Главные вкладки

    Урок - практикум «Наедине с морозом»
    план-конспект урока по обж (3, 4 класс)

    Никитенко Валентина Николаевна
    Урок - практикум «Наедине с морозом». 3-4 класс

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc60.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

     «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением

     отдельных предметов»  

    Урок - практикум

    в 3-4  классах

     «Наедине с морозом»

     

    Никитенко Валентина Николаевна,

    учитель начальных классов

    МБОУ СОШУИП №3

    г. Лабытнанги

    Цель:

    1. Систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.
    2. Формировать умения действовать в случае пребывания  на морозе.
    3. Учить оказывать  первую  помощь  пострадавшему при обморожении.
    4. Воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.

    Оборудование: аудиозапись для начала урока, рисунки убежищ  (снежная нора, иглу, яма, пещера, заслон от снега),  сюжеты из видеофильма «Два Мороза».

    Ход урока

     1.Организация.

     2.Мотивационное начало.

     (Звучит запись на магнитофоне)

    Я мог умереть, когда перевернуло мой плот.

    Я мог задохнуться от дыма во время пожара.

    Я мог замерзнуть во время сильного мороза,

    Но однажды, увидев смерть в лицо,

    Я стал внимателен и очень осторожен.

    Давайте не отдавать жизнь дешево!

    Давайте учиться выживать!

    Жизнь стоит того, чтобы бороться за каждую её минуту.

    Учитель:  

    - Никто из нас, к сожалению, не застрахован от несчастного случая, аварии, трагической случайности, словом каждый из нас может оказаться в чрезвычайной ситуации.

    -  Давайте, ребята, вспомним, что такое чрезвычайная ситуация?

    -  Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? СЛАЙД №2

    ( пожары, землетрясения, цунами, лавины, кораблекрушения, авиакатастрофы, и т. д.)

    3.  Определение  чрезвычайной ситуации. Работа в группах. 

    (Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с заданием)

    Задание: Определите произведение и  какая ЧС описывается в нём. СЛАЙД №3

    1 группа.

    « Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукать, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются»

            (Русская народная сказка «Маша и медведь», Маша заблудилась в лесу)  

    2 группа.

    «…Хозяйка и Василий,

    Усатый старый кот,

    Не скоро проводили

    Соседей до ворот.

    Словечко за словечком –

    И снова разговор,

    А дома перед печкой

    Огонь прожег ковер.

    Еще одно мгновенье –

    И легкий огонек

    Сосновые поленья

    Окутал, обволок.

    Взобрался по обоям,

    Вскарабкался на стол,

    И разлетелся роем

    Золотокрылых пчел.

    Вернулся кот Василий

    И кошка вслед за ним,

    И вдруг заголосили:

    - Пожар! Горим! Горим!

    С треском, щелканьем и громом

    Встал огонь над новым домом,

    Озирается кругом,

    Машет красным рукавом».

                            (С.Я.Маршак «Кошкин дом», пожар в помещении)

    3 группа.

    «Итак, я больше не думал ни о корабле, ни о вещах, которые на нём остались. Правда, после бури могло прибить к берегу кое-какие обломки. Так оно потом и случилось. Мои мысли теперь были всецело поглощены вопросам, как мне обезопасить себя от дикарей, если таковые окажутся, от зверей, если они водятся на острове. Я долго думал, каким способом достигнуть того и какое мне лучше использовать жильё: выкопать ли пещеру или поставить палатку и хорошенько ее укрепить. В конце концов, я решил сделать и то и другое»

    (Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», кораблекрушение)

    4 группа.

    Всё быстрей порошу кружит

    Карусель поющей вьюги.

    В норы снежные от стужи

    Позапрятались зверюги.

    Наш Эдейка безутешный

    Тоже юркнул в снег глубокий

    И уснул во тьме кромешной,

    Как волчонок одинокий,

    И над ним все выше, выше

    Наметала холмик вьюга….

                    (Л. Лапцуй «Эдейка», вьюга)

    СЛАЙД №4

    - Кто поможет человеку, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации? (Прежде всего он сам)

    4.Выход на тему.

    - Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной ЧС, а с какой именно вы должны догадаться сами, посмотрев сценку из русской народной сказки « Морозко». СЛАЙД №5

    (Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из этой сказки)

    Автор:   Сидит девушка под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит –невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает.

     Морозко:      Тепло ли тебе, девица?

    Падчерица:   Тепло,  Морозушко, тепло, батюшка.

    Автор:           Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощёлкивает.

    Морозко:       Тепло ли тебе, девица? Тепло тебе, красная?

    Автор:           Она чуть дух переводит:

    Падчерица:    Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

    Автор:           Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защёлкал.

    Морозко:   Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

    Автор:          Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

    Падчерица:   Ой, тепло, голубчик Морозушко!

    Автор:          Тут Морозко сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

    - Догадались о какой ЧС  говорится в этом отрывке? (о сильном морозе)

    5. Новая тема.

     - Иногда случается, что человек оказывается  на морозе вдали от жилища. Это  может произойти по разным причинам.

     -Как вы думаете по каким?  (сломали лыжу, далеко зашли от дома, заблудились и т. д.)

    - А у нас бывают сильные морозы? (Да, у нас морозы - частые гости. Зима продолжительная и суровая.)

    - Как же нам поступать и как выжить, если мы вдруг оказались на сильном морозе и до жилища  далеко? (ответы детей)

    - Сегодня на уроке  мы будем учиться выживать в природных условиях  наедине  с сильным морозом.

    - Как вы думаете, что происходит с человеком, когда он начинает замерзать?

    (появляется чувство страха и особенно оно проявляется, если человек один)

    - Как преодолеть эту главную опасность? (надо успокоиться)

    -Для того, чтобы успокоиться, достаточно, прикрыть глаза и медленно досчитать до 20.

    -Далее необходимо провести аутотренинг.

    (Аутотренинг показывает  подготовленный ученик)

    Я  спокоен. Я  смогу преодолеть холод. Мне уже  становиться  тепло. Я сильный у меня всё получится.

    6. Мобилизация на активную деятельность.

    - Страх, панику преодолели,  а что же делать потом? Подскажет нам русская народная сказка «Два мороза». Давайте посмотрим отрывки из этого видеофильма. СЛАЙД №6

    ( В первом отрывке  учитель показывает  как  Мороз – Красный нос забрался в шубу, шапку, сапоги барину и чуть живого в городе из повозки отпустил.

    Во втором отрывке - как Мороз - Синий нос не мог справиться с мужиком потому, что он бежал за повозкой, дрова рубил, много работал.)

    • Что же подсказала  вам эта сказка?
    • Что надо обязательно делать на морозе?

    (двигаться, играть в подвижные игры, выполнять какую-нибудь физическую работу)

    7. Физминутка.

    - Сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мною несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться. Мы с вами живём  в суровых климатических условиях, поэтому эти упражнения  нам надо знать обязательно. СЛАЙД №7

    1. Если мерзнут ноги, делайте широкие махи вперёд - назад ногами.
    2. Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а также сжимайте и разжимайте пальцы рук.
    3. При обмерзании лица нужно вызвать прилив  крови к лицу, для этого  пройдите, сильно согнувшись вперед,  или сделайте 10-15 глубоких наклонов.

    8. Роль одежды при пребывании на морозе.

    - Отчего же ещё зависит выживание  при низких температурах?

     - Отгадайте эти загадки, а их отгадки будут вам подсказкой. СЛАЙД №8

    Сижу верхом,

    Не ведаю, на ком.

            (шапка)

    Чтоб не мёрзнуть пять ребят

    В печке вязанной сидят.

           (варежка)

    Весь в шерсти, а кожи нет.

            (валенок)

    Два брата не могут расстаться:

    Утром – в дорогу, ночью – к порогу. (сапоги)

    Зимой протянулся, а летом свернулся.

         (шарф)

    -Как это всё называется?  (одежда и обувь)

    - Да, действительно, от одежды и обуви  зависит многое.

    Сейчас я предлагаю вам блиц - турнир. СЛАЙД №9

    1.Какая ткань лучше всего сохраняет тепло? (шерстяная)

    2.Что лучше греет: комбинезон или 2-3 свитера? (свитера т. к. многослойная одежда лучше удерживает тепло)

    3. Сколько времени может удерживать тепло даже  самая теплая одежда? (полчаса)

    4. 90% всех обморожений приходиться на нижние конечности, ноги. Почему?

    (слишком тесная обувь, её следует одевать большего размера, чтобы она налезала на 2 пары носков)

    5.Какая одежда ведёт к сильному охлаждению? (влажная)

    9. Роль  убежища при  пребывании на морозе. СЛАЙД №10

     - Если вы остались в лесу в холодное время года, вам необходимо устроить убежище. Ночлегом или убежищем могут быть:  (показ рисунков)

    1. Иглу – это убежище, построенное из кирпичей, нарезанных из снега.
    2. Заслон из снега.
    3. Яма, пещера в снегу
    4. Снежная нора.
    5. «Охотничий способ» - развести костёр, прогреть землю, сдвинуть в сторону костёр и, подстелив подручный материал, лечь.
    6. Если ничего не можете сделать, тогда сядьте на что-нибудь, повернувшись спиной к ветру.

    Помните:  в любом укрытие закрытого типа не забудьте сделать небольшое отверстие! СЛАЙД №11

    10. Последствия пребывания на сильном морозе.

    - Частые последствия длительного пребывания на сильном морозе – это обморожения.

    Обморожения  не вызывает боли, поэтому можно обморозиться не заметив этого. В нашей местности морозы бывают достаточно сильные, поэтому случаи обморожения встречаются часто, особенно у детей. Поэтому надо, прежде всего, знать признаки обморожения. Давайте их назовём. СЛАЙД №12

    1. Потеря чувствительности кожи.
    2. Появление на участке тела беловатого или сероватого оттенка.
    3. Мышечная слабость.
    4. Повышенная сонливость.

     11.Действия при обморожении.   Работа в группах. СЛАЙД №13

    (Ребята показывают и рассказывают, что они будут предпринимать при обморожении, информацию находят в учебнике)

    1 группа – обморожение лица: приложить тёплую ладонь на обмороженное место, нельзя  растирать и массировать, прикладывать снег и лёд, напоить горячим чаем.

    2 группа -  замерзли ноги: выполнить ранее разученные упражнения, поместить в  тёплое помещение, освободить ноги от обуви, чтобы поступало тепло.

    3 группа – тяжёлый случай холодовых поражений: изолировать от воздействия холода, снять с пострадавшего одежду, одев тёплую или сухую, обогреть в ванной с температурой воды не более  + 40 С, нельзя замёрзшего человека усаживать близко к огню или отопительным приборам, обогрев должен быть постепенным и равномерным.

    4 группа – замёрзли руки: выполнить упражнения, которые усилят кровообращение рук, укутать руки тёплым мягким бельём.

    12.  Работа с пословицами. СЛАЙД №14

     - В давние времена люди не изучали разные ситуации, но используя свой жизненный опыт неплохо их преодолевали и  в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.

    -На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит. (да не велит стоять Мороз невелик)

    Мороз невелик, да стоять не велит.

    Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

    Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет

    Два друга – мороз да вьюга.

    13. Подведение итогов.

    - С какой ЧС мы познакомились сегодня на уроке?

    - Может ли возникнуть данная ситуация в нашей местности?

    - Назовите способы, которые помогут преодолеть эту ситуацию.

    - Закончите предложения:

    Если человек ещё дрожит от холода, значит, дело …….(не так уж плохо).

    Нельзя замёрзшего человека усаживать……(близко к огню).

    Выживание при низких температурах зависит от  состояния…(одежды и обуви).

    14. Выставление оценок с учётом работы в группах.

    15. Домашнее задание. Дифференцированное.

    Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней  способы выживания при сильных морозах.

    Человек  способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать, быть спокойным и уравновешенным,  и если он обладает достаточными знаниями. Вот почему надо знать ЧС и способы их преодоления. А я желаю вам, чтобы вы никогда  в жизни не  подвергались этим ситуациям.

    СЛАЙД №15

    ЛИТЕРАТУРА

    1. В. П. Ситников. Что делать в чрезвычайных ситуациях.
    2. Журнал  «Основы безопасности жизни»  2013 г №1, 9.
    3. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 2-4 классы, авт. В.В. Поляков
    4. Русская народная сказка «Морозко».
    5. Программно-методические материалы. Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы.
    6. В. Сюньков  ОБЖ  в начальной школе.
    7. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения.
    8. http://www.liveinternet.ru 
    9. http://images.yandex.ru 


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    ИГРА Зоологические забеги наедине с природой.

    Игра, основанная на конкурсной программе для детей начальных классов....

    Классный час на тему "Наедине с осенью."

    Тема: Наедине с осенью  Цель:воспитывать чувство прекрасного, бережное отношение к природе.Звучит отрывок из композиции П. И. Чайковского «Времена года» «Осенняя песня».Ход классного часаВед...

    Наедине с книгой. А.Гайдар "Тимур и его команда"

    Урок по литературному чтению. 4 класс Система Занкова...

    Литературно-музыкальный вечер "Наедине с осенью"

    Цели. 1. Прививать учащимся интерес к поэзии и классической музыке, любовь к родному краю, бережное отношение к природе. 2. Развивать эстетический вкус, внимательное отношение к слову, чувство прекрас...

    Открытый урок по ОБЖ "Наедине с морозом"

    Учить учащихся анализировать свою деятельность, делать выводы, рассуждать. Виды обморожения. Оказание первой  помощи при обморожении....

    Открытый урок по ОБЖ "Наедине с морозом"

    Учить учащихся анализировать свою деятельность, делать выводы, рассуждать. Виды обморожения. Оказание первой  помощи при обморожении....

    Урок – практикум «Действия с числами в пределах 1 млн. Решение задач»

    Данный урок предназначен для учащихся 8 класса, обучающихся по специальной (коррекционной) программе 8 вида по предмету математика. Урок направлен на развитие умения применять полученные знания при ре...