Урок - практикум «Наедине с морозом»
план-конспект урока по обж (3, 4 класс)

Никитенко Валентина Николаевна
Урок - практикум «Наедине с морозом». 3-4 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka_.doc60.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

 «Средняя общеобразовательная школа №3 с углублённым изучением

 отдельных предметов»  

Урок - практикум

в 3-4  классах

 «Наедине с морозом»

 

Никитенко Валентина Николаевна,

учитель начальных классов

МБОУ СОШУИП №3

г. Лабытнанги

Цель:

  1. Систематизировать знания о безопасных действиях при сильных морозах.
  2. Формировать умения действовать в случае пребывания  на морозе.
  3. Учить оказывать  первую  помощь  пострадавшему при обморожении.
  4. Воспитывать культуру безопасной жизнедеятельности.

Оборудование: аудиозапись для начала урока, рисунки убежищ  (снежная нора, иглу, яма, пещера, заслон от снега),  сюжеты из видеофильма «Два Мороза».

Ход урока

 1.Организация.

 2.Мотивационное начало.

 (Звучит запись на магнитофоне)

Я мог умереть, когда перевернуло мой плот.

Я мог задохнуться от дыма во время пожара.

Я мог замерзнуть во время сильного мороза,

Но однажды, увидев смерть в лицо,

Я стал внимателен и очень осторожен.

Давайте не отдавать жизнь дешево!

Давайте учиться выживать!

Жизнь стоит того, чтобы бороться за каждую её минуту.

Учитель:  

- Никто из нас, к сожалению, не застрахован от несчастного случая, аварии, трагической случайности, словом каждый из нас может оказаться в чрезвычайной ситуации.

-  Давайте, ребята, вспомним, что такое чрезвычайная ситуация?

-  Какие чрезвычайные ситуации вы знаете? СЛАЙД №2

( пожары, землетрясения, цунами, лавины, кораблекрушения, авиакатастрофы, и т. д.)

3.  Определение  чрезвычайной ситуации. Работа в группах. 

(Класс делится на 4 группы, каждая группа получает карточку с заданием)

Задание: Определите произведение и  какая ЧС описывается в нём. СЛАЙД №3

1 группа.

« Пришли девочки в лес, стали собирать грибы да ягоды. Вот Машенька – деревце за деревце, кустик за кустик – и ушла далеко-далеко от подружек. Стала она аукать, стала их звать, а подружки не слышат, не отзываются»

        (Русская народная сказка «Маша и медведь», Маша заблудилась в лесу)  

2 группа.

«…Хозяйка и Василий,

Усатый старый кот,

Не скоро проводили

Соседей до ворот.

Словечко за словечком –

И снова разговор,

А дома перед печкой

Огонь прожег ковер.

Еще одно мгновенье –

И легкий огонек

Сосновые поленья

Окутал, обволок.

Взобрался по обоям,

Вскарабкался на стол,

И разлетелся роем

Золотокрылых пчел.

Вернулся кот Василий

И кошка вслед за ним,

И вдруг заголосили:

- Пожар! Горим! Горим!

С треском, щелканьем и громом

Встал огонь над новым домом,

Озирается кругом,

Машет красным рукавом».

                        (С.Я.Маршак «Кошкин дом», пожар в помещении)

3 группа.

«Итак, я больше не думал ни о корабле, ни о вещах, которые на нём остались. Правда, после бури могло прибить к берегу кое-какие обломки. Так оно потом и случилось. Мои мысли теперь были всецело поглощены вопросам, как мне обезопасить себя от дикарей, если таковые окажутся, от зверей, если они водятся на острове. Я долго думал, каким способом достигнуть того и какое мне лучше использовать жильё: выкопать ли пещеру или поставить палатку и хорошенько ее укрепить. В конце концов, я решил сделать и то и другое»

(Д. Дефо «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо», кораблекрушение)

4 группа.

Всё быстрей порошу кружит

Карусель поющей вьюги.

В норы снежные от стужи

Позапрятались зверюги.

Наш Эдейка безутешный

Тоже юркнул в снег глубокий

И уснул во тьме кромешной,

Как волчонок одинокий,

И над ним все выше, выше

Наметала холмик вьюга….

                (Л. Лапцуй «Эдейка», вьюга)

СЛАЙД №4

- Кто поможет человеку, оказавшемуся в чрезвычайной ситуации? (Прежде всего он сам)

4.Выход на тему.

- Сегодня на уроке мы познакомимся ещё с одной ЧС, а с какой именно вы должны догадаться сами, посмотрев сценку из русской народной сказки « Морозко». СЛАЙД №5

(Заранее подготовленные дети инсценируют отрывок из этой сказки)

Автор:   Сидит девушка под елью, дрожит, озноб ее пробирает. Вдруг слышит –невдалеке Морозко по ёлкам потрескивает, с ёлки на ёлку поскакивает, пощёлкивает. Очутился на той ели, под которой девица сидит, и сверху её спрашивает.

 Морозко:      Тепло ли тебе, девица?

Падчерица:   Тепло,  Морозушко, тепло, батюшка.

Автор:           Морозко стал ниже спускаться, сильнее потрескивает, пощёлкивает.

Морозко:       Тепло ли тебе, девица? Тепло тебе, красная?

Автор:           Она чуть дух переводит:

Падчерица:    Тепло, Морозушко, тепло, батюшка.

Автор:           Морозко ещё ниже спустился, пуще затрещал, сильнее защёлкал.

Морозко:   Тепло ли тебе, девица? Тепло ли тебе, красная? Тепло ли тебе, лапушка?

Автор:          Девица окостеневать стала, чуть-чуть языком шевелит:

Падчерица:   Ой, тепло, голубчик Морозушко!

Автор:          Тут Морозко сжалился над девицей, окутал её тёплыми шубами, отогрел пуховыми одеялами.

- Догадались о какой ЧС  говорится в этом отрывке? (о сильном морозе)

5. Новая тема.

 - Иногда случается, что человек оказывается  на морозе вдали от жилища. Это  может произойти по разным причинам.

 -Как вы думаете по каким?  (сломали лыжу, далеко зашли от дома, заблудились и т. д.)

- А у нас бывают сильные морозы? (Да, у нас морозы - частые гости. Зима продолжительная и суровая.)

- Как же нам поступать и как выжить, если мы вдруг оказались на сильном морозе и до жилища  далеко? (ответы детей)

- Сегодня на уроке  мы будем учиться выживать в природных условиях  наедине  с сильным морозом.

- Как вы думаете, что происходит с человеком, когда он начинает замерзать?

(появляется чувство страха и особенно оно проявляется, если человек один)

- Как преодолеть эту главную опасность? (надо успокоиться)

-Для того, чтобы успокоиться, достаточно, прикрыть глаза и медленно досчитать до 20.

-Далее необходимо провести аутотренинг.

(Аутотренинг показывает  подготовленный ученик)

Я  спокоен. Я  смогу преодолеть холод. Мне уже  становиться  тепло. Я сильный у меня всё получится.

6. Мобилизация на активную деятельность.

- Страх, панику преодолели,  а что же делать потом? Подскажет нам русская народная сказка «Два мороза». Давайте посмотрим отрывки из этого видеофильма. СЛАЙД №6

( В первом отрывке  учитель показывает  как  Мороз – Красный нос забрался в шубу, шапку, сапоги барину и чуть живого в городе из повозки отпустил.

Во втором отрывке - как Мороз - Синий нос не мог справиться с мужиком потому, что он бежал за повозкой, дрова рубил, много работал.)

  • Что же подсказала  вам эта сказка?
  • Что надо обязательно делать на морозе?

(двигаться, играть в подвижные игры, выполнять какую-нибудь физическую работу)

7. Физминутка.

- Сейчас я предлагаю вам выполнить вместе со мною несколько упражнений, которые помогут вам усилить кровообращение на замерзающем участке тела и тем самым согреться. Мы с вами живём  в суровых климатических условиях, поэтому эти упражнения  нам надо знать обязательно. СЛАЙД №7

  1. Если мерзнут ноги, делайте широкие махи вперёд - назад ногами.
  2. Если замерзают руки, выполняйте энергичные махи руками от плеча, а также сжимайте и разжимайте пальцы рук.
  3. При обмерзании лица нужно вызвать прилив  крови к лицу, для этого  пройдите, сильно согнувшись вперед,  или сделайте 10-15 глубоких наклонов.

8. Роль одежды при пребывании на морозе.

- Отчего же ещё зависит выживание  при низких температурах?

 - Отгадайте эти загадки, а их отгадки будут вам подсказкой. СЛАЙД №8

Сижу верхом,

Не ведаю, на ком.

        (шапка)

Чтоб не мёрзнуть пять ребят

В печке вязанной сидят.

       (варежка)

Весь в шерсти, а кожи нет.

        (валенок)

Два брата не могут расстаться:

Утром – в дорогу, ночью – к порогу. (сапоги)

Зимой протянулся, а летом свернулся.

     (шарф)

-Как это всё называется?  (одежда и обувь)

- Да, действительно, от одежды и обуви  зависит многое.

Сейчас я предлагаю вам блиц - турнир. СЛАЙД №9

1.Какая ткань лучше всего сохраняет тепло? (шерстяная)

2.Что лучше греет: комбинезон или 2-3 свитера? (свитера т. к. многослойная одежда лучше удерживает тепло)

3. Сколько времени может удерживать тепло даже  самая теплая одежда? (полчаса)

4. 90% всех обморожений приходиться на нижние конечности, ноги. Почему?

(слишком тесная обувь, её следует одевать большего размера, чтобы она налезала на 2 пары носков)

5.Какая одежда ведёт к сильному охлаждению? (влажная)

9. Роль  убежища при  пребывании на морозе. СЛАЙД №10

 - Если вы остались в лесу в холодное время года, вам необходимо устроить убежище. Ночлегом или убежищем могут быть:  (показ рисунков)

  1. Иглу – это убежище, построенное из кирпичей, нарезанных из снега.
  2. Заслон из снега.
  3. Яма, пещера в снегу
  4. Снежная нора.
  5. «Охотничий способ» - развести костёр, прогреть землю, сдвинуть в сторону костёр и, подстелив подручный материал, лечь.
  6. Если ничего не можете сделать, тогда сядьте на что-нибудь, повернувшись спиной к ветру.

Помните:  в любом укрытие закрытого типа не забудьте сделать небольшое отверстие! СЛАЙД №11

10. Последствия пребывания на сильном морозе.

- Частые последствия длительного пребывания на сильном морозе – это обморожения.

Обморожения  не вызывает боли, поэтому можно обморозиться не заметив этого. В нашей местности морозы бывают достаточно сильные, поэтому случаи обморожения встречаются часто, особенно у детей. Поэтому надо, прежде всего, знать признаки обморожения. Давайте их назовём. СЛАЙД №12

  1. Потеря чувствительности кожи.
  2. Появление на участке тела беловатого или сероватого оттенка.
  3. Мышечная слабость.
  4. Повышенная сонливость.

 11.Действия при обморожении.   Работа в группах. СЛАЙД №13

(Ребята показывают и рассказывают, что они будут предпринимать при обморожении, информацию находят в учебнике)

1 группа – обморожение лица: приложить тёплую ладонь на обмороженное место, нельзя  растирать и массировать, прикладывать снег и лёд, напоить горячим чаем.

2 группа -  замерзли ноги: выполнить ранее разученные упражнения, поместить в  тёплое помещение, освободить ноги от обуви, чтобы поступало тепло.

3 группа – тяжёлый случай холодовых поражений: изолировать от воздействия холода, снять с пострадавшего одежду, одев тёплую или сухую, обогреть в ванной с температурой воды не более  + 40 С, нельзя замёрзшего человека усаживать близко к огню или отопительным приборам, обогрев должен быть постепенным и равномерным.

4 группа – замёрзли руки: выполнить упражнения, которые усилят кровообращение рук, укутать руки тёплым мягким бельём.

12.  Работа с пословицами. СЛАЙД №14

 - В давние времена люди не изучали разные ситуации, но используя свой жизненный опыт неплохо их преодолевали и  в виде пословиц, поговорок, сказок передавали это всё следующему поколению.

-На доске записаны пословицы, но слова в них перепутаны. Вам нужно составить пословицу и определить чему она учит. (да не велит стоять Мороз невелик)

Мороз невелик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Мороз и железо рвет, и на лету птицу бьет

Два друга – мороз да вьюга.

13. Подведение итогов.

- С какой ЧС мы познакомились сегодня на уроке?

- Может ли возникнуть данная ситуация в нашей местности?

- Назовите способы, которые помогут преодолеть эту ситуацию.

- Закончите предложения:

Если человек ещё дрожит от холода, значит, дело …….(не так уж плохо).

Нельзя замёрзшего человека усаживать……(близко к огню).

Выживание при низких температурах зависит от  состояния…(одежды и обуви).

14. Выставление оценок с учётом работы в группах.

15. Домашнее задание. Дифференцированное.

Нарисовать убежище или сочинить сказку, описав в ней  способы выживания при сильных морозах.

Человек  способен выжить в любых самых трудных условиях, если он умеет грамотно и решительно действовать, быть спокойным и уравновешенным,  и если он обладает достаточными знаниями. Вот почему надо знать ЧС и способы их преодоления. А я желаю вам, чтобы вы никогда  в жизни не  подвергались этим ситуациям.

СЛАЙД №15

ЛИТЕРАТУРА

  1. В. П. Ситников. Что делать в чрезвычайных ситуациях.
  2. Журнал  «Основы безопасности жизни»  2013 г №1, 9.
  3. Учебник «Основы безопасности жизнедеятельности» 2-4 классы, авт. В.В. Поляков
  4. Русская народная сказка «Морозко».
  5. Программно-методические материалы. Основы безопасности жизнедеятельности 1-11 классы.
  6. В. Сюньков  ОБЖ  в начальной школе.
  7. Дэвис Б. Энциклопедия выживания и спасения.
  8. http://www.liveinternet.ru 
  9. http://images.yandex.ru 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока литературного чтения 2 класс по теме "Урок коллективного творчества "Царство Мороза Ивановича"

Технологическая карта урока литературного чтения  составлена в соответствии с ФГОС....

Открытый урок по ОБЖ "Наедине с морозом"

Учить учащихся анализировать свою деятельность, делать выводы, рассуждать. Виды обморожения. Оказание первой  помощи при обморожении....

Открытый урок по ОБЖ "Наедине с морозом"

Учить учащихся анализировать свою деятельность, делать выводы, рассуждать. Виды обморожения. Оказание первой  помощи при обморожении....

Урок по литературному чтению в 3 классе. Урок-практикум по развитию читательских умений (В.Бианки "Неслышимка")

Презентация к уроку №8 из раздела "Природа летом" (В.Бианки "Неслышимка")....

Конспект урока с презентацией к уроку "В. Ф. Одоевский "Мороз Иванович"

Цель: познакомить с авторской сказкой В.Ф. Одоевского «Мороз Иванович»Планируемые предметные результаты:обучающиеся должны уметь читать произведения вслух с постепенным переходо...

Презентация к уроку. В.Ф. Одоевский. Мороз Иванович. 1-й урок

Презентация к первому уроку литературного чтения В.Ф.Одоевский. Мороз Иванович...