;
  • самостоятельно выбирать безопасный путь движения в той или иной местности;
  • оказывать первую медицинскую помощь пострадавшим при ДТП.

В ходе занятий по изучению и пропаганде ПДД учащиеся должны сформировать такие качества, как самостоятельность, аккуратность, дисциплинированность, ответственность.

Проверку знаний и умений рекомендуется проводить после изучения каждого раздела в форме тестов, зачетов, соревнований, конкурсов, олимпиад.

Оценивание личностных качеств проводится в процессе участия в практических занятиях пр пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма, а также, в работе с психологом в течение года (диагностика, тестирование и т.п.).

Содержание программы и структура проведения занятия.

        Данная программа опирается на минимальный запас знаний ПДД и умения их выполнять, полученных в дошкольных образовательных учреждениях и семье. Программа построена по нарастающей степени сложности, предполагает как групповые занятия, так и индивидуальные, а также проведение массовых мероприятий.

        Содержание данного курса включаееттеорию и практику безопасного поведения человека на улицах и дорогах, а также в общественном транспорте. Реализация данной программы позволит обучающимся получить систематизированное представление об опасностях на дороге и о прогнозировании опасных ситуаций, оценить влияние их последствий на жизнь и здоровье человека и выработать алгоритм безопасного поведения с учетом своих возможностей.

        Так как программа больше всего уделяет внимания пропаганде ПДД и профилактике детского дорожно-транспортного травматизма через реализацию творческих возможностей детей и подростков, то с этой целью рекомендуется использование таких форм проведения занятий, как выступление агитбригады, театрализованное представление, КВН, рейд, выпуск стенгазет, встреча с работниками ГИБДД, конкурс, викторина, игра.

Данная программа способствует:

  • умственному развитию – учащиеся получают и закрепляют по ПДД, ОБЖ, учатся логически мыслитьобобщать, составлять рассказы по темам, делиться жизненным опытом, грамотно излагать свои мысли, отвечать на вопросы;
  • нравственному воспитанию – на занятиях у учащихся формируется культура поведения в кругу сверстников и в семье, закрепляются навыки соблюдени GGG? Желание оказывать помощь пожилым людям по мере необходимости. Учащиеся учатся безопасности жизнедеятельности в окружающей среде, уважению к людям.
  • эстетическому воспитанию – учащиеся участвуют в конкурсах рисунков, плакатов, литературных викторинах, фотоконкурсах. На занятии учащиеся работают с красочным наглядным материалом;
  • физическому воспитанию – на каждом занятии с детьми и подростками проводятся подвижные игры и различные двигательные игровые задания по темам.

        Методы и приемы педагогической деятельности

Словесные – рассказ, объяснение, беседа.

Наглядные -  показ иллюстрационных пособий, плакатов, схем, зарисовок на доске, стендов, видеофильмов.

Практические – выполнение практических заданий в тетрадях, игровые ситуации, с помощью которых проверяется знание ПДД, решение задач, кроссвордов, тестирование, экскурсии по городу и району с целью изучения программного материала.

        На каждом занятии органически сочетается изучение нового и повторение пройденного материала.

        В образовательном процессе можно использовать «ПДД РФ» (последняя редакция), плакаты с изображением знаков дорожного движения, экзаменационные билеты по ПДД и комментарии к ним (категория В), тематические задачи и комментарии к ним, аптечку водителя для оказания первой медицинской помощи.


Учебно-тематический план на 2015-2016г.г. по программе

«Светофор»

№ п/п

Название тематического раздела

Всего часов

Теория

Практика

1

Улица и мы.

16

7,5

9,5

2

Дорожные знаки и светофор

10

7,5

2,5

3

Мы пассажиры

10

7

3

4

Я велосипедист и пешеход

13

9,5

3,5

5

Дорожно-транспортные происшествия

14

9

5

6

Обобщение и закрепление пройденного материала

8

1

7

Всего

72

41,5

30,5

№ п/п

Тема

Всего часов

Теория

Практика

Инструктаж по технике безопасности

1

0,5

0,5

Безопасность на улице

2

1,5

0,5

Правила поведения на улице. Движение пешеходов. Скрытые опасности на дороге

1

0,5

0,5

Виды транспортных средств и дорожное движение. Викторина

1

0,5

0,5

Игры детей и дорожная безопасность. Где можно и где нельзя играть

1

0,5

0,5

Мы - пассажиры

1

0,5

0,5

Подручные средства и лекарственные растения

1

0,5

0,5

Состав автомобильной аптечки

1

0,5

0,5

Правила наложения жгута

1

0,5

0,5

Правила переноски пострадавших

1

0,5

0,5

Город в котором мы живем, и возможные опасные ситуации

1

0,5

0,5

Практическое занятие по оказанию первой помощи

2

2

Перекресток и опасные повороты. Рисунок «Моя дорога в школу»

1

0,5

0,5

Остановочный и тормозной путь водителя

1

0,5

0,5

Викторина по пройденному материалу

1

1

Просмотр фильма «Ты и дорога». Обсуждение

1

1

История возникновения ПДД и светофора. Как было раньше и как сейчас

1

0,5

0,5

Дорожные знаки. Их группы, отличительные особенности

2

1,5

0,5

Роль дорожных знаков в безопасности движения пешеходов

2

1,5

0,5

Дорожная разметка

1

0,5

0,5

Тест по теме «Дорожные знаки»

1

1

Светофор – наш верный друг. Назначение светофора и его сигналы. Сигналы регулировщика

1

0,5

0,5

Викторина «Красный, желтый, зеленый»

1

1

Пешеходные переходы и остановки маршрутных транспортных средств

1

1

Правила поведения пассажиров на остановке и в транспорте

1

1

Маневрирование, обгон

1

1

Проезд перекрестков

1

1

Движение через ж/д переезды, в жилых зонах. Приоритет маршрутных транспортных средств

2

2

Поведение школьников вблизи ж/д путей

2

1

1

Конкурс на лучший рисунок по безопасности движения на темы «Кто виноват?», «Нарушители»

1

1

Экскурсия по городу (закрепление пройденного материала)

1

1

Общее устройство велосипеда

1

1

Обязанности водителей. Движение велосипедистов

2

2

Правила езды на велосипеде, мопеде, мотоцикле

3

2

1

Инспектор ГИБДД (регулировщик) – наш помощник

1

0,5

0,5

История возникновения ГИБДД

1

1

Повторяем азбуку пешехода

2

1

1

Опасные ситуации на дорогах, улицах в общественном транспорте

3

2

1

Дорожно-транспортные происшествия (ДТП)

2

1

1

Профилактика ДТП

2

1

1

Прогнозирование типичных опасных дорожных ситуаций с участием пешеходов

4

3

1

Ответственность за нарушения ПДД

2

2

Выпуск стенгазеты «Осторожно, дорога!»

2

2

Итоговая викторина по пройденному материалу

2

2

Подготовка к театрализованной игровой программе «Путешествие в страну дорожных знаков»

6

6

Театрализованная игровая программа «Путешествие в страну дорожных знаков»

1

1

Встреча с инспектором ГИБДД. Беседа на тему «Счастливые каникулы – безопасные каникулы!»

1

1

Итого

72 часа

40 часов

32 часа

Диагностические мероприятия в группе «Светофор»

(интегрированые занятия с педагогом-психологом)

Эмоциональное состояние, психологический климат

Оценка психологического климата в коллективе по полярным профилям. Полякова А.С., Рогов Е.И. «Полярные профили»

октябрь, март

Склонности, потребности, интересы

Проективный тест «Графический рисунок человека из геометрических фигур»

 ноябрь

Познавательные процессы

-Методики изучения восприятия («Компасы», «Часы»)

-Методики изучения внимания («проба Мюнстерберга», «Красно-черная таблица», «Расстановка чисел», «Отыскание чисел»

-Методики изучения памяти («Метод опосредованного запоминания» по Л.С.Выготскому, «Запоминание цифр», «Запоминание образов», «Пиктограммы» по А.Р.Лурия)

в теч. года

Нравственное развитие

«Цветовой тест отношений» (ЦТО, диагностика отношения к нравственным нормам (модификация А.И.Лутошкина))

декабрь, май


Используемая литература

  1. Правила дорожного движения Российской Федерации (последняя редакция)
  2. Федеральный закон «О безопасности дорожного движения
  3. Уголовный кодекс Российской Федерации (последняя редакция)
  4. Ижевский П.В. Безопасное поведение на улицах и дорогах: 1-4 кл.: пособие для учащихся общеобразоват.учреждений
  5. Рыбин А.Л. Дорожное движение:безопасность пешеходов, пассажиров, водителей: 5-9 кл. пособие для учащихся общеобразоват.учреждений
  6. Рыбин А.Л. Обучение правилам дорожного жвижения : 5-9 кл. Метод.пособие
  7. Ковалева Н.В. Конкурсы, викторины, праздники по ПДД для школьников
  8. Красный, желтый зеленый: ПДД по внеклассной работе
  9. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками
  10. Максиняева М.Р. Занятия по ОБЖ с младшими школьниками: конкурся, КВН, викторины, ребусы
  11. Методические рекомендации по профилактике дорожно-транспортного травматизма в общеобразоват. школах
  12. Петров С.В. Действия при ДТП
  13. Романова Е.А. Классные часы по ПДД (5-6 классы)
  14. Титов С.В. Тематические игры по ОБЖ: метод.пособие для учителя
  15. Шаховец В.В. Первая мед.помощь в чрезвычайных ситуациях
  16. Экзаменационные билеты категорий «А» и «В»
  17. Экзаменационные тематические задачи для подготовки к теоретическим экзаменам на право управления транспортными средствами категорий «А» и  «В»

Аудиовизуальные средства

«Улица полна неожиданностей» (5 фильмов: «Вышел из дома – будь внимателен», «Учимся переходить улицу», «Запомни эти знаки», «Пассажиром быть не просто, «Опасные шалости»)



Мониторинг по программе «Светофор»

Учебный  год:

Группа: дети  7-12 лет (первый год обучения)

Период  мониторинга:              Входящий (начало  года – сентябрь)

Возможное количество баллов – 10

Высокий – 7-10 баллов

Средний – 4-7 баллов

Низкий – 1-3 балла

1.

ФИО

Нравственное развитие

Образование

Воспитание

         

Развитие

Отношение к здоровому образу жизни

Отношение к знаниям

Мотивация

Уровень знаний по  ПДД РФ

Уровень знания требований разделов ПДД РФ для пешеходов и велосипедистов

Навыки  по оказанию  первой медицинской помощи

Дисциплинированность и ответственность

Культура поведения в транспорте и соблюдение дорожной этики

Сознательное  и ответственное отношение к  собственному здоровью, к личной безопасностисобственному здоровбю

Умение ориентироваться в дорожно-транспортной  обстановке

Внимание, наблюдательность

Логика, находчивость

Зрительное и слуховое восприятие

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная программа "ФАНТАЗИЯ" для кружка поделок из природных материалов на 3 года обучения

Для кружка по изготовлению  работ  из природных материалов на 3 года обучения (для детей 6-14 лет)Направление: художественно-эстетическое ...

Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности Цветная экология для учащихся 7-10 лет (срок реализации – 2 года.)

Программа "Цветная экология" способствует  широкому и углублённому изучению окружающего ребёнка мира природы, общества, человека. занятия построены на более подробном изучении родного к...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа "Ступеньки к школе"

Программа разработана для подготовки детей к школе. Работа в студии "Ступеньки к школе строится на основании документов, задающих целевые ориентиры современного дошкольного образования....

Конспект открытого занятия по дополнительной общеобразовательной программе «Волшебный мир оригами» в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» Тема: «История праздника День Матери. Изготовление открытки ко Дню Матери».

Конспект открытого занятияпо дополнительной общеобразовательной программе«Волшебный мир оригами»в рамках комплексной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»Тема: «История праздника День Матер...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА в рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика» «Волшебный мир оригами»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ  ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯПРОГРАММАв рамках комплексной дополнительной общеобразовательной программы «Радужная мозаика»  «Волшебный мир оригами»...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа дополнительного образования детей художественной направленности "Творчество мастеров"

Цель программы: Развитие творческих способностей ребенка, проявляющего интерес к техническому и художественному творчеству.Данная программа предназначена к реализации для обучающихся в возрасте 7-16 л...

Дополнительная общеобразовательная- дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности "Кукольный театр".

Аннотация к программе объединения «Кукольный театр»      Программа  «Кукольный театр»  ориентирована на всестороннее развитие одарённости ребёнка,...